Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 22:12, реферат
Нами будет рассмотрена тема “Ницше и христианство” . Целью моей работы является рассмотрение взаимосвязи Ницше и христианства. Мы проанализируем “Закон против христианства” ,выделим основные тезисы. Главной для нас задачей является выявление обвинения Ницше христианства, рассмотрим его точку зрения, уточним проблему веры и морали, сделаем логический вывод.
Христианская
мораль является недоразумением в силу
прежде всего того, что она призвана
победить страсти и инстинкты
с целью исправить человека и
сделать его лучше на основе требований
разума. Однако, согласно Ницше, подъем
добродетельности несовместим с
одновременным ростом ума и понимания,
а источник счастья заключается
вовсе не в разуме, а в жизненных
инстинктах.
Поэтому отказываться в морали от страстей
и инстинктов – значит подрывать корень
человеческой жизни и тем самым придавать
морали противоестественное состояние.
По мнению Ницше, всякая мораль отрицает
жизнь, ибо направлена на борьбу с инстинктами
и влечениями человека.
Христианские моралисты пытались всеми силами заглушить, искоренить, вырвать вон и тем самым очистить человеческую душу от скверны. Основанием для этого служил тот факт, что страсти часто оказываются источником больших бед. К тому же, будучи связаны со стремлением людей к мимолетным удовольствиям и наслаждениям, они представлялись как проявление животного начала в человеке, поэтому оценивались в качестве ненормальных и опасных явлений. Когда индивид оказывается в подчинении у своих страстей, он утрачивает способность разумного контроля за своим поведением и тем самым, пусть временно, перестает быть мыслящим существом. Но в жизни человека только то правильно и нормально, что направляется разумом. Отсюда делался вывод, что человек не может быть «хорошим», пока не освободится от своих дурных и предосудительных страстей.
Христианская мораль как инстинкт стада, как своеобразная иллюзия рода является определенной тиранией и гнетом по отношению к отдельно взятой личности, особенно и прежде всего высшей. Принуждая к выполнению нравственного долга, она лишает человека свободы, независимости, самостоятельности, активности, творчества и заставляет его жертвовать собой для будущего. Быть моральным – значит оказывать послушание и повиновение издревле установленному закону или обычаю. личность тем самым попадает в зависимость от нравственных традиций. В этой связи оказывается, что уважения в ней достойно лишь то, в какой мере она способна повиноваться.
Мораль
долга требует от индивида постоянно
держать себя в руках, то есть неукоснительно
руководствоваться и
Долг
заставляет человека работать, думать,
чувствовать без внутренней необходимости,
без глубокого личного выбора,
без удовольствия, то есть автоматически.
Это ведет к обеднению
Ограничивающий свободу личности моральный долг посредством воспитания внедряется в духовный мир человека в виде совести, представляющей собой сознание вины и в то же время своеобразный внутренний трибунал, который постоянно заставляет индивида находиться в подчинении у общества. Совесть – это общественный долг, то есть стадный инстинкт, ставший внутренним убеждением и мотивом поведения личности. Она осуждает поступок потому, что он долгое время был осуждаем в обществе.
Отвергая
христианскую мораль, основным понятием
которой является понятие вины, Ницше
не мог не отвергать и совесть
как сознание вины. Для
Ницше совесть предстает в качестве чисто
негативного феномена, недостойного какого-либо
уважения. Ницше призывал «ампутировать»
совесть, которая в его понимании является
только сознанием вины, ответственности,
долженствования, некоего суда…
Но место
христианской морали Ницше предлагал
мораль эгоизма
(имморали), когда поведение отдельно взятого
человека предельно раскрепощается. Эгоизм
– это способ жизни человека за счет других.
Для эгоиста другие имеют значение только
как средства. Целью же является он сам,
всегда и при любых обстоятельствах. Эгоизм
выступает главным пунктом в искусстве
самосохранения личности и ее становления
самой собой. Только в морали эгоизма личность
приобретает сознание своей бесконечной
ценности.
Согласно
Ницше, право на эгоизм должны иметь
не все, а только высшие люди, с жизнью
которых якобы связано развитие
человеческого рода.
Незнатные, слабые и посредственные люди
не имеют права на эгоизм, поскольку он
ориентировал бы их на самоутверждение
и отнимание места под солнцем у высших
людей. Поэтому «слабые и неудачники должны
погибнуть: первое положение нашей любви
к человеку. И им должно еще помочь в этом».
Таким
образом, Христианство навязывает жизни
воображаемый смысл, препятствуя тем самым
выявлению смысла истинного и заменяя
реальные цели идеальными. В мире же, в
котором «Бог мертв» и не существует более
моральной тирании, человек остается одиноким
и свободным. Но одновременно он становится
и ответственным за все существующее,
ибо разум находит полное освобождение,
лишь руководствуясь осознанным выбором,
лишь взваливая на себя определенные обязательства.
И если необходимости невозможно избежать,
то истинная свобода и заключается в ее
полном принятии. принять мир земной и
не тешить себя иллюзиями о мире потустороннем
– это означает господствовать над всем
земным. Ницше потому и отвергал христианство,
что оно отрицает свободу духа, самостоятельность
и ответственность человека, превращает
несвободу в идеал, а смирение – в добродетель.
Заключение
Таким образом,за сорок четыре года жизни,
прожитых с ясным рассудком (с 1844 по 1889
годы) Фридрих Ницше успел создать теории,
не имевшие и не имеющие себе аналогов
как по высказанным в них идеям, так и по
масштабам охвата. Интересы Ницше как
философа простирались буквально всюду.
Ещё будучи начинающим философом, он ловил
себя на чересчур широком спектре интересов,
став же философом и приобретя, хоть и
малое, но уже звучное имя на этой стезе
,он со свойственной ему активностью бросился
к анализу и переоценке не просто какого-либо
направления ,но человека ,совмещающего
в себе весь накопленный им опыт.
Ницше можно не любить, не принимать, оспаривать
с полным на то правом.
Литература
«Беспокойство
духа», М.:Знание, серия «Философия и
жизнь» №3/1992
1. «Сумерки богов» / Сост. и общ. ред. А.
А. Яковлева: перевод. -
М.:Политиздат, 1990.-398 с.
«Фридрих
Ницше и русская религиозная
философия» в двух томах / сост.
Войская И.Т., Минск, 1996
Виндельбанд
В. «От Канта до Ницше» / пер. с
нем. под ред.
А.И.Введенского. – М.: «Канон-пресс», 1998.-
496 с.
2. Делез Ж. «Тайна Ариадны» - Вопросы философии,
№4/1993
Дудкин
В.В. «Достоевский и Ницше (проблема
человека)»,- Петрозаводск,
1994.- 153 с.
3. Игнатов А. «Черт и сверхчеловек. предчувствие
тоталитаризма Достоевским и Ницше» –
Вопросы философии, №4/1993
Кучевский В.Б. «Философия нигилизма Фридриха Ницше»,- М., 1996.- 166 с.
Немировская
А.З. «Ницше: мораль «по ту сторону
добра и зла»,
М.:Знание, серия «Этика» №6/1991
Новиков
А. «Так говорил Фридрих Ницше» –
Аврора, №11-12/1992
4. Патрушев А.И. «Жизнь и драма Фридриха
Ницше» – Новая и новейшая история,
№5/1993
5. Скворцов А. «Достоевский и Ницше о Боге
и безбожии» - Октябрь, №11/1996
6. Ф. Ницше «Антихристианин: Опыт критики
христианства»
Ф. Ницше
«К генеалогии морали»
7. Ф. Ницше «По ту сторону добра и зла»
8. Ф. Ницше «Так говорил Заратустра»
9. Ф. Ницше «Человеческое, слишком человеческое»
Цвейг С. «Вчерашний мир», - М.:Радуга, 1991.–
544 с.
Шаповал С.И. «Этика Фридриха Ницше и современная буржуазная теория морали» – автореферат, - Киев, 1988
Ясперс
К. «Ницше и христианство», - М.:Медиум,
1993