Мироввозрение

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 17:46, контрольная работа

Описание работы

Актуальность темы мировоззрения не угасла с веками. Даже сегодня, в 21 веке, - веке нанотехнологий (область микроэлектроники, основанная на использовании мини-частиц), веке, когда никого не удивляет очередной выход человека в открытый космос, люди по всему миру продолжают задавать самим себе и друг другу мировоззренческие вопросы, которые нисколько не изменились за тысячелетия.
В данной работе мы рассмотрим тему мировоззрения, выясним связь между мировоззрением и философией, а так же рассмотрим, как происходил переход от одного типа мировоззрения к другому, с течением веков – с исторической точки зрения.

Работа содержит 1 файл

3 КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФИЛОСОФИИ.doc

— 111.50 Кб (Скачать)

 

Характеристики мифологического сознания. Основными чертами мифологического сознания являются:

      1. Символизм
      2. Этиологизм
      3. Синкретизм
      4. Прозрачность
      5. Авторитарность
      6. Коллективизм
      7. Анимизм
      8. Утилитарность

Символизм. Какое-либо явление природы или часть природы является символическим представителем другого явления, представляющего культурную значимость для данного племени или рода. Например, гора может символически представлять предка-прародителя.

Этиологизм. Этиологизм (в переводе с греческого означает «причина») выражен интересной особенностью, присущей многим мифам – объяснительной – миф объясняет происхождение какого-либо природного явления или устройство какой-либо вещи. Обычно вместо описания устройства, миф повествует то, как она делалась.

Синкретизм. Синкретизм (слитность, нерасчлененность) – в мифе переплетены картина мира, задатки искусства и религиозных верований.

Прозрачность. Прозрачность – выше мы говорили, что мировоззрение – это «очки», сквозь которые человек смотрит на этот мир. «Мифологические очки» обладают полностью прозрачными (для смотрящего сквозь них) стеклами. Даже если эти стекла приближают, отдаляют или искажают взгляд на мир, человек, смотрящий сквозь них, сами стекла не замечает. Иными словами, все, что повествует миф, человек с мифологическим мировоззрением принимает «на веру», как единственную реальность бытия.

Авторитарность. Авторитарность предполагает то, что в данный миф ничего уже нельзя внести, ничего не изменить, невозможно принять участие в его формировании.

Коллективизм. Коллективизм – миф является продуктом коллективного сознания и ему же принадлежит.

Анимизм. Анимизм – приписывание явлениям природы или вещам человеческого облика, характера, эмоций. Олицетворение и одушевление космоса.

Утилитарность. Утилитарность (практичность) мифологии проявляется в том, что многие мифы имеют практическую ценность. Они рассматривают такие важные вопросы и показывают путь их решения, как например: защита от голода, болезней, приобретение богатств, достижение счастья и успеха, путь выхода из сложных ситуаций.

С течением времени  в каждом племени или народности появились профессиональные хранители  мифов. Сначала это были старейшины, затем – жрецы, колдуны, шаманы. Появились  некие, связанные с мифами, культовые  действия. Представления, воплощенные  в мифах тесно переплелись с обрядами, стали служить предметом веры.  Был сформирован следующий исторический тип мировоззрения – религиозный.

 

 

2.3  Религиозное мировоззрение

 

Религия в переводе с латинского языка означает «благочестие», «набожность».  Многие мифы имели в своей конструкции, в качестве элемента, религиозные верования. Однако отдельную, независимую мировоззренческую роль религия стяжает в период формирования национально-государственных религий. Этот период охарактеризован глубокой связью вероисповедания с этническими и политическими отношениями. Наглядно продемонстрировать это можно, рассмотрев, основные мировые и национальные религии.

Мировые и национальные религии. 

Основными национальными  религиями являются:

    • Синтоизм
    • Иудаизм
    • Индуизм

 Основными мировыми религиями являются:

    • Христианство
    • Буддизм
    • Ислам

Религия, как  и миф, ищет и дает ответы на вопросы:

    • Происхождение Вселенной, Земли, жизни на Земле, человека.
    • Объяснение природных явлений.
    • Поступки, судьба человека.
    • Нравственно-этические проблемы.

Кроме ответов на эти вопросы, религия выполняет ряд других задач: она объединяет общество вокруг какой-либо вероисповедальной идеи или ряда идей, делая это общество монолитным; способствует укреплению и распространению культуры; воспитывает человека и прививает  нравственность и ценности (честность, порядочность, верность, прощение, любовь к ближнему).

Религия появилась  в моменты величайших культурных и социальных потрясений и катаклизмов, выполняя свои задачи, описанные выше, религия сохраняет духовность и традиции культур, в лоне которых она возникла. 

Христианство, которое было преобладающим в  Западной культуре, в течение многих сотен лет оказало колоссальное влияние на эту культуру, на ее развитие, на философию, науки. До сего времени, даже того не осознавая, люди запада являются носителями культуры, сформированной и пронизанной ценностями христианства.

Библия является самой печатаемой и самой читаемой книгой на Земле.  Конструкторы первого  печатного станка избрали именно Библию, как ту, которая достойна быть первой печатной книгой. Библия переведена более чем на 300 языков народов мира.

Признание единого  бога – монотеизм, является одной  из отличительных черт мировых религий. 

Еще одна из важнейших  особенностей  - глубокое духовно-этическое  мировосприятие. Например, в христианстве есть такой духовный принцип – возлюбить своих врагов, что не свойственно простой обыденной логике человека. Для всех нас естественно любить друзей, но любить врагов мы не стремимся, тем не менее, христианское религиозное мировоззрение говорит нам о том, что нет в том заслуги, чтобы любить своих друзей, а вот любовь к врагам – это и есть то, чего от нас ожидает Господь.

 

«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». (Библия. Русский Синодальный Перевод. Евангелие от Матфея 5:43-48)

 

Многие христиане  верят, что Бог никогда не ошибается. Это относится ко всем Его действиям, а также к  тому, что Христос, с Его учением, пришел в этот мир  в самый подходящий для этого  момент.

Время прихода Иисуса Христа было особенно тяжелым для многих народов, -  временем Римской экспансии.  Несмотря на то, что римляне проявляли много милости к захваченным народам и даже позволяли им поклоняться своим богам, все же это было захватническое иго. Люди облагались непомерными налогами, приходилось отдавать деньги и продукты труда, многие лишились крова и имущества. Законы могли быть изменены в любой  момент. Рабство в то время было обычным явлением, человек мог стать рабом по своей воле, продавшись в рабство, чтобы расплатиться с долгами или был захвачен в плен и превращен в раба.

Семитские народы были одними из самых непримиримых захваченных племен, они не желали поклоняться иным богам или подчиняться  иным законам. Закон у семитов  был дан Богом.

На семитских землях постоянно вспыхивали восстания и происходили волнения, отчего представители римской власти ужесточали  отношение к этим народам. Обстановка была напряженной.

И вот приходит Христос, все, кто Его ждал, надеялись, что Он свергнет иго Рима и освободив Свой народ, воссядет на престоле. Он не сделал того, чего ждали от Него люди – Он сделал больше. Он принес прощение, Он научил любить и отдавать свою жизнь за ближнего, показав это на собственном примере.

 Он учил, что наше сокровище – это  не земные богатства, которые невозможно унести с собой на Небо, наше сокровище – это сокровище доброго сердца.

Все люди для  Него были равны, независимо от рода и  племени, положения в обществе или  от накопленных средств. Даже самых  отвергнутых Он называл друзьями. Угнетенные и рабы получили надежду на лучшее будущее. Многие Его последователи перестали бояться смерти и бесстрашно принимали мученическую смерть во время гонений.

 

«Отцы наши с Иисусом, взяв ее, внесли во владения народов, изгнанных Богом от лица отцов наших. Так было до дней Давида. Сей обрел благодать пред Богом и молил, чтобы найти жилище Богу Иакова. Соломон же построил Ему дом. Но Всевышний не в рукотворенных храмах живет, как говорит пророк: Небо - престол Мой, и земля - подножие ног Моих. Какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего? Не Моя ли рука сотворила все сие? Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы. Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы, - вы, которые приняли закон при служении Ангелов и не сохранили. Слушая сие, они рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами. Стефан же, будучи исполнен Духа Святого, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога. Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него, и, выведя за город, стали побивать его камнями. Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла, и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой. И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил». (Библия. Русский Синодальный Перевод.  Деяния Святых Апостолов 7:45-60)

 

Если в миф  люди верили неосознанно – просто принимали его как данность, не замечая того, что они верят  во что-то, то с религиозным мировоззрением в нашу жизнь пришла совершенно другая вера. Эта вера, как написано в Библии, есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. Люди научились принимать осознанное решение верить, во что-либо или кого-либо, или нет. Они понимали, во что они верят, почему, и чего им это может стоить. Глубокие перемены приходят в сознание людей. Теперь они размышляют и анализируют.

 

«Вопреки общепринятому мнению, религиозный человек не должен чуждаться  сомнения. Но границы философского сомнения и сомнения верующего – различны. Философ сомневается в самих основах своего существования. Предметом сомнения верующего является не Бог, а его собственное понимание Бога. Еще в IV веке один из Отцов церкви Григорий Нисский говорил: «Если мы поверим, что создали, опираясь на Священное Писание, на опыт святых, целостный образ Бога, то на самом деле мы создали идола и никогда уже не сумеем дознаться до истины Бога Живого, который весь есть динамика и жизнь». (Философия Справочник студента Филологическое общество «СЛОВО» Москва, 2002 стр. 603)

 

Религия породила осознанную веру и теологию. Теология или богословие (от греческого теос – Бог и логос – учение) помогла систематизировать и  обновить мировоззрение так, чтобы  они соответствовали изменениям, происходившим в бытовой жизни людей, а так же в области развития культуры и  появления новых знаний, наук.

 

2.4  Философское мировоззрение

 

Философское мировоззрение  появилось во время попыток «светлых»  умов решить важнейшие мировоззренческие  задачи при помощи мышления, размышляя, выстраивая четкие логические линии, связи и законы.  Просто веры было уже мало. Все вокруг нас и даже мы сами должно быть объяснено разумом. Логикой, фактами, законами.

Вопрос отношений  человека и божества отошел на второй план. В сознании основной массы  людей философия часто представляется некой, далекой от реальной жизни субстанцией. На людей, настроенных мыслить философски смотрят как на отстраненных, «чудиков». Само же философствование предстает при этом, как сложное, неясное, туманное рассуждение, которое очень трудно опровергнуть или доказать его истинность. Однако, каждый человек, который мыслит, и, который хотя бы один раз в жизни задумывался над вопросами бытия, является в какой-то степени философом.

Многие ученые и политики являются философами, только немногие люди знают об этом. Было время, когда философия уже достигла невероятных высот своего развития, однако же, никакой науки тогда еще не существовало.

Исторически доказано, что науки и знания формировались  в рамках философии. Постепенно выявились конкретные науки со своими предметами и методами. Например, Аристотель выделил, как отдельные науки: логику – науку о правильном мышлении, психологию – науку о душе, физику – науку о  природе, метафизику (философию) – учение о первопричинах, общих началах бытия. Философию, Аристотель называл «госпожой наук».

После были сформированы целые отрасли научного знания –  физика, химия, биология, математика и  другие. Философию же интересовали исследования ума.

В условиях распада  единого мировосприятия человек  оказывается в таких обстоятельствах, что, у него появляется возможность выбора своего взгляда на мир. Теперь этот взгляд формируется не на основании того, чему его учили его предки, не на основании общепринятых правилах, принципах, религии. Человек размышляет и сам решает, что для него истина, зачастую эта истина рождается в его голове. Критериями становятся уже не вера или страсть или желания, а доводы разума.

 

«Философское мировоззрение не претендует на абсолютную истину. Напротив, оно настаивает на относительности любых мироустроительных схем. Философия как бы с самого начала вызывает на себя огонь критики. Но она не боится этого огня, ибо  убеждена, что из всех возможных способов построения мировоззрения философский способ наиболее достоверный. Философ подвергает сомнению мировоззренческие истины всех родов – религиозные, мифологические, научные, философские, он выносит их на суд разума, на суд исторического опыта, он вскрывает лежащие в их основе неявные предпосылки и ограничения.   Он не хочет выпустить из виду ни одной возможности, ни одной тропинки, ведущей к истине. Он как бы говорит людям: вот перед тобой вся человеческая мудрость, весь многовековой опыт духовных исканий человечества. Думай и выбирай, что тебе представляется наиболее убедительны м. я ни на чем не настаиваю, я только показываю логику реального поиска во всей ее сложности и многомерности. В результате такая истина оказывается полнее, чем скажем, истина научная. Орудием ее отыскания служит принцип философской рациональности» (Лазарев Ф.В., Трифонова М.К. Философия. Учебное пособие. Изд.2-е, доп. и перераб. – Симферополь: СОНАТ, 2003. – с 55).

Информация о работе Мироввозрение