Место и роль философского мировоззрения в системе культур

Автор: e*******@icloud.com, 27 Ноября 2011 в 14:09, курсовая работа

Описание работы

В работе раскрывается смысл понятия мировоззрения, прослеживается становление его в разное время у разных народов, а также выявлены факторы и причины, влияющие на развитие философской мысли различных эпох, связь ее с наукой и религией.

Работа содержит 1 файл

Научная работа по философии.doc

— 115.50 Кб (Скачать)

  Итак, первое отличие философии от частных  наук состоит в том, что изначально философия берется исследовать  то, что само по себе неизвестно и  является универсальной проблемой, что объект ее с самого начала неопределен, но всеобъемлющ (он есть все как единое целое). За то, что философия исследует целое, которое нам не дано, и постоянно ищет свой объект, Аристотель называл ее “универсальной наукой, которая себя ищет”.

  Вывод:

  В истории религии возникали как  результат развития догматизированных  философских систем. Однако главное отличие философии от религии в том, что она уверена в возможности человеческих сил постигнуть божественный замысел, лежащий в основе мира.

    Наука в отличие от философии  в качестве объекта своего  исследования берет часть реальности, и предмет этой науки заранее определен (математика – количественные характеристики; химия – химические свойства; физика – физические свойства) в то время как философия исследует универсум – все имеющееся как целостность.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Функции и роль философии в системе культуры

   Рассмотрение  философии как культурно-исторического  явления позволяет охватить весь динамичный комплекс ее проблем, взаимосвязей, функций. Общественная жизнь людей при культурологическом ее рассмотрении предстает как единый, целостный процесс, связанный с формированием, функционированием, хранением, трансляцией культурно-исторических ценностей, с критическим преодолением устаревших и становлением новых форм опыта, со сложными системами корреляций многообразных проявлений человеческой деятельности в различных исторически конкретных типах культур.

   Будучи  эффективным методом исторических исследований, культурологический подход способен играть существенную роль и  при разработке теории тех или  иных социальных явлений, поскольку  таковая выступает как резюме, обобщение их реальной истории. Заключая, что философия базируется на осмыслении человеческой истории, К. Маркс имел в виду не фактическое описание исторического процесса, а выявление закономерностей, тенденций истории. Соответственно и философ, в отличие от историка, представлялся ему теоретиком, особым образом обобщающим исторический материал и формирующим на этой основе философско-теоретическое миропонимание.

   С исторической точки зрения, философия - не первичная, простейшая форма сознания. К моменту возникновения философии человечеством был пройден большой путь, накоплены различные навыки действий, сопутствующие им знания и другой опыт. Появление философии - это рождение особого, вторичного типа общественного сознания, направленного на осмысление уже сложившихся форм практики, культуры. Не случайно воплощенный в философии способ мышления, обращенный ко всему полю культуры, называют критически-рефлексивным.

   Каковы  же функции философии в сложном  комплексе общественно-исторической жизни людей? Прежде всего, философия выявляет (эксплицирует) наиболее общие идеи, представления, формы опыта, на которых базируется та или иная конкретная культура или общественно-историческая жизнь людей в целом. Их называют универсалиями культуры. Важное место среди них занимают категории, к которым относят такие универсальные понятия, как бытие, материя, предмет, явление, процесс, свойство, отношение, изменение, развитие, причина - следствие, случайное - необходимое, часть - целое, элемент - структура и др. Категории отражают наиболее общие связи, отношения вещей. В своей совокупности они составляют основу всякого человеческого разумения, интеллекта. Эти понятия приложимы не к какой-то одной области явлений, а к любым явлениям. Ни в повседневной жизни, ни в науке, ни в различных формах практической деятельности нельзя обойтись, скажем, без понятия причины. Такие понятия присутствуют во всяком мышлении, на них держится человеческая разумность. Вот почему их относят к предельным основаниям, универсальным формам культуры. Многие века философы считали категории вечными формами “чистого” разума. Историко-материалистический подход выявил иную картину: категории формируются исторически с развитием человеческого мышления и воплощаются в речевых структурах, в языке. Обращаясь к языку как культурно-историческому образованию, анализируя формы высказываний и действий людей, философы выявляют наиболее общие основания речевого мышления и практики.

   Философская мысль выявляет не только интеллектуальные, но также нравственно-эмоциональные и другие “универсалии”, всегда относящиеся к конкретным историческим типам культур и вместе с тем принадлежащие человечеству в целом, всемирной истории.

   Помимо  функции экспликации “универсалий”  философия как рационально-теоретическая  форма мировоззрения берет на себя и задачу рационализации - перевода в логическую, понятийную форму, а также систематизации, теоретического выражения суммарных результатов человеческого опыта во всех его формах.

   Разработка  обобщенных идей и представлений  с самого начала входила в задачу философии как рационально-теоретической формы мировоззрения. Откуда же черпали философы материал для этой работы? В процессе исторического развития база философских обобщений меняла свой вид, охватывая все более обширные опытные, а затем и теоретические знания. Ну а на первых порах философская мысль обращалась к разным вненаучным и донаучным, в том числе обыденным, формам опыта. Например, разработанное в древнегреческой философии учение об атомистическом строении всего сущего, на много столетий предвосхитившее соответствующие конкретно-научные открытия, опиралось на такие практические наблюдения и навыки, как разделение материальных вещей на части (дробление камней, мельничное дело и другие). Кроме того, определенную пищу для обобщений давали и пытливые наблюдения самых различных явлений - пылинок в световом луче, растворения веществ в жидкостях и т. п. Был привлечен и имевшийся в то время математический опыт делимости отрезков и др. Широта охвата явлений, рассмотрение под единым углом зрения, казалось бы, далеких друг от друга форм опыта, знаний вкупе с силой теоретической, поднимающейся над частностями мысли способствовали формированию общей концепции атомистики. Самые обычные, повседневные наблюдения в сочетании с особым философским образом мысли служили нередко толчком к открытию удивительных черт и закономерностей окружающего мира (перехода количества в качество, внутренней противоречивости различных явлений и многих других). Повседневный опыт, жизненная практика участвуют во всех формах философского освоения мира людьми постоянно, а не только на ранних этапах истории. Базис для философских обобщений существенно обогащался по мере развития, углубления конкретно- научных знаний.

   Источником  обобщенных философских идей, понятий  служила и продолжает служить  критика и рационализация нефилософских  форм мировоззрения. Дело заключается в общей ориентации философской мысли на рационализацию, выражение в общих понятиях всевозможных форм человеческого опыта, идей, представлений. Выполняя эту функцию, философия в идеале как бы стремится охватить, обобщить, осмыслить, оценить не только интеллектуальные, духовные, жизненно-практические достижения человечества в целом, но и его негативный исторический опыт.

   К этому примыкает также важная критическая функция, которую выполняет  философия в культуре. Поиск решений  сложных философских вопросов, формирование нового мировидения обычно сопровождается критикой разного рода заблуждений, предрассудков, ошибок, стереотипов, встающих на пути к истинному познанию, правильному действию. Задачу критического философского мышления, разрушения, расшатывания догм, устаревших взглядов с особой силой подчеркнул Ф. Бэкон, остро осознавший, что во все века философия встречала на своем пути “докучливых и тягостных противников”: суеверие, слепое, неумеренное религиозное рвение и другого рода помехи. Бэкон назвал их “призраками”, обратив внимание на то, что среди “призраков”, парализующих познание и мудрое действие, всякий раз оказывается вечный враг живого, пытливого интеллекта - укоренившаяся привычка к догматическому способу познания и рассуждения, приверженность заранее данным понятиям, принципам, с которыми стремятся “согласовать” все остальное.

   По  отношению к предшествующему и наличному культурно-историческому опыту философия выполняет роль своего рода мировоззренческого “сита”. Передовые мыслители, как правило, ставят под сомнение, расшатывают, разрушают устаревшие взгляды, догмы, схемы миропонимания. Вместе с тем они стремятся сохранить в отвергаемых формах мировоззрения все ценное, рациональное, истинное, оказать ему поддержку, обосновать, развить. Это значит, что в системе культуры философия берет на себя роль критической “селекции”, аккумуляции мировоззренческого опыта и его передачи (трансляции) последующим периодам истории.

  Отталкиваясь  от ранее сложившихся форм дофилософского, внефилософского или философского миропонимания, подвергая их критике, рациональному переосмыслению, систематизации, философия формирует на этой основе обобщенный теоретический образ мира в его соотнесенности с человеческой жизнью, сознанием и соответствующий данному этапу исторического развития.

  Усилиями  философского интеллекта осуществляется также теоретическое обобщение, синтез многообразных систем повседневных, практических знаний, а с возникновением, развитием науки - нарастающих массивов научного знания. Важнейшей функцией философии в культурно-исторической жизни людей являются согласование, интеграция всех форм человеческого опыта - практического, познавательного и ценностного. Их целостное философское осмысление - необходимое условие гармоничной и сбалансированной общественной жизни.

   Анализ  важнейших функций философии  в системе культуры показывает, что  культурно-исторический подход внес заметные изменения в классические представления о предмете, целях, способах и результатах философской деятельности. Это не могло не сказаться и на понимании характера философских проблем.

  Вывод:

  1)Философия  выявляет общие идеи, представления,  формы опыта на которых базируется конкретная культура.

  2)Философия  рационализирунт – переводит  в логическую, понятийную форму,  систематизирует, теоретически выражает  результат человеческого опыта  во всех его формах

  3)Философия  критикует и рационализирует  нефилософские формы мировоззрения встающие на пути к истинному познанию.

  4)Философия  согласует, объединяет все формы  человеческого опыта (познавательная, практическая, ценностная)

  5)Философия  ставит под сомнение и разрушает  устаревшие взгляды, схемы миропонимания,  но вместе с тем сохраняет и поддерживает все рациональное, ценное. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Заключение

  В ходе своей работы я выяснила, что  зарождение философского мировоззрения  было связано с необходимостью обобщения  представлений о мире, с потребностью в научно-теоретическом объяснении действительности, с желанием найти всеобщее начало.

  Что же касается исторических эпох, то каждая из них характеризовалась своей  философией, которая с течением времени отказывалась и разрушала устаревшие взгляды, но вместе с тем сохраняла и пыталась развить все то, что было рациональное, ценное.

  Религия, возникающая как результат развития догматизированных философских  систем, провозглашала превосходство  веры над знанием, запрещала изменять однажды установленные священные истины и открывать новые истины, таким образом накладывая ограничения на развитие познания. Отношения науки и философии аналогичны отношениям философии и религии. Наука не давала возможности познать реальность целиком, ограничиваясь изучением ее части.

  В ответе на главный поставленный вопрос о функциях и роли философии в  системе культуры я бы выделила основными функции: критика и рационализация нефилософских форм мировоззрения, которые встают на пути истинного познания; согласование и интегрирование всех форм человеческого опыта; выявление общих идей, представлений, на которых базируется конкретная культура.

  В системе культуры философия берет  на себя роль “селекции”, накапливает для дальнейшего использования мировоззренческий опыт и передает его последующим периодам истории.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Список  литературы

1) Гильдебранд Д. Что такое философия?/ СПб. 1997.

2) Исторические типы философии / М.1995

3) Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию / М. 1992.

Информация о работе Место и роль философского мировоззрения в системе культур