Автор: e*******@icloud.com, 27 Ноября 2011 в 14:09, курсовая работа
В работе раскрывается смысл понятия мировоззрения, прослеживается становление его в разное время у разных народов, а также выявлены факторы и причины, влияющие на развитие философской мысли различных эпох, связь ее с наукой и религией.
Министерство образования
УО “Белорусский Государственный
Экономический Университет”
Кафедра философии
Научная работа на тему:
“ Место и роль философского мировоззрения
в системе
культур ”
Выполнила:
Проверил:
Минск 2007
Введение
Философия изучает тот мир, в котором мы живем, — мир человека. В отличие от других дисциплин она ориентирована на целостное его видение, причем с позиций человека и человеческой деятельности. Мы живем в мире, где нас окружают различные вещи, явления, которые мы стремимся познать и для себя объяснить. Все разного рода знания, приобретенные в процессе изучения этих вещей и явлений, существенно влияют на состав нашего мировоззрения и определяют взгляды конкретного человека на мир и на собственное существование.
В своей работе я попытаюсь наиболее полно раскрыть смысл понятия мировоззрения, прослежу становление его в разное время у разных народов, а также выявлю факторы и причины, влияющие на развитие философской мысли различных эпох, связь ее с наукой и религией. Ну а самой главной задачей я ставлю перед собой определение роли и функций философского знания в системе культуры.
Литература, которую я использовала для написания работы, рассматривает этапы истории философии. На основе диалектико-материалистической методологии в ней анализируется логика становления и развития основных философских категорий и понятий, наиболее значительных и актуальных философских проблем и течений. Отдельные книги содержат работы крупнейших философов, в которых нашли выражение их понимания природы философского знания, также в них рассматривается специфика философии как формы общественного сознания и характер ее отношения к другим формам общественного сознания, исследуется роль философии в процессе формирования новых сфер духовной культуры.
.
.
Содержание
Введение
Заключение
Список
литературы
Философия и мировоззрение
Проблемы, связанные с соотнесением различных специфических способов видения объектов, относятся к сфере всеобщей, т. е. философской методологии. Ее предпосылки формируются в ее же рамках. Это определенный взгляд на мир, т. е. мировоззрение. Его основой являются знания, на основании которых человек определяет меру значимости для себя тех или иных явлений. Так складываются оценки и системы жизненных ценностей человека.
Само по себе мировоззрение – не обязательно философия. Мировоззрение может быть и мифологическим, и религиозным. Может быть наивное мировоззрение, основанное на обыденном здравом рассуждении. Субъектом мировоззрения может быть отдельная личность, социальная группа или общество. Поэтому при наличии множества индивидуальных вариантов всегда существуют и общие, типические черты мировоззрения.
Первым общим типом мировоззрения можно выделить мифологию (космоцентризм) – способ понимания природной и социальной действительности. Принято считать, что мифологические мышление присуще только первобытному человеку, однако последние психологические исследования позволяют сделать выводы о наличии мифологического мышления и в самом высокоразвитом технологическом обществе современности.
С развитием социальных форм жизни в мировоззрении постепенно усиливается внимание к духовным проблемам. Людей начинают интересовать не только внешний мир сам по себе, но и некоторые более абстрактные категории, например, вопросы человеческих взаимоотношений, проблемы добра и зла, справедливости, смерти и бессмертия человека, его нравственных ценностей.
Попытка осмыслить эти проблемы связывается с представлением о высших сверхъестественных силах, которые персонифицируются в образах богов. Так складывается религия (теоцентризм) – исторически, социально и психологически обусловленный тип мировоззрения. В его основе лежит признание существования наряду с земным, природным и социальным бытием потустороннего мира, который является высшим по своему значению для живущих людей не только потому, что определяет их индивидуальное земное существование, но и в силу того, что в этом вечном высшем бытии будут в итоге решены все земные проблемы. Кроме того, религиозная вера является догматической: верой в непререкаемые авторитеты (священное писание, отцов церкви, пророков) и незыблемые истины-догматы, в силу чего провозглашается превосходство веры над знанием. Вера запрещает изменять однажды установленные священные истины и открывать новые истины, и таким образом накладывает ограничения на развитие познания.
По мере становления исторического процесса темпы общественного развития возрастают, быстро прогрессирует материальное производство, расслаивается социальная канва общества, усложняются все общественные отношения. Человека уже не удовлетворяет ни эмоционально-символическая картина мира, которую дает мифология, ни некритичная вера религии. Теперь он нуждается в новом, обобщенном представлении о мире, пытается найти то всеобщее начало, которое объединяет все сущее, делает мир целостным во всех его конкретных проявлениях. Он стремится мыслить самостоятельно, свободно и бесстрашно, пересматривая устоявшиеся представления, традиции и нормы. Для этого необходим новый уровень общественного сознания – теоретическое отношение к действительности.
Новым историческим типом мировоззрения становится философия, которая вместо мифологической и религиозной картины мира дает логическое, научно-теоретические объяснение действительности и рационально обосновывает систему духовных ценностей человека. Философия подвергла критическому рассмотрению мифологическое мировоззрение и постепенно исключила из картины мира все, что противоречило разуму.
Теоретическая
философия зарождается в
Если философию определять как “науку о …” или “учение о …”, то ясно, что здесь предполагается некоторый субъект, который “учит” или разрабатывает эту “науку”, т. е. профессионал. Но от науки к практике, от учения к реальному сознанию лежит порой весьма длительный путь, который никем, собственно говоря, и не изучается. Философы заняты своей наукой, а практическая жизнь имеет свои цели и интересы, которые далеко не всегда возможно увязать с “обобщенными системами взглядов на мир и место в нем человека”. Это не значит, однако, что в реальной жизни людей нет вовсе общих представлений о мире. Они есть, но далеко не каждый человек может внятно объяснить, каких взглядов он на деле придерживается и чем руководствуется при принятии кардинальных для своей жизни решений. Более того, очень часто люди, декларирующие мировоззрению, на деле действуют прямо вопреки и букве и духу этого учения, поскольку-де того требуют интересы практики.
Следует предположить существование некоего модуса философского сознания, связанного с реальными способами человеческого поведения. Подобно тому как культура не есть только результат деятельности профессионалов, так и философия возникает как реальность практической жизни, на уровне не всегда сознаваемых норм поведения и ценностных ориентаций. В этом смысле каждый человек имеет свою философию, которая реально проявляется в том, как он оценивает ситуацию в мире, свое положение в нем, как он принимает решения, в каком направлении действует. В этом, видимо, исконный смысл противопоставления своего сознания своему бытию, который в теоретической философии был извращен в виде схоластического вопроса о первичности материи или сознания. Человек может совершать поступки, опираясь на некие возвышенные идеалы, но мотивами его действий могут служить и вполне земные побуждения, материальные интересы.
Есть философия на уровне слов, и есть философия на уровне дел. Часто это разные системы даже у одного человека. Сенека проповедовал философию стоицизма, но сам был скорее эпикурейцем. Церковники всех времен и народов создали изощренные теологические системы для обоснования нравственных норм, что не мешало им жить во грехе. Каждый раз, когда разрыв между словом и делом, между именем и вещью становился нетерпимым, появлялись аскетически настроенные люди, создававшие новую систему идеологий, определявшую норму истинно верного поведения. Но восстановленное тождество слова и дела оказывалось недолговечным, и новое поколение всякий раз упорно разрушало здание, построенное их отцами и учителями, чтобы всякий раз развести слова и вещи как можно дальше друг от друга.
Вывод:
Мировоззрение – это определенный взгляд на мир. По мере общественного развития выделяют мифологическое, религиозное, философское мировоззрения. Появление философского мировоззрения было обусловлено необходимостью научно-теоретического объяснения действительности, рационального обоснования системы духовных ценностей человека.
Часть
людей, придерживающихся определенных
взглядов на мир и место в нем человека,
в своих действиях противоречат собственным
идеалам и руководствуются материальными
интересами.
Философия исторических эпох
Философия появилась как осознание форм освоения действительности человеком, как самосознание культуры. В этом своем качестве философия давала возможность осмысливать накопленный социальный опыт и находить ответы на коренные вопросы бытия. Именно философия формулирует и делает достоянием общественного сознания происходящие изменения в ценностных установках общества и личности, вырабатывает основания программ революционных изменений.
Каждая историческая эпоха характеризуется своей философией. К.Маркс писал: “Так как всякая философия есть духовная квинтэссенция своего времени, то с необходимостью наступает такое время, когда философия не только внутренне, по своему содержанию, но и внешне, по своему проявлению, вступает в соприкосновение и во взаимодействие с действительным миром своего времени. Философия перестает тогда быть определенной системой, по отношению к другим определенным системам, она становится философией вообще по отношению к миру, становится философией современного мира. Внешние проявления, свидетельствующие о том, что философия приобрела такое значение, что она представляет собой живую душу культуры, что философия стала мирской, а мир – философским, во все времена были одни и те же. Любой учебник истории покажет нам, как стереотипно повторяются простейшие внешние формы, которые с полной ясностью говорят о проникновении философии в салоны, в дом священника, в редакции газет, в королевские приемные, в сердца современников – в обуревающие их чувства любви и ненависти. Философия вступает в мир при криках ее врагов; но и враги философии внутренне заражаются ею, и они выдают это своим диким воплем о помощи против пожара идей. Этот крик ее врагов имеет для философии такое же значение, какое имеет первый крик ребенка для тревожно прислушивающейся матери; это первый крик ее идей, которые, разорвавши установленную иероглифическую оболочку системы, появляются на свет как граждане мира…
Информация о работе Место и роль философского мировоззрения в системе культур