Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 10:16, доклад
Милетская школа — одна из первых древнегреческих математических школ, оказавшая существенное влияние на развитие философских представлений того времени. Она существовала в Ионии в конце V — IV вв. до н. э.; основными деятелями ее являлись Фалес (ок. 624—547 гг. до н. э.), Анаксимандр (ок. 610-546 гг. до н. э.) и Анаксимен (ок. 585-525 гг. до н. э.). Рассмотрим на примере милетской школы основные отличия греческой науки от догреческой и проанализируем их.
и у Фалеса, точкой отсчета, с которой осмысляется мир, является середина,
промежуточное, которое делит непрерывную среду на активные, противоположные
части.
Анаксимен (585 - 525 гг. до н.э.) - третий представитель милетской
натурфилософии, ученик и последователь Анаксимандра, автор сочинения "О
природе".
Как и его предшественники, другие милетские философы, Анаксимен осмысливает
реальность с позиции противоположностей. Однако в качестве бесконечной,
непрерывной среды - "апейрона", в отличие от Анаксимандра, он принимает одну
из стихий - воздух. Последний, сгущаясь и разрежаясь порождает все видимое
многообразие мира. По свидетельству того же Симпликия "разрежаясь, (воздух)
становится огнем, сгущаясь - ветром, потом облаком, (сгустившись) еще больше
- водой, потом землей, потом камнями, а из них - все остальное". Отсюда
следует, что непрерывная среда, "апейрон", вне зависимости от того, что
принимается за ее основу - одна из стихий или некая иная природа,
представляет собой и материал для построения мира и порождающую его силу.
Сказанное об учениях
милетских философов
Аристотеля о том, что "все принимающие такое единое (начало) оформляют его
противоположностями, например плотностью и разреженностью или большим и
меньшим, а эти (противоположности), вообще говоря, сводятся, очевидно, к
избытку и недостатку... По-видимому, - продолжает Аристотель, - и само
мнение, что единое, как избыток и недостаток суть начала всех вещей, очень
древнего происхождения, только высказывалось оно по-разному: так, старые
(философы) считают двойное (начало) действующим, единое - страдательным;
наоборот, некоторые из позднейших полагали скорее единое действующим, а
двойное страдательным".
Осознание природы как непрерывно меняющегося целого, как некой динамической
среды, представляющей собой и субстанциальное и генетическое начало имело
большое значение для формирования мышления первых натурфилософов, у которых
все сущее мыслится
как подвижное отношение
первые греческие философы нашли тот единственный инструмент, ту единственную
абстракцию, которая помогла внести упорядоченность в текущую неопределенность
вещей и событий и, тем самым, обеспечили переход к мышлению не только
классификационными, но и сравнительными понятиями - противоположностями, -
одной из первых тотальных формализаций, прошедшей затем через всю историю
философии.
Заключение
Милетская школа - первая из древнегреческих философских школ (Фалес,
Анаксимандр, Анаксимен) – сосредоточила свое внимание на поиске материальной
причины всего сущего – того первовещества, из которого произошло многообразие
видимого мира. Как бы ни определяли мыслители это первовещество - как воду ли
(Фалес), как апейрон (Анаксимандр) или как воздух (Анаксимен), едины они были
в убеждении, что реально, по истине существует лишь оно, а единичные вещи из
него, из него возникающие и в него, погибая, возвращающиеся, имеют только
видимость существования и самостоятельности. Все возникшие вещи представляют
собой лишь ту или иную степень сгущения первоначала.
Фалес, Анаксимандр и Анаксимен положили начало новому типу мышления о
природе, сделав ее предметом системного, беспристрастного исследования.
Милетские «физики» – типичные философы ранней греческой философии, которым
Аристотель дал собирательный образ, назвав их «физиками», философами, которые
изучают природу. Именно они пытаются первыми увидеть мир умственным взором и
пытаются начать поиск единства с миром. По их убеждению не было бы
существенным ничего, что не было бы природой. Люди, божества, мир образуют
единый универсум, весь находящийся как бы в единой плоскости – они суть части
или аспекты одной и той же природы, в которой действуют одни и те же силы.
Милетских физиков считали материалистами, потому что они ограничивались одной
причиной бытия – материальным первоначалом, чем у Фалеса являлась вода, у
Анаксимандра – «беспредельное», у Анаксимена – воздух. Но у Анаксимандра
можно встретить существенный шаг вперед. Возможно, их размышления кажутся нам
нелепыми, но это будет неверное суждение. Потому что в их суждениях
просматривается некая закономерность, которую они пытаются объяснить уже
рациональной мыслью. И именно эта интеллектуальная революция (переход от
мифологии к рациональному мышлению), представляющая столь внезапный и
глубокий переворот, получила название «греческое чудо» (это понятие ввел
известный французский филолог, историк религии и философии Эрнест Ренан). И,
действительно, если проследить ход развития досократовской философии, то
будет видно, что она произвела свое влияние возможно даже на всю последующую
философию, и на некоторые вопросы еще не найдены ответы.
Милетская школа важна не своими достижениями, а исканиями. Она была вызвана к
существованию благодаря контактам Греции с Вавилонией и Египтом. Философские
построения Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена следует рассматривать, как
научные гипотезы.