Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 10:22, реферат
Мировоззрение - система общественных представлений о мире в
целом, о совершающихся в нем природных и социальных процессах, об
отношении человека к окружающей действительности.
Мировоззрение - сложное, разностороннее и многоплановое об-
разование.
1. Введение. Мировоззрение и его исторические типы.
2. Мифология:
а) мифология как форма общественного сознания;
б) мифология - исторический тип мировоззрения;
в) изучение и развитие мифологии.
3. Миф и мифологичность:
а) сущность мифа;
б) основные категории мифа.
4. Миф и религия.
5. Миф XX века.
6. Литература.
П Л А Н
1. Введение. Мировоззрение и его исторические типы.
2. Мифология:
а) мифология как форма
б) мифология - исторический тип мировоззрения;
в) изучение и развитие
3. Миф и мифологичность:
а) сущность мифа;
б) основные категории мифа.
4. Миф и религия.
5. Миф XX века.
6. Литература.
.
1. Введение.
Мировоззрение и его
Мировоззрение
- система общественных
целом, о совершающихся в нем природных и социальных процессах, об
отношении человека к окружающей действительности.
Мировоззрение
- сложное, разностороннее и
разование.
Оно имеет многослойную структуру.
Мировоззрение, его структура и содержание не являются чем-то
раз и навсегда данным статичным неизменным. На ранних этапах ис-
торического развития изменялась роль отдельных компонентов в сис-
теме мировоззрения, со временем обновлялось и обогащалось его со-
держание.
В зависимости от того, какие взгляды преобладают в той или
иной совокупности представлений о мире в целом, а также в зависи-
мости от способа включения соответствующих взглядов и представле-
ний в структуру мировоззрения, способа их обоснования, можно го-
ворить о разных типах мировоззрения. В разных обществах, у разных
классов господствуют разные типы мировоззрения.
.
2. Мифология.
а) мифология как форма
Мифология - форма общественного сознания; способ понимания
природной и социальной действительности на разных стадиях общест-
венного развития.
В общественном
сознании первобытного
сомненно доминировала. Мифология в основном ориентирована на пре-
одоление фундаментальных антиполий человеческого существования,
на гармонизацию личности, общества и природы. Предпосылкой мифо-
логической "логики" служили неспособность человека выделить себя
из окружающей среды и нерасчлененность мифологического мышления,
на неотделившегося
от эмоциональной аффективной
было метафорическое
сопоставление природных и
очеловечивание окружающей природной среды,в том числе одушевление
фрагментов космоса. Мифологическому мышлению свойственно отчетли-
вое разделение субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и сло-
ва, существа и его имени, пространственных и временных отношений,
происхождения и сущности, безразличия к противоречию и т.п. Объ-
екты сближались по вторичным чувственным качествам, смежности в
пространстве и времени, выступали в качестве знаков других пред-
метов и т.п. Научный принцип объяснения заменялся в мифологии то-
тальным генетизмом и этиологизмом: объяснение вещи и мира в целом
сводилось к рассказу о происхождении и творении. Мифологии свойс-
твенно резкое разграничение мифологического, раннего (сокрально-
го) и текущего, последующего (профанного) времени. Все происходя-
щее в мифическом времени приобретает значение парадигмы и преце-
дента, т.е. образца для воспроизведения. Моделирование оказывает-
ся специфической функцией мифа. Если научное обобщение строится
на основе логической иерархии от конкретного к абстрактному и от
причин к следствиям, то мифологическое оперирует конкретным и
персональным, использованным в качестве знака, так что иерархии
причин и следствий
соответствует
логических существ, имеющая систематически ценное значение. То,
что в научном анализе выступает как сходство или иной вид отноше-
ния, в мифологии выглядит как тождество, а логическому разделению
на признаки в мифологии соответствует разделение на части. Миф
обычно совмещает в себе два аспекта:
диахронический (рассказ о прошлом) синхронический (объяснение настоящего или будущего).
Содержание мифа представлялось первобытному сознанию реаль-
ным и даже в высшем смысле реальным, т.к. воплощало коллективный
"надежный" опыт
осмысления действительности
который служил предметом веры, а не критики. Мифы утверждали при-
нятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали и санкци-
онировали определенные нормы поведения.
Мифологическое мироощущение выражалось не только в повест-
вованиях, но и в действах (обрядах, танцах). Миф и обряд в древ-
них культурах составляли известное единство - мировоззренческое,
функциональное, структурное, являя собой как бы два аспекта пер-
вобытной культуры - словесный и действенный, "теоретический" и
"практический".
б) Мифология - исторический тип мировоззрения.
На ранних этапах истории выраставшие из материальной практи-
ки эмпирические знания об окружающей действительности служили
ориентиром в повседневной жизни и первоисточником формирования
мировоззрения. Первобытные эмпирические знания тесно переплета-
лись с мифологическими и религиозными представлениями.Эти предс-
тавления являлись фантастическим отражением действительности, вы-
ражением бессилия человека перед стихийными силами природы и ил-
люзорным преодолением этого бессилия.
Мировоззрение всегда представляет собой интегральный резуль-
тат всего многокомпонентного духовного развития данной эпохи.
Мифология
- это своеобразная форма
древнего общества. Поскольку в ней имеются представления о
сверхъестественном, она содержит элементы религии. В мифологии
отразились также и нравственные взгляды, и эстетическое отношение
человека к действительности. Образы мифологии в различном осмыс-
лении часто использовались искусством. В идеологии нового и но-
вейшего времени понятие мифа используется для обозначения различ-
ного рода иллюзорных представлений, оказывающих влияние на массо-
вое сознание.
в) Изучение и развитие
Первые
попытки рационального
материала предпринимались еще в античности, причем преобладало
аллегорическое истолкование мифологии (у софистов, стоиков, пифа-
горейцев). Платон притивопоставил наряду с мифологией философс-
ко-символическую ее интерпретацию. Эвгемер (IV-III вв. до н.э.)
видел в мифических
образах обожествление
положив начало "эвгемерическому" истолкованию мифов, распростра-
ненному и позднее. Средневековые христианские теологии дискреди-
тировали античную мифологию, интерес к ней возродился у гуманис-
тов эпохи Возрождения, которые видели в ней выражение чувств и
страстей эмансипирующейся человеческой личности.
Первые
попытки сравнительной
открытием Америки и
знакомством с культурой
В философии
Вико своеобразие "
зывается с неразвитыми и специфичными формами мышления, сравнимы-
ми почти с детской психологией. Философия мифа Вико содержала в
зародыше почти все основные последующие направления в изучении
мифологии.
Деятели
французского Просвещения
продукт невежества и обмана, как суеверие. Романтическая филосо-
фия мифологии, получившая завершение у Шеллинга, трактовала мифо-
логию как эстетический феномен, занимающий промежуточное положе-
ние между природой и искусством и содержащей символизацию приро-
ды. Основной пафос романтической философии мифа состоял в замене
аллегорического истолкования символическим.
Во второй половине XIX века друг другу противостояли две ос-
новные магистральные школы изучения мифа.
Первая из них опиралась на достижения научного сравнитель-
но-исторического языкознания
и разрабатывала
цепцию мифа (А.Кун, В.Шварц, М.Мюллер и др.) Согласно точке зре-
ния Мюллера, первобытный человек обозначал отвлеченные понятия
через конкретные признаки посредством метафорических эпитетов, а
когда первоначальный смысл последних оказывался забыт или затем-
нен, в силу семантических сдвигов возникал миф. Впоследствии эта
концепция была признана несостоятельной, но сам по себе первый
опыт использования языка для реконструкции мифа получил продук-
тивное развитие.
Вторая школа - антропологическая, или эволюционистская, -
сложилась в Великобритании в результате первых научных шагов
сравнительной этнографии. Мифология возводилась к анимизму, к некоему представлению о душе, возникающему у "дикаря" из размышле-
ний о смерти, снах, болезни. Мифология отождествлялась, таким об-
разом, со своеобразной первобытной наукой, становящейся якобы не
более чем пережитком с развитием культуры и не имеющей самостоя-
тельных значений. Серьезные коррективы в эту концепцию внес
Дж.Фрайзер, истолковавший миф по преимуществу не как сознательную
попытку объяснения окружающего мира, а как слепок магического ри-
туала. Ритуалистическая доктрина Фрайзера была развита кембридж-
ской школой классической философии.
Впоследствии интерес в изучении мифологии сместился в об-
ласть специфики мифологического мышления. Леви-Брюль считал пер-
вобытное мышление "дологическим", которым коллективные представ-
ления служат предметом веры и носят императивный характер. К "ме-
ханизмам" мифологического мышления он относил:
Несоблюдение
логического закона исключенног
екты могут быть одновременно и самими собой и чем-то другим);
Закон партиципации; неоднородность пространства; качествен-
ный характер представлений о времени и др.
Символическая теория мифа, развитая Кассирером углубила по-
нимание интеллектуального своеобразия мифа как автономной симво-
лической формы культуры, особым образом моделирующей мир.
В современном
мире изучение мифа
3. Миф и мифологичность.
а) Сущность мифа
Миф - не выдумка и не фантастический вымысел.
Миф - наиболее
яркая и самая подлинная
- совершенно необходимая
категория мыслей и жизни. Так,
Кант объективность науки связал с субъективностью пространства,
времени и всех других категорий.
Миф - необходимая категория мыслей и жизни. Это - подлинная
и максимально конкретная реальность.Многие мифологи сводят мифо-
логию к субъективизму. Тогда миф - выдумка, детская фантазия, он
не реален, философски беспомощен наоборот, что он - предмет поко-
ления, что он - божественен и свят. Если говорить о мифе как об
определенной эпохе в развитии научного сознания, то он - не вы-
думка, а содержит в себе строжайшую и определенную структуру и
является категорией сознания и бытия вообще.
Миф - не идеальное бытие, но жизненно ощущаемая и творимая,
вещественная реальность и телесная действительность.
Миф - не научное построение.
Многие ученые считают, что мифология - первобытная наука.
Научное отношение к мифу предполагает изолированную интеллекту-
альную функцию. И мифология и первобытная наука - разные понятия.
Миф всегда практичен, эмоционален, жизненен, но это - не начало
науки.
В данном случае нельзя утверждать, что мифология (та, иная,
индийская, египетская, греческая) - это наука вообще, т.е. совре-
менная наука.
Миф насыщен эмоциями и реальными жизненными переживаниями.
Первобытная наука тоже эмоциональна, наивно-непосредственна
и в этом смысле конечно, мифологична. Но это и показывает, что
если бы мифологичность принадлежала к ее сущности, то наука не
получила бы никакого самостоятельного исторического развития и
история ее была бы историей мифологии. Мифическое сознание совер-
шенно непосредственно и понятно; научное сознание обладает вывод-
ным логическим характером. Поэтому - уже на первобытной ступени
своего развития наука не имеет ничего общего с мифологией.
а) нельзя считать, что мифология предшествует науке и что
наука появляется из мифа.
"Если брать реальную науку, т.е. науку, реально творимую жи-
выми людьми в определенную историческую эпоху, то такая наука ре-
шительно всегда не только сопровождается мифологией, но и реально
питается ею, почерпывая из нее свои исходные интуиции". [1]
Примеры существуют в работах различных философов. Например,
Декарт - основатель новоевропейского рационализма и механицизма -
мифолог, т.к. начинает свою философию со всеобщего сомнения, даже