Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 17:06, курсовая работа
особенности молодежной культуры,современное значение,история развития
1.Введение 3
2.Молодёжь – кто это? 4
3.Некоторые социо-культурные проблемы молодёжи 6
4.Культурные потребности молодёжи 7
5.Молодёжная субкультура: понятие, истоки 10
6.Примеры современных мировых молодёжных субкультур 13
◦Готы 13
◦Гламур 16
◦Visual kei 18
◦Хип – хоп 19
7.Заключение 22
8.Библиография 23
Тщательный анализ всей системы духовных потребностей свидетельствует о том, что они не остаются неизменными, а представляют собой продукт исторического развития. В определенных жизненных условиях наблюдается изменение и дифференциация духовных потребностей. Особое влияние на этот процесс оказывают социально-экономические сдвиги, происходящие в обществе. Под воздействием конкретных изменений в социально-экономической и политической жизни неизбежно формируются новые виды духовных потребностей. Опираясь на такую структуру, концептуальная модель потребностей может быть сформулирована как теория трех уровней потребностей.
Это, во-первых, потребности, которые в сфере культуры выступают в виде потенциальных возможностей личности, такие, как априорная активность субъекта, стремление к общению, повышению культурного и образовательного уровня и т. п. В зависимости от их развития они могут перерасти в потребности второго уровня, которые находятся в устойчивой зависимости от деятельности учреждений культуры и искусства и удовлетворяются ими традиционно. Это потребности в просмотре кинофильмов, посещении театров, выставок, концертов, стремление к участию в художественной самодеятельности, к другим формам регламентированной досуговой деятельности и т. п. В-третьих, это потребности наиболее высокого уровня, предполагающие различные виды духовной деятельности, направленные на удовлетворение личностных запросов человека. Это индивидуальная работа по повышению духовной активности, по усвоению новостей науки и техники, культуры и искусства, политических знаний.
Учитывая
пластичность культурных потребностей,
их динамичность и способность проявляться
в определенных индивидуализированных
продуктах духовного
В
свою очередь, стимулом культурной деятельности
является интерес как объективная реальность.
Если представить структурно процесс
реализации культурных потребностей,
то интерес будет той первоначальной ячейкой,
от которой личность начинает свой путь
в приобщении к духовным ценностям и их
усвоению, на основе которых и формируется
субкультура.
Молодёжная субкультура: понятие, истоки
Многие исследователи феномена мировой культуры как молодёжная культура наряду с этим понятием используют также термин «молодёжная субкультура», делая их синонимами.
Молодежная субкультура – это эзотерическая, урбанистическая культура, созданная молодыми людьми для себя; это культура, нацеленная на включение молодых людей в общество; это – частичная культурная подсистема внутри системы «официальной», базовой культуры общества, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей.
Формирование массового общества совпало с началом НТР и пришлось на 50-е годы XX века. В это же время началось и оформление молодежной субкультуры. С самого начала молодежную субкультуру отличали невписываемость, невовлеченность в базовую культуру общества, которой является массовая культура. Невписываемость при одновременном стремлении привлечь к себе внимание оборачивается симбиозом эпатажных, эскапистских и протестных форм данной субкультуры. Эти формы предоставляют возможность молодежной субкультуре исполнять роль своеобразного компенсаторного механизма, решающего задачу противовеса мощному нивелирующему давлению массовой культуры.
Возникновение молодежной субкультуры практически совпадает по времени с началом эпохи постиндустриализма и с зарождением постмодернистических тенденций в социокультурном развитии общества. Основными чертами постмодернизма являются плюрализм, множественность, неопределенность, фрагментарность, изменчивость, эклектизм. Эти же черты характерны и для молодежной субкультуры. Она тоже:
Согласно выводам специалиста по молодежной культуре С.И. Левиковой, молодежная субкультура характеризуется следующими чертами:
Довольно
часто появление феномена молодежной
субкультуры исследователи
Конфликт
между «отцами» и «детьми» является
не причиной ухода молодого человека
в молодежную субкультуру, а, скорее,
его следствием. Причины того, что
молодежная субкультура является структурным
элементом индустриально
Пока
в обществе за молодым человеком
не будет признан и закреплен
тот или иной социальный статус,
ему самому необходимо его создавать,
поскольку его потребность в статусе,
ощущение принадлежности к некоторому
обществу не могут удовлетворить ни семья,
ни школа, ни любая формальная молодежная
организация. Поэтому и возникают неформальные
контактные группы, в которые подростки
собираются инстинктивно. Прямой контакт
со сверстниками ценен для молодежи как
таковой.
Примеры современных мировых молодёжных субкультур
Современная готическая субкультура появилась в Западной Европе и Северной Америке в период конца семидесятых и начала восьмидесятых годов ХХ века. Как и сейчас, тогда это было течение в среде молодёжи среднего класса, который на тот момент активно входил в состояние преуспевания. Получив некоторую, экономическую свободу, молодые люди чувствовали внутреннюю нестабильность и недостаток идентификации. Пребывая в столь хрупком осознании себя, они не могли найти внутреннего равновесия, руководствуясь лишь системой ценностей внушаемых извне. Линии социального разделения отдаляли их от людей, с которыми совсем недавно они были на равных, что создавало сильный диссонанс.
Ответом
на данное замешательство в плане
самоидентификации стало
К 1981 году, очень неоднозначная по своей природе готическая субкультура разделяется на две фракции – Appolonian и Dionysan.
Каждая
из этих фракций послужила
Большинство приверженцев фракции Appolonian были заняты аспектами искусства и философии в готической субкультуре. По сути, не являясь бунтарями, они целиком отдавались процессу создания и оценки произведений музыки, литературы и изобразительного искусства. Некоторые из них предпринимали малоуспешные попытки узаконить свою субкультуру в глазах общества, которое относилось к ним как к безобидным, болезненным мечтателям.
В то же время Dionysian были охвачены погоней за наслаждениями и страстью саморазрушения. Их вклад в субкультуру более эфемерен и труднее определяется в традиционных понятиях креативности, но всё же обладает достаточной силой в своих тёмных сторонах. Некоторые из известных музыкантов и идейных вдохновителей среди готов принадлежали именно к этой фракции. Будучи более конфронтационной, в своём самовыражении, эта часть субкультуры была признанна общественным мнением как опасная и нежелательная.
Современный стереотип гота – это искажённая карикатура на фракцию Dionysan, отражающая её манию к саморазрушению и упадническим настроениям, при полном отсутствии тёмного шарма и глубины, не говоря уже об основном понятии гота как такового.
К 1987 году обе фракции практически исчезли, окончательно слившись с традиционной культурой, так как их приверженцы встали лицом к лицу с необходимостью выживания во взрослой среде. Очень небольшой процент от оригинального сообщества остался верен себе и своим принципам, сохраняя возможность жить по-прежнему. К этому времени новое поколение разочарованной молодёжи стало подражать Dyonisian готам. Они взяли за основу мрачный стиль одежды и решили, что высокомерная, одинокая музыка написана именно для них. Некий стереотипный образ жизни готов послужил достаточным, для того, что бы внести в их скучную, лишённую воображения жизнь разнообразие. Новоявленные киндер - готы были встречены неодобрительно. Новая позиция не была принята исходной культурой, после чего возникло резкое обоюдное отторжение. Те немногие, кто остался от предыдущего поколения готов, в начале предпринимали попытки охватить разрозненные группы молодёжи, но их энтузиазм столкнулся с враждебностью и неприятием.
К
девяностым годам артистизм и
философия исходной готической субкультуры
были подменены внешним позёрством
и стилем одеваться. Немногие из оставшихся
готов старой школы ушли в андерграунд,
не желая быть сопричастными с тем, что
заявляли о себе заурядные и невнятные
выскочки, называвшие себя готами перед
средствами массовой информации. Они ясно
видели, что новые готы не более чем группа
наркоманов, которым нечего предложить
миру кроме плохих манер и способа одеваться.
Мнение новой школы о своих прародителях
было не многим лучше.
За прошедшие
несколько лет обе школы
«Гламур - это когда тайна жизни лежит не внутри, а на поверхности»
Роберт
Уилсон
Гламур – одна из самых спорных субкультур. Дело в том, что именно в субкультуру у нас это течение оформилось совершенно недавно, хотя до того присутствовало во всем, что связано с клубной и светской жизнью. Энциклопедии до сих пор не дают определения этому слову как культурному течению, хотя оно уже вовсю активизировалось с началом нового тысячелетия. Приставку «глэм» получили практически все музыкальные направления: глэм-готик, глэм-гараж, глэм-рок и даже глэм-панк. В мировой культуре, например в Великобритании, возникновение гламурной субкультуры датируется еще семидесятыми-восьмидесятыми годами, но ввиду некоторых обстоятельств продолжительное время оно находилось в подполье.
Само происхождение слова возводят либо к английскому glamour («очарование»), либо к французскому glamour («яркий, блестящий»). Однако в русском языке прилагательное гламурный описывает скорее целый комплекс качеств по которым тот или иной объект можно отнести к этой субкультуре. Среди характерных признаков - следование моде, но такой, которая претендует на утонченность, стремление постоянно приукрашивать одежду, речь, образ жизни, музыкальные предпочтения, в которых нет место другим субкультурам: рэпу, року, хип-хопу, металлу, готике и так далее, чаще всего – просто поп-музыка.
Информация о работе Молодёжная культура – составная часть мировой культуры