Мифология как тип мировозррения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 10:22, реферат

Описание работы

Мировоззрение - система общественных представлений о мире в
целом, о совершающихся в нем природных и социальных процессах, об
отношении человека к окружающей действительности.
Мировоззрение - сложное, разностороннее и многоплановое об-
разование.

Содержание

1. Введение. Мировоззрение и его исторические типы.

2. Мифология:
а) мифология как форма общественного сознания;
б) мифология - исторический тип мировоззрения;
в) изучение и развитие мифологии.
3. Миф и мифологичность:
а) сущность мифа;
б) основные категории мифа.

4. Миф и религия.

5. Миф XX века.

6. Литература.

Работа содержит 1 файл

Мифология.doc

— 91.00 Кб (Скачать)

П Л А Н

   

1. Введение. Мировоззрение  и его исторические типы.

   

2. Мифология:

        а) мифология как форма общественного  сознания;

        б) мифология - исторический тип  мировоззрения;

        в) изучение и развитие мифологии.

3. Миф и мифологичность:

        а) сущность мифа;

        б) основные категории мифа.

    

4. Миф и религия.

    

5. Миф XX века.

   

6. Литература.


 

       1. Введение. Мировоззрение и его исторические  типы.

 

     Мировоззрение  - система общественных представлений о мире  в

целом, о совершающихся  в нем природных и социальных процессах, об

отношении человека к  окружающей действительности.

     Мировоззрение  - сложное,  разностороннее и многоплановое  об-

разование.

     Оно имеет  многослойную структуру.

     Мировоззрение, его структура и содержание не являются чем-то

раз и навсегда данным статичным неизменным.  На ранних этапах ис-

торического развития изменялась роль отдельных компонентов в  сис-

теме мировоззрения, со временем обновлялось и обогащалось  его со-

держание.

     В зависимости   от того,  какие взгляды преобладают  в той или

иной совокупности представлений  о мире в целом, а также в  зависи-

мости от способа включения  соответствующих взглядов и представле-

ний в структуру мировоззрения,  способа их обоснования, можно го-

ворить о разных типах  мировоззрения. В разных обществах, у разных

классов господствуют разные типы мировоззрения.


 

                          2. Мифология.

         а) мифология как форма общественного  сознания.

     Мифология  - форма общественного сознания;  способ  понимания

природной и социальной действительности на разных стадиях  общест-

венного развития.

     В общественном  сознании первобытного общества  мифология не-

сомненно доминировала. Мифология в основном ориентирована  на пре-

одоление фундаментальных  антиполий  человеческого существования,

на гармонизацию личности,  общества и природы. Предпосылкой мифо-

логической "логики"  служили неспособность человека выделить себя

из окружающей среды  и нерасчлененность мифологического  мышления,

на неотделившегося  от эмоциональной аффективной среды.Следствием

было метафорическое сопоставление природных и культурных объектов,

очеловечивание окружающей природной среды,в том числе  одушевление

фрагментов космоса. Мифологическому  мышлению свойственно отчетли-

вое разделение субъекта и объекта,  предмета и знака, вещи и сло-

ва, существа и его  имени, пространственных и временных  отношений,

происхождения и сущности,  безразличия к противоречию и  т.п. Объ-

екты сближались по вторичным  чувственным качествам,  смежности  в

пространстве и времени,  выступали в качестве знаков других пред-

метов и т.п. Научный  принцип объяснения заменялся в  мифологии то-

тальным генетизмом и  этиологизмом: объяснение вещи и мира в целом

сводилось к рассказу о происхождении и творении. Мифологии свойс-

твенно резкое разграничение  мифологического,  раннего (сокрально-

го) и текущего, последующего (профанного) времени. Все происходя-

щее в  мифическом времени  приобретает значение парадигмы  и преце-

дента, т.е. образца для  воспроизведения. Моделирование оказывает-

ся специфической  функцией мифа.  Если научное обобщение  строится

на основе логической иерархии от конкретного к абстрактному и  от

причин к  следствиям,  то  мифологическое  оперирует  конкретным и

персональным, использованным в качестве знака,  так что  иерархии

причин и следствий  соответствует гипостазирование, иерархия мифо-

логических существ,  имеющая систематически ценное значение.  То,

что в научном анализе  выступает как сходство или иной вид отноше-

ния, в мифологии выглядит как тождество, а логическому разделению

на признаки  в  мифологии  соответствует разделение на части.  Миф

обычно совмещает в  себе два аспекта:

     диахронический (рассказ о прошлом) синхронический (объяснение настоящего или будущего).

     Содержание мифа  представлялось первобытному сознанию реаль-

ным и даже в высшем смысле реальным,  т.к. воплощало  коллективный

"надежный" опыт  осмысления действительности множества  поколений,

который служил предметом  веры, а не критики. Мифы утверждали при-

нятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали и  санкци-

онировали определенные нормы поведения.

      Мифологическое  мироощущение  выражалось не только  в повест-

вованиях, но и в действах (обрядах,  танцах). Миф и обряд  в древ-

них культурах  составляли известное единство - мировоззренческое,

функциональное, структурное,  являя собой как бы два аспекта  пер-

вобытной культуры  -  словесный и действенный,  "теоретический" и

"практический".

 

         б) Мифология - исторический тип  мировоззрения.

     На ранних этапах истории выраставшие из материальной практи-

ки эмпирические знания  об  окружающей  действительности  служили

ориентиром в  повседневной  жизни  и первоисточником формирования

мировоззрения. Первобытные  эмпирические знания  тесно  переплета-

лись с  мифологическими  и религиозными представлениями.Эти  предс-

тавления являлись фантастическим отражением действительности, вы-

ражением бессилия  человека перед стихийными силами природы  и ил-

люзорным преодолением этого бессилия.

     Мировоззрение всегда представляет собой интегральный резуль-

тат всего многокомпонентного духовного развития данной эпохи.

     Мифология  -  это своеобразная форма проявления  мировоззрения

древнего  общества.  Поскольку  в  ней  имеются  представления  о

сверхъестественном, она  содержит  элементы религии.  В мифологии

отразились также и  нравственные взгляды, и эстетическое отношение

человека к действительности.  Образы мифологии в различном  осмыс-

лении часто использовались искусством.  В идеологии нового и  но-

вейшего времени понятие мифа используется для обозначения различ-

ного рода иллюзорных представлений, оказывающих влияние  на массо-

вое сознание.

 

                в) Изучение и развитие мифологии.

     Первые  попытки рационального переосмысления  мифологического

материала предпринимались  еще  в античности,  причем преобладало

аллегорическое истолкование мифологии (у софистов, стоиков, пифа-

горейцев). Платон  притивопоставил  наряду с мифологией философс-

ко-символическую ее интерпретацию.  Эвгемер (IV-III вв.  до н.э.)

видел в  мифических  образах обожествление исторических деятелей,

положив начало "эвгемерическому" истолкованию мифов,  распростра-

ненному и позднее.  Средневековые христианские теологии дискреди-

тировали античную мифологию,  интерес к ней возродился у гуманис-

тов эпохи  Возрождения,  которые  видели в ней выражение  чувств и

страстей эмансипирующейся человеческой личности.

     Первые  попытки  сравнительной  мифологии   были стимулированы

открытием Америки и  знакомством с культурой американских индейцев.

     В философии  Вико своеобразие "божественной  поэзии" мифа свя-

зывается с неразвитыми  и специфичными формами мышления, сравнимы-

ми почти  с детской  психологией.  Философия мифа Вико содержала в

зародыше почти все  основные последующие  направления  в  изучении

мифологии.

     Деятели  французского Просвещения рассматривали  мифологию как

продукт невежества и  обмана,  как суеверие. Романтическая  филосо-

фия мифологии, получившая завершение у Шеллинга, трактовала мифо-

логию как эстетический феномен,  занимающий промежуточное положе-

ние между природой и  искусством и содержащей символизацию  приро-

ды. Основной  пафос  романтической философии мифа состоял  в замене

аллегорического истолкования символическим.

     Во второй  половине XIX века друг другу противостояли две ос-

новные магистральные  школы изучения мифа.

     Первая  из  них  опиралась на достижения  научного сравнитель-

но-исторического языкознания  и разрабатывала лингвистическую  кон-

цепцию мифа (А.Кун,  В.Шварц, М.Мюллер и др.) Согласно точке зре-

ния Мюллера,  первобытный  человек обозначал  отвлеченные  понятия

через конкретные признаки посредством метафорических эпитетов,  а

когда первоначальный смысл  последних оказывался забыт или  затем-

нен, в силу семантических  сдвигов возникал миф. Впоследствии эта

концепция была признана несостоятельной,  но сам по  себе  первый

опыт использования  языка  для реконструкции мифа получил продук-

тивное развитие.

     Вторая  школа  - антропологическая,  или  эволюционистская,  -

сложилась в Великобритании  в  результате  первых  научных  шагов

сравнительной этнографии. Мифология возводилась к анимизму, к некоему представлению о душе,  возникающему у "дикаря" из размышле-

ний о смерти, снах, болезни. Мифология отождествлялась, таким  об-

разом, со своеобразной первобытной наукой,  становящейся якобы не

более чем  пережитком с развитием культуры и не имеющей  самостоя-

тельных значений.  Серьезные  коррективы  в  эту  концепцию  внес

Дж.Фрайзер, истолковавший  миф по преимуществу не как сознательную

попытку объяснения окружающего мира, а как слепок магического ри-

туала. Ритуалистическая  доктрина Фрайзера была развита кембридж-

ской школой классической философии.

     Впоследствии  интерес  в  изучении  мифологии  сместился в об-

ласть специфики мифологического мышления.  Леви-Брюль считал пер-

вобытное мышление "дологическим",  которым коллективные представ-

ления служат предметом  веры и носят императивный характер. К "ме-

ханизмам" мифологического  мышления он относил:

     Несоблюдение  логического закона исключенного третьего  (объ-

екты могут быть одновременно и самими собой и чем-то другим);

     Закон партиципации;  неоднородность пространства; качествен-

ный характер представлений  о времени и др.

     Символическая  теория мифа,  развитая Кассирером  углубила по-

нимание интеллектуального  своеобразия мифа как автономной симво-

лической формы культуры, особым образом моделирующей мир.

     В современном  мире изучение мифа продолжается.

 

3. Миф и мифологичность.

                        а) Сущность мифа

     Миф - не выдумка и не фантастический вымысел.

     Миф - наиболее  яркая и самая подлинная действительность. Это

- совершенно необходимая  категория мыслей и жизни. Так,  например,

Кант объективность  науки связал с  субъективностью  пространства,

времени и всех других категорий.

     Миф - необходимая  категория мыслей и жизни.  Это - подлинная

и максимально  конкретная реальность.Многие мифологи сводят мифо-

логию к субъективизму.  Тогда миф - выдумка, детская фантазия, он

не реален, философски беспомощен наоборот, что он - предмет поко-

ления, что он - божественен  и свят.  Если говорить о мифе как  об

определенной эпохе  в развитии научного сознания,  то он - не вы-

думка, а содержит в  себе строжайшую и  определенную  структуру  и

является категорией сознания и бытия вообще.

     Миф - не  идеальное бытие,  но жизненно  ощущаемая и творимая,

вещественная реальность и телесная действительность.

     Миф - не  научное построение.

     Многие  ученые  считают,  что  мифология  - первобытная наука.

Научное отношение к  мифу предполагает  изолированную  интеллекту-

альную функцию. И мифология  и первобытная наука - разные понятия.

Миф всегда практичен,  эмоционален,  жизненен, но это - не начало

науки.

     В данном  случае нельзя утверждать,  что  мифология (та, иная,

индийская, египетская, греческая) - это наука вообще, т.е. совре-

менная наука.

     Миф насыщен   эмоциями  и реальными жизненными  переживаниями.

     Первобытная  наука тоже эмоциональна,  наивно-непосредственна

и в этом смысле конечно,  мифологична.  Но это и показывает,  что

если бы мифологичность принадлежала к ее сущности,  то  наука  не

получила бы  никакого  самостоятельного  исторического  развития и

история ее была бы историей мифологии. Мифическое сознание совер-

шенно непосредственно  и понятно; научное сознание обладает вывод-

ным логическим характером.  Поэтому - уже на первобытной  ступени

своего развития наука  не имеет ничего общего с мифологией.

     а) нельзя  считать,  что мифология предшествует  науке  и  что

наука появляется из мифа.

"Если брать реальную науку, т.е. науку, реально творимую жи-

выми людьми в определенную историческую эпоху, то такая наука  ре-

шительно всегда не только сопровождается мифологией, но и реально

питается ею, почерпывая из нее свои исходные интуиции". [1]

     Примеры  существуют в работах различных философов.  Например,

Декарт - основатель новоевропейского рационализма и механицизма -

мифолог, т.к. начинает свою философию со всеобщего сомнения, даже

Информация о работе Мифология как тип мировозррения