Научная революция XVII века и её воздействие на философию

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 06:20, реферат

Описание работы

Символами общественного прогресса в XVII веке становятся первые буржуазные резолюции в Нидерландах (конец XVI — начало XVII вв.) и Англии (середина XVII в.). Под влиянием революционных преобразований происходят радикальные изменения в экономике, политике, социальных отношениях, сознании людей. Мануфактурное производство, быстрый рост мировой торговли, мореплавание, интересы военного дела и т.д. во многом определили основной вектор развития науки. Все более проявляется потребность в научных исследованиях, имеющих прикладное, практическое значение: предприимчивый купец и любознательный ученый олицетворяют идеал человека.

Работа содержит 1 файл

научная революция 17века +реферат.doc

— 228.00 Кб (Скачать)
 Научная революция XVII века и её воздействие на философию
 

Символами общественного прогресса в XVII веке становятся первые буржуазные резолюции в Нидерландах (конец XVI — начало XVII вв.) и Англии (середина XVII в.). Под влиянием революционных преобразований происходят радикальные изменения в экономике, политике, социальных отношениях, сознании людей. Мануфактурное производство, быстрый рост мировой торговли, мореплавание, интересы военного дела и т.д. во многом определили основной вектор развития науки. Все более проявляется потребность в научных исследованиях, имеющих прикладное, практическое значение: предприимчивый купец и любознательный ученый олицетворяют идеал человека.  
Правящие круги передовых европейских государств, стремясь к военному и экономическому господству, оказывают покровительство ученым и поддержку научно-исследовательской деятельности. Государственная политика по отношению к науке проявляется в образовании академий наук, научных обществ и т.д. Особенно значительную роль в европейской науке XVII в. сыграло знаменитое Лондонское Королевское общество (окончательно оформившееся под покровительством Карла II в 60-х гг, XVII в.) и существующее по настоящее время. Членами этого общества являлись Роберт Бойль — основоположник химии и физики нового времени и Исаак Ньютон — великий физик и математик, автор теории движения небесных тел. Почти одновременно в Париже при участии Копь Вера (первого министра Людовика XIV) открылась естественнонаучная Академия.  
В науке XVII века наряду с опытно-экспериментальными исследованиями, активно развиваются математические формализованные методики, что приводит к появлению алгебры, созданию дифференциального и интегрального исчислений, аналитической геометрии. Опытно-экспериментальное и математическое направления в научном исследовании возникли еще в эпоху Возрождения, однако в новое время они все более объединяются в одном экспериментально-математическом методе познания.  
Ведущей отраслью знания становится механика — наука о движении тел, сыгравшая огромное методологическое значение в формировании философско-мировоззрен-ческих взглядов XVII века.  
Связь философии с порождающей ее социальной средой не была опосредована только лишь через различные формы естествознания. Значительной оставалась роль религиозного мировоззрения, являющегося официальной государственной идеологией. Кроме того, ограниченность механистического мировоззрения нередко вынуждала передовых мыслителей XVII века обращаться к божественному всемогуществу, «первотолчку», «мировому разуму» и т.д., что характерно для научного творчества Г.Галилея, Р. Декарта, И. Ньютона, Т. Гоббса и многих других. В силу этого соотношение материализма и идеализма, теизма и атеизма в рассматриваемый период не носит характера жесткой взаимоисключающей альтернативы «или ... или». «Двухмерное» видение проблемы не позволяет познать многообразие живого реального процесса становления научного познания. Философские воззрения, пытающиеся согласовать новую естественнонаучную картину мира с гипотезой о существовании трансцендентной, внеприродной личности творца получили название — деизм. Как и в эпоху Возрождения, большое распространение имела концепция «двух истин» — «божественной» и «природной». В средневековой философии она проявлялась как противостояние номинализма и реализма.  
В рассматриваемый период с новой силой развернулась полемика о том, что является основой подлинного знания — разум или опыт. В новое время эти два направления принимают форму эмпиризма и рационализма.  
Таким образом, в XVII в. в Европе появляется новая философия, опирающаяся на идеи самоценности разума, с одной стороны, и осознание важности целенаправпенного экспериментально-опытного изучения мира — с другой.
 
 

Санкт-Петербургский Государственный Институт Точной Механики и Оптики

                          (Технический Университет) 
 
 

                Реферат по предмету «История науки и техники» 
 
 

                             «Научная революция

                              XVI - XVII века» 
 
 

      Студент: Мироводин Д.А. 

      Группа: 431 

      Преподаватель: Чепагина Н.И. 
 
 

                            Санкт-Петербург, 1999 
 
 

                                Содержание : 
 

Введение

Изменение познавательной ситуации

Разрушение старого Космоса

Новая модель Космоса

Космология и механика Галилея

Новая картина мира

Основные положения теории Ньютона

Философско-методологическая манифестация научной революции

Социальная сторона научной революции XVII века

Выводы и обобщение 
 
 

                             Список литературы : 
 

. Келле В.Ж. Наука и культура. – М. Наука, 1984. 

. Лейзер Д. Создавая картину вселенной: Пер с англ./ Под ред. И с предисл.

   Л.П. Грищука. – М. Мир,1988. 
 

   А. А. Печенкин Обоснование научной теории. Классика и современность. – 
 

   М. Н 
 

. Ван- дер- Варден Б. Пробуждающаяся наука II. Рождение астрономии: Пер. с

                                 англ. / Под ред. А. А. Гурштейна. - М.

   Наука. Гл. ред. физ.-мат, лит., 1991. 

. Старостин Б.А. Параметры развития науки. - М. Наука, 1980. 

. Губарев В.  От Коперника до "Коперника" - М. Полит. Литература, 1973. 

. Т. Кун Структура научных революций, М., Прогресс, 1977 

. Майоров Г.Г.   Теоретическая философия Готфрида В. Лейбница. М.,

   Издательство Московского Университета, 1973. 
 
 

                                  Введение 

      Общеустановленным считается положение о том, что именно  в  XVII  веке

возникла европейская наука  (прежде  всего  это  относится  к  классическому

естествознанию), причем "в начале века ее еще не было, в конце века она  уже

была". Характерно, что возникла она сразу во взаимосвязи всех  составляющих:

теоретического  знания,  его  логического  обоснования   и   математического

описания, экспериментальной проверки, социальной структуры с  сетью  научных

коммуникаций и общественным применением.

      Основное внимание при анализе данного периода   уделяется рассмотрению

соотношения когнитивных,  социальных  и  психологических  факторов  процесса

возникновения науки Нового времени, ее  отличию  от  того,  что  может  быть

названо "не  наукой".  Источниками  для  изучения  темы  являются  в  первую

очередь   изданные труды творцов науки естественнонаучного, гуманитарного  и

технического направлений Нового времени -  от  Ф.  Бэкона,  Р.  Декарта,  Г.

Галилея до И. Ньютона.

      Рассмотрим географию периода. Она включает в себя  немало  европейских

стран и городов, но представляется возможным выделение Италии  в  начале,  и

Англии в конце периода, как  главных научных центров.

      Хронология периода. В данной теме используется специфический  критерий

периодизации, связанный с науковедческим пониманием  небесспорного  феномена

научной  революции.   Условно  могут  быть  выделены  три   этапа.   Первый,

связанный, прежде всего, с деятельностью Г.  Галилея  -  формирование  новой

научной парадигмы;  второй  -   с  Р.  Декартом  -  формирование  теоретико-

методологических основ новой науки; и третий  -  "главным"  героем  которого

был И.  Ньютон,  -  полное  завершение  новой  научной  парадигмы  -  начало

современной  науки.

      Развитию науки в XVII веке посвящено огромное число  работ  различного

плана: скрупулезно изданных многотомных трудов Галилея,  Декарта,  Лейбница,

Ньютона,   детальных   биографий,   переписок,   исторических   исследований

естественнонаучного, философского и  социологического характера.

      И хотя не все согласны с  определением  "научная  революция",  впервые

введенным в 1939 году А. Койре и впоследствии  столь  удачно  использованным

Т. Куном, но все сходятся в том, что именно в XVII веке была  создана  наука

- классическая наука современного типа.  В  связи  с  этим,  XVII  веке  как

целостное историческое явление, чрезвычайно важен  для  понимания  процессов

генезиса и современного состояния науки. 

                      Изменение познавательной ситуации 

      На вопрос: "Почему возникает наука?" - вряд ли возможно дать сколь- ни

будь исчерпывающий ответ, но вполне  можно  проследить  и  описать  механизм

возникновения этого явления.

      Познавательной моделью античности был Мир  как  Космос;  и  мыслителей

волновала скорее проблема идеальной, чем "реальной" природы.

      Познавательной моделью средневековья был Мир как Текст;  и  "реальная"

природа  также  мало  заботила  схоластов.  Познавательной  моделью   Нового

времени стал Мир как Природа.

      В Новое  время  религиозность  не  исчезла,  но  она  "обратилась"  на

природу,  как  на  наиболее  адекватное,   "не   замутненное"   последующими

толкованиями высказывание Бога. Поэтому иногда суть научной  революции  XVII

века интерпретируется  как  первое  прямое  и  систематическое  "вопрошание"

Природы. Разработка общезначимой процедуры  "вопрошания"  -  эксперимента  и

создания  специального  научного  языка  описания  диалога  с   Природой   -

составляет главное содержание научной революции. 

                         Разрушение старого Космоса 

      В каждой революции  решаются  две  проблемы:  разрушения  и  созидания

(точнее,  разрушения  для  созидания).  В   содержательном   плане   научная

революция XVII века ознаменовала собой смену картин  мира.  Поэтому  главной

предметной областью проходивших процессов была физика и астрономия.

      Разрушение-созидание совпадали (правда, в различной степени) в  трудах

отдельных "героев" научной революции. Если Возрождение выявило  тенденцию  к

разрушению старого Космоса, то, начиная с 1543 года - года выхода  книги  Н.

Коперника (1473 - 1543) "О вращении небесных  сфер"  -  процесс  приобретает

четкие научные формы.

      “Старый космос" - это мир по Аристотелю и  Птолемею.  Их  модели  были

призваны воспроизвести с максимальной точностью, то что они  непосредственно

наблюдали на небе, а не  истинную  картину  мира.  Космос  имеет  шаровидную

форму,  вечен  и  неподвижен;  за  его  пределами   нет   ни   времени,   ни

пространства. В центре его – Земля. Он дихотомичен:  изменяющийся  подлунный

мир и совершенно неизменный надлунный. Пустоты нет: в  подлунном  мире  -  4

элемента: земля, вода, воздух, огонь, в надлунном –  эфир.  Все  движения  в

космосе - круговые, в соответствии с кинематикой Птолемея.

      "Новый космос" (по Копернику) начинался с простой модели,  совпадавшей

с моделью Аристарха  Самосского:  вращение  Земли  происходило  вокруг  оси,

Информация о работе Научная революция XVII века и её воздействие на философию