Научная революция XVII века и её воздействие на философию

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 06:20, реферат

Описание работы

Символами общественного прогресса в XVII веке становятся первые буржуазные резолюции в Нидерландах (конец XVI — начало XVII вв.) и Англии (середина XVII в.). Под влиянием революционных преобразований происходят радикальные изменения в экономике, политике, социальных отношениях, сознании людей. Мануфактурное производство, быстрый рост мировой торговли, мореплавание, интересы военного дела и т.д. во многом определили основной вектор развития науки. Все более проявляется потребность в научных исследованиях, имеющих прикладное, практическое значение: предприимчивый купец и любознательный ученый олицетворяют идеал человека.

Работа содержит 1 файл

научная революция 17века +реферат.doc

— 228.00 Кб (Скачать)

      Становление науки выражало  стремление  к  осмыслению  мира,  с  одной

стороны. С другой - стимулировало развитие подобных  процессов  в  различных

сферах общественной жизни. Огромный вклад  в  развитие  правосознания,  идей

веротерпимости и свободы совести внесли такие философы  XVI  -  XVII  веках,

как М. Монтень (1533 - 1592), Б. Спиноза (1632 - 1677), Т.  Гоббс  (1588  -

1679), Дж. Локк (1632 - 1704) и др. Их  усилиями  разрабатывались  концепции

гражданского общества, общественного договора, обеспечения прав  личности  и

многое другое.

      Научное  мышление  позволяло  выдвигать   и   обосновывать  механизмы

реализации этих концепций. В этом контексте ключевой является оценка  Локком

(друг Ньютона и  член  Лондонского  королевского  общества)  парламента  как

социальной  научной  лаборатории,  способствующей  поиску,   изобретению   и

реализации новых и  эффективных  форм  синтеза  частных  интересов  граждан,

включая   интерес государства. 

                             Выводы и обобщение 

      Основы нового типа мировоззрения, новой науки были заложены  Галилеем.

Он начал создавать ее как математическое и опытное естествознание.  Исходной

посылкой было выдвижение аргумента, что для формулирования  четких  суждений

относительно  природы  ученым  надлежит  учитывать  только   объективные   -

поддающиеся  точному  измерению    свойства,  тогда  как  свойства,   просто

доступные восприятию, следует  оставить  без  внимания  как  субъективные  и

эфемерные. Лишь с  помощью  количественного  анализа  наука  может  получить

правильные знания о мире. А чтобы глубже проникнуть в математические  законы

и постичь истинный характер  природы,  Галилей  усовершенствовал  и  изобрел

множество  технических  приборов  -  линзу,  телескоп,  микроскоп,   магнит,

воздушный термометр, барометр и др. Использование  этих  приборов  придавало

эмпиризму   новое,   неведомое   грекам   измерение.   Прежние   дедуктивные

схоластические размышления о вселенной должны были уступить место  ничем  не

скованному   экспериментальному   ее   исследованию   с   целью   постижения

действующих в ней безличных математических законов. Галилей  нашел  подлинно

научную точку соприкосновения опытно-индуктивного и  абстрактно-дедуктивного

способов исследования природы, дающую возможность связать научное  мышление,

невозможное без абстрагирования  и  идеализации,  с  конкретным  восприятием

явлений и процессов природы.

      Особое значение для нас имеют открытия Галилея в области механики, так

как с помощью совершенно новых  категорий  и  новой  методологии  он  взялся

разрушить   догматические   построения   господствовавшей    аристотелевской

схоластической  физики,  основывавшейся  на  поверхностных   наблюдениях   и

умозрительных выкладках, переполненной  телеологическими  представлениями  о

движении вещей в соответствии с  их  природой  и  целью,  о  естественных  и

насильственных  движениях, о  природной   тяжести   и   легкости   тел,   о

совершенстве кругового движения по сравнению с прямолинейным и  т.д.  Именно

на основе критики  аристотелевской  физики  Галилей  создал  свою  программу

строительства естествознания.

      Галилей разработал динамику -  науку  о  движении  тел  под  действием

приложенных сил. Он сформулировал первые законы свободного падения тел,  дал

строгую  формулировку  понятий  скорости  и  ускорения,   осознал   решающее

значение свойства движения тел, в будущем названного инерцией.  Очень  ценна

была  высказанная  им   идея   относительности   движения.   Философское   и

методологическое  значение  законов  механики,   открытых   Галилеем,   было

огромным, ибо впервые в истории человеческой мысли было сформулировано  само

понятие физического закона в современном значении.  Законы механики  Галилея

вместе с его астрономическими открытиями подводили ту  физическую  базу  под

теорию Коперника, которой сам ее  творец  еще  не  располагал.  Из  гипотезы

гелиоцентрическая доктрина теперь начинала превращаться в теорию.

      Завершить  коперниковскую  революцию  выпало    Ньютону.  Он   доказал

существование тяготения как универсальной силы - силы, которая  одновременно

заставляла камни падать  на  Землю  и  была  причиной  замкнутых  орбит,  по

которым планеты вращались вокруг Солнца. Заслуга Ньютона была в том, что  он

соединил  механистическую  философию  Декарта,  законы  Кеплера  о  движении

планет и законы Галилея о земном движении, сведя их в  единую  всеобъемлющую

теорию. После целого ряда  математических  открытий  Ньютон  установил:  для

того чтобы планеты удерживались на  устойчивых  орбитах  с  соответственными

скоростями и на соответствующих расстояниях, определяющихся третьим  законом

Кеплера,   их   должна   притягивать   к   Солнцу   некая   сила,    обратно

пропорциональная квадрату расстояния до Солнца; этому  закону подчиняются  и

тела, падающие на Землю (это касалось не только камней,  но  и  Луны  -  как

земных, так и небесных явлений). Кроме  того,  Ньютон математическим  путем

вывел на основании  этого  закона  эллиптическую  форму  планетных  орбит  и

перемену  их  скоростей,  следуя  определениям  первого  и  второго   закона

Кеплера.   Был получен ответ на важнейшие космологические  вопросы,  стоящие

перед сторонниками Коперника, - что побуждает планеты  к  движению,  как  им

удается удерживаться в пределах своих орбит, почему тяжелые предметы  падают

на Землю? -  и  разрешен  спор  об  устройстве  Вселенной  и  о  соотношении

небесного и земного. Коперниковская гипотеза породила потребность  в  новой,

всеобъемлющей и самостоятельной космологии и отныне ее обрела.

      С помощью трех законов движения  (закон  инерции,  закон  ускорения  и

закон равного противодействия)  и  закона  всемирного  тяготения  Ньютон  не

только подвел научный фундамент под законы Кеплера, но  и  объяснил  морские

приливы, орбиты движения комет, траекторию движения пушечных ядер  и  прочих

метательных снарядов. Все известные явления небесной и земной механики  были

теперь  сведены  под  единый   свод   физических   законов.   Было   найдено

подтверждение взглядам Декарта, считавшего,  что  природа  есть  совершенным

образом  упорядоченный  механизм,  подчиняющийся  математическим  законам  и

постижимый наукой.

      Крупнейшим  достижением  научной  революции  стало  крушение   антично

средневековой  картины  мира  и  формирование  новых   черт   мировоззрения,

позволивших  создать  науку  Нового   времени.   Основу   естественнонаучной

идеологии составили следующие представления и подходы:   натурализм  -  идея

самодостаточности   природы,   управляемой    естественными,    объективными

законами; механицизм - представление мира в качестве  машины,  состоящей  из

элементов разной степени  важности  и  общности;  отказ  от  доминировавшего

ранее символически-иерархического подхода,  представлявшего  каждый  элемент

мира  как  органическую   часть   целостного   бытия;     квантитативизм   -

универсальный метод количественного сопоставления и оценки всех предметов  и

явлений мира, отказ от качественного мышления  античности  и  Средневековья;

причинно-следственный автоматизм  -  жесткая  детерминация  всех  явлений  и

процессов в мире естественными причинами,  описываемыми  с  помощью  законов

механики;  аналитизм - примат

      Аналитической деятельности над синтетической в мышлении ученых,  отказ

от абстрактных  спекуляций,  характерных  для  античности  и  Средневековья;

геометризм - утверждение  картины  безграничного  однородного,  описываемого

геометрией Евклида и управляемого едиными законами космического универсума.

      Вторым   важнейшим   итогом   научной   революции   стало   соединение

умозрительной натурфилософской традиции античности и средневековой  науки  с

ремесленно-технической    деятельностью,   с   производством.   Еще    одним

результатом  научной  революции  стало  утверждение   гипотетико-дедуктивной

методики познания. Основу  этого  метода,  составляющего  ядро  современного

естествознания, образует логический вывод утверждений из принятых гипотез  и

последующая их эмпирическая проверка.

      Обобщая все вышесказанное можно  привести  несколько  выводов  научной

революции:

      . Старый Космос устарел и был разрушен.

      . Новая картина мира, которая заменила старый  Космос,  больше  всего

        походила на  огромные  часы  -  в  ней  не  было  ничего  живого  и

        неопределенного   и,   казалось,   все   можно   было    рассчитать

        ("кеплеровский детерминизм").

      .  Наука  обрела   свои   механизмы   и   процедуры   конструирования

        теоретического знания, проверки и самопроверки,  свой язык,  прежде

        всего, в математической его форме, ставший "плотью" метода.

      . Наука стала социальной системой - появились  свои  профессиональные

        организации,  печатные  органы,   целая   инфраструктура   (включая

        специальный инструментарий). В науке возникли свои нормы и  правила

Информация о работе Научная революция XVII века и её воздействие на философию