Ницше и христианство

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 22:12, реферат

Описание работы

Нами будет рассмотрена тема “Ницше и христианство” . Целью моей работы является рассмотрение взаимосвязи Ницше и христианства. Мы проанализируем “Закон против христианства” ,выделим основные тезисы. Главной для нас задачей является выявление обвинения Ницше христианства, рассмотрим его точку зрения, уточним проблему веры и морали, сделаем логический вывод.

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 51.95 Кб (Скачать)

Христианская  мораль является недоразумением в силу прежде всего того, что она призвана победить страсти и инстинкты  с целью исправить человека и  сделать его лучше на основе требований разума. Однако, согласно Ницше, подъем добродетельности несовместим с  одновременным ростом ума и понимания, а источник счастья заключается  вовсе не в разуме, а в жизненных  инстинктах. 
Поэтому отказываться в морали от страстей и инстинктов – значит подрывать корень человеческой жизни и тем самым придавать морали противоестественное состояние. По мнению Ницше, всякая мораль отрицает жизнь, ибо направлена на борьбу с инстинктами и влечениями человека.

Христианские  моралисты пытались всеми силами заглушить, искоренить, вырвать вон  и тем самым очистить человеческую душу от скверны. Основанием для этого  служил тот факт, что страсти часто  оказываются источником больших  бед. К тому же, будучи связаны со стремлением людей к мимолетным удовольствиям и наслаждениям, они  представлялись как проявление животного  начала в человеке, поэтому оценивались  в качестве ненормальных и опасных  явлений. Когда индивид оказывается  в подчинении у своих страстей, он утрачивает способность разумного  контроля за своим поведением и тем  самым, пусть временно, перестает  быть мыслящим существом. Но в жизни  человека только то правильно и нормально, что направляется разумом. Отсюда делался  вывод, что человек не может быть «хорошим», пока не освободится от своих  дурных и предосудительных страстей.

Христианская  мораль как инстинкт стада, как своеобразная иллюзия рода является определенной тиранией и гнетом по отношению к  отдельно взятой личности, особенно и  прежде всего высшей. Принуждая к  выполнению нравственного долга, она  лишает человека свободы, независимости, самостоятельности, активности, творчества и заставляет его жертвовать собой  для будущего. Быть моральным –  значит оказывать послушание и повиновение  издревле установленному закону или  обычаю. личность тем самым попадает в зависимость от нравственных традиций. В этой связи оказывается, что уважения в ней достойно лишь то, в какой мере она способна повиноваться.

Мораль  долга требует от индивида постоянно  держать себя в руках, то есть неукоснительно руководствоваться и подчиняться  ее раз и навсегда установленным  правилам, что при наличии неизбежных проявлений присущих ему естественных побуждений и склонностей не может  не порождать раздражительность  и внутреннее напряжение. выполняя одинаковые для всех нормы нравственности, человек оказывается в своем поведении запрограммированным на определенный стандарт и образ действия, что уничтожает его индивидуальность, ибо не позволяет ему проявить себя.

Долг  заставляет человека работать, думать, чувствовать без внутренней необходимости, без глубокого личного выбора, без удовольствия, то есть автоматически. Это ведет к обеднению личности, к ее самоотказу и отрицанию ее уникальности. Попадая в сферу  морали индивид обрекается кроме  того на постоянное болезненное недовольство собой, поскольку не в силах достичь  предписываемых ему нравственных идеалов  и целей. Человек перестает принадлежать себе и стремиться к достижению своих  интересов, в которых как раз  и выражается воля его жизненных  инстинктов. Тем самым человек  начинает выбирать и предпочитать не то, что ему нужно, а то, что  ему вредно.

Ограничивающий  свободу личности моральный долг посредством воспитания внедряется в духовный мир человека в виде совести, представляющей собой сознание вины и в то же время своеобразный внутренний трибунал, который постоянно  заставляет индивида находиться в подчинении у общества. Совесть – это общественный долг, то есть стадный инстинкт, ставший  внутренним убеждением и мотивом  поведения личности. Она осуждает поступок потому, что он долгое время  был осуждаем в обществе.

Отвергая  христианскую мораль, основным понятием которой является понятие вины, Ницше  не мог не отвергать и совесть  как сознание вины. Для 
Ницше совесть предстает в качестве чисто негативного феномена, недостойного какого-либо уважения. Ницше призывал «ампутировать» совесть, которая в его понимании является только сознанием вины, ответственности, долженствования, некоего суда…

Но место  христианской морали Ницше предлагал  мораль эгоизма 
(имморали), когда поведение отдельно взятого человека предельно раскрепощается. Эгоизм – это способ жизни человека за счет других. Для эгоиста другие имеют значение только как средства. Целью же является он сам, всегда и при любых обстоятельствах. Эгоизм выступает главным пунктом в искусстве самосохранения личности и ее становления самой собой. Только в морали эгоизма личность приобретает сознание своей бесконечной ценности.

Согласно  Ницше, право на эгоизм должны иметь  не все, а только высшие люди, с жизнью которых якобы связано развитие человеческого рода. 
Незнатные, слабые и посредственные люди не имеют права на эгоизм, поскольку он ориентировал бы их на самоутверждение и отнимание места под солнцем у высших людей. Поэтому «слабые и неудачники должны погибнуть: первое положение нашей любви к человеку. И им должно еще помочь в этом».

Таким образом, Христианство навязывает жизни воображаемый смысл, препятствуя тем самым выявлению смысла истинного и заменяя реальные цели идеальными. В мире же, в котором «Бог мертв» и не существует более моральной тирании, человек остается одиноким и свободным. Но одновременно он становится и ответственным за все существующее, ибо разум находит полное освобождение, лишь руководствуясь осознанным выбором, лишь взваливая на себя определенные обязательства. И если необходимости невозможно избежать, то истинная свобода и заключается в ее полном принятии. принять мир земной и не тешить себя иллюзиями о мире потустороннем – это означает господствовать над всем земным. Ницше потому и отвергал христианство, что оно отрицает свободу духа, самостоятельность и ответственность человека, превращает несвободу в идеал, а смирение – в добродетель. 
 
 

Заключение

     Таким образом,за сорок четыре года жизни, прожитых с ясным рассудком (с 1844 по 1889 годы) Фридрих Ницше успел создать теории, не имевшие и не имеющие себе аналогов как по высказанным в них идеям, так и по масштабам охвата. Интересы Ницше как философа простирались буквально всюду. Ещё будучи начинающим философом, он ловил себя на чересчур широком спектре интересов, став же философом и приобретя, хоть и малое, но уже звучное имя на этой стезе ,он со свойственной ему активностью бросился к анализу и переоценке не просто какого-либо направления ,но человека ,совмещающего в себе весь накопленный им опыт. 
Ницше можно не любить, не принимать, оспаривать с полным на то правом.

Литература

 
«Беспокойство духа», М.:Знание, серия «Философия и  жизнь» №3/1992 
1. «Сумерки богов» / Сост. и общ. ред. А. А. Яковлева: перевод. -

М.:Политиздат, 1990.-398 с.

«Фридрих  Ницше и русская религиозная  философия» в двух томах / сост. 
Войская И.Т., Минск, 1996

Виндельбанд В. «От Канта до Ницше» / пер. с  нем. под ред. 
А.И.Введенского. – М.: «Канон-пресс», 1998.- 496 с. 
2. Делез Ж. «Тайна Ариадны» - Вопросы философии, №4/1993

Дудкин  В.В. «Достоевский и Ницше (проблема человека)»,- Петрозаводск, 
1994.- 153 с. 
3. Игнатов А. «Черт и сверхчеловек. предчувствие тоталитаризма Достоевским и Ницше» – Вопросы философии, №4/1993

Кучевский В.Б. «Философия нигилизма Фридриха Ницше»,- М., 1996.- 166 с.

Немировская А.З. «Ницше: мораль «по ту сторону  добра и зла», 
М.:Знание, серия «Этика» №6/1991

Новиков А. «Так говорил Фридрих Ницше» –  Аврора, №11-12/1992 
4. Патрушев А.И. «Жизнь и драма Фридриха Ницше» – Новая и новейшая история,

№5/1993 
5. Скворцов А. «Достоевский и Ницше о Боге и безбожии» - Октябрь, №11/1996 
6. Ф. Ницше «Антихристианин: Опыт критики христианства»

Ф. Ницше  «К генеалогии морали» 
7. Ф. Ницше «По ту сторону добра и зла» 
8. Ф. Ницше «Так говорил Заратустра» 
9. Ф. Ницше «Человеческое, слишком человеческое» 
Цвейг С. «Вчерашний мир», - М.:Радуга, 1991.– 544 с.

Шаповал С.И. «Этика Фридриха Ницше и современная  буржуазная теория морали» – автореферат, - Киев, 1988

Ясперс  К. «Ницше и христианство», - М.:Медиум, 1993 
 
 
 

Информация о работе Ницше и христианство