Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 17:06, курсовая работа
особенности молодежной культуры,современное значение,история развития
1.Введение 3
2.Молодёжь – кто это? 4
3.Некоторые социо-культурные проблемы молодёжи 6
4.Культурные потребности молодёжи 7
5.Молодёжная субкультура: понятие, истоки 10
6.Примеры современных мировых молодёжных субкультур 13
◦Готы 13
◦Гламур 16
◦Visual kei 18
◦Хип – хоп 19
7.Заключение 22
8.Библиография 23
Министерство транспорта Российской Федерации
(МИНТРАНС РОССИИ)
Федеральное агентство воздушного транспорта
(РОСАВИАЦИЯ)
ФГОУ
ВПО Санкт-петербургский
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине:
"Человек и его потребности"
на тему:
"Молодёжная
культура – составная часть мировой культуры"
Санкт – Петербург
2009
Содержание
Введение
2009 год в России был объявлен «Годом молодёжи». С каждым днем все более пристальное внимание специалистов разных профессий привлекает становление государственной молодежной политики. Вцелом, вся мировая общественность на современном этапе развития стала уделять всё большее внимание проблемам самоопределения, развития и самореализации такой социально-культурной группы, как молодёжь.
Понятие молодёжной культуры неразрывно связано с субкультурой. Я не могу себя причислить ни к одной из существующих субкультур, но данный культурный феномен давно интересовал меня. Курсовая работа будет посвящена исследованию таких вопросов, как возникновение молодёжной культуры, определение самой молодёжи, её проблематики в социально-психологическом и социологическом плане, деление молодёжи на множество субкультур и примеры некоторых субкультурных групп.
Молодежная
Стремительное ускорение
и обновление становятся ведущими характеристиками
жизни современных индустриальных обществ.
Научно-технические революции делают
их чрезвычайно динамичными системами,
стимулируя радикальное изменение социально-культурных
связей и форм человеческих коммуникаций.
В современной культуре присутствует
ярко выраженный слой инноваций, которые
постоянно взламывают и перестраивают
культурную традицию, затрудняя тем самым
процессы социализации и адаптации человека
к постоянно меняющимся условиям и требованиям
жизни. Поиски человеком самого себя, своей
индивидуальности и социального статуса
осложняются изобилием выбора, сочетающегося
с динамизмом и новизной.
Молодёжь - кто это?
Молодёжь – это одно из тех понятий, которое употребляется на разных уровнях, в разных контекстах и относится к так называемым общеупотребительным понятиям.
Говоря о молодёжи, нельзя не упомянуть такую проблему как «преемственность поколений». Объективная связь между поколениями устанавливается с учетом предыдущего опыта и знаний, на основе преумножения ценностей и норм материальной и духовной жизни. Это, в свою очередь, определяет избирательность и дифференцированность в смене и преемственности поколений. Каждое последующее поколение усваивает только те черты и нормы предыдущего, которые соответствуют изменившимся условиям, и отвергает или трансформирует характеристики, неприемлемые для нового уровня общественно-экономического развития. Существенное значение имеет преемственность в сфере культуры, досуга, художественных вкусов.
Учет
этих обстоятельств позволяет
Как отмечает Папа Иоанн Павел II, «на Западе, как и на Востоке, многие молодые души гибнут от одиночества, и разобщенность людей является одной из главных бед нашего времени. Нужно думать о молодых, но нужно думать и о покинутости стариков - и скольких стариков! Может быть, пора уже подумать о новой коалиции: старики-молодые, молодые-старики, ведь такие попытки, очень плодотворные для обеих сторон, уже известны»1.
Говоря о необходимости восстановить диалог поколений, он отмечает, что диалог прежде всего предполагает совместные поиски того, что истинно хорошо и справедливо для каждого человека. Диалог требует изначальной открытости и доброжелательности в отношении к другой стороне, желания выслушать и понять человека, чтобы каждый принимал своеобразие и непохожую индивидуальность другого, не отказываясь при этом от того, что считает истинным и справедливым. Диалог требует нахождения того, что есть и остается общим для всех людей даже при самых острых противоречиях, расхождениях и конфликтах.
Таким образом, определение понятия «молодежь» взаимосвязано с характеристикой поколенческих отношений в обществе.
Такой вывод имеет важное методологическое значение для определения понятия «молодежь». При этом исследователи исходят из того, что в системе общественных отношений молодежь не занимает особого места, распределяясь между различными классами и социальными группами общества, обладая в той или иной мере классовыми признаками. Это не отрицает социальных особенностей молодежи, определяющихся возрастными, социально-психологическими, физиологическими признаками, специфическими интересами, потребностями и ценностными ориентациями. В соответствии с этим, определенное значение для социологического изучения молодежи имеет вопрос о ее возрастных границах. В настоящее время в определении этих границ существует три основных подхода.
Первый, так называемый демографический подход рассматривает молодежь как особую часть населения, т. е. как людей, родившихся в определенном году и в определенное время включившихся в трудовую жизнь. Хронологические границы в этом случае от 18 до 30 лет.
Второй подход – статистический, где за основу определения возрастных границ берутся временные показатели средней продолжительности жизни и отрезок времени от рождения родителей до рождения их детей. В соответствии с этим возраст молодежи определяется периодом от 14 до 30 лет.
Третий
подход – социологический, когда возрастные
рамки определяются сущностью объекта
исследования, т. е. конкретного отряда
молодых людей, характеризующегося определенными
профессиональными, образовательными,
социально-психологическими признаками.
Большинство исследователей ограничивает
эти рамки возрастом от 16 до 30 лет, хотя
в отдельных случаях допускается граница
до 33 и даже до 40 лет.
Некоторые социо-культурные проблемы молодёжи
Процесс сохранения социальной стабильности и передачи культурного наследия от одного поколения к другому никогда не был автоматическим, он всегда предполагал активное участие в нем всех поколений. В недалеком прошлом, например, у нас в стране (СССР) существовал государственно-партийный принцип передачи подрастающему поколению основных норм и ценностей общества. Сегодня же мы можем констатировать фактически полное отчуждение молодежи от истории, особенно советского периода. Практически разрушена старая система социальных координат, новая формируется очень противоречиво, а это значит, что молодежь в большинстве своем не имеет критериев истинных представлений о человеческих ценностях, не имеет своих собственных жизненных целей, а является объектом жесткой манипуляции со стороны различных социальных групп.
Современное состояние мирового общества, западноевропейская идеология способствуют неслыханному разжиганию потребительской жажды благ любой ценой. При этом практически не просматривается хотя бы робкая попытка формирования новой этики, в которой утверждалась бы творческая личность, способная максимально эффективно использовать свой и представленный ей обществом ресурс в интересах общества, с ориентацией на будущее. Господствует и в невероятных масштабах процветает сиюминутный интерес проедания будущего.
Поиски своего места в зарождающейся новой социальности заставляют сейчас молодежь совершать ряд маневров, которые, однако, пока не дают видимых социальных результатов. На уровне здравого смысла встает вопрос - на что можно надеяться в этой жизни конкретному человеку? Что выбрать в качестве ценности и сверхценности для себя? И нужно ли вообще что-то выбирать? Теперь, в условиях крушения привычных норм существования, экзистенциальное напряжение индивидуальной и общественной жизни возросло настолько, что хотим мы того или нет, но каждый должен дать ответы на эти вопросы.
Нынешнее
поколение молодежи можно во многих
отношениях считать "потерянным"
(или затерянным). В этом его сила
и слабость. Оно свободно от определенных
нравственных норм, ценностей и идеалов,
но оно же способно принять новые. Однако,
это возможно только в том случае, если
будут четко обрисованы траектории движения
жизни как индивида, так и поколения. Конечно
же, нравственные нормы, на первый взгляд,
кажутся весьма высокими материями, о
которых обычный человек в обыденной жизни
даже не всегда задумывается. Но это так
в нормально функционирующем обществе.
А в обществе на изломе возрастает экзистенциальная
напряженность, которая и заставляет людей,
ранее необремененных поисками смысла
жизни, начать этот поиск в действительном
движении.
Культурные потребности молодёжи
В отечественной социологии известен оригинальный подход к определению структуры потребностей, который носит название иерархической системы диспропорций. Смысл этого подхода в том, что потребности образуют некую иерархическую систему, состоящую из четырех уровней: низкого, где формируются элементарные (витальные) потребности; второго уровня, который фиксирует социальные установки, обладающие более сложной структурой (эмоциональный, рассудочный, поведенческие аспекты); третьего уровня, где отражаются базовые потребности той или иной сферы социальной деятельности (труд, досуг, семейные отношения и т. д.); и высшего уровня, охватывающего систему ценностных ориентаций общесоциальных и идеологических по своей сущности.
Названные
подходы не могут в полной мере
характеризовать методологию
В сфере культуры при формировании последних, нужно принимать во внимание то влияние, которое оказывают на потребности и их характер специфические условия общественной жизни.
В
данном случае эти условия определяются
рядом факторов: изменениями социально-
И еще одно важное обстоятельство, без которого нельзя в полной мере представить структуру молодежных культурных потребностей. Речь идет о том, что культурное развитие, объективно отставая от развития материальной сферы, не только детерминируется последней, но и может оказывать на нее свое влияние. Именно эта детерминация предопределяет среди потребностей такие, которые, находясь в диалектической соподчиненное с потребностями общества, обладают определенной самостоятельностью.
Исходя из этого, к собственно духовным потребностям можно отнести:
Информация о работе Молодёжная культура – составная часть мировой культуры