Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 02:30, курсовая работа
Целью работы является изучение сущности, исследование взамоотношений науки и нравственности в историческом аспекте и на современном этапе.
Поставленная цель определяет задачи исследования:
- рассмотреть теоретические подходы к науке и нравственности;
- выявить основные проблемы взаимосвязи между наукой и нравственностью в современных условиях;
- провести исторический экскурс по взглядам известных ученых по соотношению науки и нравственности.
Введение………………………………………………………….…………... 3
1 Наука и нравственность: сущность и характеристики……….……….… 4
2 Исторический аспект взаимосвязи науки и нравственности…..……….. 6
3 М. Бертло: наука и нравственность…..……………………….………….. 13
4 Современный подход к категориям «наука» и «нравственность».…….. 16
5 Основные проблемы современной биоэтики………….………………… 24
Заключение …..………………………………………………..…………….. 27
Список использованных источников ……………….……………............... 29
Конечно, теория, прежде всего социальная, тоже может быть нравственной или безнравственной, однако истинный моральный смысл она приобретает именно тогда, когда путем эксперимента внедряется в жизнь.
Таким образом, в сфере взаимодействия науки и нравственности следует условно выделить три сферы их взаимодействия, а именно: соотношение науки и ученых с применением их открытий в практической повседневной жизни, внутринаучная этика, включающая те нормы, ценности и правила, которые регулируют поведение ученых в рамках их собственного сообщества, некое «серединное поле» между научным и ненаучным в самых разных областях.
5 Основные проблемы современной биоэтики
Одной из важнейших проблем современной философии является вопрос биоэтики. Так в настоящее время существует множество вариантов применения технологий современной биомолекулярной медицины, однако до сих пор нет однозначного ответа на такой, например, вопрос: аборт по медицинским показаниям – это меньший грех или всегда грех? Существуют такие хромосомные нарушения, при которых плод либо неспособен к дальнейшему развитию, либо в результате рождается ребенок, который обречен на короткую жизнь, полную нечеловеческих страданий все 24 часа в сутки. Вопрос не только в том, что гуманнее – дать такому ребенку жизнь или прервать ее, – а в том, насколько точно можно утверждать, проведя соответствующую диагностику, что тот или иной дефект хромосом ведет к рождению ребенка, который проживет мало и в мучениях?
Возникает не менее злободневный вопрос: кого считать усопшим. У кого отказало сердце? Мозг? Сейчас, как известно, человек считается умершим, если зафиксирована смерть мозга. После этого разрешена трансплантация его органов. До перестройки в СССР не занимались трансплантацией органов, потому что тогдашняя медицина не принимала критерий – смерть мозга. И сейчас есть ученые, отвергающие такой критерий. Так биомедицинские технологии начинают, по сути, контролировать некоторые процессы, например, то же умирание. С помощью аппаратов поддерживается дыхание, когда мозг уже перестал действовать. И вообще, можно ли усопшего считать еще человеком или он уже не человек? Со всеми вытекающими из этого последствиями. Словом, развитие биомедицинских технологий делает вопрос философии практическим вопросом повседневной жизни. И ответ на него определяется в первую очередь мировоззрением.
Что касается проектируемого ребенка, то следует рассмотреть, например, те же стволовые клетки или детей из пробирки. Прорыв в этой научной области лишь добавляет морально-этических проблем. Для пересадки в организм матери из пробирки выбирают несколько самых сильных эмбрионов, остальных уничтожают. Дело не только в том, насколько это допустимо с точки зрения богословия (если Бог не дает детей, значит, так оно и должно быть, а уничтожение лишних эмбрионов, по сути, – уничтожение жизней), но и в том, что человек не в таком уж далеком будущем сможет выбирать эмбрионы с чертами, интересными, так сказать, родителям. Появляется, как предрекают ученые, возможность селекции. Следуя логике, можно предсказать появление новой профессии: генетик-технолог, который будет проектировать ребенка по заказу родителей. Уже сегодня можно говорить о селективных абортах (диагностируют пол плода и неугодный пол уничтожают). Так в Индии в Мумбае (Бомбее) из 8 тысяч абортов, сделанных за год, лишь три пришлись на мальчиков. Традиционно девочка там считается обузой (ей требуется приданое, из семьи она уходит), а мальчик – кормильцем (в прямом смысле, ведь пенсионное обеспечение в этой стране отсутствует). Сейчас в Индии на 100 девочек приходится 122 мальчика и это приводит к социальным проблемам.
Особое внимание обращается на то, что все начинается с благих намерений: поиска терапевтических возможностей для излечения человека, а заканчивается вульгарной попыткой улучшить его, что в итоге может привести к созданию постчеловека. Чем это обернется для человечества и для человека? А бессмертие – главная мишень научных изысканий, – что оно даст тому человечеству и человеку? Вот уж необозримое поле для фантастических картин.
Однако не стоит забывать о рисках, которые возникают и будут возникать в связи с развитием биомедицинских технологий. Так самая большая опасность кроется в разрыве между нравственностью и наукой. Чтобы разрыва не было, необходим твердый духовный базис как ученого сообщества, так и общества в целом. Генная терапия и инженерия, новые репродуктивные технологии способны творить добро: биопротезы, замещение пораженных тканей здоровыми и т.д. Но материал на все это берется из человека, в том числе в дело идут абортусы. Они являются самыми этически корректными, если их сравнивать, например, с эмбрионами. (Абортус – продукт аборта, плод весом менее 500 г, который во время аборта был извлечен из матки мертвым или же неспособным к самостоятельному выживанию.) Все остальные источники, по взглядам ученых, недопустимы. Клонирование тоже небезобидно, оно может привести к разрушению института семьи. Если каждый самостоятельно может родить себе ребенка из, грубо выражаясь, собственной клетки, зачем нужно супружество?
На генную инженерию и клонирование уже сегодня выделяются огромные средства. А объем гуманитарной подготовки в медицинских вузах сужается. В данном случае необходимо опираться на биоэтику, которая появилась четыре десятка лет назад как системный ответ на так называемые проблемные ситуации этико-правового характера, возникающие в клинической практике под влиянием научно-технического прогресса в биологии и медицине. Основоположник этой науки американский онколог Ван Поттер писал в 1971 году: «Наука выживания должна быть не просто наукой, а новой мудростью, которая объединила бы два наиболее важных и крайне необходимых элемента – биологическое знание и общечеловеческие ценности».
В настоящее вемя ставится все больше вопросов, посвященных соотношению биоэтики и духовной сосавляющей нашей жизни. Так многие богословы считают, что нельзя давать власть и силу знания человеку, необученному этике. Но одной этики недостаточно, речь должна идти о более глубоких понятиях – о духовной составляющей человека. Именно духовное – корень жизни человека и всей цивилизации. Еще Федор Михайлович Достоевский говорил, что только вера в бессмертие дает мощный стимул для активной деятельности и для созидания, но не просто созидания, а такого созидания, которое приносит только благо.
Таким образом, в настоящие дни существуют определенные проблемы в сфере биоэтики, которые вызывают много споров и дискуссий в научных кругах. Эффективное решение данных проблем позволит выйти науке о человеке на новый уровень.
Заключение
Проблема взаимоотношения науки и нравственности приобрела в наше время особую актуальность. Современная наука, включив в сферу своего исследования особые объекты, затрагивающие человеческое бытие, уже не может быть «ценностно-нейтральной», она уже не только допускает, но и требует включения нравственных императивов и ценностей в деятельность ученого (в постановку проблем, целей и задач исследования, использование определенных средств исследования, в апробацию итогового результата и т.д.). В ходе современной исследовательской деятельности ставится задача гуманитарной, социальной экспертизы научных программ, которая позволит науке не только развивать человеческое познание, но и благотворно влиять на жизнь человека и природы.
Таким образом, по результатам проведенной работы можно сделать следующие выводы:
1. Наука – это совокупность теоретических представлений о мире, ориентированная на выражение в понятиях и математических формулах объективных характеристик действительности, то есть тех, которые не зависят от сознания. Нравственность (мораль), напротив, является совокупностью ценностей и норм, регулирующих поведение и сознание людей с точки зрения противоположности добра и зла.
2. Наука тесно связана с развитием нравственности, зависит от моральных ценностей и императивов разных эпох, в свою очередь мораль зачастую регулируется и даже определяется наукой. Научное знание, выясняя, что возможно и что невозможно в действительности, намечает границы и ориентиры познания, границы дозволенного и недозволенного, тем самым осознается область реальных возможностей человека, совершенствуются критерии нравственного выбора.
3. Основные нормы этики ученого носят всеобщий характер (не связаны только с деятельностью ученого), прежде всего, это честность, справедливость, добросовестность, кроме того выделяются и специфические требования научной этики, которые отличают профессиональные требования к ученому, а именно: требование объективности, обоснованности знаний, особые этические правила и нормы, связанные с фиксацией научных результатов.
4. Нравственный императив «цель не оправдывает средства» должен стать основой деятельности настоящего современного ученого, так как ученый несет большую ответственность как за цели и средства, так и за социальные последствия своей деятельности.
5. В работе «Наука и нравственность» М. Бертло отмечал, что «наука является благодетельницей человечества, благодаря ей рано или поздно падут требования всякой мистической веры и всех предрассудков». Пафос его книги, заключающийся в утверждении нравственной и духовной силы науки, непосредственно направлен против истолкования науки как технико-инструментальной силы, не способной оказать благотворного этического и духовного воздействия на человека.
6. Наука, идущая рука об руку с гуманистической нравственностью, оборачивается великим благом для всех живущих, в то время как наука, равнодушная к последствиям собственных деяний, однозначно оборачивается разрушением и злом.
7. Наука, идущая рука об руку с гуманистической нравственностью, оборачивается великим благом для всех живущих, в то время как наука, равнодушная к последствиям собственных деяний, однозначно оборачивается разрушением и злом.
Список использованных источников
1. Александров А.Д. Наука и этика /Доклад на совещании по истории и методологии науки (Звенигород, 1983 г.). http://www.belousenko.com/book
2. Золотов Ю.А. Наука и нравственность / Российский химический журнал, 1999 г., №9 http://vivovoco.rsl.ru/VV/
3. И.И. Мечников. Этюды оптимизма. М.: Наука, 1988. http://whinger.narod.ru/ocr/
4. История философии: Учебник для вузов / Под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова и Д.В. Бугая. М.: Академический Проект: 2005. 680 с.
5. Кохановский В. П. Философия и методология науки: Учебник для высших учебных заведений. — Ростов н/Д.: «Феникс», 1999. - 576 с.
6. Кохановский В.П., Золотухина Е.В., Лешкевич Т.Г., Фатхи Т.Б. Философия для аспирантов: Учебное пособие. Изд. 2-е - Ростов н/Д: "Феникс", 2003. - 448 с.
7. Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации: Уч. пос. для вузов. М.: «Издательство ПРИОР», 2001. 428 с.
8. Между нравственностью и наукой.http://www.mosoblpress.
9. Наука и нравственность. Этика науки и социальная ответственность ученого. http://filo-lecture.ru/
10. Огурцов А.П. Бертло: наука и нравственность http://filosof.historic.ru/
11. Яскевич Я.С. Философия и методология науки: учеб. пособие / Я.С. Яскевич, В.К. Лукашевич. – Минск: БГЭУ, 2009. – 475 с.
5