Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 06:20, реферат
Символами общественного прогресса в XVII веке становятся первые буржуазные резолюции в Нидерландах (конец XVI — начало XVII вв.) и Англии (середина XVII в.). Под влиянием революционных преобразований происходят радикальные изменения в экономике, политике, социальных отношениях, сознании людей. Мануфактурное производство, быстрый рост мировой торговли, мореплавание, интересы военного дела и т.д. во многом определили основной вектор развития науки. Все более проявляется потребность в научных исследованиях, имеющих прикладное, практическое значение: предприимчивый купец и любознательный ученый олицетворяют идеал человека.
Становление науки выражало стремление к осмыслению мира, с одной
стороны. С другой - стимулировало развитие подобных процессов в различных
сферах общественной жизни. Огромный вклад в развитие правосознания, идей
веротерпимости и свободы совести внесли такие философы XVI - XVII веках,
как М. Монтень (1533 - 1592), Б. Спиноза (1632 - 1677), Т. Гоббс (1588 -
1679), Дж. Локк (1632 - 1704) и др. Их усилиями разрабатывались концепции
гражданского общества, общественного договора, обеспечения прав личности и
многое другое.
Научное мышление позволяло выдвигать и обосновывать механизмы
реализации этих концепций. В этом контексте ключевой является оценка Локком
(друг Ньютона и член Лондонского королевского общества) парламента как
социальной научной лаборатории, способствующей поиску, изобретению и
реализации новых и эффективных форм синтеза частных интересов граждан,
включая
интерес государства.
Выводы и обобщение
Основы нового типа мировоззрения, новой науки были заложены Галилеем.
Он начал создавать ее как математическое и опытное естествознание. Исходной
посылкой было выдвижение аргумента, что для формулирования четких суждений
относительно природы ученым надлежит учитывать только объективные -
поддающиеся точному измерению свойства, тогда как свойства, просто
доступные восприятию, следует оставить без внимания как субъективные и
эфемерные. Лишь с помощью количественного анализа наука может получить
правильные знания о мире. А чтобы глубже проникнуть в математические законы
и постичь истинный характер природы, Галилей усовершенствовал и изобрел
множество технических приборов - линзу, телескоп, микроскоп, магнит,
воздушный термометр, барометр и др. Использование этих приборов придавало
эмпиризму новое, неведомое грекам измерение. Прежние дедуктивные
схоластические размышления о вселенной должны были уступить место ничем не
скованному экспериментальному ее исследованию с целью постижения
действующих в ней безличных математических законов. Галилей нашел подлинно
научную точку соприкосновения опытно-индуктивного и абстрактно-дедуктивного
способов исследования природы, дающую возможность связать научное мышление,
невозможное без абстрагирования и идеализации, с конкретным восприятием
явлений и процессов природы.
Особое значение для нас имеют открытия Галилея в области механики, так
как с помощью совершенно новых категорий и новой методологии он взялся
разрушить догматические построения господствовавшей аристотелевской
схоластической физики, основывавшейся на поверхностных наблюдениях и
умозрительных выкладках, переполненной телеологическими представлениями о
движении вещей в соответствии с их природой и целью, о естественных и
насильственных движениях, о природной тяжести и легкости тел, о
совершенстве кругового движения по сравнению с прямолинейным и т.д. Именно
на основе критики аристотелевской физики Галилей создал свою программу
строительства естествознания.
Галилей разработал динамику - науку о движении тел под действием
приложенных сил. Он сформулировал первые законы свободного падения тел, дал
строгую формулировку понятий скорости и ускорения, осознал решающее
значение свойства движения тел, в будущем названного инерцией. Очень ценна
была высказанная им идея относительности движения. Философское и
методологическое значение законов механики, открытых Галилеем, было
огромным, ибо впервые в истории человеческой мысли было сформулировано само
понятие физического закона в современном значении. Законы механики Галилея
вместе с его астрономическими открытиями подводили ту физическую базу под
теорию Коперника, которой сам ее творец еще не располагал. Из гипотезы
гелиоцентрическая доктрина теперь начинала превращаться в теорию.
Завершить коперниковскую революцию выпало Ньютону. Он доказал
существование тяготения как универсальной силы - силы, которая одновременно
заставляла камни падать на Землю и была причиной замкнутых орбит, по
которым планеты вращались вокруг Солнца. Заслуга Ньютона была в том, что он
соединил механистическую философию Декарта, законы Кеплера о движении
планет и законы Галилея о земном движении, сведя их в единую всеобъемлющую
теорию. После целого ряда математических открытий Ньютон установил: для
того чтобы планеты удерживались на устойчивых орбитах с соответственными
скоростями и на соответствующих расстояниях, определяющихся третьим законом
Кеплера, их должна притягивать к Солнцу некая сила, обратно
пропорциональная квадрату расстояния до Солнца; этому закону подчиняются и
тела, падающие на Землю (это касалось не только камней, но и Луны - как
земных, так и небесных явлений). Кроме того, Ньютон математическим путем
вывел на основании этого закона эллиптическую форму планетных орбит и
перемену их скоростей, следуя определениям первого и второго закона
Кеплера. Был получен ответ на важнейшие космологические вопросы, стоящие
перед сторонниками Коперника, - что побуждает планеты к движению, как им
удается удерживаться в пределах своих орбит, почему тяжелые предметы падают
на Землю? - и разрешен спор об устройстве Вселенной и о соотношении
небесного и земного. Коперниковская гипотеза породила потребность в новой,
всеобъемлющей и самостоятельной космологии и отныне ее обрела.
С помощью трех законов движения (закон инерции, закон ускорения и
закон равного противодействия) и закона всемирного тяготения Ньютон не
только подвел научный фундамент под законы Кеплера, но и объяснил морские
приливы, орбиты движения комет, траекторию движения пушечных ядер и прочих
метательных снарядов. Все известные явления небесной и земной механики были
теперь сведены под единый свод физических законов. Было найдено
подтверждение взглядам Декарта, считавшего, что природа есть совершенным
образом упорядоченный механизм, подчиняющийся математическим законам и
постижимый наукой.
Крупнейшим достижением научной революции стало крушение антично
средневековой картины мира и формирование новых черт мировоззрения,
позволивших создать науку Нового времени. Основу естественнонаучной
идеологии составили следующие представления и подходы: натурализм - идея
самодостаточности природы, управляемой естественными, объективными
законами; механицизм - представление мира в качестве машины, состоящей из
элементов разной степени важности и общности; отказ от доминировавшего
ранее символически-иерархического подхода, представлявшего каждый элемент
мира как органическую часть целостного бытия; квантитативизм -
универсальный метод количественного сопоставления и оценки всех предметов и
явлений мира, отказ от качественного мышления античности и Средневековья;
причинно-следственный автоматизм - жесткая детерминация всех явлений и
процессов в мире естественными причинами, описываемыми с помощью законов
механики; аналитизм - примат
Аналитической деятельности над синтетической в мышлении ученых, отказ
от абстрактных спекуляций, характерных для античности и Средневековья;
геометризм - утверждение картины безграничного однородного, описываемого
геометрией Евклида и управляемого едиными законами космического универсума.
Вторым важнейшим итогом научной революции стало соединение
умозрительной натурфилософской традиции античности и средневековой науки с
ремесленно-технической деятельностью, с производством. Еще одним
результатом научной революции стало утверждение гипотетико-дедуктивной
методики познания. Основу этого метода, составляющего ядро современного
естествознания, образует логический вывод утверждений из принятых гипотез и
последующая их эмпирическая проверка.
Обобщая все вышесказанное можно привести несколько выводов научной
революции:
. Старый Космос устарел и был разрушен.
. Новая картина мира, которая заменила старый Космос, больше всего
походила на огромные часы - в ней не было ничего живого и
неопределенного и, казалось, все можно было рассчитать
("кеплеровский детерминизм").
. Наука обрела свои механизмы и процедуры конструирования
теоретического знания, проверки и самопроверки, свой язык, прежде
всего, в математической его форме, ставший "плотью" метода.
. Наука стала социальной системой - появились свои профессиональные
организации, печатные органы, целая инфраструктура (включая
специальный инструментарий). В науке возникли свои нормы и правила
Информация о работе Научная революция XVII века и её воздействие на философию