Милетская школа

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 10:16, доклад

Описание работы

Милетская школа — одна из первых древнегреческих математических школ, оказавшая существенное влияние на развитие философских представлений того времени. Она существовала в Ионии в конце V — IV вв. до н. э.; основными деятелями ее являлись Фалес (ок. 624—547 гг. до н. э.), Анаксимандр (ок. 610-546 гг. до н. э.) и Анаксимен (ок. 585-525 гг. до н. э.). Рассмотрим на примере милетской школы основные отличия греческой науки от догреческой и проанализируем их.

Работа содержит 1 файл

7 вопрос.docx

— 33.53 Кб (Скачать)

и у Фалеса, точкой отсчета, с которой осмысляется  мир, является середина,

промежуточное, которое делит непрерывную среду на активные, противоположные

части.

     Анаксимен  (585 - 525 гг. до н.э.) - третий представитель  милетской

натурфилософии, ученик и последователь Анаксимандра, автор сочинения "О

природе".

Как и его  предшественники, другие милетские  философы, Анаксимен осмысливает

реальность с  позиции противоположностей. Однако в качестве бесконечной,

непрерывной среды - "апейрона", в отличие от Анаксимандра, он принимает одну

из стихий - воздух. Последний, сгущаясь и разрежаясь порождает все видимое

многообразие  мира. По свидетельству того же Симпликия "разрежаясь, (воздух)

становится огнем, сгущаясь - ветром, потом облаком, (сгустившись) еще больше

- водой, потом  землей, потом камнями, а из  них - все остальное". Отсюда

следует, что  непрерывная среда, "апейрон", вне зависимости от того, что

принимается за ее основу - одна из стихий или некая  иная природа,

представляет  собой и материал для построения мира и порождающую его силу.

Сказанное об учениях  милетских философов согласуется  со свидетельством

Аристотеля о  том, что "все принимающие такое  единое (начало) оформляют его

противоположностями, например плотностью и разреженностью или большим и

меньшим, а эти (противоположности), вообще говоря, сводятся, очевидно, к

избытку и недостатку... По-видимому, - продолжает Аристотель, - и само

мнение, что единое, как избыток и недостаток суть начала всех вещей, очень

древнего происхождения, только высказывалось оно по-разному: так, старые

(философы) считают  двойное (начало) действующим, единое - страдательным;

наоборот, некоторые  из позднейших полагали скорее единое действующим, а

двойное страдательным".

Осознание природы  как непрерывно меняющегося целого, как некой динамической

среды, представляющей собой и субстанциальное и  генетическое начало имело

большое значение для формирования мышления первых натурфилософов, у которых

все сущее мыслится как подвижное отношение противоположностей. Таким образом,

первые греческие  философы нашли тот единственный инструмент, ту единственную

абстракцию, которая  помогла внести упорядоченность  в текущую неопределенность

вещей и событий  и, тем самым, обеспечили переход  к мышлению не только

классификационными, но и сравнительными понятиями - противоположностями, -

одной из первых тотальных формализаций, прошедшей  затем через всю историю

философии.

    

Заключение 

Милетская школа - первая из древнегреческих философских  школ (Фалес,

Анаксимандр, Анаксимен) – сосредоточила свое внимание на поиске материальной

причины всего  сущего – того первовещества, из которого произошло многообразие

видимого мира. Как бы ни определяли мыслители это  первовещество - как воду ли

(Фалес), как апейрон (Анаксимандр) или как воздух (Анаксимен), едины они были

в убеждении, что  реально, по истине существует лишь оно, а единичные вещи из

него, из него возникающие и в него, погибая, возвращающиеся, имеют только

видимость существования  и самостоятельности. Все возникшие  вещи представляют

собой лишь ту или  иную степень сгущения первоначала.

Фалес, Анаксимандр  и Анаксимен положили начало новому типу мышления о

природе, сделав ее предметом системного, беспристрастного исследования.

Милетские «физики» – типичные философы ранней греческой  философии, которым

Аристотель дал  собирательный образ, назвав их «физиками», философами, которые

изучают природу. Именно они пытаются первыми увидеть  мир умственным взором и

пытаются начать поиск единства с миром. По их убеждению  не было бы

существенным  ничего, что не было бы природой. Люди, божества, мир образуют

единый универсум, весь находящийся как бы в единой плоскости – они суть части

или аспекты  одной и той же природы, в которой  действуют одни и те же силы.

Милетских физиков  считали материалистами, потому что  они ограничивались одной

причиной бытия  – материальным первоначалом, чем  у Фалеса являлась вода, у

Анаксимандра  – «беспредельное», у Анаксимена – воздух. Но у Анаксимандра

можно встретить  существенный шаг вперед. Возможно, их размышления кажутся нам

нелепыми, но это будет неверное суждение. Потому что в их суждениях

просматривается некая закономерность, которую они  пытаются объяснить уже

рациональной  мыслью. И именно эта интеллектуальная революция (переход от

мифологии к  рациональному мышлению), представляющая столь внезапный и

глубокий переворот, получила название «греческое чудо» (это  понятие ввел

известный французский  филолог, историк религии и философии  Эрнест Ренан). И,

действительно, если проследить ход развития досократовской философии, то

будет видно, что  она произвела свое влияние возможно даже на всю последующую

философию, и  на некоторые вопросы еще не найдены  ответы.

Милетская школа  важна не своими достижениями, а  исканиями. Она была вызвана к

существованию благодаря контактам Греции с  Вавилонией и Египтом. Философские

построения Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена следует  рассматривать, как

научные гипотезы.

    

Информация о работе Милетская школа