Автор: e*******@icloud.com, 27 Ноября 2011 в 14:09, курсовая работа
В работе раскрывается смысл понятия мировоззрения, прослеживается становление его в разное время у разных народов, а также выявлены факторы и причины, влияющие на развитие философской мысли различных эпох, связь ее с наукой и религией.
Итак, первое отличие философии от частных наук состоит в том, что изначально философия берется исследовать то, что само по себе неизвестно и является универсальной проблемой, что объект ее с самого начала неопределен, но всеобъемлющ (он есть все как единое целое). За то, что философия исследует целое, которое нам не дано, и постоянно ищет свой объект, Аристотель называл ее “универсальной наукой, которая себя ищет”.
Вывод:
В истории религии возникали как результат развития догматизированных философских систем. Однако главное отличие философии от религии в том, что она уверена в возможности человеческих сил постигнуть божественный замысел, лежащий в основе мира.
Наука в отличие от философии
в качестве объекта своего
исследования берет часть
Функции и роль философии в системе культуры
Рассмотрение
философии как культурно-
Будучи
эффективным методом
С исторической точки зрения, философия - не первичная, простейшая форма сознания. К моменту возникновения философии человечеством был пройден большой путь, накоплены различные навыки действий, сопутствующие им знания и другой опыт. Появление философии - это рождение особого, вторичного типа общественного сознания, направленного на осмысление уже сложившихся форм практики, культуры. Не случайно воплощенный в философии способ мышления, обращенный ко всему полю культуры, называют критически-рефлексивным.
Каковы
же функции философии в сложном
комплексе общественно-
Философская
мысль выявляет не только интеллектуальные,
но также нравственно-
Помимо
функции экспликации “
Разработка обобщенных идей и представлений с самого начала входила в задачу философии как рационально-теоретической формы мировоззрения. Откуда же черпали философы материал для этой работы? В процессе исторического развития база философских обобщений меняла свой вид, охватывая все более обширные опытные, а затем и теоретические знания. Ну а на первых порах философская мысль обращалась к разным вненаучным и донаучным, в том числе обыденным, формам опыта. Например, разработанное в древнегреческой философии учение об атомистическом строении всего сущего, на много столетий предвосхитившее соответствующие конкретно-научные открытия, опиралось на такие практические наблюдения и навыки, как разделение материальных вещей на части (дробление камней, мельничное дело и другие). Кроме того, определенную пищу для обобщений давали и пытливые наблюдения самых различных явлений - пылинок в световом луче, растворения веществ в жидкостях и т. п. Был привлечен и имевшийся в то время математический опыт делимости отрезков и др. Широта охвата явлений, рассмотрение под единым углом зрения, казалось бы, далеких друг от друга форм опыта, знаний вкупе с силой теоретической, поднимающейся над частностями мысли способствовали формированию общей концепции атомистики. Самые обычные, повседневные наблюдения в сочетании с особым философским образом мысли служили нередко толчком к открытию удивительных черт и закономерностей окружающего мира (перехода количества в качество, внутренней противоречивости различных явлений и многих других). Повседневный опыт, жизненная практика участвуют во всех формах философского освоения мира людьми постоянно, а не только на ранних этапах истории. Базис для философских обобщений существенно обогащался по мере развития, углубления конкретно- научных знаний.
Источником обобщенных философских идей, понятий служила и продолжает служить критика и рационализация нефилософских форм мировоззрения. Дело заключается в общей ориентации философской мысли на рационализацию, выражение в общих понятиях всевозможных форм человеческого опыта, идей, представлений. Выполняя эту функцию, философия в идеале как бы стремится охватить, обобщить, осмыслить, оценить не только интеллектуальные, духовные, жизненно-практические достижения человечества в целом, но и его негативный исторический опыт.
К этому примыкает также важная критическая функция, которую выполняет философия в культуре. Поиск решений сложных философских вопросов, формирование нового мировидения обычно сопровождается критикой разного рода заблуждений, предрассудков, ошибок, стереотипов, встающих на пути к истинному познанию, правильному действию. Задачу критического философского мышления, разрушения, расшатывания догм, устаревших взглядов с особой силой подчеркнул Ф. Бэкон, остро осознавший, что во все века философия встречала на своем пути “докучливых и тягостных противников”: суеверие, слепое, неумеренное религиозное рвение и другого рода помехи. Бэкон назвал их “призраками”, обратив внимание на то, что среди “призраков”, парализующих познание и мудрое действие, всякий раз оказывается вечный враг живого, пытливого интеллекта - укоренившаяся привычка к догматическому способу познания и рассуждения, приверженность заранее данным понятиям, принципам, с которыми стремятся “согласовать” все остальное.
По отношению к предшествующему и наличному культурно-историческому опыту философия выполняет роль своего рода мировоззренческого “сита”. Передовые мыслители, как правило, ставят под сомнение, расшатывают, разрушают устаревшие взгляды, догмы, схемы миропонимания. Вместе с тем они стремятся сохранить в отвергаемых формах мировоззрения все ценное, рациональное, истинное, оказать ему поддержку, обосновать, развить. Это значит, что в системе культуры философия берет на себя роль критической “селекции”, аккумуляции мировоззренческого опыта и его передачи (трансляции) последующим периодам истории.
Отталкиваясь
от ранее сложившихся форм дофилософского,
внефилософского или
Усилиями философского интеллекта осуществляется также теоретическое обобщение, синтез многообразных систем повседневных, практических знаний, а с возникновением, развитием науки - нарастающих массивов научного знания. Важнейшей функцией философии в культурно-исторической жизни людей являются согласование, интеграция всех форм человеческого опыта - практического, познавательного и ценностного. Их целостное философское осмысление - необходимое условие гармоничной и сбалансированной общественной жизни.
Анализ важнейших функций философии в системе культуры показывает, что культурно-исторический подход внес заметные изменения в классические представления о предмете, целях, способах и результатах философской деятельности. Это не могло не сказаться и на понимании характера философских проблем.
Вывод:
1)Философия выявляет общие идеи, представления, формы опыта на которых базируется конкретная культура.
2)Философия
рационализирунт – переводит
в логическую, понятийную форму,
систематизирует, теоретически
3)Философия критикует и рационализирует нефилософские формы мировоззрения встающие на пути к истинному познанию.
4)Философия
согласует, объединяет все
5)Философия
ставит под сомнение и
Заключение
В ходе своей работы я выяснила, что зарождение философского мировоззрения было связано с необходимостью обобщения представлений о мире, с потребностью в научно-теоретическом объяснении действительности, с желанием найти всеобщее начало.
Что же касается исторических эпох, то каждая из них характеризовалась своей философией, которая с течением времени отказывалась и разрушала устаревшие взгляды, но вместе с тем сохраняла и пыталась развить все то, что было рациональное, ценное.
Религия,
возникающая как результат
В ответе на главный поставленный вопрос о функциях и роли философии в системе культуры я бы выделила основными функции: критика и рационализация нефилософских форм мировоззрения, которые встают на пути истинного познания; согласование и интегрирование всех форм человеческого опыта; выявление общих идей, представлений, на которых базируется конкретная культура.
В
системе культуры философия берет
на себя роль “селекции”, накапливает
для дальнейшего использования мировоззренческий
опыт и передает его последующим периодам
истории.
Список литературы
1) Гильдебранд Д. Что такое философия?/ СПб. 1997.
2) Исторические типы философии / М.1995
3) Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию / М. 1992.
Информация о работе Место и роль философского мировоззрения в системе культур