Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 10:16, доклад
Милетская школа — одна из первых древнегреческих математических школ, оказавшая существенное влияние на развитие философских представлений того времени. Она существовала в Ионии в конце V — IV вв. до н. э.; основными деятелями ее являлись Фалес (ок. 624—547 гг. до н. э.), Анаксимандр (ок. 610-546 гг. до н. э.) и Анаксимен (ок. 585-525 гг. до н. э.). Рассмотрим на примере милетской школы основные отличия греческой науки от догреческой и проанализируем их.
состоит мир.
По Фалесу, природа, как живая, так и неживая, обладает движущим началом,
которое называется такими именами, как душа и Бог.
Будучи купцом, он много путешествовал, расширяя свои научные знания в самых
различных областях человеческой деятельности. Интересовался, в частности,
арифметикой, геометрией, астрономией. Знал ряд геометрических решений,
касающихся доказательства равенства вертикальных углов, углов при основании
равнобедренного треугольника, умел вписать прямоугольный треугольник в круг и
др.
Все эти знания Фалес почерпнул в Вавилонии, Финикии, Египте и стремился
упорядочить их в систему. Кроме того, он обучал математике, пытаясь излагать
ее в отвлеченной, теоретической форме. В Элладе Фалес ввел календарь,
определив продолжительность года в 365 дней, предсказал солнечное затмение,
которое по данным современных астрономов произошло 28 мая 585 года до н.э.
Однако, как и вавилоняне и египтяне Фалес не понимал небесных явлений. Он
просто опирался на известную ему периодичность.
Еще в античности ему были приписаны следующие сочинения: "О началах", "О
солнцестоянии", "О равноденствии", "Морская астрология". Не случайно Фалеса и
его последователей, которые с позиции разума первыми занялись изучением
единства природы, античные авторы называли физиками или физиологами.
Рассматривая мир как непрерывно изменяющееся целое, Фалес полагает, что он
обусловлен различными состояниями одного и того же материального начала,
некой субстанции, ее "сгущением" и "разрежением". Это свидетельствует о том,
что на вопрос о первопричине, первоначале мира, он дает вполне однозначный и
разумный ответ
- это отношение
мифологии, эта идея находит свое воплощение и развитие в науке, становится
ядром древнегреческой философии.
Фактически, для Фалеса главной точкой зрения - была античная идея
справедливости - Дике, благодаря которой весь непрерывный мир осмысливался им
с позиции промежуточного. И если, например, в едином процессе рассматривалось
отношение между горячей и холодной сторонами, то было отчетливо видно, как
эти противоположности постепенно переходят в промежуточное состояние. И так
было во всем, с любыми противоположными свойствами или сторонами: белым и
черным, женским и мужским, сгущенным и разреженным и т.п.
Видимо, подобные факты убеждали античных философов в том, что все
противоположности вне зависимости от их качественного содержания
самопроизвольно могут уничтожаться в промежуточное, которое противоречиво
постольку, поскольку содержит в себе противоположные начала. И напротив, из
промежуточного могут возникать не любые, а только противоположные вещи.
В античности этот
вывод был распространен
большинством мыслителей. Поэтому в рукописных источниках на нем, видимо, не
акцентировалось внимание. Зато активно осмыслялось другое, И здесь не было
единства между философами, а именно: что принимать за первовещество, за
субстанцию? Фалес находит, что это вода: все появляется из воды - говорит
философ - и в воду все разлагается. При выборе воды решающее значение имело
для него ее жидкое состояние (слово "вода" в древних текстах часто заменялось
словом "жидкое"). По мнению В.Виндельбанда - известного немецкого историка
философии - мысль Фалеса состояла, главным образом, в том, чтобы объявить
мировым веществом такое состояние материи, которое делало бы возможным
переход в обе стороны - как в твердое, так и в летучее, в виде процесса
уплотнения и разрежения.
Что же касается другого взгляда на реальность, т.е. с позиции соотнесенного,
то этот подход, видимо, не привлекал внимания Фалеса, поскольку не давал
возможности увидеть причину происходящих в мире изменений.
Анаксимандр (610-546 гг. до н.э.) - ученик и последователь Фалеса, также
был разносторонне образованным человеком. Интересовался математикой, физикой,
астрономией, географией, изучал происхождение жизни и др.
Не отрицая по существу учения Фалеса, его основного взгляда на мир,
Анаксимандр в то же время считал, что вода, будучи промежуточным только между
твердым и парообразным состояниями, не могла служить основой всего сущего,
поскольку каждая вещь происходит "из своих собственных начал". Например,
горячее и холодное - из теплого, белое и черное - из серого и т.п. Так что у
каждого состояния, у каждой пары противоположностей должно быть свое, особое
начало, особое промежуточное. Но в таком случае должно было быть и начало
всех начал - первоначало, которое порождает мир в целом. И оно не может быть
ни водой, ни какой-либо другой стихией (землей, воздухом, огнем), но это
должна быть какая-то другая беспредельная природа, которая в одинаковой
степени присуща всем стихиям. Эту бесконечную, активную, содержащую в себе
противоположности среду Анаксимандр называет “apeiron“ (апейрон). Именно в
ней, по мысли философа, заключается причина всеобщего возникновения и
уничтожения.
Можно предположить, что Анаксимандр представлял себе некую от точки к точке
изменяющуюся материальную среду, наподобие перехода от белого цвета к
черному. Это позволяло философу взглянуть на нее с промежуточной позиции и
увидеть противоположности как избыток и недостаток. Причем, посмотрев на
каждую из противоположных сторон в отдельности с позиций их промежуточного,
Анаксимандр мог
увидеть новые
взгляд и позволил Анаксимандру предположить, что апейрон включает в себя все
виды противоположностей, которые порождают все тела "посредством различий в
плотности и разреженности первоэлемента", что в свою очередь является
основанием для рождения и гибели миров-небосводов, которое испокон веку
повторяется по кругу.
Анаксимандр написал несколько сочинений: "Карта земли", "Глобус", "О
природе". По их названиям можно судить о том, что философ в основном изучал
природу. От последнего труда в свидетельствах Симпликия, одного из
доксографов, жившего на тысячу лет позже Анаксимандра, сохранился один
небольшой фрагмент: "А из каких (начал) вещам рожденье, в те же самые и
гибель совершается по роковой задолженности, ибо они выплачивают друг другу
правозаконное возмещение неправды (ущерба) в назначенный срок времени".
Этот отрывок свидетельствует о том, что отношения между вещами, возникающими
из бесконечной материальной среды, которую Анаксимандр называет апейрон
таково, как отношение между "должником" и "кредитором", что свидетельствует о
взаимосвязи мировоззрения Анаксимандра с мифологическим мировоззрением и,
прежде всего, с идеей компенсации - Дике, как идеей космической
справедливости (Правды). Причем, у Анаксимандра несмотря на мифологическую
терминологию уже нет этих сверхъестественных стражей меры, поскольку все
космические процессы совершаются у него по своим имманентным законам,
обусловленным активностью самой материальной среды - апейрона.
Поэтому смысл, вложенный в понятие "возмещение неправды" следует искать в
мифологии и, прежде всего, в греческой идее компенсации - Дике, как идее
космической справедливости (Правды), в то время как понятие "задолженность"
ассоциируется с идеей декомпенсации (Раздора).
Здесь наиболее отчетливо проявляется связь между мифологическим и философским
мышлением, которые на первых порах идут рядом, имея своими источниками
элементы первоначального эмпирического знания. Опираясь на объективные законы
бытия, мифологическое мировоззрение оказалось уже способным представить идеи
несправедливости и возмездия, Раздора и Правды, декомпенсации и компенсации в
образе физического явления, т.е. в образе весов в руках богини правосудия,
чаши которых в одном случае выходят из положения равновесия, в другом -
стремятся к нему. В этом образе нашла свое конкретное отражение характерная
черта античности - мышление противоположностями. Последние понимаются здесь
исключительно как "избыток" и "недостаток" того или иного субстрата
относительно положения равновесия - того промежуточного состояния, из
которого возникают и к которому, уничтожаясь, стремятся противоположности.
Поэтому, основным вопросом милетской натурфилософии было выявление сущности
"промежуточного", сгущение и разрежение которого определяло бы все
многообразие чувственно воспринимаемого мира. Это свидетельствует о том, что
мифологическое мышление, оперирующее не только представлениями, но и
сравнительными понятиями, не только не произвольно, но напротив, обладает
весьма строгой логикой. Только эта логика отличается от логики нашей
сегодняшней науки. Поэтому мифология является не только продуктом
воображения, но и результатом строгого логико-теоретического мышления. Однако
увидеть это можно только в итоге тщательного исследования тех мифологических
представлений, которые отражают отношение противоположностей в процессе их
компенсации и декомпенсации. Не случайно в первой части фрагмента Анаксимандр
обращает наше внимание на то, из чего все сущее возникает и во что по
необходимости оно уничтожается. И если слова "возмещение неправды" понимать
как компенсацию, а слово "задолженность" понимать как декомпенсацию, то все
становится предельно ясным. Появляется возможность определить "источник
всеобщего возникновения и уничтожения". Все это позволяет предположить, что
процессы "компенсации" и "декомпенсации" связаны у Анаксимандра временными
рамками и в целом представляют собой своего рода циклический процесс.
Очевидно, что такой взгляд на природу предполагает осмысление ее не с позиций
соотнесенного, т.е. не с точки зрения одного из полюсов градации. Здесь, как