Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 02:30, курсовая работа
Целью работы является изучение сущности, исследование взамоотношений науки и нравственности в историческом аспекте и на современном этапе.
Поставленная цель определяет задачи исследования:
- рассмотреть теоретические подходы к науке и нравственности;
- выявить основные проблемы взаимосвязи между наукой и нравственностью в современных условиях;
- провести исторический экскурс по взглядам известных ученых по соотношению науки и нравственности.
Введение………………………………………………………….…………... 3
1 Наука и нравственность: сущность и характеристики……….……….… 4
2 Исторический аспект взаимосвязи науки и нравственности…..……….. 6
3 М. Бертло: наука и нравственность…..……………………….………….. 13
4 Современный подход к категориям «наука» и «нравственность».…….. 16
5 Основные проблемы современной биоэтики………….………………… 24
Заключение …..………………………………………………..…………….. 27
Список использованных источников ……………….……………............... 29
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра философии
РЕФЕРАТ
по дисциплине: Философия и методология науки
на тему: Наука и нравственность
МИНСК 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………… | 3 |
1 Наука и нравственность: сущность и характеристики……….……….… | 4 |
2 Исторический аспект взаимосвязи науки и нравственности…..……….. | 6 |
3 М. Бертло: наука и нравственность…..……………………….……… | 13 |
4 Современный подход к категориям «наука» и «нравственность».…….. | 16 |
5 Основные проблемы современной биоэтики………….………………… | 24 |
Заключение …..………………………………………………..…………….. | 27 |
Список использованных источников ……………….……………............... | 29 |
ВВЕДЕНИЕ
Темой данной работы является исследование взаимоотношения таких категорий как «наука» и «нравственность». Данная проблематика имеет актуальный характер и представляет собой научный и практический интерес.
Характеризуя степень научной разработанности проблематики взаимоотношения науки и нравственности, стоит отметить, что данная тема уже анализировалась у различных авторов в различных учебниках, монографиях, периодических изданиях и в интернете. Однако при изучении первоисточников приходится сталкиваться с наличием различных, порой диаметрально противоположных, мнений по данной проблематике.
С одной стороны тематика исследования получила интерес в научных кругах, с другой стороны существует недостаточная разработанность и нерешенные вопросы. Это значит, что данная работа при достаточной ее проработанности помимо учебной, может иметь как теоретическую, так и практическую значимость.
При проведении данного исследования были использованы следующие методы: анализ существующей источниковой базы по рассматриваемой проблематике (метод научного анализа), обобщение и синтез точек зрения, представленных в источниковой базе (метод научного синтеза и обобщения) и другие.
Объект работы – категории «наука» и «нравственность», их сущность.
Предмет исследования – взаимодействие и взаимоотношения между наукой и нравственностью.
Целью работы является изучение сущности, исследование взамоотношений науки и нравственности в историческом аспекте и на современном этапе.
Поставленная цель определяет задачи исследования:
- рассмотреть теоретические подходы к науке и нравственности;
- выявить основные проблемы взаимосвязи между наукой и нравственностью в современных условиях;
- провести исторический экскурс по взглядам известных ученых по соотношению науки и нравственности.
При написании данной работы использовалась различная литература: в основном материалы периодической печати, статьи и книги таких авторов, как М. Бертло, В.П. Кохановский, А.Д. Александров, Ю.А. Золотов и др., материалы электронных сайтов.
1 Наука и нравственность: сущность и характеристики
"Никто не может быть совершенно свободным, пока не все свободны. Никто не может быть вполне нравственным, пока не все еще нравственны".
Герберт Спенсер
На первый взгляд, наука и нравственность так далеко отстоят друг от друга, что странно даже ставить вопрос об их соотношениях и пересечениях. Наука – это совокупность теоретических представлений о мире, ориентированная на выражение в понятиях и математических формулах объективных характеристик действительности, то есть тех, которые не зависят от сознания. Науку также можно определить как сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и теоретическая систематизация достоверных знаний о природной, социальной и духовной реальности. [10, c. 196]. Нравственность (мораль), напротив, является совокупностью ценностей и норм, регулирующих поведение и сознание людей с точки зрения противоположности добра и зла. Нравственность строится на человеческих оценках, повелевает действовать определенным образом в зависимости от наших жизненных ориентиров – значит, она занята ничем иным, как действующими субъектами и их субъективностью [6, c. 416].
Таким образом, между наукой и нравственностью обнаруживается разрыв, их территории различны, проблемы лежат в разных плоскостях, и остается неясным, как можно рассуждать о связи науки и нравственности. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что все обстоит не так просто. Во-первых, нравственность проникает всюду, где встречаются два субъекта и где речь идет об их нуждах и угрозах для них. Во-вторых, наука не существует в неких чисто духовных сферах, не витает над миром, она – дело вполне человеческое и касается огромного множества человеческих интересов.
Наука и нравственность далеко не такие противоположные понятия, как может полагать обыденное сознание. Наука тесно связана с развитием нравственности, зависит от моральных ценностей и императивов разных эпох, в свою очередь мораль зачастую регулируется и даже определяется наукой. Научное знание, выясняя, что возможно и что невозможно в действительности, намечает границы и ориентиры познания, границы дозволенного и недозволенного, тем самым осознается область реальных возможностей человека, совершенствуются критерии нравственного выбора. Таким образом, наука есть не только производство знаний, но и выработка определенных этических норм.
Как и природа, наука не подчиняется категории нравственности, так как ее главная цель – объективная истина, однако в реальности наука не может быть беспристрастной, потому что ее создают люди, испытывающие всякого рода соблазны, заблуждения, страсти, обладающие теми или иными моральными качествами, одним словом, нравственные аспекты деятельности ученых нельзя игнорировать.
В основании нравственности и морали лежит человеческий разум. Моральные представления связаны с разрешением повседневных житейских проблем: формирования жизненных целей, правил поведения, принятия практического решения, выбор поступков и т.д., но они участвуют и в формировании идеалов, тех высших целей, которые служат духовным ориентиром в стремлении к будущему. А это требует серьезного теоретического обоснования, обращения к методам научного познания. Научное мышление – это мышление теоретическое, которое основано на логической абстракции, имеет строго упорядоченный характер и направлено на познание объективных законов. Его продуктами являются знания, различные методы научного познания, научный стиль рациональности.
В научном сообществе сложилась с течением времени своя система моральных норм, императивов, запретов, регулирующих научную деятельность – этос ученого мира. Основные нормы этики ученого носят всеобщий характер (не связаны только с деятельностью ученого), прежде всего, это честность, справедливость, добросовестность, кроме того можно выделить и специфические требования научной этики, которые отличают профессиональные требования к ученому, а именно:
-требование объективности (объективность несовместима с предвзятыми мнениями, она требует обоснования утверждений логикой и фактами), один из основных нравственных принципов науки – осуждение субъективизма;
-обоснованности знаний (серьезной проблемой в науке является слепая вера в авторитеты, которая зачастую не позволяет знанию развиваться);
-особые этические правила и нормы, связанные с фиксацией научных результатов (проблема авторства и публикаций научных исследований, необходимость точного цитирования при ссылках на другие работы, а так же проблемы соавторства, рецензирования, плагиата и пр.) [9].
Наряду с этими этическими нормами ученой деятельности можно назвать и такие ценности как универсальность, всеобщность, незаинтересованность (бескорыстность), скептицизм и т.д. В связи с насущными экологическими проблемами, базовыми для современного общества становятся ценности взаимодействия человека и природы, и современная наука вступает в эпоху своей экологизации. Перед наукой ставится новая цель, а именно: не война с природой («природа не храм, а мастерская»), а обеспечение коэволюционного (совместного) развития человека и природы.
Несмотря на тесное взаимодействие науки и нравственности в истории есть немало и свидетельств тому, что пафос и величие задач науки могут нередко служить оправданием для вещей антигуманных, бесчеловечных, поэтому неизбежно встает вопрос о нравственной ответственности ученого. Исследователь отвечает сегодня не только за доброкачественность своих результатов, он должен задумываться и о тех последствиях, к каким могут привести его работы. Давно известно, что научные достижения могут быть обращены не только на пользу обществу, но именно сегодня остро встал вопрос о том, что наука может сделать человечество несчастным или даже послужить косвенной причиной прекращения жизни на Земле. Так в некоторых разделах современной биологии ведутся весьма опасные исследования, например, возможным стало создание микроорганизмов – возбудителей болезней, способных преодолевать ранее приобретенный иммунитет, в таком случае даже заранее проведенная вакцинация окажется неэффективной; генная инженерия позволяет создавать микробы, устойчивые к антибиотикам, а это означает, что болезнь, вызванная такими возбудителями, не поддастся основным распространенным сегодня методам лечения; установлена возможность разработки этнического оружия – на основе обнаружения биохимических различий между этническими группами конструируется специфически токсичное для разных групп соединение и т.д.. Вышеприведенные примеры говорят о том, что цели науки не всегда являются нравственными и далеко не всё, что может сделать наука, морально допустимо. Никогда ранее ученый не имел такой моральной ответственности за последствия своих изысканий, как сегодня.
Однако не только цели научного исследования сегодня должны соизмеряться с важнейшими нравственными ценностями, это касается и используемых наукой средств. Нравственный императив «цель не оправдывает средства» должен стать основой деятельности настоящего современного ученого. Таким образом, ученый несет большую ответственность как за цели и средства, так и за социальные последствия своей деятельности. Можно ставить вопрос и шире – о ценностях и моральных установках науки как общественного института, который нуждается в этически ориентированном контроле со стороны общества.
Таким образом, наука тесно связана с развитием нравственности, зависит от моральных ценностей и императивов разных эпох, в свою очередь мораль зачастую регулируется и даже определяется наукой. Наука есть не только производство знаний, но и выработка определенных этических норм.
2 Исторический аспект взаимосвязи науки и нравственности
Человечество пришло в XXI век с поражающими воображение научными достижениями. Сбылись прогнозы Вернадского, согласно которым научная мысль превратилась в планетное явление. Ее воздействие на человеческое сообщество настолько внушительно и грандиозно, что оно представляется многим одной из самых непосредственных очевидностей. Но несмотря на это, человечество в лице представителей науки и широких масс вступило в третье тысячелетие с большой тревогой и озабоченностью.
Преодолеет ли человечество эту трагическую реальность или оно обречено на самоуничтожение? С чем связана потеря человечеством основных нравственных принципов существования? По поводу причин этой ситуации высказывались и высказываются различные мнения. В основном можно выделить две точки зрения по этому вопросу. Одни связывают утрату нравственности с неукротимой страстью определенной части человечества к обладанию, приумножению своего капитала, со стремлением «иметь, а не быть» (Э. Фромм). Другие, а их большинство, во всех бедах человечества обвиняют науку, научно-технический прогресс. При этом предлагаются различные механизмы противодействия существующей ситуации. Гуманизация научного познания, гуманитаризация образования, привнесение религии в образование, культуру. Но расширяющееся поле религиозного сознания не оказывает значительного влияния на нравственную сторону человеческого поведения, также невелико пока и влияние процесса гуманизации научного познания в обществе, да и сам процесс остается в стороне от широкого общественного сознания.
Фундаментальная задача всех наук остается той же самой от Платона и Аристотеля до Рассела и Поппера, а именно: бескомпромиссная преданность истине в исследовании и преподавании. Но поиск истины не может быть вне моральных принципов и норм. В 40-е года XX века оформляется определение системы правил, действующая внутри научного сообщества и получавшая название внутреннего научного этоса. Их ученый усваивает в ходе своей профессиональной подготовки. Следование или пренебрежение этими нормами выступает как акт морального выбора, предполагающий профессиональную ответственность ученого. Принципы внутреннего этоса науки имеют различные формулировки. Одни из них выражены Р. Мертоном еще в 1942 году в работе «Нормативная структура науки», а затем в 1965 году в работе «Амбивалентность ученого». Они включают в себя императивы универсализма, коллективизма, бескорыстия, организованного скептицизма. Биолог Хонс Мор выражает их совсем просто: «Будь честным, никогда не манипулируй с фактами. Будь точным! Будь честным в отношении приоритета фактов и идей! Будь непредубежденным относительно фактов и идей своих соперников». В этих формулировках научного этоса истина, как высшая ценность, непосредственно встречается с долгом, а служение истине ставится выше любых личных, групповых интересов и убеждений [4, c. 114].