Мифология как тип мировозррения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 10:22, реферат

Описание работы

Мировоззрение - система общественных представлений о мире в
целом, о совершающихся в нем природных и социальных процессах, об
отношении человека к окружающей действительности.
Мировоззрение - сложное, разностороннее и многоплановое об-
разование.

Содержание

1. Введение. Мировоззрение и его исторические типы.

2. Мифология:
а) мифология как форма общественного сознания;
б) мифология - исторический тип мировоззрения;
в) изучение и развитие мифологии.
3. Миф и мифологичность:
а) сущность мифа;
б) основные категории мифа.

4. Миф и религия.

5. Миф XX века.

6. Литература.

Работа содержит 1 файл

Мифология.doc

— 91.00 Кб (Скачать)

относительно Бога.  И это только потому, что такова его собствен-

ная мифология,  такова вообще индивидуалистическая и субъективис-

тическая мифология,  лежащая  в основе новоевропейской  культуры и

философии.

     Аналогичные  примеры  можно проследить  и в работах Канта.  Не

менее мифологична и  другая наука,  не только "первобытная",  но и

всякая. Например, механика Ньютона, которая построена на гипотезе

однородного и бесконечного пространства,  т.е. по мнению А.Ф. Ло-

сева построена на мифологии нигилизма. Сюда же относится  учение о

бесконечном прогрессе  общества  и  социальном  уравнении,  теория

бесконечной делимости  материи.

     Вывод: наука  не рождается из мифа,  но  наука  не  существует

без мифа, она всегда мифологична.

     Но чистая мифология  и чистая наука очень далеки  друг от дру-

га.

     Миф - не научное   построение,  но  "живое субъект-объектное

взаимообщение, содержащее  в  себе свою собственную,  вненаучную,

чисто мифическую истинность, достоверность  и принципиальную зако-

номерность и структуру. [2]

     Миф - не метафизическое  построение.  Метафизика  говорит   о

чем-то необычном, высоком, "потустороннем", и мифология говорит о

чем-то необычном,  высоком, "потустороннем" Но путать мифологию с

метафизикой нельзя.

     а) Миф - это сказка.  Но для кого?  Для того,  кто  сам живет

этим мифом, т.е. для мифического  создания. Миф - не сказочное бы-

тие. Это - самое реальное и живое,  самое непосредственное и даже

чувственное бытие.  Характеризуя  миф как сказочную деятельность,

мы выражаем свое выражение к  нему, т.е. характеризуем самих себя,

а не миф.

     б) Метафизика - есть  наука,  или  пытается  быть  наукой  о

"сверхчувственном" и об отношении  его к "чувственному", а мифоло-

гия - не наука, а жизненное отношение  к окружающему.

     Миф не научен и  не требует никакой специальной  работы мыслей.

     Для метафизики  же нужны доказанные положения,  приведенные в

систему выводы, продуманность  языка, анализ понятий.

     в) Для  мифического сознания все ясно  и  чувственно  ощутимо.

     Не только  языческие  мифы  поражают своей  постоянной телес-

ностью и видимостью, осязаемостью.

     Таковы  в полной мере и христианские  мифы, несмотря на общеп-

ризнанную несравненную духовность этой религии.  И  индийские,  и

египетские мифы не содержат в себе специально философских или  фи-

лософско-метафизических интуиций или учений, хотя на их основании

могли возникнуть соответствующие  философские конструкции.

     Если взять  исходные и центральные пункты  христианской  мифо-

логии, то можно видеть, что они тоже суть нечто чувственно-явлен-

ное и физически осязаемое.

     Миф - не схема,  не аллегория, а символ. Понятие символа от-

носительно. Иногда одна и та же выразительная  форма,  смотря  по

способу соотношения  с  другими смысловыми выразительными или ве-

щественными формами, может  быть и символом, и схемой, и аллегори-

ей одновременно.

     Анализ  определенного мифа может вскрыть,  что в нем  символ,

схема, или аллегория. Так, лев пусть аллегория гордой силы, а ли-

са - аллегория хитрости.

     Жизнь и  смерть Пушкина можно сравнить  с лесом, который долго

сопротивлялся и отстаивал свое существование,  но в конце  концов

не выдержал борьбы с  осенью и погиб.

     У Кольцова - прекрасное избражение  леса,  имеющее  значение

совершенно самостоятельное  и  в  своей буквальности весьма худо-

жественное и символичное.

    Миф, рассматриваемый с точки зрения своей символической при-

роды, может оказаться  сразу и символом, и аллегорией.Также  он мо-

жет оказаться двойным  символом. Существуют примеры символического

мифологизирования света,  цветов и других зрительных явлений  при-

роды.

     Например, описание Луны,  Солнца,  неба  у разных писателей и

поэтов различно,  однако подразумевают они одно и то же. Наиболее

яркие описания в творчестве Пушкина, Тютчева, Баратынского.

     Отсюда  вывод:  миф  - это не только  схема или только аллего-

рия, но всегда прежде всего  символ,  и,  уже будучи символом,  он

может содержать в  себе схематические,  аллегорические и усложнен-

но-символические слои.

     Миф - личностная  форма.

     Исходя  из предыдущих описаний мифа  можно сказать,  то "миф -

бытие личностное или, точнее, образ бытия личностного, личностная

форма, лик личности".[3]

     Личность  предполагает  прежде  всего самосознание.  Личность

тем и отличается от вещи. Поэтому отождествление ее - частичное -

с мифом оказывается  совершенно несомненным. Всякая живая личность

так или иначе миф, как бы миф в широком смысле. Личность - миф не

потому, что она личность, а потому, что она осмысленна и  оформле-

на с точки зрения мифического сознания.

     Неодушевленные  предметы,  например кровь,  волосы,  сердце и

пр. - тоже могут быть мифичными,  но не потому, что они - личнос-

ти, а потому, что они  поняты с точки зрения личностно-мифического

сознания.

     а) Немало  описано  мифических  представлений  пространства и

времени. Времена сокращаются и остается только будущее.

     В Персидской  религии господствует идея будущего,  но она бо-

лее земная и менее  богатая.  Тут - антимистическая воля к культу-

ре. Отсюда восхваление  крестьянина и скотовода. Тут  не Бог спаса-

ет человека, а человек  сам себя, водворяя добрый порядок в мире.

     В индийской   философии  -  обратное мифическое  представление

времени. Тут тоже ожидание конца времени. Но этот конец будет  дан

сквозь ясность  и  глубину мыслей.  Здесь не конец  времени спасет

людей, а уничтожение  всех времен вместе со всем их содержанием.

     В Китайской  религии преодолевается не время,  а изменения во

времени. Бытие тут - вне  временного потока.  Небо, Время у  китай-

цев не созданы.

     В Египетской  религии восприятие времени сходно  с  китайским.

Тут хотят  сохранить  и увековечить реальную жизнь  человека,  его

тело и все его  члены. Отсюда практика бальзамирования.

     Греческая  религия  впервые  дала  подлинное  ощущение времени

как настоящего. Тут - длительность, но без индийской безнадежнос-

ти и гибели,  постоянство, но без китайского оцепенения, ожидание

будущего, но без игнорирования  природного процесса.  Здесь вечное

и временное сливаются в настоящее.  Время и вечность - актуальная

бесконечность. Христианская проблема времени  в  целом  близка  к

древнегреческой.

     Миф - историзация  и просто история того или  другого  личного

бытия, вне  значимости  его  как бытия абсолютного  и даже вне его

субстанциональности.

     Миф подвижен; он трактует не об идеях  (как религия), а о со-

бытиях, и притом чистых событиях,  т.е. таких, которые именно на-

рождаются, развиваются  и умирают, без перехода в вечность.

     В истории,  в связи с этим есть определенная  относительность

и несамостоятельность;  она  всегда зависима и предполагает нечто

неподвижное и учтойчиво-смысловое.

     Итак, история  -  становление  бытия личностного  и миф - это

история.

     История  - ряд фактов,  причинно связанных  между собою. И эти

факты приняты,  поняты и принимаемы (с точки  зрения  личностного

бытия).

     В историческом процессе можно различать  три  слоя  с  точки

зрения А.Ф.Лосева:

     1. Во-первых, тут перед нами природно-вещественный  слой. Ис-

тория -  это действительно  ряд фактов,  причинно влияющих друг на

друга, вызывающих друг друга,  находящихся во всестороннем прост-

ранственно-временном  общении.  История - это не природа  и не раз-

вивается по типу природных  процессов. "И не история есть момент в

природе, но, всегда природа  есть момент истории". [4]

     2. Во-вторых,  поскольку история есть становление  фактов по-

нимаемых, фактов  понимания,  она  всегда есть тот или иной модус

сознания.

     Факты истории  должны быть так или иначе  фактами сознания.

     Первый  слой исторического процесса  омифичен,  тогда как вто-

рой слой доставляет мифу его фактический материал и служит как бы

ареной, где разыгрывается  мифическая история.

     В мифической  истории  мы  начинаем видеть  живых личностей и

живые факты;  картина  истории становится обозримым и  ощутимым це-

лым.

     Для мифа  не только "исторична" история  в обыкновенном  смыс-

ле. Исторична  всякая  личность,  всякое  личное общение,  всякая

мельчайшая черта или  событие в личности.

     3) В-третьих,  исторический  процесс  завершается  еще одним слоем.

     История  -  самосознание,  становящееся,  зреющее и умирающее

самосознание.

     Творчески  данное  и  активно  выраженное  самосознание - это

слово.

     Миф - "поэтичен" и без поэзии, точнее без слова  - миф никог-

да не прикоснулся  бы к глубине человеческой личности.

     Вывод: "миф  - есть в словах" данная личностная история. [5]

     б) Основные  категории мифа.

     Мифы -  архаическое   повествование о деяниях богов  и героев,

за которыми стояли фантастические представления о мире, об управ-

ляющих им богах и  духах. В первобытной мифологии  обычно рассказы-

валось о картине мира, о происхождении его элементов. Генетически

и структурно мифы тесно  связаны с обрядами.

     Отделение  от ритуалов и десакрализация  привели к превращению

мифов в сказки. К древним  мифам восходят и архаичные формы  герои-

ческого эпоса,  в историческое время мифы широко используются как

элементы поэтического языка в широком смысле.

     Самой фундаментальной  категорией мифов являются мифы  этиоло-

гические и космологические,  описывающие творение мира, происхож-

дение людей и животных (часто в связи с тотимическими представле-

ниями), особенности рельефа  различных обычаев и обрядов  и т.п. На

архаической стадии творение часто  изображалось  как  "добывание"

культурным героем элементов  природы и культуры, как их изготовле-

ние демиургом или  порождением первопредком. Процесс творения мира

часто представлялся  как  превращение хаоса в космос путем посте-

пенного упорядочивания,  которое сопровождалось борьбой  богов или

героев с демоническими  силами.  Формирование космоса обычно пред-

полагало отделения неба от земли,  выделение суши  из  первичного

океана, появление  трехчастной  структуры (мифы небесный,  земной,

подземный) в центре которой  часто помещалось мировое дерево.

     Особую  категорию  составляют солидарные  мифы - тесно связан-

ные с аграрными обрядами, рассказы об исчезающих - возвращающихся

богах и героях.

     У более  развитых народов древности существовали  эсхатологи-

ческие мифы, описывающие  грядущую гибель космоса, за которой  сле-

дует или не следует  его возрождение.

     В мифах  наряду с космическими темами разрабатывались и такие

биографические мотивы,  как рождение, происхождение, брак, смерть

мифических героев.  Мифические сказания могут складываться и вок-

руг исторических лиц.

 

                        4. Миф и религия.

     Миф - не специально религиозное создание.

     Религия  и мифология - обе живут самоутверждением  личности.

     Всякая  религия  -  та  или иная попытка  утвердить личность в

бытии вечном,  связать  ее с абсолютным.  Религия  хочет  спасения

личности и это,  прежде всего, определенного рода жизнь. Но она -

не мировоззрение.  Религия - осуществленность  мировоззрения  ве-

щественная субстанция морали.

     Мифология  же не должна быть религиозной.  Миф может существо-

вать без вопросов о грехопадении, спасении, оправдании, очищении.

     Мифология  диалектически - невозможна без   религии,  ибо  она

есть нечто иное, как  отраженность чистого чувства и  его объектив-

ного кореллято-художественного  образа - в религиозной сфере.

     Религиозная  философия ближе всего стоит  к превращению бога в

сознательно выработанную иллюзию,  поскольку она  строит  систему

гипотез, для защиты потерявших всякий кредит старых мифов и рели-

гиозных преданий.

     Место и   роль мифа в религиозной философии  скрывает проблема

"демифилогизации". Она была выдвинута в  1941  г.  протестантским

теологом Р.Бульт Манном. Конфликт между христианским мифом  и сов-

ременной наукой "разрешается" им за счет различения в  христианс-

ком учении "благой вести",  и ее мифологического облачения,  сос-

тавляющего лишь внешнюю форму,  приспособленную  к  мировоззрению

той исторической  эпохи,  когда это "весть" впервые достигает  лю-

дей. Поэтому миф не имеет собственной ценности;  он сохраняет или

теряет ценность в  зависимости от решения верующего,  для которого

миф является только символом, открывающим путь к Богу.

     Специфика  совмещения  мифа  и философии  в рамках религиозной

философии, как и философия  религии,  нуждается в глубоком и  тща-

тельном исследовании.

 

                         5. Миф XX века.

Информация о работе Мифология как тип мировозррения