Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 10:16, доклад
Милетская школа — одна из первых древнегреческих математических школ, оказавшая существенное влияние на развитие философских представлений того времени. Она существовала в Ионии в конце V — IV вв. до н. э.; основными деятелями ее являлись Фалес (ок. 624—547 гг. до н. э.), Анаксимандр (ок. 610-546 гг. до н. э.) и Анаксимен (ок. 585-525 гг. до н. э.). Рассмотрим на примере милетской школы основные отличия греческой науки от догреческой и проанализируем их.
Милетская школа
Милетская школа
— одна из первых древнегреческих
математических школ, оказавшая существенное
влияние на развитие философских
представлений того времени. Она
существовала в Ионии в конце
V — IV вв. до н. э.; основными деятелями ее
являлись Фалес (ок. 624—547 гг. до н. э.), Анаксимандр
(ок. 610-546 гг. до н. э.) и Анаксимен (ок. 585-525
гг. до н. э.). Рассмотрим на примере милетской
школы основные отличия греческой науки
от догреческой и проанализируем их.
Если сопоставить
исходные математические
Ее своеобразие
заключается прежде всего в попытке систематически
использовать идею доказательства. Фалес
стремится доказать то, что эмпирически
было получено и без должного обоснования
использовалось в египетской и вавилонской
математике. Возможно, в период наиболее
интенсивного развития духовной жизни
Вавилона и Египта, в период формирования
основ их знаний изложение тех или иных
математических положений сопровождалось
обоснованием в той или иной форме. Однако,
как пишет Ван дер Варден, «во времена
Фалеса египетская и вавилонская математика
давно уже были мертвыми знаниями. Можно
было показать Фалесу, как надо вычислять,
но уже неизвестен был ход рассуждений,
лежащих в основе этих правил».
Греки вводят
процесс обоснования как
Греки в
течении одного-двух столетия сумели овладеть
математическим наследием предшественников,
накопленного в течении тысячелетий, что
свидетельствует об интенсивности, динамизме
их математического познания. Качественное
отличие исследований Фалеса и его последователей
от догреческой математики проявляется
не столько в конкретном содержании исследованной
зависимости, сколько в новом способе
математического мышления. Исходный материал
греки взяли у предшественников, но способ
усвоения и использования этого материала
был новый. Отличительными особенностями
их математического познания являются
рационализм, критицизм, динамизм.
Эти же
черты характерны и для
Ряд исследователей
объявляет отмеченные выше
Иония, где
проходила деятельность
Напряженность
в политической и
«Таким образом,
материалистическое
На основании
всего вышеперечисленного еще
нельзя с большой уверенностью
утверждать, что именно воздействие
мировоззрения явилось
Можно считать
одним из побудительных
Появление
потребности доказательства в
греческой математике получает
удовлетворительное объяснение, если
учесть взаимодействие
В том,
что обоснование приняло
Вступление
Древнегреческая философия возникла не в собственной Греции, не на Балканском
полуострове, а на восточной окраине греческого мира - в ионийских городах
западного побережья Малой Азии, основанных греками и развивших раньше, чем
это произошло в самой Греции, рабовладельческую промышленность, торговлю и
выросшую на их основе духовную культуру. Последняя создавалась не только
гением высокоодаренного народа, но, как уже сказано выше, была обусловлена
также и его
связями со странами более древних
восточных цивилизаций
Финикии и Египта.
Первые материалистические учения на грани VII-VI веков до н. э. возникли в
Милете - крупнейшем в VI в. до н. э. из всех малоазиатских греческих городов.
С конца VII до конца VI в. до н. э. здесь жили и учили три мыслителя: Фалес,
Анаксимандр и Анаксимен.
Направленность их интересов определялась в первую очередь характером
мифологии, традиционных языческих верований и культов. Греческая же мифология
была религией природы, и одним из важнейших вопросов в ней был вопрос о
происхождении мира. Но между мифологией и философией было существенное
различие. Миф повествовал о том, кто родил все сущее, а философия спрашивала,
из чего оно произошло. В "Теогонии" Гесиода читаем, что раньше всего возник
Хаос, затем Земля, Тартар (подземное царство) и Эрос - любовное влечение,
Хаос породил Ночь и Мрак, от их любовного союза возникли День и Эфир. Все три
первых милетских философа сочетали философское исследование, а также зачатки
научного исследования с запросами и задачами разносторонней практической
деятельности. Поэтому они оказались одновременно создателями первых в Древней
Греции астрономических, математических, физических и биологических понятий и
догадок, конструкторами первых простейших научных приборов, а также авторами
первых основанных на наблюдении предсказаний астрономических и
метеорологических
явлений
Милетская школа
Будучи центром ремесла и торговли, греческие поселения (полисы) постепенно
развились большие культурные центры. Одним из таких центров был Милет – город
в котором возникла первая философская школа. С конца VII до конца VI в. до
н.э. здесь жили три первых философа: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.
Выгодное географическое положение и территориальная близость к культурным
центрам Ближнего Востока позволила милетским мыслителям раньше, чем это
удалось другим философам Греции, встретиться с естественнонаучными ценностями
Египта и других культурных стран Азии. Дополняя их сведениями, полученными из
мифологии, науки и собственного опыта, они достаточно четко осознали
существование мира как единого целого, упорядоченного, гармоничного и
доступного пониманию человеческим разумом. Глубина и последовательность
мышления, отличавшая первых натурфилософов означали значительный шаг в
формировании целостного представления о мире. Впервые сознательно был
поставлен вопрос об основных принципах мирового устройства, о первоначалах,
определяющих изменение действительности.
Этот вопрос поставил Фалес (около 624 - 547 гг. до н.э.) - первый
математик и физик Ионии, основатель милетской школы. И не только поставил, но и
с определенной точки зрения его решил, поскольку рассматривал реальность с
промежуточной позиции, как совокупность противоположных начал, как "сгущение" и
"разрежение".
Немного известно и о происхождении мыслителя. По утверждению Диогена
Лаэртского: "Фалес был сыном Эксамия и Клеобулины из рода Фелидов, а род этот
финикийский, знатнейший, соседи потомков Кадма и Агенора." Пытаясь понять мир
Фалес интересовался прежде всего тем, что происходит между небом и землей.
Фалес и первые ионийские ученые стремились установить, из какой материи