Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 19:25, контрольная работа
Термин «психология» происходит от древнегреческих слов «психе» -душа, «логос» -наука, буквально означает «наука о душе».
Уже в древние времена общественная жизнь предъявляла свои требования, поэтому возникла необходимость различать и учитывать психические особенности людей.
В ХХ века богатство накопленного экспериментального материала способствовало развитию различных направлений и концепций, получивших широкое распространение.
1. Возникновение направлений в психологии в начале ХХ века.
2. Литература
Свидетельством
Идеи, высказанные Томленом, получили дальнейшее развитие в работах К.Халла, который предложил теоретическую модель поведения организма (ее основные постулаты мы рассматривали в учебнике).
Как бихевиоризм, так и необихевиоризм не исследовал того, что происходит в сознании человека, поэтому данный подход в целом иногда называют подходом к человеку с позиции «черного ящика». Психологи, придерживающиеся данной философии и методологии, считают, что наука, объясняя человеческое поведение, должна иметь дело только с тем, что наблюдаемо, измеряемо, входит в организм в виде стимулов и выходит из него в форме реакций на эти стимулы. На этом строится халловская теория научения, основанная на системе физиологических постулатов и ряде законов, связывающих между собой стимулы и реакции.
В новейшее время бихевиористские
идеи не пользуются особой популярностью
среди психологов, но продолжают привлекать
к себе внимание, особенно в связи
с интересными работами на человеке
одного из наиболее известных современных
сторонников этого подхода Б.Ф.
Второе направление, которое заявило о себе в период кризиса психологии, — гешталыппсихология. Если бихевиоризм как один из путей выхода из состояния кризиса психологии возник и получил развитие в США, то данное направление зародилось в Германии и получило признание в Европе. Гештальтпсихология тоже ориентировалась на естественные науки как на образец научного знания, но больше использовала достижения физики и математики, а не физиологии организма.
Представителей этого направления, среди которых можно назвать М.Вертгеймера, В.Келера, К.Левина и других, больше всего не устраивал упрощенный атомистический подход к изучению и анализу психических явлений, характерный для ассоциативной интроспективной психологии. Такая психология разлагала все сложные явления на элементарные, стремясь из их сочетания по ассоциативному принципу вывести законы формирования целостных структур психического. Психические явления, по сути дела, сводились к разнообразным сочетаниям простейших элементов по ограниченному числу законов.
Гештальтпсихологию заявили
о себе утверждением, о существовании
собственных законов
Установки и принципы гештальтпсихологии
применительно к личности и межличностному
поведению реализовал в своих
теоретических и
Идеи гештальтпсихологии сыграли положительную роль в разработке ряда важных проблем психологии. Они затронули восприятие, мышление, память, личность и межличностные отношения. Они также способствовали применению в области психологии полезных для нее теорий и понятий, заимствованных из естественнонаучных исследований. Они преобразовали старую интроспективную психологию, сделав ее соответствующей достижениям естественных наук. Вместе с тем основные проблемы, породившие общий кризис психологической науки, гештальтпсихология так же, как и бихевиоризм, не решила, а только несколько снизила их остроту, привлекая внимание исследователей к новым интересным проблемам.
Третьим направлением, возникшим в период кризиса, стал психоанализ. Его основы были разработаны австрийским психиатром и психологом З.Фрейдом. Представители психоанализа в отличие от бихевиористов и гештальтпсихологов не ориентировались на точные и естественные науки как на образец для построения научного психологического знания. Они стремились найти выход из кризиса в самой психологии, образовав более тесный ее союз с другими науками, также имеющими дело с психическими явлениями, например с медициной.
Фрейдизм — и в этом
его заслуга — стремился
Психология в психоанализе
вновь обрела живого человека, с
древних времен присущую ей глубину
проникновения в сущность его
души и поведения. Однако увлеченный
своими умозрительными теоретическими
построениями (большинство из них, как
оказалось впоследствии, не имели
под собой статистически
Для психоанализа ключевыми понятиями стали «сознание» и «бессознательное». Последнему была отведена особо важная роль в объяснении человеческого поведения. Фрейд писал, что имеются веские доказательства того, что тонкая и трудная интеллектуальная работа, которая требует глубокого и напряженного мышления, может протекать вне сферы сознания, что существуют люди, «у которых самокритика и совесть... оказываются бессознательными и, оставаясь таковыми, обусловливают важнейшие поступки». Бессознательным, по Фрейду, может быть и чувство вины.
Дальнейшая судьба психоаналитического учения и отношение к нему в разных странах складывались по-разному. Поначалу все, кроме ближайших учеников и последователей Фрейда, относились к нему весьма прохладно. Затем оно привлекло к себе сторонников в Германии и Австрии, в Европе, в США, где до сих пор является довольно популярным.
В годы советской власти
им интересовались и отечественные
психологи, увидев в этом учении одну
из возможных материалистических альтернатив
господствовавшей тогда интроспективной
идеалистической психологии. Затем,
в 30-е годы, вместе с ограничениями
психологических исследований, началом
сильного некомпетентного
Кроме трех перечисленных
попыток научным путем
Основная задача понимающей
психологии — раскрыть смысловое
содержание душевной жизни человека,
систему его ценностей. «Нельзя
не пожелать появления психологии,
— писал В.Дильтей, — способной
уловить в сети своих описаний
то, чего в произведениях поэтов
и писателей заключается
Начиная с 30—40-х годов XX века,
в размежевании и дифференциации
психологических знаний, инициированных
периодом открытого кризиса
Когнитивная психология. Это направление возникло в связи с развитием кибернетики, информатики, математического программирования ЭВМ и в определенной степени явилось отрицательной реакцией на недостатки всех психологических концепций, игнорирующих сознание и принижающих роль мышления в детерминации поведения человека. Здесь главное внимание было обращено на то, как человек воспринимает, перерабатывает и хранит разнообразную информацию о мире и о себе, каким образом он ее использует при принятии решений и в повседневном поведении. Значительным стимулом к развитию этой отрасли психологии явилась разработка программных языков высокого уровня для ЭВМ и технологии программирования.
Известно, что одни и те же исходные данные, введенные в вычислительную машину, порождают различные результаты в процессе их обработки в зависимости от того, по какой программе работает машина. Так и на уровне человека: для того чтобы объяснить и предсказать его поведение в ответ на определенную совокупность внешних и внутренних стимулов, необходимо знать, как он их воспринимает и перерабатывает в своей голове, каким образом он принимает решения.
Когнитивные процессы для психолога являются аналогом программы вычислительной машины. На их изучение и ориентирована эта отрасль знаний, интересующаяся главным образом тем, как человек реагирует на окружающий мир в познавательном плане. Когнитивную психологию интересует, как устроено сознание человека, его система знаний. В исследованиях, ведущихся в этом направлении, «познание человеком окружающего мира... рассматривается как активный процесс, необходимым компонентом которого являются психологические средства, формирующиеся в процессах обучения... включая обучение самой жизнью»1.
Вместе с идеями кибернетики
и информатики в
Неофрейдизм. Это направление выросло из классического психоанализа Фрейда и представлено такими именами, как А.Адлер, К.Юнг, К.Хорни, Г.Салливен, Э.Фромм и др. Характерные для него проблемы и основная система понятий, которыми для их решения пользуются сторонники этого направления, имеют много общего с теорией Фрейда, хотя ряд концепций, представленных в этом направлении, весьма радикально от нее отличается. Но, тем не менее, фрейдизм и неофрейдизм объединяет вера в существование и особую роль бессознательного в психике и поведении человека, убежденность в наличии у человека многих устойчивых отрицательных явлений, называемых «комплексами».
Информация о работе Научные школы в Западной психологии ХХ века