Материализм как философская концепция

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2011 в 09:48, контрольная работа

Описание работы

Цель работы – анализ формационного подхода в объяснении общественного развития.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 3
1 Материалистическое понимание истории……………………………………. 5
2 Взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса через призму современности…………... 10
3 Анализ теории общественно-экономических формаций……………………. 13
Заключение……………………………………………………………………….. 21
Список использованной литературы…………………………………………… 22

Работа содержит 1 файл

Философия2.doc

— 117.50 Кб (Скачать)
Введение………………………………………………………………………….. 3
1 Материалистическое  понимание истории……………………………………. 5
2 Взгляды  К. Маркса и Ф. Энгельса через  призму современности…………... 10
3 Анализ  теории общественно-экономических  формаций……………………. 13
Заключение……………………………………………………………………….. 21
Список  использованной литературы…………………………………………… 22

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

      Для того, чтобы выработать объективную картину исторического процесса, историческая наука должна опираться на определенную методологию, некие общие принципы, которые позволяли бы упорядочить весь накопленный исследователями материал, создавать эффективные объясняющие модели.

     Долгое  время в исторической науке господствовали субъективистская либо объективно-идеалистическая  методология. Исторический процесс с позиций субъективизма объяснялся действием великих людей: предводителей, цезарей, королей, императоров и других крупных политических деятелей. Согласно этому подходу, их умные расчеты или, напротив, ошибки, приводили к тому или иному историческому событию, совокупность и взаимосвязь которых определяли ход и исход исторического процесса.

     Объективно-идеалистическая  концепция решающую роль в историческом процессе отводила действию объективных  надчеловеческих сил: Божественной воле, провидению, Абсолютной идее, Мировой Воле и т. д. Исторический процесс при таком истолковании приобретал целенаправленный характер. Под действием этих надчеловеческих сил общество неуклонно двигалось к заранее определенной цели. Исторические деятели выступали лишь в качестве средства, орудия в руках этих надчеловеческих, безличных сил.

     В соответствии с решением вопроса  о движущих силах исторического  процесса проводилась и периодизация истории. Наибольшее распространение  имела периодизация по так называемым историческим эпохам: Древний мир, Античность, Средневековье, Возрождение, Просвещение, Новое и Новейшее время. В этой периодизации был довольно ясно выражен временной фактор, но отсутствовали содержательные качественные критерии вычленения данных эпох.

     Преодолеть  недостатки методологии исторического исследования, поставить историю, как и другие гуманитарные дисциплины, на научную основу попытался в середине XIX в. немецкий мыслитель К. Маркс. К. Маркс сформулировал концепцию материалистического объяснения истории.

     Материалистическое объяснение истории базируется на формационном подходе.

     Цель  работы – анализ формационного подхода в объяснении общественного развития.

      В соответствии с поставленной целью, необходимо решить следующие задачи:

    • раскрыть основы материалистического понимания истории;
    • проанализировать современное представление идей К. Макса и Ф. Энгельса;
    • провести критический анализ теории общественно-экономических формаций.

     Теоретической основой работы стали труды отечественных философов: В.Д. Губина, Т. Ю. Сидориной, П. С. Гуревича, В. Г. Кузнецова, А. А. Радугина, В. П. Филатова,  Ю. И. Семенова, Н.П. Маховой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 Материалистическое  понимание истории

     Величайшим  открытием К. Маркса было созданное  им в содружестве с Ф. Энгельсом  материалистическое понимание истории. Основные его положения остаются в силе и сейчас.

     В философии и методологии научного познания в настоящее время широкое  распространение получил взгляд, согласно которому каждая научная теория состоит, во-первых, из центрального ядра, во-вторых, из окружающей его периферии. Выявление несостоятельности хотя бы одной идеи, входящей в ядро теории означает разрушение этого ядра и опровержение данной теории в целом. Иначе обстоит с идеями, образующими периферийную часть теории. Их опровержение и замена другими идеями само по себе не ставит под сомнение истинность теории в целом.

     Ядро  материалистического понимания  истории составляет, на наш взгляд, шесть идей, которые с полным правом могут быть названы центральными.

     Первое  положение исторического материализма состоит в том, что необходимым условием существования людей является производство материальных благ. Материальное производство есть основа всей человеческой деятельности.

     Второе  положение заключается в том, что производство всегда носит общественный характер и всегда происходит в определенной общественной форме. Общественной формой, в которой идет процесс производства, является система социально-экономических или производственных отношений.

     Третье  положение: существует не один, а несколько  типов экономических (производственных) отношений, а тем самым и несколько качественно отличных систем этих отношений. Отсюда вытекает, что производство может происходить и реально происходит в разных общественных формах. Таким образом существует несколько типов или форм общественного производства. Эти типы общественного производства были названы способами производства. Каждый способ производства есть производство, взятое в определенной общественной форме.

     Существование рабовладельческого, феодального и  капиталистического способов производства по существу признается сейчас почти всеми учеными, в том числе и теми, кто не разделяет марксистскую точку зрения и термином «способ производства» не пользуется. Рабовладельческий, феодальный и капиталистический способы производства суть не только типы общественного производства, но и стадии его развития. Ведь несомненно, что зачатки капитализма появляются лишь в ХV-ХIV вв., что ему предшествовал феодализм, который оформился, самое раннее, лишь в VI-IХ вв., и что расцвет античного общества был связан с широким использованием рабов в производстве. Бесспорно и существование преемственной связи между античной, феодальной и капиталистической экономическими системами. И выявление данного факта с неизбежностью порождает вопрос: почему в одну эпоху господствовала одна система экономических отношений, в другую - другая, в третью – третья.

     На  глазах К. Маркса и Ф. Энгельса шла  промышленная революция. И там, куда проникала машинная индустрия, с  неизбежностью рушились феодальные отношения и утверждались капиталистические. И на сформулированный выше вопрос естественно напрашивался ответ: характер экономических (производственных) отношений определяется уровнем развития общественных сил, создающих общественный продукт, т.е. производительных сил общества. В основе смены систем экономических отношений, а тем самым и основных способов производства лежит развитие производительных сил. Таково четвертое положение исторического материализма.

     В результате был не только подведен прочный фундамент под давно утвердившееся у экономистов убеждение в объективности капиталистических экономических отношений, но и стало ясным, что не только капиталистические, но и все вообще экономические отношения не зависят от сознания и воли людей. И существуя независимо от сознания и воли людей, экономические отношения определяют интересы как групп людей, так и отдельных людей, определяют их сознание и волю, а тем самым и их действия.

     Таким образом, система экономических (производственных) отношений является ни чем иным, как объективным источником общественных идей, который тщетно искали и не могли найти старые материалисты, представляет собой общественное бытие (в узком смысле) или социальную материю.

     Пятое положение исторического материализма – это тезис о материальности экономических (производственных) отношений. Система экономических отношений материальна в том и только в том смысле, что она - первична по отношению к общественному сознанию.

     С открытием социальной материи материализм  был распространен и на явления  общественной жизни, стал философским учением в равной степени относящимся и к природе и к обществу. Именно такой всеобъемлющий, достроенный доверху материализм и получил название диалектического. Таким образом, представление о том, что вначале был создан диалектический материализм, а затем он был распространен на общество, глубоко ошибочно. Наоборот, только тогда, когда было создано материалистическое понимание истории, материализм стал диалектическим, но никак не раньше. Суть нового марксова материализма – в материалистическом понимании истории.

     Согласно  материалистическому пониманию  истории система экономических (производственных) отношений является основой, базисом  любого конкретного отдельного общества. И естественным было положить в основу классификации отдельных конкретных обществ, их подразделения на типы характер их экономической структуры. Общества, имеющие своим фундаментом одну и ту же систему экономических отношений, основанные на одном способе производства, относятся к одному типу, общества, основанные на разных способах производства, относятся к разным типам общества. Эти выделенные по признаку социально-экономической структуры типы общества получили название общественно-экономических формаций. Их столько, сколько существует основных способов производства.

     Подобно тому, как основные способы производства представляют собой не только типы, но и стадии развития общественного  производства, общественно-экономические  формации представляют собой такие  типы общества, которые являются одновременно и стадиями всемирно-исторического развития. Это шестое положение материалистического понимания истории. [5]

     Понятие об основных способах производства как  о типах производства и стадиях  его развития и понятие об общественно-экономических  формациях как об основных типах  общества и стадиях всемирно-исторического развитий входят в ядро исторического материализма. Суждения же о том, сколько существует способов производства, сколько из них являются основными, и о том, сколько существует общественно-экономических формаций, в каком порядке и как они сменяют друг друга, относится к периферийной части материалистического понимания истории.

     В основе схемы смены общественно-экономических  формаций, созданной К. Марксом и  Ф. Энгельсом, была положена утвердившаяся  к тому времени в исторической науке периодизация всемирной истории, в которой первоначально выделялись три эпохи (античная, средневековая, новая), а в дальнейшем к ним была добавлена в качестве предшествующей античной эпоха Древнего Востока. С каждой из этих всемирно-исторических эпох основоположники марксизма связали определенную общественно-экономическую формацию. Продолжая разрабатывать свою схему, К. Маркс и Ф. Энгельс в дальнейшем, базируясь в основном на труде Л.Г. Моргана «Древнее общество» (1877), пришли к выводу, что антагонистическим способам производства предшествовал первобытнообщинный, или первобытно-коммунистический. Согласно разработанной ими концепции настоящего и будущего человечества на смену капиталистическому обществу должна прийти коммунистическая общественно-экономическая формация. Так возникла схема развития человечества, в которой фигурируют пять уже существовавших и отчасти продолжающих существовать формаций: первобытно-коммунистическая, азиатская, античная, феодальная и буржуазная и еще одна, которой еще нет, но которая по мнению основоположников марксизма должна неизбежно возникнуть, – коммунистическая.

     Когда та или иная подлинно научная теория создана, она становится относительно самостоятельной и по отношению  к своим собственным творцам. Поэтому не все идеи даже ее создателей, не говоря уже о их последователях, причем даже прямо относящиеся к проблемам, которые ставит и решает данная теория, можно рассматривать как составные моменты этой теории. Так, например, Ф. Энгельсом в свое время было выдвинуто положение, что на ранних этапах развития человечества социальные порядки определялись не столько производством материальных благ, сколько производством самого человека (детопроизводством). И хотя это положение было выдвинуто одним из создателей материалистического понимания истории, оно не может рассматриваться как входящее не только в центральное ядро, но и периферийную часть этой теории. Оно не совместимо с основными положениями исторического материализма. На это в свое время указал еще Г. Кунов. Но главное – оно является ложным. [7, с. 102]

     К.Маркс  и Ф.Энгельс высказывались по самым разнообразным вопросам. У  К.Маркса была определенная система  взглядов на восточное (азиатское), античное и феодальное общество, у Ф. Энгельса – на первобытное общество. Но их концепции первобытности, античности и т.п. не входят в качестве составных моментов (даже периферийных) ни в материалистическое понимание истории, ни в марксизм в целом. И устарелость и даже прямая ошибочность тех или иных представлений К. Маркса и Ф. Энгельса о первобытности, античности, религии, искусстве и т.п. ни в малейшей степени не может свидетельствовать о несостоятельности материалистического понимания истории. Даже выявление неверности тех или иных идей Маркса, входящих в его теорию капиталистической экономики, являющуюся одной из основных частей марксизма, прямо не затрагивает центрального ядра материалистической концепции истории. 
 
 
 

Информация о работе Материализм как философская концепция