Логика как философская дисциплина.

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 14:05, курсовая работа

Описание работы

Логика – это наука о мышлении. Но в отличие от других наук, изучающих мышление человека, например в психологии, логика, изучает мышление как средство познания; ее предметом являются законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек познаёт окружающий его мир.

Логика, изучающая познающее мышление и применяемая как средство познания, возникла и развивалась как философская наука и в настоящее время представляет собой сложную систему знаний, включающую две относительные науки: логику формальную и логику диалектическую.

Содержание

1 Логика как философская дисциплина.Формы мышления.Логические законы мышления…………….................................................15
2 Средневековая философия:схоластика.Реализм,номинализм…..20
3 Мысли и работы Фомы Аквинского………………………………………………..23
Вывод………………………………………………………24
Список источников информации…………………………………………………….25

Работа содержит 1 файл

контрольная по философии.docx

— 55.42 Кб (Скачать)

Идея  первородного греха: Адам и Ева нарушили запрет Бога и попробовали запретный плод. За это они были изгнаны из эдема, но стали свободными и самостоятельными. Совершив первый грех человек доказал свое право на самоопределение.

Идея  воскресения души: На место веры в переселение душ приходит вера в воскресение души – теперь умерев, праведный человек окажется вновь не на бренной земле, а в лучшем мире - Царстве Божьем. Жизнь рассматривается лишь как кратковременное пребывание на земле, по сравнению с вечной жизнью в раю, а смерть – лишь уход из нее.

Идея  святости тела: Свята не только душа, но и тело. Христос состоит из плоти и крови, как и человек.

Идея  всеобщего равенства: Все люди равны, так как бог создал их равными, и в раю люди тоже равны. Для бога и религии нет крестьянина или короля – есть только христианин.

Герменевтика: Объяснение и интерпретация библейских текстов. 

Философское знание средних веков принято условно  разделять на несколько периодов, самые крупные из которых патристика и схоластика. В свою очередь каждая из них делится на несколько различных  периодов и направлений.

Патристика (II-VI век н.э.)

Свое название патристика получила от латинского слова «патрис», означающее «отцы церкви». Соответственно это период христианских отцов церкви, которые заложили основы христианской, а, следовательно, и средневековой  философии. Патристику можно условно  разделить на несколько периодов:

Апостольский период (до середины II века) – время деятельности апостолов-евангелистов.

Апологетика (середина II века – начало IV) – Апологетами называли образованных христиан, вставших на защиту христианства от языческой философии. Для защиты христианства апологеты прибегали к помощи античной и греческой философии, используя аллегорию и логические доказательства, пытаясь показать что верования язычников нелепы, их философия не имеет единства и полна противоречий, что христианская теология это единственная философия, несущая людям единую для всех истину. Виднейшими трудами, сохранившимися до наших дней были апологии Юстина, Татиана, Тертуллиана.

Зрелая патристика(IV-VI) – Выделяют восточную (греческую) и западную (латинскую) патристику. Благодаря греческому языку восточная патристика связана с античной философией сильнее западной. Наиболее известные деятели восточной патристики: Григорий Богослов, Афанасий Александрийский, Иоанн Златоуст и другие; западной: Аврелий Августин, Амвросий Медиоланский, Иероним. Основные проблемы патристики: формирование символов веры, проблема трех ипостасей, христология, креационизм и другие. 

Схоластика(VII-XIV)

      Слово «схоластика» происходит от слова  schola (школа), пришедшего в латинский язык из греческого, поэтому схоластику часто называют школьной философией. В отличие от отцов церкви, опиравшихся на собственный разум и интуицию, схоластики использовали рациональные пути познания Бога. В схоластике существовало три основных направления: реализм, номинализм и концептуализм.

Реализм: Средневековое понятие реализма не имеет ничего общего с современным значением этого слова. Под реализмом подразумевалось учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии, а не единичные предметы. Согласно средневековым реалистам, универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме. И только благодаря этому человеческий разум в состоянии познавать сущность вещей, ибо эта сущность и есть не что иное, как всеобщее понятие. Реалисты, разделяя идеи Платона, считали, что общие понятия есть форма сущностного бытия. Наиболее известные последователи реализма: Аврелий Августин, Ансельм Кентерберийский, которого называли в Англии вторым Августином. Ансельм Кентерберийский знаменит своим онтологическим доказательством существования бога – он утверждал, что само понятие Бога доказывает его существование.

Номинализм: Термин "номинализм" происходит от латинского "nomen" - "имя". Согласно номиналистам, общие понятия - только имена; они не обладают никаким самостоятельным существованием и образуются нашим умом путем абстрагирования некоторых признаков, общих для целого ряда вещей. Например, понятие "человек" получается откидыванием всех признаков, характерных для каждого человека в отдельности, и концентрации того, что является общим для всех: человек - это живое существо, наделенное разумом больше, чем кто либо из животных. Данное определение можно, в принципе, уточнить: у человека одна голова, две руки, две ноги и т.д., но это уже излишне, так как первое определение уже однозначно определяет сущность человека. Таким образом, согласно учению номиналистов, универсалии существуют не до вещей, а после вещей. Наиболее известным номиналистом был Пьер Абеляр Концептуалисты занимали промежуточную позицию между реалистами и номиналистами, считая что бытие есть самостоятельные вещи внутри своей сущности. 

       3. Мысли и работы  Фомы Аквинского

 

Фома́ Акви́нский (родился в 1225, замок Роккасекка, близ Аквино, умер недалеко от Неаполя 7 марта 1274, монастырь Фоссануова, около Рима) — философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики, учитель церкви, Doctor Angelicus, Doctor Universalis, «princeps philosophorum» («князь философов»), основатель томизма, член ордена доминиканцев; с 1879 года признан наиболее авторитетным католическим религиозным философом, который связал христианское вероучение (в частности, идеи Августина Блаженного) с философией Аристотеля. Сформулировал пять доказательств бытия Бога. Признавая относительную самостоятельность естественного бытия и человеческого разума, утверждал, что природа завершается в благодати, разум — в вере, философское познание и естественная теология, основанная на аналогии сущего, — в сверхъестественном откровении.

Фома Аквинский. "О  сущем и сущности"

О сущем и сущности

ПРОЛОГ

Так как маленькая  ошибка в начале может стать большой  в конце, согласно Философу в I книге "О небе", а сущность (essentia) и  сущее (ens), прежде всего, постигаются  разумом, как говорит Авиценна в  начале своей "Метафизики", -- поэтому, чтобы незнание этих понятий не привело  к заблуждению, и чтобы показать трудности, связанные с их использованием, следует сказать, что мы называем сущностью и сущим, и каким  образом обнаруживаются они в  различных вещах, а также, каким  образом относятся они к логическим понятиям (intentiones), а именно: роду (genus), виду (species) и видовому отличию (differentia).

Но знание простого мы получаем из составного (compositum) и  от более позднего приходим к более  раннему, поэтому, ради удобства изложения, следует начать с более легкого  и двигаться от определения сущего к определению сущности.

ГЛАВА I

Итак, следует знать, что о сущем как таковом (ens per se) -- утверждает Философ в V книге "метафизики" -- говорится в  двух мыслях: либо оно подразделяется на десять родов, либо означает истинность суждения. Разница та, что во втором случае все то, о чем может быть сделано утвердительное высказывание, может быть названо сущим, даже если оно и не предполагает ничего в  действительности (in re); в этом смысле сущим называется также отсутствие (privationes) и отрицание (negationes). В самом  деле, мы говорим, что противоположное  утверждению "есть" отрицание  и что незрячесть и тому подобное [не-сущее] не есть сущее в первом смысле, ибо сущим в первом смысле может быть названо лишь то, что  предполагает что-либо в действительности.

Таким образом, наименование "сущность" берется не от того, что называется сущим во втором указанном  смысле, поскольку тогда мы назвали  бы сущим нечто, не имеющее сущности, как это явствует в случае отсутствия, -- но оно берется от (sumitur ab) того, что называется сущим в первом указанном смысле. И поэтому Комментатор  говорит в соответствующем месте, что сущее в первом смысле есть то, что выражает сущность вещи (essentia rei). И поскольку, как было сказано, сущее, понимаемое в первом смысле, подразделяется на десять родов, то сущность должна выражать нечто общее всем вещам (nature) посредством [различения] которых мы относим различное сущее (diversa entia) к различным родам и видам; так, например, человеческая природа (hunamitas) есть сущность человека, и подобным образом обстоит дело и с прочими вещами.

А так как вещь определяется в свой собственный  род и вид на основании того, что выражено в ее определении, указывающем, что есть эта вещь, -- то наименование "сущность" философы преобразуют  в наименование "чтойность" (quiditas), а Философ часто называет это quod quid erat esse, т.е. то, благодаря чему нечто  имеет бытие в качестве такового (esse quid). То же можно назвать еще  и формой (forma) -- поскольку форма  выражает определенность (certido) каждой вещи, как утверждает Авиценна во II книге своей "Метафизики". По-другому  это может быть названо природой (natura), если под "природой" понимается то, что отвечает первому из четырех  смыслов, указанных Боэцием в  книге "О двух природах", согласно которому природой называется все то, что, каким-либо образом, может быть постигнуто разумом, ибо вещь является умопостигаемой только благодаря определению и своей сущности. Равно и Философ говорит в V книге "Метафизики", что всякая субстанция есть природа. Однако ясно, что наименование "природа", понятое таким образом, выражает сущность вещи -- поскольку соотносится с ее специфической деятельностью (propria operatio rei), ибо ни одна вещь не лишена своей специфической деятельности. Что же касается наименования "чтойность", то оно применяется на основании того, что выражено в определении. О сущности же мы говорим -- поскольку благодаря ей и в ней сущее имеет бытие.

Но так как в  полной мере и, в первую очередь (absolute et primo) наименование "сущее" применяется  по отношению к субстанциям и  только потом и как бы в определенном смысле (per posterius et quasi secundum quid) -- к акциденциям, -- то и сущность в собственном  смысле слова истинным образом (proprie et vere) есть только в субстанциях, а  в акциденциях она есть лишь некоторым  образом и в определенном смысле (quodammodo et secundum quid).

Между тем, среди  субстанций одни могут быть простыми (simplices), a другие -- составными (composite), и, хотя сущность есть и в тех, и в  других, однако, в простых субстанциях  она есть более истинным и благородным  образом, поскольку и бытие они  имеют более благородное, будучи причинами того, что является составным, -- по крайней мере, первая простая  субстанция, т.е. Бог. Но, так как сущности таких субстанций для нас, в большей  степени, скрыты, то, ради удобства изложения, следует начать с сущностей составных  субстанций как с более легкого.

 

                 Список источников информации.

1. Мотрошилова Н.В. Путь Гегеля к «Науке логики». М., 1984

2. Зегет В. Элементарная  логика. М., 1985

3. Гетманова А.Д. Учебник по логике. М., 1994.

4. Ивин А.А. По законам логики. М., 1983

5. «Введение в философию. Учебник для вузов», С.-П, 1999 г.

6. Большой энциклопедический словарь, М,  2001 г.

7. Философия\Фома Аквинский — Википедия. http://ru.wikipedia.orgр

Информация о работе Логика как философская дисциплина.