Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 19:25, контрольная работа
Термин «психология» происходит от древнегреческих слов «психе» -душа, «логос» -наука, буквально означает «наука о душе».
Уже в древние времена общественная жизнь предъявляла свои требования, поэтому возникла необходимость различать и учитывать психические особенности людей.
В ХХ века богатство накопленного экспериментального материала способствовало развитию различных направлений и концепций, получивших широкое распространение.
1. Возникновение направлений в психологии в начале ХХ века.
2. Литература
Основные положения
Другую психоаналитическую
концепцию, разработанную К.Юнгом, иногда
называют «аналитической психологией».
В соответствии с ней психика
представляет собой сложное целое,
относительно независимые части, которого
своеобразно отделены друг от друга.
Центр человеческой индивидуальности
составляет так называемый «комплекс
Я». С ним связаны два типа бессознательного:
коллективное и личное. Первое представлено
тем, что приобретено человеком
в ходе индивидуального жизненного
опыта; второе передается ему по наследству
и отражает общественный опыт, накопленный
человечеством. Личное бессознательное
содержит комплексы, составляющие неотъемлемую
часть психической жизни
Личное бессознательное
представляется человеку частью его
собственной жизни. Содержание коллективного
бессознательного — чем-то чуждым ей,
странным, необычным, вызывающим сильные
отрицательные переживания, неврозы.
Типичным способом существования и
представления коллективного
Важной заслугой Юнга перед
психологической наукой явилось
введение в научный оборот представлений
о двух типах личности: интровертированной
и экстравертированной. Первой свойственна
обращенность в себя в поисках
причин, объясняющих совершаемые
поступки; второй присуща тенденция
живо откликаться на внешние воздействия
и находить в них истоки поведения.
Обе тенденции в той или
иной степени присущи всем людям,
но представлены у них, в их психологии
и поведении в различной
К.Юнг также предложил одну из наиболее интересных психологических типологий личности, разделив людей на следующие типы: мыслительный, эмоциональный и сенситивный. Важным теоретическим понятием у Юнга явилось представление об «индивидуации». Этим словом он обозначил развитие психологического индивидуума как существа, отличного от общности. Индивидуация, по Юнгу, есть процесс прижизненно происходящей личностной дифференциации, имеющей целью развитие индивидуальности человека.
Э.Фромм явился автором
концепции «гуманистического
Генетическая психология. Основателем этого направления является Ж.Пиаже, выдающийся психолог нашего времени швейцарского происхождения. Данное направление непосредственно связано с изучением психического развития ребенка, его интеллекта. Широкое применение в концепции Пиаже нашли понятия логики и математики, а само интеллектуальное развитие представлено в виде учения о развитии логического мышления у детей с рождения до раннего юношеского возраста.
Дальнейшее развитие психологических
знаний в современном зарубежном
мире характеризуется несколькими
тенденциями. Одна из них заключается
в постепенном стирании границ между
разными школами и
Вторая состоит в том, что психология постепенно выходит за рамки академической науки и становится практически весьма полезной областью знаний. Кроме традиционных для нее сфер приложения (медицина, педагогика), она широко используется в промышленности, экономике, политике, юридической практике. Словом, всюду, где возникают проблемы, связанные с человеком. Сейчас, пожалуй, легче перечислить те отрасли практики, где она необходима и фактически используется.
Третья тенденция состоит
в расширении и обогащении как
понятийного, так и методического
аппарата психологических исследований
за счет тех наук, с которыми психология
входит в контакт при решении
разнообразных научных и
Литература:
1. Психология: учебное пособие / И.К.Гайнутдинов, А.К. Котова. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 348, с.
2. Немов Р.С Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:
В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.
Информация о работе Научные школы в Западной психологии ХХ века