Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 22:12, реферат
Нами будет рассмотрена тема “Ницше и христианство” . Целью моей работы является рассмотрение взаимосвязи Ницше и христианства. Мы проанализируем “Закон против христианства” ,выделим основные тезисы. Главной для нас задачей является выявление обвинения Ницше христианства, рассмотрим его точку зрения, уточним проблему веры и морали, сделаем логический вывод.
Введение
Нами будет рассмотрена тема “Ницше и христианство” . Целью моей работы является рассмотрение взаимосвязи Ницше и христианства. Мы проанализируем “Закон против христианства” ,выделим основные тезисы. Главной для нас задачей является выявление обвинения Ницше христианства, рассмотрим его точку зрения, уточним проблему веры и морали, сделаем логический вывод.
Предметом и объектом нашей работы является рассмотрение критики христианства. Это выполняется при помощи основных выводов Ницше.
Данная тема выбрана мной
Глава 1: Жизненный опыт Ницше
Фридрих Вильгельм Ницше родился в 1844
году в местечке Реккен в
Тюрингии, входившей в то время в состав
Пруссии. Отец Ницше был протестантским
священником, мать – дочерью пастора.
После смерти отца в
1849 году семейство перебирается в Наумбург,
где Фридрих Ницше поступает в гимназию.
Домашнее воспитание, пронизанное духом
протестантского благочестия, в окружении
матери, сестры, теток наложило отпечаток
на Ницше: он с детства хорошо знал библию,
любил поэзию и музыку. Его мягкие манеры,
рассудительность, вежливый тон вызывали
постоянные насмешки над «маленьким пастором»,
как его окрестили одноклассники.
Гимназия
давала основательное образование,
особенно в области классической
филологии. Неудивителен поэтому выбор
Ницше: хотя в Боннском университете
он сначала, по желанию матери, записался
на теологический факультет, но через
год, осенью 1865, сменил богословие на классическую
филологию. Вслед за своим профессором,
известным филологом, Ницше перебирается
в Лейпциг, где и заканчивает
университет. Будучи студентом,
Ницше пишет настолько квалифицированные
исследования, что его профессор рекомендует
еще не окончившего университетский курс
Ницше на место профессора классической
филологии в Базельском университете.
Сдав экзамены, быстро получив докторскую
степень за уже опубликованные студенческие
работы, Ницше перебирается в Базель, где
с 1869 года преподавал классическую филологию.
Уже в
гимназических сочинениях Ницше
был виден незаурядный
В 1882 году
Ницше написал в Генуе «Веселую
науку», в одном из фрагментов которой
– «Безумном человеке» - возникает
тема «смерти Бога», авторитет Бога
и церкви исчезает, на их место приходит
авторитет совести, авторитет разума.
В 1883 году Ницше всего за несколько месяцев
написал книгу «Так говорил Заратустра»,
первая часть которой заканчивается словами:
«Мертвы все боги; теперь мы хотим, чтобы
здравствовал сверхчеловек».
Сверхчеловек Ницше – это результат культурно-духовного
совершенствования человека, тип, настолько
превосходящий современного Ницше человека,
что он образует новый и особый биологический
тип. Сверхчеловек – это нравственный
образ, означающий высшую ступень духовного
расцвета человечества, олицетворение
новых моральных идеалов, этот сверхчеловек
приходит на место умершего Бога, он должен
вести человечество к совершенству, должен
восстановить в силе все качества человека.
Ницше
обрушивался на один из главных постулатов
христианской веры в вечное существование
по милости Бога в потустороннем
мире. Ему казалось абсурдом то, что
смерть должна быть искуплением первородного
греха Адама и
Евы, он высказал поразительную мысль
о том, что чем сильнее воля к жизни, тем
ужаснее страх смерти. И как можно жить,
не думая о смерти, а зная о ее неумолимости
и неизбежности, не бояться ее?
Перед лицом смерти мало кто найдет в себе мужество сказать, что «Бога нет». Достоинство сверхчеловека появляется из преодоления страха смерти, но совершенно по иному, чем в христианстве. В то время как христианин не боится смерти, поскольку верит в данную ему Богом вечную жизнь, то сверхчеловек Ницше не боится смерти, хотя не верит ни в Бога, ни в бессмертие, он сам себя чувствует Богом. Ницше говорит, что мужественный высший человек «с гордостью» созерцает бездну. Люди верят в Бога только потому, что боятся смерти. Тот, кто победит страх смерти, сам станет Богом.
Свою
мечту о совершенстве люди в прошлые
века воплотили в идее о существовании
Бога как высшей и совершенной
личности и тем самым признали
невозможность достижения совершенства,
ибо Бог – это потустороннее,
недоступное, непостижимое бытие. Смерть
Бога потребовалась Ницше для
утверждения жизни
У Ницше
аргументация сведена к минимуму
и фрагментарна. Речь не идет о теоретическом
опровержении Бога. Констатация факта
«Бога нет» не играет решающей роли,
хотя, разумеется, Ницше не утверждает
и обратного. Он не придает особого
значения теоретическому обоснованию
этого высказывания.
Существует Бог или нет, - это не так уж
и важно, хотя Ницше считает, что
Бога нет. Главное для Ницше то, что вера
в Бога вредна, что эта вера парализует
и порабощает. Что означают слова «Бог
мертв»? – То, что мир лишился своего смысла.
Значит, необходимо наполнить мир иным
смыслом, вместо умерших ценностей утвердить
новые. «Умерли все боги, теперь мы хотим,
чтобы жил сверхчеловек», - говорит Заратустра.
Смерть Бога открывает возможность свободы
создания новых ценностей и сверхчеловека.
После «Заратустры» все созданное ранее казалось Ницше столь слабым, что у него возник замысел переписать прежние работы, но из-за своей физической слабости он ограничился лишь новыми предисловиями к уже вышедшим книгам. И вместо ревизии прошлого Ницше создает «прелюдию к философии будущего» – книгу «По ту сторону добра и зла», в которой предсказывал катастрофические процессы будущего.
В 1888 году
Ницше начинает подготовку фундаментального
труда, который должен был бы вместить
в себя всю его философию. У
него сложился следующий план книги
«Переоценка всех ценностей»: Книга
первая. Антихристианин: опыт критики
христианства. Книга вторая. Вольный
дух: критика философии как
Ницше
набросал около 400 заметок для «главного
сочинения» всей жизни, которые после
его смерти были собраны и объединены
его сестрой в книгу
«Воля к власти». Долгое время эта книга
считалась главным его сочинением, но
на деле представляла собой фальсификацию:
эти и иные разрозненные записи
Ницше были скомпонованы так, чтобы Ницше
мог выглядеть идеологом германского
национализма, а впоследствии и нацизма.
В действительности такого труда как «Воля
к власти» не существовало. Таким образом,
написанный в сентябре 1888 года «Антихристианин»
является первой и единственной законченной
частью главного философского труда Ницше,
а критика христианства является лишь
одним из элементов его учения.
Таким
образом,уже в свои молодые годы Ницше
рассуждал о жизни, о смерти,и о жизни после
смерти.Устанавливал все ЗА и ПРОТИВ веры
в Бога.
Глава 2
К рукописи работы
«Антихристианин» самим Ницше был
приклеен набросок следующего содержания:
«Закон против христианства - издан в День
Спасения, первый день
Первого Года (30 сентября 1888 г. ложного
календаря). Смертельная война пороку:
порок есть христианство.
Тезис 1. Порочность
есть всякого рода противоестественность.
Порочнейшим человеком является священник,
он учит противоестественному.
Против священника нужны не доводы, а каторга.
Тезис
2. Всякое участие в богослужении
есть покушение на общественную нравственность.
Нужно быть суровее к протестантам,
чем к католикам, суровее к
либеральным протестантам, чем к
правоверным. Чем ближе к науке
принимающий участие в
Следовательно, преступником из преступников
является философ.
Тезис 3: Достойные проклятия места, где христианство высиживало свои яйца-базилики, должны быть сровнены с землей. Как безумные места Земли они должны стать ужасом для всего мира. Там должно разводить ядовитых гадов.
Тезис 4: Проповедь целомудрия есть публичное побуждение к противоестественности. Любое презрение к половой жизни, любое загрязнение ее понятием «нечистое» есть грех против святого духа жизни.
Тезис 5: Запрещается есть за одним столом со священником: этим человек исключает себя из порядочного общества. Священник – это наш чандала – должен быть объявлен вне закона, его должно морить голодом, гнать во всякого рода пустыни.
Тезис 6: Должно
называть священную историю теми
именами, каковых она заслуживает,
а именно проклятая история; должно
пользоваться словом «бог»,
«спасение», «избавитель» как ругательствами,
клеймом преступника.
Тезис 7: Все остальное
следует из вышеизложенного.1
Таким
образом, Ницше-смелый критик.Его тезисы
переворачивают все правила и нормы христианской
церкви.
Глава 3
В чем же Ницше обвинял христианство? В том, что христианство - это религия сострадания, религия слабых и больных людей, что христианство ведет к несвободе и несопротивлению человека, что христианство оперирует сплошь воображаемыми понятиями, что оно возводит «греховность» человека и что, наконец, религия и наука несовместимы.
Христианство
подхватило вымышленный Платоном истинный,
сверхчувственный, потусторонний мир
высших идеалов, норм, принципов, целей
и ценностей, который был возведен
над земной жизнью, чтобы придать
последней порядок и внутренний
смысл. Поскольку потусторонний
мир понимался как совершенный,
безусловный, абсолютный, истинный, добрый,
прекрасный, желанный, постольку земной
мир, в котором живут люди со всеми
своими делами, заботами, трудностями
и лишениями, представлялся в
качестве лишь кажущегося, несовершенного,
ненастоящего, обманчивого, порочного
мира.
Искусственно воздвигнутый истинный мир
предстал в сознании людей неким идеалом,
которому были приданы соответствующие
атрибуты в виде разнообразных ценностей
и целей, и который в связи с этим стал
основой для критики известного нам земного
мира, ибо первый казался более ценным
и значимым, чем второй.
В связи с
этим Ницше выступал против признания
существования идеального мира. Реально
существующий мир – единственный
мир, а некий
«идеальный мир» есть своеобразное повторение
существующего мира. Этот идеальный мир
– целительный, утешающий мир иллюзий
и фикций, это все, что мы ценим и ощущаем
как приятное. Он есть источник опаснейших
покушений на жизнь, величайших сомнений
и всяческого обесценивания того мира,
который мы представляем собой. Так земная
жизнь оказывается лишенной смысла и ценности
и начинает отвергаться.
При этом
«совершенный» мир, по мнению Ницше,
был создан на основе страданий и
бессилия людей. Те, кто презирает
тело и землю ради потустороннего
мира, - это больные и умирающие.
В глубине христианства живет
ненависть больных людей, инстинкт,
направленный против здоровых людей. Не
обладая самостоятельностью, здоровьем,
интеллектуальными
Именно они, «упадочные люди», а не сильные личности, нуждаются во взаимопомощи, сострадании, милосердии, любви со стороны окружающих, человечности. Без этого они просто бы не сумели выжить и тем более навязать свое господство и отомстить за себя и за свою врожденную ущербность и неполноценность. Высшим же людям такого рода моральные ценности не только не нужны, но и вредны, ибо обессиливают их души. Они поэтому разделяют ценности противоположного характера, которые связаны с утверждением инстинкта воли к жизни и власти. В книге «По ту сторону добра и зла» Ницше пишет, что «всюду, где только появляется на земле религиозный невроз, мы встречаем его в связи с тремя опасными диетическими предписаниями: одиночество, пост и половое воздержание».