Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 10:22, реферат
Мировоззрение - система общественных представлений о мире в
целом, о совершающихся в нем природных и социальных процессах, об
отношении человека к окружающей действительности.
Мировоззрение - сложное, разностороннее и многоплановое об-
разование.
1. Введение. Мировоззрение и его исторические типы.
2. Мифология:
а) мифология как форма общественного сознания;
б) мифология - исторический тип мировоззрения;
в) изучение и развитие мифологии.
3. Миф и мифологичность:
а) сущность мифа;
б) основные категории мифа.
4. Миф и религия.
5. Миф XX века.
6. Литература.
относительно Бога. И это только потому, что такова его собствен-
ная мифология, такова вообще индивидуалистическая и субъективис-
тическая мифология, лежащая в основе новоевропейской культуры и
философии.
Аналогичные примеры можно проследить и в работах Канта. Не
менее мифологична и другая наука, не только "первобытная", но и
всякая. Например, механика Ньютона, которая построена на гипотезе
однородного и бесконечного пространства, т.е. по мнению А.Ф. Ло-
сева построена на мифологии нигилизма. Сюда же относится учение о
бесконечном прогрессе общества и социальном уравнении, теория
бесконечной делимости материи.
Вывод: наука не рождается из мифа, но наука не существует
без мифа, она всегда мифологична.
Но чистая мифология и чистая наука очень далеки друг от дру-
га.
Миф - не научное построение, но "живое субъект-объектное
взаимообщение, содержащее в себе свою собственную, вненаучную,
чисто мифическую истинность, достоверность и принципиальную зако-
номерность и структуру. [2]
Миф - не метафизическое построение. Метафизика говорит о
чем-то необычном, высоком, "потустороннем", и мифология говорит о
чем-то необычном, высоком, "потустороннем" Но путать мифологию с
метафизикой нельзя.
а) Миф - это сказка. Но для кого? Для того, кто сам живет
этим мифом, т.е. для мифического создания. Миф - не сказочное бы-
тие. Это - самое реальное и живое, самое непосредственное и даже
чувственное бытие. Характеризуя
миф как сказочную
мы выражаем свое выражение к нему, т.е. характеризуем самих себя,
а не миф.
б) Метафизика - есть наука, или пытается быть наукой о
"сверхчувственном" и об отношении его к "чувственному", а мифоло-
гия - не наука, а жизненное отношение к окружающему.
Миф не научен и
не требует никакой
Для метафизики
же нужны доказанные положения,
систему выводы, продуманность языка, анализ понятий.
в) Для мифического сознания все ясно и чувственно ощутимо.
Не только языческие мифы поражают своей постоянной телес-
ностью и видимостью, осязаемостью.
Таковы в полной мере и христианские мифы, несмотря на общеп-
ризнанную несравненную духовность этой религии. И индийские, и
египетские мифы не содержат в себе специально философских или фи-
лософско-метафизических интуиций или учений, хотя на их основании
могли возникнуть соответствующие философские конструкции.
Если взять исходные и центральные пункты христианской мифо-
логии, то можно видеть, что они тоже суть нечто чувственно-явлен-
ное и физически осязаемое.
Миф - не схема, не аллегория, а символ. Понятие символа от-
носительно. Иногда одна и та же выразительная форма, смотря по
способу соотношения с другими смысловыми выразительными или ве-
щественными формами, может быть и символом, и схемой, и аллегори-
ей одновременно.
Анализ
определенного мифа может
схема, или аллегория. Так, лев пусть аллегория гордой силы, а ли-
са - аллегория хитрости.
Жизнь и смерть Пушкина можно сравнить с лесом, который долго
сопротивлялся и отстаивал свое существование, но в конце концов
не выдержал борьбы с осенью и погиб.
У Кольцова - прекрасное избражение леса, имеющее значение
совершенно самостоятельное и в своей буквальности весьма худо-
жественное и символичное.
Миф, рассматриваемый с точки зрения своей символической при-
роды, может оказаться сразу и символом, и аллегорией.Также он мо-
жет оказаться двойным символом. Существуют примеры символического
мифологизирования света, цветов и других зрительных явлений при-
роды.
Например, описание Луны, Солнца, неба у разных писателей и
поэтов различно, однако подразумевают они одно и то же. Наиболее
яркие описания в творчестве Пушкина, Тютчева, Баратынского.
Отсюда вывод: миф - это не только схема или только аллего-
рия, но всегда прежде всего символ, и, уже будучи символом, он
может содержать в себе схематические, аллегорические и усложнен-
но-символические слои.
Миф - личностная форма.
Исходя из предыдущих описаний мифа можно сказать, то "миф -
бытие личностное или, точнее, образ бытия личностного, личностная
форма, лик личности".[3]
Личность предполагает прежде всего самосознание. Личность
тем и отличается от вещи. Поэтому отождествление ее - частичное -
с мифом оказывается совершенно несомненным. Всякая живая личность
так или иначе миф, как бы миф в широком смысле. Личность - миф не
потому, что она личность, а потому, что она осмысленна и оформле-
на с точки зрения мифического сознания.
Неодушевленные предметы, например кровь, волосы, сердце и
пр. - тоже могут быть мифичными, но не потому, что они - личнос-
ти, а потому, что они поняты с точки зрения личностно-мифического
сознания.
а) Немало описано мифических представлений пространства и
времени. Времена сокращаются и остается только будущее.
В Персидской
религии господствует идея
лее земная и менее богатая. Тут - антимистическая воля к культу-
ре. Отсюда восхваление крестьянина и скотовода. Тут не Бог спаса-
ет человека, а человек сам себя, водворяя добрый порядок в мире.
В индийской философии - обратное мифическое представление
времени. Тут тоже ожидание конца времени. Но этот конец будет дан
сквозь ясность и глубину мыслей. Здесь не конец времени спасет
людей, а уничтожение всех времен вместе со всем их содержанием.
В Китайской
религии преодолевается не
времени. Бытие тут - вне временного потока. Небо, Время у китай-
цев не созданы.
В Египетской
религии восприятие времени
Тут хотят сохранить и увековечить реальную жизнь человека, его
тело и все его члены. Отсюда практика бальзамирования.
Греческая религия впервые дала подлинное ощущение времени
как настоящего. Тут - длительность, но без индийской безнадежнос-
ти и гибели, постоянство, но без китайского оцепенения, ожидание
будущего, но без игнорирования природного процесса. Здесь вечное
и временное сливаются в настоящее. Время и вечность - актуальная
бесконечность. Христианская проблема времени в целом близка к
древнегреческой.
Миф - историзация и просто история того или другого личного
бытия, вне значимости его как бытия абсолютного и даже вне его
субстанциональности.
Миф подвижен; он трактует не об идеях (как религия), а о со-
бытиях, и притом чистых событиях, т.е. таких, которые именно на-
рождаются, развиваются и умирают, без перехода в вечность.
В истории,
в связи с этим есть
и несамостоятельность; она всегда зависима и предполагает нечто
неподвижное и учтойчиво-смысловое.
Итак, история
- становление бытия
история.
История - ряд фактов, причинно связанных между собою. И эти
факты приняты, поняты и принимаемы (с точки зрения личностного
бытия).
В историческом процессе можно различать три слоя с точки
зрения А.Ф.Лосева:
1. Во-первых,
тут перед нами природно-
тория - это действительно ряд фактов, причинно влияющих друг на
друга, вызывающих друг друга, находящихся во всестороннем прост-
ранственно-временном общении. История - это не природа и не раз-
вивается по типу природных процессов. "И не история есть момент в
природе, но, всегда природа есть момент истории". [4]
2. Во-вторых,
поскольку история есть
нимаемых, фактов понимания, она всегда есть тот или иной модус
сознания.
Факты истории должны быть так или иначе фактами сознания.
Первый слой исторического процесса омифичен, тогда как вто-
рой слой доставляет мифу его фактический материал и служит как бы
ареной, где разыгрывается мифическая история.
В мифической истории мы начинаем видеть живых личностей и
живые факты; картина истории становится обозримым и ощутимым це-
лым.
Для мифа не только "исторична" история в обыкновенном смыс-
ле. Исторична всякая личность, всякое личное общение, всякая
мельчайшая черта или событие в личности.
3) В-третьих, исторический процесс завершается еще одним слоем.
История - самосознание, становящееся, зреющее и умирающее
самосознание.
Творчески данное и активно выраженное самосознание - это
слово.
Миф - "поэтичен" и без поэзии, точнее без слова - миф никог-
да не прикоснулся бы к глубине человеческой личности.
Вывод: "миф - есть в словах" данная личностная история. [5]
б) Основные категории мифа.
Мифы - архаическое повествование о деяниях богов и героев,
за которыми стояли фантастические представления о мире, об управ-
ляющих им богах и духах. В первобытной мифологии обычно рассказы-
валось о картине мира, о происхождении его элементов. Генетически
и структурно мифы тесно связаны с обрядами.
Отделение от ритуалов и десакрализация привели к превращению
мифов в сказки. К древним мифам восходят и архаичные формы герои-
ческого эпоса, в историческое время мифы широко используются как
элементы поэтического языка в широком смысле.
Самой фундаментальной
категорией мифов являются
гические и космологические, описывающие творение мира, происхож-
дение людей и животных (часто в связи с тотимическими представле-
ниями), особенности рельефа различных обычаев и обрядов и т.п. На
архаической стадии творение часто изображалось как "добывание"
культурным героем элементов природы и культуры, как их изготовле-
ние демиургом или порождением первопредком. Процесс творения мира
часто представлялся как превращение хаоса в космос путем посте-
пенного упорядочивания, которое сопровождалось борьбой богов или
героев с демоническими силами. Формирование космоса обычно пред-
полагало отделения неба от земли, выделение суши из первичного
океана, появление трехчастной структуры (мифы небесный, земной,
подземный) в центре которой часто помещалось мировое дерево.
Особую
категорию составляют
ные с аграрными обрядами, рассказы об исчезающих - возвращающихся
богах и героях.
У более
развитых народов древности
ческие мифы, описывающие грядущую гибель космоса, за которой сле-
дует или не следует его возрождение.
В мифах наряду с космическими темами разрабатывались и такие
биографические мотивы, как рождение, происхождение, брак, смерть
мифических героев. Мифические сказания могут складываться и вок-
руг исторических лиц.
4. Миф и религия.
Миф - не специально религиозное создание.
Религия и мифология - обе живут самоутверждением личности.
Всякая религия - та или иная попытка утвердить личность в
бытии вечном, связать ее с абсолютным. Религия хочет спасения
личности и это, прежде всего, определенного рода жизнь. Но она -
не мировоззрение. Религия - осуществленность мировоззрения ве-
щественная субстанция морали.
Мифология
же не должна быть религиозной.
вать без вопросов о грехопадении, спасении, оправдании, очищении.
Мифология диалектически - невозможна без религии, ибо она
есть нечто иное, как отраженность чистого чувства и его объектив-
ного кореллято-
Религиозная философия ближе всего стоит к превращению бога в
сознательно выработанную иллюзию, поскольку она строит систему
гипотез, для защиты потерявших всякий кредит старых мифов и рели-
гиозных преданий.
Место и
роль мифа в религиозной
"демифилогизации". Она была выдвинута в 1941 г. протестантским
теологом Р.Бульт Манном. Конфликт между христианским мифом и сов-
ременной наукой "разрешается" им за счет различения в христианс-
ком учении "благой вести", и ее мифологического облачения, сос-
тавляющего лишь внешнюю форму, приспособленную к мировоззрению
той исторической эпохи, когда это "весть" впервые достигает лю-
дей. Поэтому миф не имеет собственной ценности; он сохраняет или
теряет ценность в зависимости от решения верующего, для которого
миф является только символом, открывающим путь к Богу.
Специфика совмещения мифа и философии в рамках религиозной
философии, как и философия религии, нуждается в глубоком и тща-
тельном исследовании.
5. Миф XX века.