Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 14:32, реферат
В период с середины XVIII до середины XIX веков в Европе ведущее место занимает классическая немецкая философия. Это был огромный шаг в истории философской мысли. Ее также можно назвать уникальным явлением мировой философии, потому что ей удалось глубоко исследовать проблемы, которые определили будущее научного мировоззрения, совместить в себе почти все известные в тот период философские направления, открыть имена выдающихся философов, которые вошли в «золотой фонд» мировой философии.
1. Введение ……………………………………………………………. 2
2. Отличительные черты немецкой классической философии …….. 3
3. Основные проблемы классической немецкой философии ……….5
4. Философская система Иммануила Канта ………………………… 7
5. Идеалистическая философия Иоганна Фихте …………………….10
6. Объективный идеализм Фридриха Шеллинга …………………….11
7. Абсолютный идеализм Георга Гегеля ……………………………..13
8. Антропологический материализм Людвига Фейербаха ………….14
9. Место и роль немецкой классической философии в истории
философии ………………………………………………………….. 16
10. Заключение ………………………………………………………….18
11. Список использованной литературы
На
первой, чувственной ступени
На
второй, рассудочной ступени
Наконец, третья ступень познания, которую Кант назвал разумной, характеризуется выходом познания за пределы возможного опыта, в границах которого оно находилось на предшествующих этапах. Разум, в отличии от рассудка, стремится к постижению сферы трансцендентного, к постижению уже не явлений, а «вещей в себе». Однако разум здесь бессилен. Не имея опоры в эмпирическом опыте, он прибегает к домыслам и фантазиям. Поэтому, считал Кант, необходимо признать, что действительность сама по себе – это одно, а наши знания об этой действительности, не основанные на данных наших органов чувств, – это другое. Попытка совместить их приводит к противоречиям, которые философ назвал антиномиями. Антиномии – это равнодоказательные утверждения, исключающие друг друга, но относящиеся к одному и тому же явлению. К подобным умозаключениям приходит разум, который стремится охватить мир как целое, познать сущность души и доказать или опровергнуть существование Бога.
Заслугой
И. Канта также по праву считается
сформулированный им моральный закон
или категорический императив: «поступай
только согласно такой максиме, руководствуясь
которой ты в то же время можешь пожелать,
чтобы она стала всеобщим законом";
"поступай так, чтобы ты всегда относился
к человечеству и в своем лице, и в лице
всякого другого также как к цели, и никогда
не относился бы к нему только как к средству".
Категорический императив является основным
законом этики и имеет форму заповеди,
безусловной, обязательной для всех людей.
Идеалистическая философия Иоганна Фихте
Последователь
Канта Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814) в
своем труде «Наукоучение»
У Фихте и сознание, и познание выступает как деятельность, цель которой – исполнение моральных законов. Противодействует этой деятельности врожденный аморализм человека. Таким образом, человек творит мир своей деятельностью, а в конечном счете – своим сознанием. Следовательно, в учении Фихте сочетаются элементы диалектики и субъективного идеализма.
В социальной философии заслуживает внимания периодизация человеческой цивилизации по основанию разумности. В этом отношении он выделял следующие этапы: первобытный – когда инстинкт преобладает над разумом; внешняя власть – период учений, которые не могут быть усвоены, это принуждение к образованию через силу и слепую веру; скептицизм и распущенность – период, при котором происходит ослабление внешней власти; начало совершенства – знаменуется возникновением науки о разуме; идеал – это период, когда наука о разуме воплощается в жизнь.
В
философской антропологии Фихте
большое внимание уделяет проблеме
свободы и утверждает, что каждый
обязан ограничивать свою свободу ради
свободы другого.
Объективный идеализм Фридриха Шеллинга
Фридрих Шеллинг (1775-1854) – ученик Фихте, объективный идеалист.
Главная цель философии Шеллинга — понять и объяснить "абсолютное", то есть первоначало бытия и мышления. В своем развитии философия Шеллинга прошла три основных этапа:
В своей натурфилософии Шеллинг дает объяснение природы и делает это с позиций объективного идеализма. Суть философии природы Шеллинга заключается в том, что прежние концепции объяснения природы ("не-я" Фихте, субстанции Спинозы) неистинны, поскольку в первом случае природа выводится из сознания человека, а во всех остальных дается ограничительное толкование природы (то есть философы пытаются "втиснуть" природу в какие-либо рамки). Природа есть "абсолютное" — первопричина и первоначало всего, охватывающее все остальное, а также единство субъективного и объективного, вечный разум. Материя и дух, согласно Шеллингу, едины и являются свойствами природы, различными состояниями абсолютного разума. Природа, в свою очередь, есть целостный организм, обладающий одушевленностью (едины живая и неживая природа, материя, поле, электричество, свет). Движущей силой природы является ее полярность - наличие внутренних противоположностей и их взаимодействие (например, полюса магнита, плюсовые и минусовые заряды электричества, объективное и субъективное и т. д.).
Практическая
философия Шеллинга решает вопросы
социально-политического
Главной
проблемой человечества в целом
и главным предметом философии,
по Шеллингу, является проблема свободы.
Стремление к свободе заложено в
самой природе человека и является
главной целью всего
Другой
важнейшей проблемой (наряду с проблемой
свободы) практической философии Шеллинга
является проблема отчуждения. Отчуждение
— противоположный изначальным
целям результат человеческой деятельности
при соприкосновении идеи свободы
с реальной действительностью. (Пример:
перерождение высоких идеалов Великой
Французской революции в
Философ приходит к следующим выводам:
- ход истории случаен, в истории царит произвол;
- и случайные события истории, и целенаправленная деятельность подчинены жесткой необходимости, которой человек бессилен что-либо противопоставить;
- теория (замыслы человека) и история (реальная действительность) очень часто противоположны и не имеют ничего общего;
- в истории часто встречаются случаи, когда борьба за свободу и справедливость приводит к еще большему порабощению и несправедливости.
В
конце жизни Шеллинг пришел к
иррационализму — отрицанию какой-либо
логики закономерности в истории
и восприятию окружающей действительности
как необъяснимого хаоса.
Абсолютный идеализм Георга Гегеля
Своеобразной вершиной развития идей классической немецкой философии стала система Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831).
Основной заслугой Гегеля является разработанные им:
- теория объективного идеализма;
- всеобщий философский метод - диалектика.
Гегель отверг субъективизм Канта и Фихте и утверждал, что природа существует независимо от человека. Кантовское учение о «вещи в себе» Гегель модифицировал, доказав, что феномен и ноумен неразрывно связаны друг с другом и друг без друга не существуют. Познавая явления, мы тем самым познаем и сущность, ибо «сущность является». В противовес Фихте, Гегель был убежден, что природа и общество не могут быть выведены из человеческого «Я», а могут выводиться из надприродного, сверхчеловеческого сознания.
Мышление человека есть проявление абсолютного, внечеловеческого мышления, Абсолютной идеи, которая порождает и природу, и общество, и мышление. Формой существования Абсолютной Идеи являются понятия. Поэтому природа и общество меняются вслед за изменением понятий. Отсюда у Гегеля следует, что бытие развивается по законам мышления (логики), но это законы не формальной, а диалектической логики. Тем самым Гегель обосновал и применил в своих исследованиях диалектический метод, показывающий всеобщую взаимосвязь и развитие, которое идет через единство и борьбу противоположностей, качественно-количественные изменения и отрицание отрицания.
В одной из своих основных работ «Наука логики» Гегель раскрывает взаимосвязь и взаимопереход понятий, выстраивая свою систему.
Первый элемент системы – Логика, т.е. чистая мысль, Абсолютная Идея. Она включает учение о понятии, учение о сущности, и учение о бытии. В своем развитии Абсолютная Идея порождает второй элемент системы – Природу. Природа включает механику, физику и органику. Третий элемент системы – Дух, Который включает субъективный дух (антропология, психология, феноменология), объективный дух (право, государство, семья) и абсолютной дух (искусство, религия, философия). Через философию Гегеля человечество познает Абсолютную Идею, а она самопознает себя. По своей сути третий элемент – это снятие противоположностей (Логики и Природы).
Таким образом, обнаруживается основное противоречие философии Гегеля между диалектическим методом, требующим беспрестанного развития, и метафизической, замкнутой системой.
Историю
человечества Гегель рассматривал не
только как развитие Идеи, но и как
прогресс свободы. На этой основе он делил
всю историю человечества на три
эпохи. Восточная – где все рабы, и ценность
свободы еще не осознается. Античная –
где некоторые осознают ценность свободы,
но большинство еще остается рабами. Германская
– где все осознают свободу как духовную
сущность человека, и все являются свободными.
Показательно, что для достижения полной
свободы, по Гегелю, достаточно конституционной
монархии и философии Гегеля, а революции
не обязательны. Он положительно характеризовал
войну как фактор, способствующий прогрессу
общества.
Антропологический материализм Людвига Фейербаха
Людвиг Фейербах (1804-1872) – последний представитель немецкой классической философии, ученик Гегеля. Главное направление философии Фейербаха — критика немецкого классического идеализма и обоснование материализма. В своей основной работе «Сущность христианства» он стремился создать новую философию, в которой человек выступает продуктом природы, обладает разумом.
В противовес объективному идеализму Гегеля Фейербах выдвинул теорию антропологического материализма. Суть этой теории в том, что:
Особое
место в философии Фейербаха
занимает проблема Бога. В отличие
от прежних философов-
Также Л. Фейербахом были затронуты вопросы познания (гносеология).
Фейербах был оппонентом И. Канта, который выдвинул теорию об ограниченных познавательных способностях разума человека и непознаваемости внутренней сущности вещей и явления окружающего мира. Наоборот, согласно Фейербаху окружающий мир познаваем, а познавательные возможности разума безграничны. Однако безграничность возможностей познания разума наступает не сразу, а развивается постепенно, по мере эволюции человека, накопления опыта, роста научно-технического прогресса.
Суть данной идеи (о постепенном увеличении познавательных способностей разума и в перспективе их бесконечности) философ выразил словами: "То, что не познаем мы, познают наши потомки".
Основу познания, по Фейербаху, составляют субъективные чувственные ощущения, в основе которых лежит объективная реальность и которые осознаются разумом. Таким образом, гносеология Фейербаха базируется на материалистических принципах при соединении и уравнении эмпирического и рационального подходов.