Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 14:32, реферат
В период с середины XVIII до середины XIX веков в Европе ведущее место занимает классическая немецкая философия. Это был огромный шаг в истории философской мысли. Ее также можно назвать уникальным явлением мировой философии, потому что ей удалось глубоко исследовать проблемы, которые определили будущее научного мировоззрения, совместить в себе почти все известные в тот период философские направления, открыть имена выдающихся философов, которые вошли в «золотой фонд» мировой философии.
1. Введение ……………………………………………………………. 2
2. Отличительные черты немецкой классической философии …….. 3
3. Основные проблемы классической немецкой философии ……….5
4. Философская система Иммануила Канта ………………………… 7
5. Идеалистическая философия Иоганна Фихте …………………….10
6. Объективный идеализм Фридриха Шеллинга …………………….11
7. Абсолютный идеализм Георга Гегеля ……………………………..13
8. Антропологический материализм Людвига Фейербаха ………….14
9. Место и роль немецкой классической философии в истории
философии ………………………………………………………….. 16
10. Заключение ………………………………………………………….18
11. Список использованной литературы
План реферата:
философии ………………………………………………………….. 16
Введение
В период с середины XVIII до середины XIX веков в Европе ведущее место занимает классическая немецкая философия. Это был огромный шаг в истории философской мысли. Ее также можно назвать уникальным явлением мировой философии, потому что ей удалось глубоко исследовать проблемы, которые определили будущее научного мировоззрения, совместить в себе почти все известные в тот период философские направления, открыть имена выдающихся философов, которые вошли в «золотой фонд» мировой философии.
Важную роль в формировании немецкой философии сыграли достижения естествознания и общественных наук: стали развиваться физика и химия, продвинулось вперед изучение органической природы. Открытия в области математики, позволившие понять процессы в их точном количественном выражении; учение Ламарка об обусловленности развития организма окружающей средой; астрономические, геологические, эмбриологические теории, теории развития человеческого общества, развитие свободомыслия, противостоящего стремлениям правящих кругов закрепить господствующее положение в духовной жизни страны официальной религии и церкви - все это со всей остротой и неизбежностью выдвигало на первый план идею развития как теорию и метод познания действительности.
Немецкую философию XVIII-XIX вв. не случайно называют классической. Она отстояла и развила принципы, вокруг которых можно объединить основные концепции европейской философии нового времени - несмотря на все разнообразие противоборства ее идей.
Главные
философские идеи относительно природы,
истории, человека не были достоянием
одной только философии, а выражали
господствующие принципы, идеалы, ценности
культуры той эпохи, обнимающей несколько
столетий.
Отличительные черты классической немецкой философии
Понятие «немецкая классическая философия», веденное Ф.Энгельсом и утвердившееся в марксистских работах, обозначает ту линию в развитии новоевропейской мысли второй половины XVIII в. – первой половины XIX в., которая была представлена учениями Иммануила Канта, Иоганна Фихте, Фридриха Шеллинга, Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, Людвига Фейербаха. Каждый из названных философов создал свою философскую систему, отличающуюся богатством идей и концепций. Однако не смотря на то что учения каждого из представителей классической немецкой философии отличается оригинальностью в постановке и решении той или иной философской проблемы, тем не менее в основе ее лежит нечто их объединяющее, придающее им определенную идейную целостность.
Во-первых, немецкая классическая философия характеризуется своеобразным пониманием роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «конфронтирующим сознанием», «усмехающимся над действительностью», «душой» культуры.
Во-вторых, исследовались не только человеческая история, но и человеческая сущность. У Канта человек рассматривается как нравственное существо. Фихте подчеркивает активность действенность сознания и самосознания человека, рассматривает устройство человеческой жизни согласно требованиям разума. Шеллинг ставит задачу показать взаимосвязь объективного и субъективного. Гегель расширяет границы активности самосознания и индивидуального сознания: самосознание индивида у него соотносится не только с внешними предметами, но и с другими самосознаниями, из чего возникают различные общественные формы. Он глубоко исследует различные формы общественного сознания. Фейербах создает новую форму материализма – антропологический материализм, в центре которого стоит реально существующий человек, который является субъектом для себя и объектом для другого человека. Для Фейербаха единственным реальными вещами являются природа и человек, как часть природы.
В-третьих, все представители классической немецкой философии относились к философии как к специальной системе философских дисциплин, категорий, идей. И. Кант, например, выделяет в качестве философских дисциплин, прежде всего, гносеологию и этику. Шеллинг – натурфилософию, онтологию. Фихте, считая философию «наукоучением», видел в ней и такие разделы, как онтологический, гносеологический, социально-политический. Гегель создал широкую систему философских знаний, в которую вошли философия природы, логика, философия истории, история философии, философия права, философия морали, философия религии, философия государства, философия развития индивидуального сознания и другие. Фейербах рассматривал онтологические, гносеологические и этические проблемы, а также философские проблемы истории и религии.
В-четвертых, важнейшее достижение немецкой философской классики – разработка диалектики. Это знаменитые антиномии Канта, количественная диалектика Фихте, диалектика тождества Шеллинга и, наконец, вершина диалектики – развернутое учение о саморазвитии Гегеля.
В-пятых, классическая немецкая философия была философией идеалистической, но это был идеализм значительно более сложный по сравнению с идеализмом предшествующих школ и течений. Кант стал основателем трансцендентального идеализма Нового времени. На этой идеи строится новая теория познания, основанная на критике чистого разума.
И наконец, эта философия является рационалистической. Разуму, сознанию отводится решающее значение в освоении действительности. Философское знание рассматривается немецкими мыслителями как наука, но при этом тут есть и нотки недоверия к возможностям гносеологического субъекта.
Таким образом, можно определенно сказать, что представители классической немецкой философии пошли вслед за просветителями XVIII века и, прежде всего французскими просветителями, провозгласив человека господином природы и духа, утверждая могущество разума, обратившись к идее закономерности исторического процесса. Одновременно они явились и выразителями той социально-экономической, политической и духовной атмосферы, которая их окружала непосредственно, выступала в качестве их собственного бытия: феодальная раздробленность Германии, отсутствие национального единства, ориентация развивающейся буржуазии на различные компромиссы, т.к. она после Великой французской революции испытывала страх перед любым революционным развитием, желание иметь сильную монархическую власть и военную мощь.
Именно
этот компромисс находит свое философское
обоснование в работах Канта,
Фихте. Шеллинга, Гегеля и Фейербаха.
Основные проблемы немецкой классической философии
Немецкая
классическая философия возникла и
развивалась в общем русле
западноевропейской философии Нового
времени. Она обсуждала те же проблемы,
которые поднимались в
В XVIII для Европы – «Эпоха Возрождения». Центры философских открытий - Франция и Англия. Новая эпоха характеризуется своими новыми проблемами, однако, XVII век оказывает начальное влияние на немецкую классическую философию. Остались открытыми вопросы о методе познания, о месте человека в окружающем мире, о целях его деятельности.
Возрастает роль личности. Происходит ориентация на историзм, гуманизм. Классическая немецкая философия подчеркивала роль философии в разработке проблем гуманизма и предприняла попытки осмыслить человеческую жизнедеятельность. Шло это осмысление в разных формах и разными путями, но проблема была поставлена всеми представителями данного направления философской мысли. К наиболее значимым исследованиям следует отнести: исследование Кантом всей жизнедеятельности человека как субъекта нравственного сознания, его гражданской свободы, идеального состояния общества и реального общества с непрекращающимся антагонизмом между людьми и т.д.; идеи Фихте о первенстве народа перед государством, рассмотрение роли нравственного сознания в жизнедеятельности человека, социального мира как мира частной собственности, который охраняет государство; гегелевское учение о гражданском обществе, правовом государстве, частной собственности; упование Шеллинга на разум как средство реализации нравственной цели; стремление Фейербаха создать религию любви и гуманистическую этику. Таково своеобразное единство гуманистических устремлений представителей классической немецкой философии.
Под воздействием британского эмпиризма (основные его идеи в том, что чувства поставляются плотью, а мышление основано на чувственном восприятии, поэтому без чувств мышление невозможно), идей Лейбница (о том, что разум - это ступень к Божеству) и Локка (система воспитания разума человека через его чувства) оформляются проблемы немецкой классической философии XVIII века: через разум возможно движение к Божеству; мышление воспитывается через чувства; чувства необходимы для познания Бога.
В
XIX веке обозначились предпосылки к
появлению новых проблем
Одна из черт интеллектуальной жизни XIX века - разрыв между художественными и научными занятиями. Если раньше мыслители занимались наукой и искусством с позиций общего принципа гармонии, то в XIX веке под влиянием романтизма возникла жесткая реакция против давления научного прогресса на человека. Научный образ жизни с его экспериментами, казалось, подавляет дух свободы и исканий, который требуется от художников. Появляется мнение, что научный подход не позволит открыть секреты природы.
В то же время появилось расхождение между наукой и философией. Огромное влияние науки поднимает новые социальные проблемы этического характера. Действенным осталось требование - не выходить за рамки опыта.
Немецкая классическая философия разработала несколько общих проблем, что позволяет говорить о ней как о целостном явлении. Она:
- повернула
внимание философии от
- особое
внимание уделила проблеме
- значительно
обогатила логико-
Философская система Иммануила Канта
Родоначальником классической немецкой философии был Иммануил Кант (1724-1804), начинавший свою деятельность как последователь просвещенческого мировоззрения. Все творчество И. Канта можно разделить на два больших периода: докритический (до начала 70-х годов XVIII в.) и критический (с начала 70-х годов XVIII в.). В докритический период И.Кант стоял на позициях естественнонаучного материализма. В центре его интересов были проблемы космологии, механики, антропологии и физической географии. Под влиянием Ньютона И. Кант сформировал свои взгляды на космос, мир в целом. Крупнейшее сочинение данного периода – трактат «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755), в котором Кант сформулировал и обосновал гипотезу о возникновении Солнечной системы из гигантской газовой туманности.
В «критический» период И. Канта занимали проблемы познания, этики, эстетики, логики, социальной философии. В этот период появились три фундаментальных философских работы: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения». Главным является первый труд, посвященный теории познания. Вторая «критика» излагает этическое учение, а третья — эстетику и учение о целесообразности в природе.
На критическом этапе Кант выдвинул на первый план гносеологическую проблематику. Предметом специального анализа Кант сделал процесс познания, доказывая, что оно протекает по своим собственным законам. Он связывал возможности познания не со спецификой познаваемого объекта, а с особенностями познающего субъекта.
Процесс познания включает в себя три этапа, три ступени: чувственное познание, рассудочное познание, разумное познание. Все наше знание начинается с опыта, с работы органов чувств. На них воздействуют находящиеся вне человека предметы внешнего мира, или, как их называет Кант, вещи в себе. Философ не дает однозначного определения этого понятия. Во многих местах «Критики чистого разума» он недвусмысленно заявляет, что вещи в себе существуют объективно, т.е. независимо от человеческого сознания, хотя и остаются непознаваемыми. Такое понимание вещи в себе как основы всех явлений, как фактической причины человеческих ощущений, как объективной реальности, является у Канта доминирующим, что позволяет квалифицировать его как материалистическое. Но у него встречаются и другие толкования. Под вещью в себе он разумеет пограничное, предельное понятие, замыкающее круг возможных человеческих представлений и ограничивающее притязания людей на познание мира, а также Бога, бессмертие души и свободу воли. Очевидно, что последние толкования вещи в себе противоречат первому и являются идеалистическими.