Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 12:44, реферат
Если попытаться обозреть весь исторический путь европейской философии от ее рождения до наших дней, концентрируя внимание не на отдельных деталях и подробностях этого пути, а на общей его панораме, бросается в глаза весьма отчетливая выделенность довольно длительных (даже в масштабе всей истории европейской цивилизации) периодов историко-философского процесса. Выделяются эти периоды тем, что создаваемые на всем их протяжении философские учения отличаются специфическими особенностями, характерными именно для данного периода. Весьма условно комплекс таких особенностей можно обозначить словосочетанием "способ философствования".
Введение
1. История становления и развития европейской философской мысли
2. Характеристика этапов развития европейской философской мысли
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение | 3 |
1. История становления и развития европейской философской мысли | 4 |
2. Характеристика этапов развития европейской философской мысли | 9 |
Заключение | 20 |
Список использованной литературы | 22 |
Введение
Если попытаться обозреть весь исторический путь европейской философии от ее рождения до наших дней, концентрируя внимание не на отдельных деталях и подробностях этого пути, а на общей его панораме, бросается в глаза весьма отчетливая выделенность довольно длительных (даже в масштабе всей истории европейской цивилизации) периодов историко-философского процесса. Выделяются эти периоды тем, что создаваемые на всем их протяжении философские учения отличаются специфическими особенностями, характерными именно для данного периода. Весьма условно комплекс таких особенностей можно обозначить словосочетанием "способ философствования". Эти особенности определяются тем, каков общий мировоззренческий фон, или "почва", из которой произрастает философия, и какие конкретно типы мировоззрения философия интеллектуально обслуживает, реализуя свою внешнюю функцию. Сами же особенности включают в себя то, что на каждом таком этапе из всего набора собственных, или внутренних, функций философии выделяется какая-либо группа функций или даже одна функция, реализация которой оказывается приоритетным для философии делом в такой степени, она не только занята преимущественно ею, но и осуществляет остальные свои внутренние функции главным образом через посредство выполнения этой ее приоритетной для данного этапа функции.
Особенностью античной философии является ее онтологизм, т.е. приоритетность (в только что указанных смыслах) онтологической функции философии Нового времени – гносеологизм, приоритетность гносеологической функции. Когда античный философ обращается к гносеологической проблематике, то, как правило (исключение составляют киренаики и скептики), создаваемую им онтологию он делает средством обоснования и оправдания своей гносеологической позиции, но не наоборот. А у философа Нового времени дело обстоит, так, что развиваемая им гносеология выступает средством обоснования предлагаемых им решений тех или иных проблем онтологии.
1. История
становления и развития европейской философской
мысли
Поскольку европейская
Философия античности (VI в. до н.э. - IIIв. до н.э.). Это этап зарождения философской мысли как таковой. Спецификой греческой философии, особенно в начальный период ее развития, является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Именно к этому стремились первые греческие философы – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, несколько позднее – пифагорейцы, Гераклит, Демокрит и др. Затем благодаря Сократу, Платону и Аристотелю, а также их последователям и противникам из более поздних эпох философия приобретает черты, которые будут присущи ей на протяжении всей ее истории.
Античная философия возникла
как стихийно-диалектическая
Нередко историки античной
Философия средних веков (IV –
XIVвв). Философия этой эпохи была
тесно сопряжена с теологией,
составляя ее неотъемлемую
Философы и богословы,
Если Августин — яркий
Философия эпохи Возрождения (XV –XVIвв.). секуляризации – освобождения от религии и церковных институтов. В эту эпоху в центре внимания оказывается человек, что характеризует философию как антропоцентрическую. Важнейшая отличительная черта данной эпохи – это ее ориентация на искусство. Это напрямую связано с изменениями в отношении к чел. – это фактически творец, который создает мир, а следовательно, он равен Богу. Третьим, переходным этапом в истории западной философии является философия эпохи Возрождения. Различают Раннее Возрождение (XIII—XIV вв.) и Позднее Возрождение (XV— XVI вв.). Очень красноречиво само название эпохи; речь идет о возрождении (после тысячелетнего перерыва) культуры, искусства, философии античного мира, достижения которого признаются образцом для современности. Великие представители этой эпохи были людьми всесторонне развитыми (Данте, Эразм Роттердамский, Леонардо да Винчи, Микельанджело, Монтень, Сервантес, Шекспир). Гениальные художники и мыслители выдвигали в своем творчестве уже не теологическую, а гуманистическую систему ценностей, Социальные мыслители этого времени — Макиавелли, Мор, Кампанелла — создавали проекты идеального государства, выражавшие, прежде всего интересы нового общественного класса — буржуазии.
Философия Нового времени (XVII
– XIXвв.). Для философии Нового
времени (по крайней мере, в
1-ые периоды ее существования)
Философия Нового времени — четвертый исторический этап в развитии европейской философии — не только опиралась на данные естественных наук, но и сама выступала их опорой, вооружая науку логикой, методом исследования. Философским обоснованием экспериментального знания был эмпирико-индуктивный метод Ф. Бэкона (1561—1626), тогда как математическая наука нашла свою философскую методологию в трудах Р. Декарта (1596—1650).
Философия XVII—XVIII вв. была преимущественно рационалистической. В XVIII в. сначала во Франции, потом и в других странах Западной Европы широко и мощно заявило о себе социально-философское движение Просвещение, сыгравшее выдающуюся роль в идеологической подготовке Французской акции 1789—1793 гг.
С последней четверти XVIII в. и до середины XIX в. на передний край в области философского творчества выходит Германия. Будучи отсталой, в то время в экономическом и политическом отношениях, эта страна стала родиной великих художников и мыслителей; Канта, Гете, Фихте, Гегеля, Бетховена, Шиллера, Шеллинга, Гейне, Фейербаха. Выдающейся теоретической заслугой классической немецкой философии и преодоление созерцательного, натуралистического взгляда на мир, осознание человека как творческого, деятельного субъекта, углубленная разработка общей концепции развитии диалектики.
В средине XIX в. там же (в Германии) возникает марксизм философский наследник немецкой классики и европейского рационализма. Главный вклад Маркса в философию состоял в открытии и обосновании материалистического понимания истории и в углубленной разработке — на материале современного ему буржуазного общества — материалистической диалектики. Однако в реальную социальную жизнь человечества (в XX в. в особенности) марксизм вошел главным образом своей другой — не научно-философской, а идеологической тропой, как идеология открытого и жесткого классового противостояния, оправдывающая (во имя отвлеченных классовых интересов) крайние формы классовой борьбы и насилия.
Европейский рационализм (от
Новейшая философия(XX - XXI в.), которую
называют также современной. Современная
философия – это очень сложное явление,
которое сочетает в себе все вопросы, которые
когда-либо ставила философия.
2.
Характеристика этапов развития европейской
философской мысли
Самым первым переломным этапом в истории европейской философии был этап созревания предпосылок генезиса греческой философии и собственно ее генезиса (в дальнейшем для краткости мы будем именовать его этапом генезиса философии), вторым – этап формирования христианской религиозной философии в последние века истории античного мира, третьим – философия эпохи Возрождения.
Этап
генезиса греческой философии