Ницше и христианство

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 22:12, реферат

Описание работы

Нами будет рассмотрена тема “Ницше и христианство” . Целью моей работы является рассмотрение взаимосвязи Ницше и христианства. Мы проанализируем “Закон против христианства” ,выделим основные тезисы. Главной для нас задачей является выявление обвинения Ницше христианства, рассмотрим его точку зрения, уточним проблему веры и морали, сделаем логический вывод.

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 51.95 Кб (Скачать)

Введение

    Нами будет рассмотрена тема  “Ницше и христианство” . Целью моей работы является рассмотрение взаимосвязи Ницше и христианства. Мы проанализируем “Закон против христианства” ,выделим основные тезисы. Главной для нас задачей является выявление обвинения Ницше христианства, рассмотрим его точку зрения, уточним проблему веры и морали, сделаем логический вывод.

    Предметом и объектом нашей  работы является рассмотрение  критики христианства. Это выполняется  при помощи основных выводов  Ницше.

    Данная тема выбрана мной благодаря  интересу к критике Ницше. Его  рассуждения о вере и морали  заставляют не только вникнуть  в суть его анализа, но и  порассуждать вместе с ним.  На мой взгяд, Фридрих Ницше  рассматривал одну из самых  сложных тем, о вере и христианстве, которую,как известно, не критикуют  и не выносят на суд, ведь  верить в Бога никого не  заставляют. Его сновные идеи  о христианстве вызывают интерес  не только среди взрослых, но  и среди детей. 

    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1: Жизненный опыт Ницше

                                               §1

       Фридрих Вильгельм Ницше родился в 1844 году в местечке Реккен в 
Тюрингии, входившей в то время в состав Пруссии. Отец Ницше был протестантским священником, мать – дочерью пастора. После смерти отца в 
1849 году семейство перебирается в Наумбург, где Фридрих Ницше поступает в гимназию. Домашнее воспитание, пронизанное духом протестантского благочестия, в окружении матери, сестры, теток наложило отпечаток на Ницше: он с детства хорошо знал библию, любил поэзию и музыку. Его мягкие манеры, рассудительность, вежливый тон вызывали постоянные насмешки над «маленьким пастором», как его окрестили одноклассники.

Гимназия  давала основательное образование, особенно в области классической филологии. Неудивителен поэтому выбор  Ницше: хотя в Боннском университете он сначала, по желанию матери, записался  на теологический факультет, но через  год, осенью 1865, сменил богословие на классическую филологию. Вслед за своим профессором, известным филологом, Ницше перебирается в Лейпциг, где и заканчивает  университет. Будучи студентом, 
Ницше пишет настолько квалифицированные исследования, что его профессор рекомендует еще не окончившего университетский курс Ницше на место профессора классической филологии в Базельском университете. Сдав экзамены, быстро получив докторскую степень за уже опубликованные студенческие работы, Ницше перебирается в Базель, где с 1869 года преподавал классическую филологию.

Уже в  гимназических сочинениях Ницше  был виден незаурядный литературный талант. У него появились и первые сомнения в достоверности священного писания. В апреле 1864 года Ницше создал два философско- поэтических эссе: «Рок и история» и «Свобода воли и рок», где содержатся чуть ли не все основные идеи его будущих  произведений. Во втором эссе самыми примечательными  кажутся резкие выпады Ницше против христианской идеи потустороннего мира: «То, что Бог становится человеком, указывает лишь: человек должен искать свое блаженство не в бесконечности, а создать свое небо на земле; иллюзия  неземного мира исказила отношение  человеческого духа к миру земному: она была созданием детства народов… В тяжких сомнениях и битвах мужает человечество: оно осознает в самом  себе начало, сердцевину и конец  религий». Развитие эти мысли получат, конечно, гораздо позже.

В 1882 году Ницше написал в Генуе «Веселую науку», в одном из фрагментов которой  – «Безумном человеке» - возникает  тема «смерти Бога», авторитет Бога и церкви исчезает, на их место приходит авторитет совести, авторитет разума. В 1883 году Ницше всего за несколько месяцев написал книгу «Так говорил Заратустра», первая часть которой заканчивается словами: 
«Мертвы все боги; теперь мы хотим, чтобы здравствовал сверхчеловек». 
Сверхчеловек Ницше – это результат культурно-духовного совершенствования человека, тип, настолько превосходящий современного Ницше человека, что он образует новый и особый биологический тип. Сверхчеловек – это нравственный образ, означающий высшую ступень духовного расцвета человечества, олицетворение новых моральных идеалов, этот сверхчеловек приходит на место умершего Бога, он должен вести человечество к совершенству, должен восстановить в силе все качества человека.

Ницше обрушивался на один из главных постулатов христианской веры в вечное существование  по милости Бога в потустороннем  мире. Ему казалось абсурдом то, что  смерть должна быть искуплением первородного греха Адама и 
Евы, он высказал поразительную мысль о том, что чем сильнее воля к жизни, тем ужаснее страх смерти. И как можно жить, не думая о смерти, а зная о ее неумолимости и неизбежности, не бояться ее?

Перед лицом смерти мало кто найдет в  себе мужество сказать, что «Бога  нет». Достоинство сверхчеловека  появляется из преодоления страха смерти, но совершенно по иному, чем в христианстве. В то время как христианин не боится смерти, поскольку верит в данную ему Богом вечную жизнь, то сверхчеловек Ницше не боится смерти, хотя не верит  ни в Бога, ни в бессмертие, он сам  себя чувствует Богом. Ницше говорит, что мужественный высший человек  «с гордостью» созерцает бездну. Люди верят в Бога только потому, что  боятся смерти. Тот, кто победит страх  смерти, сам станет Богом.

Свою  мечту о совершенстве люди в прошлые  века воплотили в идее о существовании  Бога как высшей и совершенной  личности и тем самым признали невозможность достижения совершенства, ибо Бог – это потустороннее, недоступное, непостижимое бытие. Смерть Бога потребовалась Ницше для  утверждения жизни сверхчеловека  как высшего идеала земного существования  человека. Сверхчеловек Ницше предстает  земным, посюсторонним и вроде  бы вполне достижимым идеалом, устремляясь  к которому человек приобретает  реальную возможность преодолеть свое несовершенное состояние и стать  выше самого себя.

У Ницше  аргументация сведена к минимуму и фрагментарна. Речь не идет о теоретическом  опровержении Бога. Констатация факта  «Бога нет» не играет решающей роли, хотя, разумеется, Ницше не утверждает и обратного. Он не придает особого  значения теоретическому обоснованию  этого высказывания. 
Существует Бог или нет, - это не так уж и важно, хотя Ницше считает, что 
Бога нет. Главное для Ницше то, что вера в Бога вредна, что эта вера парализует и порабощает. Что означают слова «Бог мертв»? – То, что мир лишился своего смысла. Значит, необходимо наполнить мир иным смыслом, вместо умерших ценностей утвердить новые. «Умерли все боги, теперь мы хотим, чтобы жил сверхчеловек», - говорит Заратустра. Смерть Бога открывает возможность свободы создания новых ценностей и сверхчеловека.

После «Заратустры» все созданное ранее  казалось Ницше столь слабым, что  у него возник замысел переписать прежние работы, но из-за своей физической слабости он ограничился лишь новыми предисловиями к уже вышедшим книгам. И вместо ревизии прошлого Ницше создает «прелюдию к  философии будущего» – книгу  «По ту сторону добра и зла», в которой предсказывал катастрофические процессы будущего.

В 1888 году Ницше начинает подготовку фундаментального труда, который должен был бы вместить в себя всю его философию. У  него сложился следующий план книги  «Переоценка всех ценностей»: Книга  первая. Антихристианин: опыт критики  христианства. Книга вторая. Вольный  дух: критика философии как нигилистического движения. Книга третья. Имморалист: критика невежества как самого фатального рода, повседневной морали. Книга четвертая. Дионис: философия вечного возвращения.

Ницше набросал около 400 заметок для «главного  сочинения» всей жизни, которые после  его смерти были собраны и объединены его сестрой в книгу 
«Воля к власти». Долгое время эта книга считалась главным его сочинением, но на деле представляла собой фальсификацию: эти и иные разрозненные записи 
Ницше были скомпонованы так, чтобы Ницше мог выглядеть идеологом германского национализма, а впоследствии и нацизма. В действительности такого труда как «Воля к власти» не существовало. Таким образом, написанный в сентябре 1888 года «Антихристианин» является первой и единственной законченной частью главного философского труда Ницше, а критика христианства является лишь одним из элементов его учения.
 

Таким образом,уже в свои молодые годы Ницше рассуждал о жизни, о смерти,и о жизни после смерти.Устанавливал все ЗА и ПРОТИВ веры в Бога. 
 
 

Глава 2

                                                       §2

К рукописи работы «Антихристианин» самим Ницше был  приклеен набросок следующего содержания: «Закон против христианства - издан в День Спасения, первый день 
Первого Года (30 сентября 1888 г. ложного календаря). Смертельная война пороку: порок есть христианство.

Тезис 1. Порочность есть всякого рода противоестественность. 
Порочнейшим человеком является священник, он учит противоестественному. 
Против священника нужны не доводы, а каторга.

Тезис 2. Всякое участие в богослужении есть покушение на общественную нравственность. Нужно быть суровее к протестантам, чем к католикам, суровее к  либеральным протестантам, чем к  правоверным. Чем ближе к науке  принимающий участие в христианской службе, тем он преступнее. 
Следовательно, преступником из преступников является философ.

Тезис 3: Достойные проклятия места, где  христианство высиживало свои яйца-базилики, должны быть сровнены с землей. Как  безумные места Земли они должны стать ужасом для всего мира. Там  должно разводить ядовитых гадов.

Тезис 4: Проповедь целомудрия есть публичное  побуждение к противоестественности. Любое презрение к половой  жизни, любое загрязнение ее понятием «нечистое» есть грех против святого  духа жизни.

Тезис 5: Запрещается есть за одним столом со священником: этим человек исключает  себя из порядочного общества. Священник  – это наш чандала – должен быть объявлен вне закона, его должно морить голодом, гнать во всякого  рода пустыни.

Тезис 6: Должно называть священную историю теми именами, каковых она заслуживает, а именно проклятая история; должно пользоваться словом «бог», 
«спасение», «избавитель» как ругательствами, клеймом преступника.

Тезис 7: Все остальное  следует из вышеизложенного.1 
 

Таким образом, Ницше-смелый критик.Его тезисы переворачивают все правила и нормы христианской церкви. 
 
 
 

Глава 3

                                                       §3

            В чем же Ницше обвинял христианство? В том, что христианство - это религия сострадания, религия слабых и больных людей, что христианство ведет к несвободе и несопротивлению человека, что христианство оперирует сплошь воображаемыми понятиями, что оно возводит «греховность» человека и что, наконец, религия и наука несовместимы.

Христианство  подхватило вымышленный Платоном истинный, сверхчувственный, потусторонний мир  высших идеалов, норм, принципов, целей  и ценностей, который был возведен над земной жизнью, чтобы придать  последней порядок и внутренний смысл. Поскольку потусторонний  мир понимался как совершенный, безусловный, абсолютный, истинный, добрый, прекрасный, желанный, постольку земной мир, в котором живут люди со всеми  своими делами, заботами, трудностями  и лишениями, представлялся в  качестве лишь кажущегося, несовершенного, ненастоящего, обманчивого, порочного  мира. 
Искусственно воздвигнутый истинный мир предстал в сознании людей неким идеалом, которому были приданы соответствующие атрибуты в виде разнообразных ценностей и целей, и который в связи с этим стал основой для критики известного нам земного мира, ибо первый казался более ценным и значимым, чем второй.

В связи с  этим Ницше выступал против признания  существования идеального мира. Реально  существующий мир – единственный мир, а некий 
«идеальный мир» есть своеобразное повторение существующего мира. Этот идеальный мир – целительный, утешающий мир иллюзий и фикций, это все, что мы ценим и ощущаем как приятное. Он есть источник опаснейших покушений на жизнь, величайших сомнений и всяческого обесценивания того мира, который мы представляем собой. Так земная жизнь оказывается лишенной смысла и ценности и начинает отвергаться.

При этом «совершенный» мир, по мнению Ницше, был создан на основе страданий и  бессилия людей. Те, кто презирает  тело и землю ради потустороннего мира, - это больные и умирающие. В глубине христианства живет  ненависть больных людей, инстинкт, направленный против здоровых людей. Не обладая самостоятельностью, здоровьем, интеллектуальными способностями, физической крепостью простолюдины, слабые, больные, усталые, отверженные, обездоленные, посредственные, неудачники используют христианскую мораль для  оправдания недостатка мощи и уверенности  в себе и для борьбы с сильными и независимыми людьми.

Именно  они, «упадочные люди», а не сильные  личности, нуждаются во взаимопомощи, сострадании, милосердии, любви со стороны  окружающих, человечности. Без этого  они просто бы не сумели выжить и  тем более навязать свое господство и отомстить за себя и за свою врожденную ущербность и неполноценность. Высшим же людям такого рода моральные  ценности не только не нужны, но и вредны, ибо обессиливают их души. Они поэтому  разделяют ценности противоположного характера, которые связаны с  утверждением инстинкта воли к жизни  и власти. В книге «По ту сторону  добра и зла» Ницше пишет, что  «всюду, где только появляется на земле  религиозный невроз, мы встречаем  его в связи с тремя опасными диетическими предписаниями: одиночество, пост и половое воздержание».

Информация о работе Ницше и христианство