Молодёжная культура – составная часть мировой культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 17:06, курсовая работа

Описание работы

особенности молодежной культуры,современное значение,история развития

Содержание

1.Введение 3
2.Молодёжь – кто это? 4
3.Некоторые социо-культурные проблемы молодёжи 6
4.Культурные потребности молодёжи 7
5.Молодёжная субкультура: понятие, истоки 10
6.Примеры современных мировых молодёжных субкультур 13
◦Готы 13
◦Гламур 16
◦Visual kei 18
◦Хип – хоп 19
7.Заключение 22
8.Библиография 23

Работа содержит 1 файл

молодежная культура.doc

— 126.00 Кб (Скачать)

      Если  говорить об идеологии этого направления, то она довольно проста. Здесь обходится без высоких идей борьбы за мир, свержения государственной тирании, устранения национальных или других меньшинств. Гламурный человек должен выглядеть красиво, а красиво расшифровывается как шикарно. Одежда, обувь, аксессуары – все это должно быть непременно фирменным, причем таким, которое находится на гребне модной волны. Внешний вид представителя гламура предписывает дамам высокие каблуки, вечерние платья и обязательно сверкающий блестящий макияж. В гардеробе должны наличествовать меха, а в сумочке – мобильный телефон, покрытый кристаллами Swarowski или Tiffany. Образ мужчины – узкие, практически женоподобные брюки, обтягивающие рубашки или майки. Если для мужчин пиджак еще может быть допустим, то для женщины – нет. В гардеробе мужчины также могут присутствовать меха.

      Идеи  гламура, по сути своей, позитивны. Они  не несут постоянных неразрешимых этических, социальных или личных проблем. Скорее, наоборот, гламур это манифестация жизни без проблем вообще, яркого непреходящего праздника. Гламур еще  иногда называют субкультурой позитива, где представители течения живут в искусственно созданном мире, в котором все хорошо, много друзей и постоянные вечеринки. Главная цель представителей этого направления – следовать идеалам, создаваемым глянцевыми журналами. Первым глянцевым, читай гламурным, журналом на просторах отчизны стал «Cosmopolitan», за ним последовали «Vogue» и собственно «Glamour». Модные диеты, рекомендации по стилю, заметки на тему отношений между полами, огромное количество рекламы косметики и парфюмерии, а также дизайнерских домов – вот основные сегменты, на которые условно можно поделить такие журналы.

      Неотъемлемыми предметами гламура являются яхты, виллы, вечеринки, модные курорты, презентации, показы мод, центры здоровья и красоты, дорогой алкоголь, еда и сигареты.

      Гламур  породил соответствующее направление  в кино, литературе и изобразительном  искусстве, в частности, в фотографии. Что касается последнего, то под  термином «гламурная фотография» скрывается изображение девушек в вечерних нарядах, реже – в неглиже, где нет ни одного изъяна (все недостатки, появившиеся на исходнике, ретушируются). Из представителей литературного течения, посвященного гламуру стоит упомянуть Оксану Робски, Наталья Маркович, Анна Ларина и другие. Лицом отечественного гламура стала Ксения Собчак, равно как лицом зарубежного – Пэрис Хилтон.

  • Visual Kei 

      Это субкультура, возникшая на базе J-Rockа и глэма в 1980-е. «Visual kei» означает, буквально, «визуальный стиль». Так начали именовать себя музыканты из Японии, использовавшие необычную атрибутику, основной целью которой было шокировать зрителя визуально. Кроме того, с точки зрения японца, мужчина с накрашенными ногтями, длинными волосами и оттенёнными глазами не гомосексуал, а как раз наоборот — дамский угодник. Благодаря поклонникам, которые начали подражать кумирам, направление выделилось в субкультуру и в одно из направлений Японской уличной моды.

      Данный стиль был изобретен в Японии такими группами, как X Japan, BUCK-TICK, Luna Sea, Malice Mizer и др. под влиянием западных глэм-рок групп. Суть Вижуал Кей состоит в том, чтобы донести часть души и своего таланта не только через музыку, но и через внешний вид: шокировать людей и привлечь таким образом слушателей. Таким образом, музыка и внешний вид объединяются и несут общий смысл. Вижуализм направлен в сторону андрогинного3 идеала человека.

      Вижуал кей часто заимствует образы из японской мультипликации (аниме), изобразительного искусства (манга) и видеоигр как частей японской культуры. Музыканты применяют экстраординарные костюмы, специфический макияж, привлекательные прически, чаще всего крашеные и необычные. В костюмах музыкантов вижуал кей активно используются элементы традиционной женской моды.

  • Хип-хоп

      «Уличная культура», получившая широкое распространение с середины 1970-х годов в США, а затем во многих странах мира как одна из субкультурных форм освоения молодежью социальной субъектности через создание, освоение, распространение, развитие четырех основных направлений: брейк-данс, рэп, граффити и ди-джеинг. В составе элементов хип-хоп культуры рассматриваются также стритбол (уличный футбол), роллинг (определенная техника катания на роликах) и др.

      По  своему происхождению хип-хоп культура связана с бедными «цветными» кварталами крупных городов США  и отразила черты культурных паттернов ряда этнических групп. Так, за основу брейк-данса взяты афро-американский ритм и черты народного «танца в кругу», элементы акробатики, афро-бразильской борьбы капоэйро, приемы китайского кунг-фу. На становление хип-хоп культуры оказало влияние массовое распространение технических новинок в области музыкального оборудования, прежде всего появление виниловых пластинок и техники, позволявшей их проигрывать на уличных «тусовках». На этой базе сформировались первые подходы к ди-джеингу (от DJ — disk jokej — ведущий программу, составленную из звукозаписей).

      Хип-хоп  культура — сложное культурное образование. В формировании граффити как направления  хип-хоп культуры проявился контркультурный  характер этой социокультурной практики. Напротив, рэп (ритмическая скороговорка; англ. rap — легкий удар, стук) тесно связан с культурной традицией, восходящей к искусству африканских поэтов - проповедников (Griots), а также к принятым формам быстрого, ритмичного проговаривания текстов молитв и проповедей, что является характерной чертой черных протестантских общин в США. Скороговорка применялась на черных радиостанциях ди-джеями в 1950–1960-е гг. (jive-talking). Некоторые исследователи относят к истокам рэпа ритмичные хвастливо-угрожающие тексты, произносимые боксерами на ринге перед матчем для устрашения противника, как это делал, в частности, Мухаммед Али. Рэп как типичный образец городской, уличной культуры многое взял из эстетики «дворовой» жизни, быта музыкантов-лабухов и пр. Одной из черт раннего рэпа является хвастовство как способ самоутверждения. В скороговорке присутствует не только жесткая ритмическая основа, но и рифмы, что сделало рэп разновидностью современной поэзии. Происхождение рэпа исследователи связывают с инновациями DJ Kool Herc, который в 1975 г. начал на вечеринках во время танца подключать микрофон и говорить с танцующей толпой. Поначалу это были односложные покрики или скандирование какой-нибудь подбадривающей фразы, позже рэп породил развернутые поэтические монологи.

К середине 1970-х годов в Бронксе и Гарлеме действовало множество (несколько сотен) брейкерских команд, деливших территорию города и танцевавших каждая на своем перекрестке. Такие команды, как «Rock Steady Crew» и « New-York City Breakers», вели так называемые ритуальные «битвы», которые, будучи засняты на видео, получили широкое распространение в мире и породили волну подражаний среди подростков. По мере роста популярности хип-хоп культуры она приобретает черты молодежной моды, становится частью шоу-бизнеса: брейкеры и рэперы появляются в коммерческих проектах (телешоу, реклама, клипы, демонстрация одежды и т. д.). С середины 1980-х годов популярность хип-хопа стала падать, хотя и сегодня он сохраняется как одна из молодежных субкультур. Крупные мероприятия, акции и программы в рамках хип-хоп культуры поддерживают такие корпорации и компании, как «Puma», «McDonalds», «Coca-Cola», «Philips», «Adidas» и др.

      При поддержке мероприятий в области  хип-хоп культуры учитывается, что  по происхождению хип-хоп связан с бескорыстным интересом городской молодежи к самовыражению и освоению окружающего мира в своеобразных субкультурных формах. Поскольку особенности хип-хоп культуры связаны с действиями на открытых территориях, в парках, на спортивных площадках, она стала своего рода альтернативой молодежным бандам преступного характера. «Сражения» между ди-джеями, соревнования между мастерами брейк-данса и рэпа, по данным исследований, привели к ощутимым положительным последствиям: снизилась общая агрессивность разборок между уличными бандами, отрицательная энергия противостояния реализовалась в другой форме, молодежь, увлеченная хип-хопом, была отвлечена от наркотиков и алкоголя, поскольку занятие брейком требует спортивной подготовки. Хип-хоп заметно оздоровил обстановку в криминальных, неблагополучных кварталах крупных городов Америки и Европы, других регионов мира. В своих некоммерческих формах хип-хоп культура не требует от молодежи больших финансовых вложений, дает возможность организовать активный досуг определенной части молодежи, ориентированной на ценности этой субкультурной конструкции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

      Подводя итог сказанному, хочется отметить, что малые социальные группы и  их творчество являются важным элементом  современного мирового культурного развития. Главная их миссия состоит в том, чтобы осуществлять разблокировку общественного сознания, разрушать шаблоны мышления, побуждать поиск новых ориентиров. Представляется верной точка зрения канадской исследовательницы Люсьен Марсиль - Лакост, которая считает, что молодежные субкультуры «перекрывают своим творческим порывом значение господствующей культуры»4. Задаваясь вопросом: «Что более ценно — сама культура или порожденные в ее недрах субкультуры?», она однозначно отвечает — субкультуры, ибо они сообщают мощный импульс развитию культуры, способствуют появлению новых стилей, направлений, рождают новые алгоритмы творческого поиска.

      Анализ  информации о различных молодежных сообществах, основанных на заимствованных стилях жизни, показывает, что в своей сущности такие сообщества (с их корпоративными правилами и образцами поведения, одежды, музыкальных вкусов) — лишь трамплин в институционализированное общество. Они в этом смысле являются некоторым достраиванием социальной реальности для смягчения напряженности при вхождении в общественные структуры.

      Некоторые из молодежных субкультур могут создавать  платформу для развития негативных тенденций в молодежной среде (проблемы наркотизма, насилия и т. д.), другие скорее имеют позитивное общественное значение (экология и т. д.). Во всех случаях важно, что через субкультурные формы для определенной части молодежи лежит путь к освоению социальности. 
 
 
 

Библиография

  1. Вижуал Кей. // Википедия. Свободная энциклопедия. (Электронный ресурс). – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Visual_Kei, свободный. – Зам. с экрана.
  2. Гуревич П. С. Проблема субкультуры в современной зарубежной культурологии // Субкультурные объединения молодежи: критический анализ. М.,1987.
  3. Левикова С. И. Молодежная субкультура: Учеб. пособие. М., 2004.
  4. Лисовский В. Т. Социология молодежи: Учебник / СПб., 1996.
  5. Луков В. А. Особенности молодежных субкультур в России // Социологические исследования. 2002. № 10, с. 13-25.
  6. Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры - М.: Ин-т социологии РАН, 2000.
  7. Папа Иоанн Павел II. Сотый год//Библиотека Я. Кротова. (Электронный ресурс). – Режим доступа: http://www.krotov.info/acts/20/voityla/centes.html, свободный. – Зам. с экрана.
  8. Плаксий С.Н. Молодежные группы и объединения: причины возникновения и особенности деятельности. - М., Знания, 1988
  9. Сикевич З. В. Молодежная культура: за и против. Л., 1990;
  10. Субкультуры. (Электронный ресурс). – Режим доступа: http://www.sub-culture.ru/, свободный. – Зам. с экрана.

Информация о работе Молодёжная культура – составная часть мировой культуры