Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 17:46, контрольная работа
Актуальность темы мировоззрения не угасла с веками. Даже сегодня, в 21 веке, - веке нанотехнологий (область микроэлектроники, основанная на использовании мини-частиц), веке, когда никого не удивляет очередной выход человека в открытый космос, люди по всему миру продолжают задавать самим себе и друг другу мировоззренческие вопросы, которые нисколько не изменились за тысячелетия.
В данной работе мы рассмотрим тему мировоззрения, выясним связь между мировоззрением и философией, а так же рассмотрим, как происходил переход от одного типа мировоззрения к другому, с течением веков – с исторической точки зрения.
ВВЕДЕНИЕ
«Для общества, как
и для индивида, жизнь без мировоззрения
представляет собой патологическое
нарушение высшего чувства
Основой человеческого сознания является Мировоззрение. Все знания, которые человек получил в течение жизни, все его убеждения, мысли чувства и настроения, интегрируются в мировоззрение. Иными словами, мировоззрение – это определенные взгляды человека на мир и его место в нем. Каждый человек на земле, вольно или невольно, постоянно сталкивается с мировоззренческими проблемами. Чтобы двигаться дальше он должен знать, как устроен этот мир, есть ли законы, по которым этот мир развивается, кто устанавливает эти законы, смертен ли человек, а может быть он бессмертен. Можно ли узнать о своем предназначении в этом мире, или это знание недоступно для человека? Есть ли истина? Как отличить истину ото лжи и заблуждения?
Актуальность темы мировоззрения не угасла с веками. Даже сегодня, в 21 веке, - веке нанотехнологий (область микроэлектроники, основанная на использовании мини-частиц), веке, когда никого не удивляет очередной выход человека в открытый космос, люди по всему миру продолжают задавать самим себе и друг другу мировоззренческие вопросы, которые нисколько не изменились за тысячелетия.
В данной работе мы рассмотрим тему мировоззрения, выясним связь между мировоззрением и философией, а так же рассмотрим, как происходил переход от одного типа мировоззрения к другому, с течением веков – с исторической точки зрения.
РАЗДЕЛ 1: ПРИРОДА МИРОВОЗЗРЕНИЯ
В переводе с греческого языка философия обозначает «любовь к мудрости», любомудрие или стремление к мудрости, истине. Гераклит ввел в обращение слово «философ». Этим словом он называл всякого, кто бескорыстно занимался изучением мира вещей. В более поздние периоды философом называли такого человека, который, ища всеобщую истину, направлял на этот поиск все свои жизненные и интеллектуальные силы. Эта всеобщая истина касалась вопросов человеческого жизнеустройства, а так же бытия.
«Характерный для философа стиль жизни, способ нацеленности на мир и манера познания встречаются во все времена и у всех философски развитых народов. Замечательным примером подлинного философа с древних времен считается Сократ, с его презрением к обыденной суете и материальному комфорту». (Лазарев Ф.В., Трифонова М.К. Философия. Учебное пособие. Изд.2-е, доп. И перераб. – Симферополь: СОНАТ, 2003. – с 12).
Происхождение философии относят к VII-VI вв. до нашей эры. Колыбелью, возникновения философии считают сразу три древних цивилизации – Индия, Китай и Греция. Уже в те, далекие от нас времена, мудрейших мужей Индии, Китая и Греции волновали не насущные житейские вопросы, а вопросы бытия: происхождение и устройство космоса, кто мы, откуда пришли, куда идем, есть ли кто-то еще, - высшая сила. Для вопросов такого рода есть название – их называют метафизическими.
1.2. Суть мировоззренческих вопросов
Все мировоззренческие вопросы имеют некоторые, объединяющие их особенности. Например, каждый из этих вопросов имеет предельно общее, универсальное содержание. Это означает, что речь в этих вопросах идет не о каких-то маленьких и конкретных явлениях или вещах, а о большом мире, о жизни в целом.
Еще одной особенностью таких вопросов является особенный, категориальный язык, который приходится использовать для рассуждений над этими вопросами. Вот некоторые из этих категорий: время, судьба, космос, предназначение, добро, зло, прощение, свобода, разум.
К особенностям таких
Даже если мы не размышляем над этими вопросами, мы принимаем на веру результат чьих-то изысканий над метафизическими вопросами.
Каждый человек имеет
Это раскрывает еще одну особенность метафизических вопросов – их мировоззренческая направленность. Именно это вглядывание, обращение к самому себе с метафизическими вопросами и есть начало всякого истинного философствования.
«Выход за пределы сущего совершается в самой основе нашего бытия. Но такой выход и есть метафизика в собственном смысле слова. Тем самым подразумевается: метафизика принадлежит к «природе человека». Она есть ни раздел школьной философии, ни область прихотливых интуиций. Метафизика есть основное событие в человеческом бытии». (М.Хайдеггер. Время и бытие. – М., - 1993,с.26.).
Теперь, начав исследовать, философию и пытаясь найти ответы на метафизические вопросы нам необходимо обратить внимание на то, что же такое мировоззрение.
По словам Радугина, мировоззрением можно назвать совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов в его поведении.
Носителем мировоззрения может быть, как отдельный человек, так и нация, субкультура, группа людей, цивилизация3.
Любой вид философии, по сути, представляет собой мировоззрение, но это утверждение не означает то, что всякое мировоззрение является философией. Понятие «философия» уже понятия «мировоззрение». Мировоззрение включает в себя философию. Более того, мы можем сказать, что философия является стрежнем мировоззрения. Философия влияет на то, каким будет мировоззрение. Если философия фашистская, то и мировоззрение будет поддаваться ее влиянию. Например, жизнь человека (определенной расы) тогда будет немного стоить. Если же философия христианская, то мировоззрение отвечает на вопрос ценности человека, что жизнь человека бесценна, так как за нее заплатил высокую цену Сам Господь Бог, отдав Свою жизнь за человека:
«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». (Библия. Русский Синодальный Перевод. Евангелие от Иоанна 3:16)
Понятие «мировоззрение» нельзя свести только лишь к понятию философия. В процессе истории формировались и развивались и другие типы мировоззрения: обыденное, религиозное и мифологическое. Существует и другие типы мировоззрения, например художественное или научное, в данной работе мы не будем рассматривать все типы мировоззрения, мы остановимся на основных исторических типах, названных выше, - обыденном, мифологическом, религиозном, философском.
Еще один аспект вопросов мировоззрения
и философии - это отражение
действительности. Отражение действительности
может иметь различную
Понятийное отражение – это
самый глубинный уровень
Именно это отражение, использующее понятия, формирует мировоззрение, которое способно выявить сущность явлений и процессов, а так же закономерности взаимосвязи между ними.
РАЗДЕЛ 2: ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
2.1 Обыденное мировоззрение
На мировоззрение людей всегда влияли исторические и социокультурные условия. Это выражалось в разных формах мировоззрения – мифологии, религии, философии, науке.
Существует так же деление на два других уровня – вертикальные: обыденный (повседневный) и мыслительный (теоретический). Обыденное мировоззрение является начальным, основополагающим мировоззрением.
«Обыденное мировоззрение
Совокупность взглядов, основанных на здравом смысле и повседневном жизненном опыте – это и есть обыденное мировоззрение. Складывается это мировоззрение естественно, в процессе жизни человека. Любой слой общества живет, развивается, уходит в небытие, смотря на мир и поступая, исходя из категорий данного мировоззрения. По-другому это мировоззрение мы можем назвать бытовым. Каким бы «приземленным» ни было это мировоззрение, оно жизненно необходимо. Ни одна мировоззренческая система не может конкурировать с обыденной своей устойчивостью, прочностью и практичностью.
2.2 Мифологическое мировоззрение
Рассмотрим мифологию – первую исторически сформировавшуюся систему мировоззрения. Мифология – основанная на художественном переживании или на воображении картина мира, система взглядов на мир, его происхождение, на явления природы, а так же на человека и его место в этом мире.
Вот некоторые темы, которые раскрываются в мифах:
Широко известны мифы Древнего Египта. Так один из мифов рассказывает о богинях Сохмет и Хатхор: дочь Ра и жена Птаха, львиноголовая богиня Сохмет - "Могучая" - почиталась как воплощение Ока Уаджет: она олицетворяла силы, заключенные в змее-урее. Грозная, не знающая жалости и сострадания богиня защищает своего великого отца, Владыку Всего Сущего Ра от злых демонов и карает людей за их грехи. Страшен гнев Сохмет: он приносит засуху, эпидемии, мор, войны.
Характер другой дочери Ра, богини Хатхор, - полная противоположность характеру злобной львицы Сохмет, - хотя эти две богини отождествлялись. Хатхор - богиня любви, добра, веселья, пляски и музыки, покровительница материнства и воплощение женственности. Она берёт под свою опеку молодых девушек и их женихов, заботится о том, чтобы браки были счастливыми, помогает создать семейный очаг. Хатхор - покровительница беременных - находящихся в "священном состоянии" - женщин и неизменная помощница повитух.
Изображается Хатхор в виде женщины с коровьими рогами и солнечным диском с уреем. Хатхор подвластны музыка и танцы, поэтому одна из эмблем доброй богини - систр: музыкальный инструмент-трещотка, состоящий из рамки с металлическими подвижными стержнями. Рукоятки систров обычно изготавливали в виде кошки с человеческим лицом. Огромный золотой систр стоял в главном святилище Хатхор - её храме в Дендера; и кошка с женским лицом также считалась символом богини и её храма. Бог музыки Айхи (Ихи) - сын Ра и Хатхор.
Любимая дочь бога Солнца часто воплощается в его Око: Хатхор в ипостаси Солнечного Ока стоит на носу Ладьи Вечности и убивает всех врагов, которые встретятся на пути.
Иногда Хатхор выступает в роли богини Запада - Хатхор-Аментёт. Стоя у западных гор, она опускает за горизонт умирающее вечернее Солнце и встречает души усопших у врат потустороннего мира.
Углубившись в исторические исследования, мы увидим, что каждый народ имел свои мифы, открывающие взгляд этого народа на мир. Очень часто мифы были выражены в виде ритуального танца, обряда. Для человека с мифическим мировоззрением миф – не сказка, – это истинная реальность в которой он живет. Интересен так же тот факт, что основной временной период мифа относится к далекому прошлому – «давным-давно», – так начинаются многие предания и мифы. Нельзя соотнести это время с конкретным историческим периодом, это время мифологическое. Оно отделено от «реального», настоящего времени.
«Для первобытного человека как было невозможно зафиксировать свое знание, так и убедиться в своем незнании. Для него знание не существовало как нечто объективное, не зависящее от его внутреннего мира. В первобытном сознании мыслимое должно совпадать с переживаемым, действующее с тем, что действует. В мифологии человек растворяется в природе, сливается с ней как ее неотделимая частица» (Философия: курс лекций. А.А. Радугин. Москва, 1996. 336с., издание 2-е переработанное, дополненное с.17)