Методы эмпирического познания

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 09:05, реферат

Описание работы

Учение о методе начало развиваться еще в науке Нового времени. Ее представители считали правильный метод ориентиром в движении к надежному, истинному знанию. Так, видный философ XVII века Ф. Бэкон сравнивал метод познания с фонарем, освещающим дорогу путнику, идущему в темноте. А другой известный ученый и философ того же периода Р. Декарт изложил свое понимание метода следующим образом: «Под методом я разумею точные и простые правила, строгое соблюдение которых без лишней траты умственных сил, но постепенно и непрерывно увеличивая знания, способствует тому, что ум достигает истинного познания всего, что ему доступно».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. Методы вычленения и исследования эмпирического объекта 4
2. Наблюдение — важнейший способ получения научных фактов. 4
3. Сравнение 7
4. Измерение 9
5. Эксперимент - базовый метод науки 15
6. Научные факты эмпирического исследования 21
7. Методы, предполагающие работу с полученной эмпирической информацией 23
8. Выводы 25
Список литературы 26

Работа содержит 1 файл

Реферат по философии.docx

— 64.74 Кб (Скачать)

Изучение научных фактов начинается с их анализа. Под анализом имеется  в виду метод исследования, состоящий  в мысленном расчленении (разложении) целого или вообще сложного явления  на его составные, более простые  элементарные части и выделении  отдельных сторон, свойств, связей. Но анализ не является конечной целью  научного исследования, которое стремится  воспроизвести целое, понять его  внутреннюю структуру, характер его  функционирования, законы его развития. Эта цель достигается последующим  теоретическим и практическим синтезом.

Синтез – это метод исследования, состоящий в соединении, воспроизведении  связей проанализированных частей, элементов, сторон, компонентов сложного явления  и постижении целого в его единстве. Анализ и синтез имеют свои объективные  основы в строении и закономерностях самого материального мира. В объективной действительности существуют целое и его части, единство и различия, непрерывность и дискретность, постоянно происходящие процессы распада и соединения, разрушения и создания. Во всех науках осуществляется аналитико-синтетическая деятельность, при этом в естествознании она может осуществляться не только мысленно, но и практически.

Сам переход от анализа фактов к  теоретическому синтезу осуществляется с помощью методов, которые, дополняя друг друга и сочетаясь, составляют содержание этого сложного процесса. Одним из таких методов является индукция, которая в узком смысле традиционно понимается как метод  перехода от знания отдельных фактов к знанию общего, к эмпирическому  обобщению и установлению общего положения, переходящего в закон  или другую существенную связь. Слабость индукции – в недостаточной обоснованности такого перехода. Перечисление фактов не может быть никогда практически  завершено, и мы не уверены в том, что следующий факт не будет противоречащим. Поэтому знание, полученное с помощью  индукции, всегда вероятностное. Кроме  того, в посылках индуктивного заключения не содержится знания о том, насколько  обобщаемые признаки, свойства являются существенными. С помощью индукции перечисления можно получить знание не достоверное, а только вероятное. Существует также ряд других методов  обобщения эмпирического материала, с помощью которых, как и в  популярной индукции, получаемое знание носит вероятный характер. К числу  таких методов относятся метод  аналогий, статистические методы, метод  модельной экстраполяции. Они различаются  между собой степенью обоснованности перехода от фактов к обобщениям. Все  эти методы объединяются часто под  общим названием индуктивных, и тогда термин индукция употребляется в широком смысле.

В общем процессе научного познания индуктивные и дедуктивные методы тесно переплетены. Оба метода основываются на объективной диалектике единичного и общего, явления и сущности, случайного и необходимого. Индуктивные  методы имеют большее значение в  науках, непосредственно опирающихся  на опыт, в то время как дедуктивные  методы имеют первостепенное значение в теоретических науках как орудие их логического упорядочения и построения, как методы объяснения и предсказания. Для обработки и обобщения  фактов в научном исследовании широко применяются систематизация как  приведение в единую систему и  классификация как разбиение  на классы, группы, типы и т. п.

 

 

  1. Выводы

Так как технические  науки являются сугубо практическими, применение эмпирических методов познания являются крайне важным в моём исследовании. При этом применение только эмпирических методов не прибегая к теории не позволяет достигнуть конечных результатов и лишь гармоничное применение теории наравне с практикой позволяют получить лучшие результаты.

В настоящее  время при проектировании мехатронных устройств, систем управления электромеханическими системами активно применяются методы математического моделирования, как самих систем так и объектов управления. Но при моделировании невозможно получить реальной картины работы устройств, что связано с тем что:

  1. Модель может показать работу только в идеальных условиях недостижимых в реальном мире.
  2. Модель всегда имеет определённые  ограничения, связанные со сложностью математического описания устройства или процесса, а также вычисления самой модели.

В связи с  этим необходимо проводить множество  измерений и экспериментов  практически  на каждом этапе работы. От  начальной  постановке задачи (проведение исследовательских экспериментов и измерений для выявления недостатков текущей системы) до построения экспериментальных установок и проведения конечных экспериментов, зачастую  связанных с сравнением (как качественным так и количественным) с базовыми установками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Микешина Л.А. Методология  научного познания в контексте культуры. М., 1992.
  2. Микешина Л.А., Опенков М.Ю. Новые образы познания и реальности. М., 1997.
  3. Мягкова Л.И., Храленко Н.И. Методология научного познания. СПб, 1994.
  4. Научный метод и методологическое сознание. Свердловск, 1986.
  5. Лебедев С.А. Философия науки. М., 2007.

Информация о работе Методы эмпирического познания