Милетская школа

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 10:16, доклад

Описание работы

Милетская школа — одна из первых древнегреческих математических школ, оказавшая существенное влияние на развитие философских представлений того времени. Она существовала в Ионии в конце V — IV вв. до н. э.; основными деятелями ее являлись Фалес (ок. 624—547 гг. до н. э.), Анаксимандр (ок. 610-546 гг. до н. э.) и Анаксимен (ок. 585-525 гг. до н. э.). Рассмотрим на примере милетской школы основные отличия греческой науки от догреческой и проанализируем их.

Работа содержит 1 файл

7 вопрос.docx

— 33.53 Кб (Скачать)

состоит мир.

По Фалесу, природа, как живая, так и неживая, обладает движущим началом,

которое называется такими именами, как душа и Бог.

Будучи купцом, он много путешествовал, расширяя свои научные знания в самых

различных областях человеческой деятельности. Интересовался, в частности,

арифметикой, геометрией, астрономией. Знал ряд геометрических решений,

касающихся доказательства равенства вертикальных углов, углов  при основании

равнобедренного треугольника, умел вписать прямоугольный  треугольник в круг и

др.

Все эти знания Фалес почерпнул в Вавилонии, Финикии, Египте и стремился

упорядочить их в систему. Кроме того, он обучал математике, пытаясь излагать

ее в отвлеченной, теоретической форме. В Элладе Фалес  ввел календарь,

определив продолжительность  года в 365 дней, предсказал солнечное  затмение,

которое по данным современных астрономов произошло 28 мая 585 года до н.э.

Однако, как и  вавилоняне и египтяне Фалес не понимал небесных явлений. Он

просто опирался на известную ему периодичность.

Еще в античности ему были приписаны следующие  сочинения: "О началах", "О

солнцестоянии", "О равноденствии", "Морская астрология". Не случайно Фалеса и

его последователей, которые с позиции разума первыми  занялись изучением

единства природы, античные авторы называли физиками или  физиологами.

Рассматривая  мир как непрерывно изменяющееся целое, Фалес полагает, что он

обусловлен различными состояниями одного и того же материального начала,

некой субстанции, ее "сгущением" и "разрежением". Это свидетельствует о том,

что на вопрос о  первопричине, первоначале мира, он дает вполне однозначный и

разумный ответ - это отношение противоположностей. Так, зародившись в

мифологии, эта  идея находит свое воплощение и развитие в науке, становится

ядром древнегреческой  философии.

Фактически, для  Фалеса главной точкой зрения - была античная идея

справедливости - Дике, благодаря которой весь непрерывный мир осмысливался им

с позиции промежуточного. И если, например, в едином процессе рассматривалось

отношение между  горячей и холодной сторонами, то было отчетливо видно, как

эти противоположности  постепенно переходят в промежуточное  состояние. И так

было во всем, с любыми противоположными свойствами или сторонами: белым и

черным, женским  и мужским, сгущенным и разреженным  и т.п.

Видимо, подобные факты убеждали античных философов  в том, что все

противоположности вне зависимости от их качественного  содержания

самопроизвольно могут уничтожаться в промежуточное, которое противоречиво

постольку, поскольку  содержит в себе противоположные  начала. И напротив, из

промежуточного могут возникать не любые, а только противоположные вещи.

В античности этот вывод был распространен повсеместно  и признавался

большинством  мыслителей. Поэтому в рукописных источниках на нем, видимо, не

акцентировалось внимание. Зато активно осмыслялось  другое, И здесь не было

единства между  философами, а именно: что принимать  за первовещество, за

субстанцию? Фалес  находит, что это вода: все появляется из воды - говорит

философ - и в  воду все разлагается. При выборе воды решающее значение имело

для него ее жидкое состояние (слово "вода" в древних  текстах часто заменялось

словом "жидкое"). По мнению В.Виндельбанда - известного немецкого историка

философии - мысль  Фалеса состояла, главным образом, в  том, чтобы объявить

мировым веществом  такое состояние материи, которое  делало бы возможным

переход в обе  стороны - как в твердое, так и в летучее, в виде процесса

уплотнения и  разрежения.

Что же касается другого взгляда на реальность, т.е. с позиции соотнесенного,

то этот подход, видимо, не привлекал внимания Фалеса, поскольку не давал

возможности увидеть  причину происходящих в мире изменений.

    

     Анаксимандр  (610-546 гг. до н.э.) - ученик и последователь Фалеса, также

был разносторонне  образованным человеком. Интересовался  математикой, физикой,

астрономией, географией, изучал происхождение жизни и  др.

Не отрицая  по существу учения Фалеса, его основного  взгляда на мир,

Анаксимандр в  то же время считал, что вода, будучи промежуточным только между

твердым и парообразным состояниями, не могла служить основой  всего сущего,

поскольку каждая вещь происходит "из своих собственных  начал". Например,

горячее и холодное - из теплого, белое и черное - из серого и т.п. Так что у

каждого состояния, у каждой пары противоположностей должно быть свое, особое

начало, особое промежуточное. Но в таком случае должно было быть и начало

всех начал - первоначало, которое порождает  мир в целом. И оно не может  быть

ни водой, ни какой-либо другой стихией (землей, воздухом, огнем), но это

должна быть какая-то другая беспредельная природа, которая в одинаковой

степени присуща всем стихиям. Эту бесконечную, активную, содержащую в себе

противоположности среду Анаксимандр называет “apeiron“ (апейрон). Именно в

ней, по мысли  философа, заключается причина всеобщего  возникновения и

уничтожения.

Можно предположить, что Анаксимандр представлял  себе некую от точки к точке

изменяющуюся  материальную среду, наподобие перехода от белого цвета к

черному. Это  позволяло философу взглянуть на нее с промежуточной позиции  и

увидеть противоположности  как избыток и недостаток. Причем, посмотрев на

каждую из противоположных  сторон в отдельности с позиций  их промежуточного,

Анаксимандр мог  увидеть новые противоположности  и так без конца. Видимо такой

взгляд и позволил Анаксимандру предположить, что апейрон включает в себя все

виды противоположностей, которые порождают все тела "посредством  различий в

плотности и  разреженности первоэлемента", что  в свою очередь является

основанием для  рождения и гибели миров-небосводов, которое испокон веку

повторяется по кругу.

Анаксимандр написал  несколько сочинений: "Карта земли", "Глобус", "О

природе". По их названиям можно судить о том, что философ в основном изучал

природу. От последнего труда в свидетельствах Симпликия, одного из

доксографов, жившего  на тысячу лет позже Анаксимандра, сохранился один

небольшой фрагмент: "А из каких (начал) вещам рожденье, в те же самые и

гибель совершается  по роковой задолженности, ибо они  выплачивают друг другу

правозаконное возмещение неправды (ущерба) в назначенный срок времени".

Этот отрывок  свидетельствует о том, что отношения  между вещами, возникающими

из бесконечной  материальной среды, которую Анаксимандр  называет апейрон

таково, как отношение  между "должником" и "кредитором", что свидетельствует о

взаимосвязи мировоззрения  Анаксимандра с мифологическим мировоззрением и,

прежде всего, с идеей компенсации - Дике, как идеей космической

справедливости (Правды). Причем, у Анаксимандра несмотря на мифологическую

терминологию  уже нет этих сверхъестественных стражей меры, поскольку все

космические процессы совершаются у него по своим имманентным  законам,

обусловленным активностью самой материальной среды - апейрона.

Поэтому смысл, вложенный в понятие "возмещение неправды" следует искать в

мифологии и, прежде всего, в греческой идее компенсации - Дике, как идее

космической справедливости (Правды), в то время как понятие "задолженность"

ассоциируется с идеей декомпенсации (Раздора).

Здесь наиболее отчетливо проявляется связь  между мифологическим и философским

мышлением, которые на первых порах идут рядом, имея своими источниками

элементы первоначального  эмпирического знания. Опираясь на объективные законы

бытия, мифологическое мировоззрение оказалось уже  способным представить идеи

несправедливости  и возмездия, Раздора и Правды, декомпенсации и компенсации  в

образе физического явления, т.е. в образе весов в руках богини правосудия,

чаши которых в одном случае выходят из положения равновесия, в другом -

стремятся к  нему. В этом образе нашла свое конкретное отражение характерная

черта античности - мышление противоположностями. Последние  понимаются здесь

исключительно как "избыток" и "недостаток" того или иного субстрата

относительно  положения равновесия - того промежуточного состояния, из

которого возникают и к которому, уничтожаясь, стремятся противоположности.

Поэтому, основным вопросом милетской натурфилософии было выявление сущности

"промежуточного", сгущение и разрежение которого определяло бы все

многообразие  чувственно воспринимаемого мира. Это  свидетельствует о том, что

мифологическое  мышление, оперирующее не только представлениями, но и

сравнительными  понятиями, не только не произвольно, но напротив, обладает

весьма строгой  логикой. Только эта логика отличается от логики нашей

сегодняшней науки. Поэтому мифология является не только продуктом

воображения, но и результатом строгого логико-теоретического мышления. Однако

увидеть это  можно только в итоге тщательного  исследования тех мифологических

представлений, которые отражают отношение противоположностей в процессе их

компенсации и  декомпенсации. Не случайно в первой части фрагмента Анаксимандр

обращает наше внимание на то, из чего все сущее  возникает и во что по

необходимости оно уничтожается. И если слова "возмещение неправды" понимать

как компенсацию, а слово "задолженность" понимать как декомпенсацию, то все

становится предельно  ясным. Появляется возможность определить "источник

всеобщего возникновения  и уничтожения". Все это позволяет  предположить, что

процессы "компенсации" и "декомпенсации" связаны у  Анаксимандра временными

рамками и в  целом представляют собой своего рода циклический процесс.

Очевидно, что  такой взгляд на природу предполагает осмысление ее не с позиций

соотнесенного, т.е. не с точки зрения одного из полюсов  градации. Здесь, как

Информация о работе Милетская школа