Модели развития науки Т. Кун и И. Лакатос

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 17:26, реферат

Описание работы

Наука – это система сознания и деятельности людей, направленная на достижение объективно-истинных знаний о мироустройстве и их систематизацию.[4]
Интерес к феномену науки, законам ее развития столь же стар, как и сама наука. С незапамятных времен науку исследовали и теоретически, и эмпирически. В каждой науке формулируются не только высказывания о познаниях в той или иной предметной области, но и общие правила и предписания, относящиеся к построению, методике и терминологии.

Содержание

Введение ………………………………………………………………… 3
1. Общие модели развития науки ………………………………….. 6
2. Теория научных революций Томаса Куна ……………………… 9
3. Методология развития парадигм Имре Лакатоса ……………… 14
Вывод …………………………………………………………………… 19
Литература………………………………………………………………. 20

Работа содержит 1 файл

Реферат по философии.docx

— 46.36 Кб (Скачать)

     МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И  СПОРТА УКРАИНЫ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ХАРЬКОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Специальные вопросы философии»

на тему:

Модели  развития науки Т. Кун и И. Лакатос 
 
 
 
 

Подготовила:        ст. гр. БФ-16м

                                                            Гришанова Инна 

Проверил:        Ермоловский Н.А. 
 
 
 
 
 
 

Харьков 2011

  Содержание

Введение  ………………………………………………………………… 3
  1. Общие модели развития науки  ………………………………….. 6
  2. Теория научных революций Томаса  Куна ……………………… 9
  3. Методология развития парадигм  Имре Лакатоса ……………… 14
Вывод …………………………………………………………………… 19
Литература………………………………………………………………. 20
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

  

  Введение

  Наука – это система сознания и деятельности людей, направленная на достижение объективно-истинных знаний о мироустройстве и их систематизацию.[4]

  Интерес к феномену науки, законам ее развития столь же стар, как и сама наука. С незапамятных времен науку исследовали  и теоретически, и эмпирически. В  каждой науке формулируются не только высказывания о познаниях в той  или иной предметной области, но и  общие правила и предписания, относящиеся к построению, методике и терминологии.

  Так как человеческое существование  эволюционировало от простейших состояний  к более сложным и совершенным, то и наука прошла тот же путь эволюции.

  Существует  несколько точек зрения о времени  возникновения науки:

  • Каменный век (около 2 млн. лет назад) – когда человек начал приобретать и передавать практически значимое.
  • V век до н.э. (в Древней Греции) – как доказательный вид знания, отличающийся от мифологического.
  • Период позднего средневековья – когда была осознана значимость опытного знания.
  • XVI – XVII в.в. – когда появились работы немецкого ученого Иоганна Кеплера (1571-1630) (установил 3 закона движения планет вокруг солнца, изобрел телескоп); нидерландского ученого Христиана Гюйгенса (1629-1695) (изобрел маятниковые часы и установил законы колебаний маятника, заложил основы теории удара, создал волновую теорию света, стал одним из первых авторов теории вероятностей); итальянского ученого Галилео Галилея (1564-1642) (заложил основы современной механики, инерции, свободного падения и движения тел по наклонной плоскости, сложения движений; активно защищал гелиоцентрическую систему мира, за что подвергнулся суду инквизиции (1633), вынудившему его отречься от учения Н.Коперника); английского ученого Исаака Ньютона (1643-1727) – математика, физика, механика и астронома (открыл дисперсию и хроматическую аберрацию света, его интерференцию и дифракцию, высказал гипотезу, сочетавшую корпускулярную и волновую теории света, построил зеркальный телескоп, сформулировал основные законы классической механик, открыл закон всемирного тяготения, дал теорию движения небесных тел). К этой эпохе относится и создание социальных условий для развития науки: в 1666 году создается Парижская академия наук, в 1672 году возникает Лондонское Королевское общество (первое научное объединение ученых) – с 1703 г. его президентом стал Исаак Ньютон.
  • Конец 1-й трети XIX в. – когда произошло совмещение исследовательской деятельности и высшего образования на основе общей научно-исследовательской программы. Их создатели - немецкий филолог, языковед, государственный деятель, основатель Берлинского университета Вильгельм Гумбольдт (1767-1835) и немецкий химик Юстус Либих (1803-1873) (один из создателей агрохимии, открыл изомерию, создал теории радикалов, гниения и брожения, минерального питания растений, получил ряд органических соединений).[5]

  К концу XX века философская теория развития науки считается в значительной степени сформированной. Концепции  Т.Куна, и И. Лакатоса, занимают достойное место в сокровищнице мировой философской мысли. Однако, в силу своей многогранности и  актуальности вопросы философии науки продолжают приковывать к себе внимание философов и ученых различных специальностей.

  Современная наука охватывает огромную область  знаний – около 15 тысяч дисциплин. Более 90% всех важнейших достижений научно-технического уровня приходится на последние 100 лет.

  Современная наука имеет очень сложную  систему структуризации. Ее дисциплины объединяются как комплексы естественных, общественных, технических, гуманитарных, антропологических наук. Она непрерывно развивается и меняется, усложняется, сопровождается переплетением новых знаний .

  Основными элементами научного знания являются:

  • Факты – твердо установленные и подтвержденные наблюдениями, экспериментами, измерениями, проверками;
  • законы – которые устанавливаются на основе закономерностей, общих факторов изучаемой проблемы;
  • теории, дающие объяснение исследованных фактов, закономерностей, часто на основе переосмысления добытого материала;
  • научные картины мира, в которых сведены воедино все теории, допускающие взаимное согласование.[1]

 

  

  1. Общие модели развития науки

  Проблема  метода научного познания рассматривалась  еще в XVII – м веке английским философом Фрэнсисом Бэконом (1561-1626) и французским философом, математиком, физиком и физиологом Рене Декартом (1596-1650). Они предложили две разнонаправленные методологические программы развития науки: эмпирическую (индукционистскую) и рационалистическую (дедукционистскую). Индукция – это движение познания от частного к общему, дедукция – от общего к частному. Эти методологические программы сыграли весьма важную роль в истории развития науки.[5]

  В наше время стандартная модель научного знания выглядит примерно так. Познание начинается с установления путем  наблюдения или экспериментов различных  фактов. И если в них обнаруживается повторяемость или регулярность, то в принципе можно утверждать, что найдено первичное эмпирическое обобщение. Но рано или поздно, как  правило, обнаруживаются факты, которые  не вписываются в обнаруженную регулярность. Тогда начинается перестройка известной  реальности, чтобы эти факты вписались  в единую схему и перестали  противоречить найденной эмпирической закономерности. Обнаружить новую схему  наблюдением нельзя. Первоначально  ее надо сотворить умозрительно –  в виде теоретической гипотезы. Если гипотеза удачна и снимает найденное  между фактами противоречие, а  еще лучше – позволяет предсказывать  получение новых фактов, это значит, что родилась новая теория, найден теоретический закон. К примеру, долгое время в теории наследственности считалось, что наследуемые признаки должны усредняться (при скрещивании  белого цветка с красным полученный гибрид должен быть разовым). На основе этой теории британский инженер Ф. Дженкин  математическим путем рассчитал, что  любой самый выгодный признак, имеющийся  в организме, рано или поздно должен раствориться, исчезнуть. Эту проблему успешно решил Г.Мендель. Он предложил  гипотезу: наследование носит не промежуточный  характер, а дискретный, наследуемые признаки передаются дискретными частицами. Сегодня мы их называем генами. При передаче факторов наследственности от поколения к поколению идет их расщепление, а не смешивание. Наблюдение показывает, что за наследование признака отвечает не один, а множество генов. В результате гипотеза Дженкина не подтвердилась.

  Таким образом, традиционная модель строения научного знания предполагает движение по цепочке:

    установление эмпирических фактов  → первичное эмпирическое обобщение  → обнаружение отклоняющихся  от правила фактов → изобретение  теоретической гипотезы с новой  схемой объяснения → логический  вывод (дедукция) из гипотезы всех  наблюдаемых фактов, что и является  ее проверкой на истинность. [1]

  Подтверждение гипотезы конституирует ее в теоретический  закон. Подобная модель научного знания называется гипотетико-дедуктивной. Считается, что большая часть современного научного знания построена именно таким  способом.

  Теория  является высшей формой организации  научного знания, дающей целостное  представление о существенных связях в какой-либо области реальности.

  В XX – м веке развернулась дискуссия, какое же знание можно и нужно считать научным. Было сформулировано несколько принципов для признания знания научным:

  • Принцип верификации (проверка, эмпирическое подтверждение);
  • Принцип фальсификации – только то знание можно назвать научным, которое в принципе опровержимо.

  Развитие  науки непрерывно наталкивается  на различные преграды и границы. Некоторые границы пришлось признать фундаментальными, так как преодолеть их, видимо, не придется никогда:

  • Опыт – одна из первых границ. Опыт человечества по сравнению с вечностью ограничен. И неизвестно, можно ли закономерности, подтвержденные человеческим опытом, распространять на всю Вселенную.
  • Рационализм. Он отстаивает дедуктивную модель развития знаний (от частного к общему). Учитывая, что все частные утверждения и законы теории выводятся из общих первичных допущений, постулатов, аксиом, по сути не выводимых, не доказуемых, а просто принимаемых за истинность – значит они всегда могут быть опровергнуты. К примеру, мы говорим о бесконечности мира – но это не доказано, это вероятностно.
  • Природа человека. Человек – существо макромира (мира, сопоставимого по своим размерам с человеком) и мы никогда не сможем до конца понять и узнать суть микромира (к примеру, электроны в нашем представлении все одинаковы, хотя это может быть и совсем не так).
  • Сама наука. Любая теория, «разрешая» одни явления, «запрещает» другие. К примеру, теория относительности «запретила» превышение скорости света (она установила, что скорость движения не может быть больше скорости света).
  • Инструментальная природа науки. Наука может знать, как делать, как чего-то добиться, но молчит, во имя чего она это делает. Эту задачу человек должен решить сам.
  • Наука развивается и качественно меняется во времени. Она наращивает свой объем, разветвляется, усложняется. Развитие это оказывается неравномерным, дробным и хаотичным.[1]

 

2. Теория  научных революций Томаса Куна

“История… могла бы стать основой

 для   решительной перестройки

 тех  представлений о науке,

которые сложились у нас 

к настоящему времени”

(Т.Кун  )[7]  

  Наибольшее  число сторонников, начиная с 60 –  х годов ХХ – го века, имеет  концепция развития науки, предложенная американским историком и философом Томасом Куном.

  Томас Сэмюэл Кун (18 июля 1922 — 17 июня 1996) —  американский историк и философ  науки, считавший, что научное знание развивается скачкообразно, посредством  научных революций. Томас Кун  родился в Цинциннати, Огайо, в  еврейской семье, перебравшейся  в Нью-Йорк, когда Томасу было 6 месяцев. кончил Гарвардский университет  и получил степень бакалавра  по физике. В годы Второй мировой  войны был определён для гражданской  работы в Бюро научных исследований и разработок. 1946 — в Гарварде получил степень магистра по физике. 1947 — начал формирование основных тезисов: «структура научных революций» и «парадигма». Наиболее известной  работой Томаса Куна считается —  «Структура научных революций» (The Structure of Scientific Revolutions, 1962). [8]

  Концепция социологической и психологической реконструкции и развития научного знания связана с именем и идеями Т.Куна, изложенными в его широко известной работе по истории науки «Структура научных революции» [6]. В этой работе исследуются социокультурные и психологические факторы в деятельности как отдельных ученых, так и исследовательских коллективов.

  Концепция Томаса Куна вырастает в споре  с К.Поппером и его последователями (И.Лакатос и др.). Основными элементами куновской модели являются четыре понятия: «научная парадигма», «научное сообщество» и «научная революция» Взаимоотношение этих понятий, образующих систему, составляет ядро куновской модели функционирования и развития науки.

  Отправным пунктом размышлений Т.Куна над  проблемами эволюции научного знания стал отмеченный им любопытный факт: ученые-обществоведы славятся своими разногласиями по фундаментальным  вопросам, исходным основаниям социальных теорий; представители же естествознания по такого рода проблемам дискутируют  редко, преимущественно в периоды  так называемых кризисов в их науках. В обычное же время они относительно спокойно работают.

Информация о работе Модели развития науки Т. Кун и И. Лакатос