Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 14:05, курсовая работа
Логика – это наука о мышлении. Но в отличие от других наук, изучающих мышление человека, например в психологии, логика, изучает мышление как средство познания; ее предметом являются законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек познаёт окружающий его мир.
Логика, изучающая познающее мышление и применяемая как средство познания, возникла и развивалась как философская наука и в настоящее время представляет собой сложную систему знаний, включающую две относительные науки: логику формальную и логику диалектическую.
1 Логика как философская дисциплина.Формы мышления.Логические законы мышления…………….................................................15
2 Средневековая философия:схоластика.Реализм,номинализм…..20
3 Мысли и работы Фомы Аквинского………………………………………………..23
Вывод………………………………………………………24
Список источников информации…………………………………………………….25
Идея первородного греха: Адам и Ева нарушили запрет Бога и попробовали запретный плод. За это они были изгнаны из эдема, но стали свободными и самостоятельными. Совершив первый грех человек доказал свое право на самоопределение.
Идея воскресения души: На место веры в переселение душ приходит вера в воскресение души – теперь умерев, праведный человек окажется вновь не на бренной земле, а в лучшем мире - Царстве Божьем. Жизнь рассматривается лишь как кратковременное пребывание на земле, по сравнению с вечной жизнью в раю, а смерть – лишь уход из нее.
Идея святости тела: Свята не только душа, но и тело. Христос состоит из плоти и крови, как и человек.
Идея всеобщего равенства: Все люди равны, так как бог создал их равными, и в раю люди тоже равны. Для бога и религии нет крестьянина или короля – есть только христианин.
Герменевтика: Объяснение
и интерпретация библейских текстов.
Философское знание средних веков принято условно разделять на несколько периодов, самые крупные из которых патристика и схоластика. В свою очередь каждая из них делится на несколько различных периодов и направлений.
Патристика (II-VI век н.э.)
Свое название патристика получила от латинского слова «патрис», означающее «отцы церкви». Соответственно это период христианских отцов церкви, которые заложили основы христианской, а, следовательно, и средневековой философии. Патристику можно условно разделить на несколько периодов:
Апостольский период (до середины II века) – время деятельности апостолов-евангелистов.
Апологетика (середина II века – начало IV) – Апологетами называли образованных христиан, вставших на защиту христианства от языческой философии. Для защиты христианства апологеты прибегали к помощи античной и греческой философии, используя аллегорию и логические доказательства, пытаясь показать что верования язычников нелепы, их философия не имеет единства и полна противоречий, что христианская теология это единственная философия, несущая людям единую для всех истину. Виднейшими трудами, сохранившимися до наших дней были апологии Юстина, Татиана, Тертуллиана.
Зрелая патристика(IV-VI)
– Выделяют восточную (греческую) и западную
(латинскую) патристику. Благодаря греческому
языку восточная патристика связана с
античной философией сильнее западной.
Наиболее известные деятели восточной
патристики: Григорий Богослов, Афанасий
Александрийский, Иоанн Златоуст и другие;
западной: Аврелий Августин, Амвросий
Медиоланский, Иероним. Основные проблемы
патристики: формирование символов веры,
проблема трех ипостасей, христология,
креационизм и другие.
Схоластика(VII-XIV)
Слово «схоластика» происходит от слова schola (школа), пришедшего в латинский язык из греческого, поэтому схоластику часто называют школьной философией. В отличие от отцов церкви, опиравшихся на собственный разум и интуицию, схоластики использовали рациональные пути познания Бога. В схоластике существовало три основных направления: реализм, номинализм и концептуализм.
Реализм: Средневековое понятие реализма не имеет ничего общего с современным значением этого слова. Под реализмом подразумевалось учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии, а не единичные предметы. Согласно средневековым реалистам, универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме. И только благодаря этому человеческий разум в состоянии познавать сущность вещей, ибо эта сущность и есть не что иное, как всеобщее понятие. Реалисты, разделяя идеи Платона, считали, что общие понятия есть форма сущностного бытия. Наиболее известные последователи реализма: Аврелий Августин, Ансельм Кентерберийский, которого называли в Англии вторым Августином. Ансельм Кентерберийский знаменит своим онтологическим доказательством существования бога – он утверждал, что само понятие Бога доказывает его существование.
Номинализм: Термин
"номинализм" происходит от латинского
"nomen" - "имя". Согласно номиналистам,
общие понятия - только имена; они не обладают
никаким самостоятельным существованием
и образуются нашим умом путем абстрагирования
некоторых признаков, общих для целого
ряда вещей. Например, понятие "человек"
получается откидыванием всех признаков,
характерных для каждого человека в отдельности,
и концентрации того, что является общим
для всех: человек - это живое существо,
наделенное разумом больше, чем кто либо
из животных. Данное определение можно,
в принципе, уточнить: у человека одна
голова, две руки, две ноги и т.д., но это
уже излишне, так как первое определение
уже однозначно определяет сущность человека.
Таким образом, согласно учению номиналистов,
универсалии существуют не до вещей, а
после вещей. Наиболее известным номиналистом
был Пьер Абеляр Концептуалисты занимали
промежуточную позицию между реалистами
и номиналистами, считая что бытие есть
самостоятельные вещи внутри своей сущности.
Фома́ Акви́нский (родился в 1225, замок Роккасекка, близ Аквино, умер недалеко от Неаполя — 7 марта 1274, монастырь Фоссануова, около Рима) — философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики, учитель церкви, Doctor Angelicus, Doctor Universalis, «princeps philosophorum» («князь философов»), основатель томизма, член ордена доминиканцев; с 1879 года признан наиболее авторитетным католическим религиозным философом, который связал христианское вероучение (в частности, идеи Августина Блаженного) с философией Аристотеля. Сформулировал пять доказательств бытия Бога. Признавая относительную самостоятельность естественного бытия и человеческого разума, утверждал, что природа завершается в благодати, разум — в вере, философское познание и естественная теология, основанная на аналогии сущего, — в сверхъестественном откровении.
Фома Аквинский. "О сущем и сущности"
О сущем и сущности
ПРОЛОГ
Так как маленькая
ошибка в начале может стать большой
в конце, согласно Философу в I книге
"О небе", а сущность (essentia) и
сущее (ens), прежде всего, постигаются
разумом, как говорит Авиценна в
начале своей "Метафизики", -- поэтому,
чтобы незнание этих понятий не привело
к заблуждению, и чтобы показать
трудности, связанные с их использованием,
следует сказать, что мы называем
сущностью и сущим, и каким
образом обнаруживаются они в
различных вещах, а также, каким
образом относятся они к
Но знание простого мы получаем из составного (compositum) и от более позднего приходим к более раннему, поэтому, ради удобства изложения, следует начать с более легкого и двигаться от определения сущего к определению сущности.
ГЛАВА I
Итак, следует знать, что о сущем как таковом (ens per se) -- утверждает Философ в V книге "метафизики" -- говорится в двух мыслях: либо оно подразделяется на десять родов, либо означает истинность суждения. Разница та, что во втором случае все то, о чем может быть сделано утвердительное высказывание, может быть названо сущим, даже если оно и не предполагает ничего в действительности (in re); в этом смысле сущим называется также отсутствие (privationes) и отрицание (negationes). В самом деле, мы говорим, что противоположное утверждению "есть" отрицание и что незрячесть и тому подобное [не-сущее] не есть сущее в первом смысле, ибо сущим в первом смысле может быть названо лишь то, что предполагает что-либо в действительности.
Таким образом, наименование
"сущность" берется не от того,
что называется сущим во втором указанном
смысле, поскольку тогда мы назвали
бы сущим нечто, не имеющее сущности,
как это явствует в случае отсутствия,
-- но оно берется от (sumitur ab) того,
что называется сущим в первом
указанном смысле. И поэтому Комментатор
говорит в соответствующем
А так как вещь определяется в свой собственный род и вид на основании того, что выражено в ее определении, указывающем, что есть эта вещь, -- то наименование "сущность" философы преобразуют в наименование "чтойность" (quiditas), а Философ часто называет это quod quid erat esse, т.е. то, благодаря чему нечто имеет бытие в качестве такового (esse quid). То же можно назвать еще и формой (forma) -- поскольку форма выражает определенность (certido) каждой вещи, как утверждает Авиценна во II книге своей "Метафизики". По-другому это может быть названо природой (natura), если под "природой" понимается то, что отвечает первому из четырех смыслов, указанных Боэцием в книге "О двух природах", согласно которому природой называется все то, что, каким-либо образом, может быть постигнуто разумом, ибо вещь является умопостигаемой только благодаря определению и своей сущности. Равно и Философ говорит в V книге "Метафизики", что всякая субстанция есть природа. Однако ясно, что наименование "природа", понятое таким образом, выражает сущность вещи -- поскольку соотносится с ее специфической деятельностью (propria operatio rei), ибо ни одна вещь не лишена своей специфической деятельности. Что же касается наименования "чтойность", то оно применяется на основании того, что выражено в определении. О сущности же мы говорим -- поскольку благодаря ей и в ней сущее имеет бытие.
Но так как в полной мере и, в первую очередь (absolute et primo) наименование "сущее" применяется по отношению к субстанциям и только потом и как бы в определенном смысле (per posterius et quasi secundum quid) -- к акциденциям, -- то и сущность в собственном смысле слова истинным образом (proprie et vere) есть только в субстанциях, а в акциденциях она есть лишь некоторым образом и в определенном смысле (quodammodo et secundum quid).
Между тем, среди субстанций одни могут быть простыми (simplices), a другие -- составными (composite), и, хотя сущность есть и в тех, и в других, однако, в простых субстанциях она есть более истинным и благородным образом, поскольку и бытие они имеют более благородное, будучи причинами того, что является составным, -- по крайней мере, первая простая субстанция, т.е. Бог. Но, так как сущности таких субстанций для нас, в большей степени, скрыты, то, ради удобства изложения, следует начать с сущностей составных субстанций как с более легкого.
1. Мотрошилова Н.В. Путь Гегеля к «Науке логики». М., 1984
2. Зегет В. Элементарная логика. М., 1985
3. Гетманова А.Д. Учебник по логике. М., 1994.
4. Ивин А.А. По законам логики. М., 1983
5. «Введение в философию. Учебник для вузов», С.-П, 1999 г.
6. Большой энциклопедический словарь, М, 2001 г.
7. Философия\Фома Аквинский — Википедия. http://ru.wikipedia.orgр