Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 12:44, реферат
Если попытаться обозреть весь исторический путь европейской философии от ее рождения до наших дней, концентрируя внимание не на отдельных деталях и подробностях этого пути, а на общей его панораме, бросается в глаза весьма отчетливая выделенность довольно длительных (даже в масштабе всей истории европейской цивилизации) периодов историко-философского процесса. Выделяются эти периоды тем, что создаваемые на всем их протяжении философские учения отличаются специфическими особенностями, характерными именно для данного периода. Весьма условно комплекс таких особенностей можно обозначить словосочетанием "способ философствования".
Введение
1. История становления и развития европейской философской мысли
2. Характеристика этапов развития европейской философской мысли
Заключение
Список использованной литературы
Но для историка философии этап генезиса философии представляется самым значимым из переломных этапов всей ее истории еще и с той точки зрения, что при его исследовании наиболее явственно проступает необходимость тщательной проработки основополагающих теоретико-методологических проблем исследования не только переломных этапов истории философии, но и всего историко-философского процесса в целом, равно как и любого его этапа в отдельности. В этом состоит особая теоретико-методологическая значимость исследования генезиса философии, причем исследования его как именно важнейшего из переломных этапов истории философии и наряду с другими переломными ее этапами.
Эти
другие этапы могут и должны при
этом выступать как объекты
Дело в том, что если к проблеме генезиса философии подходить именно как к проблеме, т.е. искать ее решение, прилагать усилия по поиску объяснения того, почему и как в духовной жизни греков на смену ситуации, когда философии еще не было и соответственно не могло быть ни малейшего представления о том, что же такое философия и возможно ли нечто подобное, пришла ситуация, когда философия появилась и стала одной из важнейших составляющих духовной культуры античности, во многом определивших всю специфику этой последней, исследователь оказывается перед необходимостью решать хотя бы для себя, для внутреннего использования в собственной исследовательской работе два вопроса, которым принадлежит роль ключевых теоретико-методологических проблем в исследовании также любых других этапов историко-философского процесса.
Первый из этих вопросов – вопрос о том, возникновение чего именно предстоит объяснить, т.е. вопрос о сущностной специфике философии как такого совершенно нового, доселе небывалого феномена духовной жизни, который качественно отличается от всего, что не есть философия. Ведь если не дать себе отчета в том, объяснение появления чего, собственно, намереваешься искать, затевать такой поиск – бессмысленное занятие. При исследовании последующих этапов истории философии этот вопрос уже не столь актуален, поскольку применительно к ним философия предстает для исследователя как такая данность, за пределы которой ему нет особой нужды выходить, и он может подходить к объекту своего исследования исключительно как к тому, что находится внутри самого историко-философского процесса как такового. Ведь даже если необходимость исторического подхода к такому этапу истории философии и стимулирует исследователя соотносить его с другими ее этапами (то ли с предшествующими ему, то ли с последующими), все же и эти другие этапы суть этапы истории не чего-либо иного, а все той же философии. И философия воспринимается исследователем таких этапов ее истории как историческая данность, с наличием которой его мысль уже свыклась и поэтому вполне в состоянии принимать эту данность как не требующую особых усилий по ее идентификации в смысле определения специфики философии. Но если исследователь ищет объяснение генезиса философии, он едва ли может обойтись без определения своей позиции по вопросу о ее специфике.
Второй такой вопрос – это вопрос о социально-исторической обусловленности историко-философского процесса. Опять-таки, когда объектом внимания историка философии выступает тот или иной последующий этап историко-философского процесса, этап, для которого момент рождения философии уже позади, а в особенности эволюционный его этап, иногда вполне допустимо, а главное, возможно отвлечься от этого вопроса. Даже если исследователь не пренебрегает при этом задачей выявления причин, детерминирующих историко-философский процесс, причин переходов от предшествующих его этапов к последующим, его внимание вполне может быть поглощенным той значимостью, которую имеет для этого процесса его самодетерминация, саморазвитие философии посредством все большего углубления философов в проблемы, поднятые их предшественниками, равно как в проблемы, актуализируемые задачами разработки собственных теоретических построений, а также задачами полемики со своими коллегами-философами.
Преемственность проблематики на эволюционных этапах развития философии создает и поддерживает впечатление самостоятельности историко-философского процесса, не только его самодетерминации внутренними для философии импульсами и потребностями, но и весьма значительной его независимости от социально-исторических условий. Но обращение к изучению переломных этапов истории философии разрушает это впечатление, обнаруживает не только то, что оно весьма поверхностно, но и его неполноту и в этом смысле несостоятельность и вынуждает исследователя самым серьезным образом принимать во внимание социально-историческую обусловленность философии.
Эта необходимость наиболее очевидна при исследовании генезиса философии. Ведь до своего возникновения философия просто не существовала. Следовательно, применительно к объяснению ее начала бессмысленно обращаться к внутренним для историко-философского процесса детерминирующим его импульсам, факторам, потребностям и т.п. И без обращения к исследованию "внешних", социально-исторических причин рождения философии совсем не будет никакого его объяснения. А эффективность исследования социально-исторической обусловленности прежде всего генезиса философии, равно как и других переломных этапов развития философии, дает основание не уходить от вопроса о такой обусловленности и всего историко-философского процесса в целом, в том числе и его эволюционных этапов. Тогда в качестве генезиса философии следует рассматривать не только разовый факт ее первоначального появления на свет, также и весь историко-философский процесс в свете его внешней, социально-исторической обусловленности предстает как процесс перманентного генезиса философии на всем протяжении ее исторического существования.
Но сколь ни значим вопрос о социально-исторической детерминации историко-философского процесса, все же необходимым условием и того, что вообще задача исследовать эту детерминацию не есть нечто лишенное смысла, и того, что ее исследование достигнет уровня приемлемой конкретности, является решение вопроса о сущностной специфике философии. Ведь постановка самой задачи исследования детерминации философии имеет смысл, если ясно, детерминацию чего именно предстоит исследовать. К тому же, если даже абстрагироваться от только что сказанного и исходить из абстрактного признания того, что философия социально-исторически детерминирована и, следовательно, что в определенной мере она есть отражение соответствующих исторических условий, конкретная специфика и социально-исторической детерминации философии, и отражения ею детерминирующих ее исторических условий определяется этими условиями только с одной стороны. Не менее значима и другая сторона детерминации философии социально-историческими условиями – та, которая зависит от самой философии, а именно, от ее сущностной специфики. Философия и в качестве продукта соответствующих социально-исторических условий остается именно философией, и эти условия могут отражаться философией той или иной эпохи, только получив преломление в философской проблематике в полном соответствии с ее собственной сущностной спецификой, модифицированной, разумеется, в соответствии с конкретным этапом ее исторического существования.
Но
историчность бытия философии, многообразие
форм, в которых философия
Но если принять во внимание, что подлежащий исследованию историко-философский материал есть для исследователя материал наличный, реальный, независимо от исследователя существующий и данный ему в определенном смысле эмпирически – в виде совокупности философских текстов, то ситуация, которую мы условно назвали "методологическим кругом", на деле оказывается кругом только в грубом приближении. При более внимательном рассмотрении она может быть оценена как всего лишь видимость "методологического круга", поскольку историко-философский процесс не есть для его исследователя его собственный теоретический или вообще мысленный конструкт, а есть данность, оставившая доступный эмпирическому восприятию след в виде философских текстов и имеющая независимый от сознания исследователя источник. Этим последним является деятельность других сознаний, творчество философов прошлого. Следовательно, в решении задачи выявления сущностной специфики философии можно и должно опереться на этот эмпирический материал, и такой подход делает исследование, направленное на решение этой задачи, далеко не абсолютно зависимым от теоретических допущений исследователя, в том числе и от его предрасположенности к тем или иным представлениям о сущностной специфике философии.
Итак,
методологически приоритетной, но приоритетной
исключительно в плане
Здесь
нет необходимости
Принадлежа к мыслительным построениям теоретического уровня, философия реализует высшую форму системности в организации соответствующего мыслительного материала посредством его логического упорядочивания на основе выводимости (доказуемости) одних утверждений из других и выделения уровня исходных положений.
Философское теоретизирование осуществляется на метауровне по отношению к уровню мировоззренческих представлений, а мировоззрение как таковое, непосредственно мировоззрение составляет по отношению к философии объектный уровень, содержание которого есть содержание представлений носителя мировоззрения о мире, себе и своем месте в мире.
Наконец, рефлексивная природа философского теоретизирования обусловливает наличие предела в устремленности теоретической мысли к тому, чтобы теоретическое обоснование положений любого уровня, даже если оно уже составляет метауровень по отношению к соответствующему базисному для него уровню как объектному, само ставить в положение объектного уровня, поднимаясь по отношению к нему на метауровень более высокого порядка и т.д. Рефлексия – это обращенность мысли на самое себя. А когда теоретизирующее метамировоззренческое мышление делает объектом своего внимания себя, причем делает это в контексте своего отношения как отношения носителя представлений метауровня к содержанию своих же представлений объектного уровня, а этот объектный уровень есть уровень представлений о мире и человеке как части мира, т.е. представлений о сущем как всеобъемлющей тотальности, о бытии, рефлексивная природа такого мышления, т.е. философии, проявляется в том, что вопрос об отношении мышления к бытию есть высший и основной его вопрос.
Все три выделенные характеристики сущностной специфики философии могут служить ориентирами, полезными, чтобы наметить направление возможных поисков социально-исторической обусловленности философии, и прежде всего на переломных этапах ее истории.
Теоретический характер философии предполагает, что необходимым условием и ее рождения, и ее существования, и ее способности к радикальным переменам в последующие (после ее рождения) переломные для нее эпохи является достижение общественным сознанием такого уровня развития, когда способность к рациональному мышлению не только оказывается достаточно для этого развитой, но и приобретает в глазах определенной части общества статус ценности весьма высокого ранга. А тот, кто не только берет на себя труд философского теоретизирования, но и делает его результаты достоянием публики, фактически и присваивает себе право быть судьей в вопросах, касающихся представлений такого уровня значимости, каковы мировоззренческие представления, и возлагает на себя соответствующие обязанности и ответственность. Ведь уровень философского теоретизирования по отношению к уровню мировоззренческих представлений есть метауровень. И это дает философии статус такого судьи в вопросах мировоззренческого уровня, который не только способен, но и обязан иметь точку зрения, ставящую его над теми, для кого непосредственно мировоззренческие представления составляют высший уровень их сознания.