Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2011 в 09:48, контрольная работа
Цель работы – анализ формационного подхода в объяснении общественного развития.
Введение………………………………………………………………………….. 3
1 Материалистическое понимание истории……………………………………. 5
2 Взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса через призму современности…………... 10
3 Анализ теории общественно-экономических формаций……………………. 13
Заключение……………………………………………………………………….. 21
Список использованной литературы…………………………………………… 22
Все социоисторические организмы, принадлежащие к одной и той же формации, имеющие своей основой одну и ту же систему производственных отношений, неизбежно должны развиваться по одним и тем же законам. Как бы ни отличались друг от друга современная Англия и современная Испания, современная Италия и современная Япония, все они представляют собой буржуазные социоисторические организмы, и развитие их определяется действием одних и тех же законов – законов капитализма.
В
основе разных формаций лежат качественно
отличные системы социально-
Единственный путь, который может привести к созданию теории любой формации, заключается в выявлении того существенного, общего, что проявляется в развитии всех социоисторических организмов данного типа. Вполне понятно, что раскрыть общее в явлениях невозможно, не отвлекаясь от различий между ними. Выявить внутреннюю объективную необходимость любого реального процесса можно, лишь освободив его от той конкретно-исторической формы, в которой она проявилась, лишь представив этот процесс в «чистом» виде, в логической форме, т. е. таким, каким он может существовать лишь в теоретическом сознании.
Если
в исторической реальности конкретная
общественно-экономическая
Примером может послужить «Капитал» Маркса. В этом труде рассматривается функционирование и развитие капиталистического общества, но не какого-то определенного, конкретного – английского, французского, итальянского и т.п., а капиталистического общества вообще. И развитие этого идеального капитализма, чистой буржуазной общественно-экономической формации представляет собой не что иное, как воспроизведение внутренней необходимости, объективной закономерности эволюции каждого отдельного капиталистического общества. Как идеальные социальные организмы выступают в теории и все другие формации.
Вполне понятно, что конкретная общественно-экономическая формация в чистом виде, т. е. как особый социоисторический организм, может существовать только в теории, но не в исторической реальности. В последней она существует в отдельных обществах в качестве их внутренней сущности, их объективной основы.
Каждая реальная конкретная общественно-экономическая формация есть тип общества и тем самым то объективное общее, что присуще всем социоисторическим организмам данного типа. Поэтому она вполне может быть названа обществом, но ни в коем случае не реальным социоисторическим организмом. В качестве социоисторического организма она может выступать только в теории, но не в реальности. Каждая конкретная общественно-экономическая формация, будучи определенным типом общества, является тем самым обществом данного типа вообще. Капиталистическая общественно-экономическая формация есть капиталистический тип общества и одновременно капиталистическое общество вообще.
Каждая конкретная формация находится в определенном отношении не только к социоисторическим организмам данного типа, но к обществу вообще, т. е. тому объективному общему, которое присуще всем социоисторическим организмам, независимо от их типа. По отношению к социоисторическим организмам данного типа каждая конкретная формация выступает как общее. По отношению к обществу вообще конкретная формация выступает как общее менее высокого уровня, т. е. как особенное, как конкретная разновидность общества вообще, как особенное общество.
Говоря
об общественно-экономической
Во
всех монографиях и во всех учебниках
по историческому материализму всегда
рассматривалась структура
Всякая конкретная общественно-экономическая формация выступает в двух ипостасях: (1) она – конкретный тип общества и (2) она же – общество вообще этого типа. Поэтому понятие конкретной формации включено в два разных ряда понятий. Один ряд: (1) понятие социоисторического организма как отдельного конкретного общества – (2) понятие о той или иной конкретной формации как обществе вообще определенного типа, т. е. особенном обществе – (3) понятие об обществе вообще. Другой ряд: (1) понятие о социоисторических организмах как отдельных конкретных обществах – (2) понятие о конкретных формациях как разных типах социоисторических организмов общества и – (3) понятие об общественно-экономической формации вообще как о типе социоисторических организмов вообще. [5]
Понятие
общественно-экономической
Нельзя
не сказать, что теорию формаций можно
принимать, а можно отвергать. Но сами
общественно-экономические формации нельзя
не принимать во внимание. Существование
их, по крайней мере, как определенных
типов общества – несомненный факт.
Заключение
Научный вклад К. Маркса и Ф. Энгельса трудно переоценить. Основные положения и принципы материалистического понимания истории и развития человечества до сих пор не может никто опровергнуть.
Резюмируя проделанную работу, автор делает следующие выводы:
Историю человечества ни в коем случае нельзя рассматривать как простую сумму историй социальных организмов, а общественно-экономические формации как одинаковые стадии эволюции социальных организмов, обязательные для каждого из них. История человеческого общества есть единое целое, а общественно-экономические формации прежде всего являются стадиями развития этого единого целого. Общественно-экономические формации могут являться стадиями в развитии отдельных социальных организмов, могут и не являться ими. Но последнее ни в малейшей степени не мешает им быть ступенями эволюции человеческого общества в целом. Смена общественно-экономических формаций прежде всего происходит в форме смены систем социальных организмов определенного типа, и, когда человечество в целом миновало те или иные стадии своего развития, «прошло» те или иные формации, для народов, отставших в своем развитии, исчезает не только необходимость их проходить, но и возможность их пройти. Рано или поздно для них становится возможным переход к самой высшей стадии, достигнутой человечеством в целом, минуя все остальные.
Интерпретация
материалистического понимания
истории и развития человечества
в советский и постсоветский
период зачастую ошибочна: исторический
материализм рассматривался как такой
метод, который позволяет еще до начала
исследования того или иного общества
установить, что будет найдено в нем исследователем.
В действительности материалистическое
понимание истории не предваряет результаты
исследования, оно лишь указывает, как
нужно искать, чтобы понять сущность того
или иного конкретного общества.
Список использованной литературы
1. Губин В.Д. Философия : учебник, 2-е изд., перераб. и доп. / В. Д. Губин, Т. Ю. Сидорина, В. П. Филатов. – М. : Кронус, 2006. – 704 с.
2. Гуревич П. С. Философия : учебник, 2-е изд., стереот. / П. С. Гуревич. – М. : МПСИ, 2007. – 1128 с.
3. Кузнецов В. Г.Философия : учебник / В. Г. Кузнецов, И. Д. Кузнецова, В. В. Миронов, К. Х. Момджян. – М. : Инфра-М, 2006. – 528 с.
4. Радугин А. А. Философия. Курс лекций, 2-е изд., перераб. и доп. / А. А. Радугин. – М. : Библионика, 2006. – 272 с.
5. Семенов
Ю. И. Марксова теория общественно-экономических
формаций и современность. – Журнал «Скепсис»
[Электронный ресурс] – 2004. < http://scepsis.ru/library/id_
6. Учение Маркса. XXI век. Капитал. Формации. Противоречия.: антология – М. : Красанд, 2010. – 416 с.
7. Философия:
конспект лекций : учеб. пособие / В.О. Бернацкий
[и др.]; под общ. ред. Н.П. Маховой. – Омск:
Изд-во ОмГТУ, 2008. – 352 с.