Логика как философская дисциплина.

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 14:05, курсовая работа

Описание работы

Логика – это наука о мышлении. Но в отличие от других наук, изучающих мышление человека, например в психологии, логика, изучает мышление как средство познания; ее предметом являются законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек познаёт окружающий его мир.

Логика, изучающая познающее мышление и применяемая как средство познания, возникла и развивалась как философская наука и в настоящее время представляет собой сложную систему знаний, включающую две относительные науки: логику формальную и логику диалектическую.

Содержание

1 Логика как философская дисциплина.Формы мышления.Логические законы мышления…………….................................................15
2 Средневековая философия:схоластика.Реализм,номинализм…..20
3 Мысли и работы Фомы Аквинского………………………………………………..23
Вывод………………………………………………………24
Список источников информации…………………………………………………….25

Работа содержит 1 файл

контрольная по философии.docx

— 55.42 Кб (Скачать)

Наиболее общими чертами правильного мышления являются определенность, последовательность и  доказательность. Логическая правильность мышления  является необходимым  условием гарантированного получения  истинных результатов в решении  задач, возникающих в процессе познания. 

              Логические законы  мышления.

Прежде чем рассмотреть  содержание и специфику законов  логики целесообразно определить родовое  понятие"закон".

Закон есть существенная, внутренняя, устойчивая, необходимая, повторяющаяся связь явлений,обусловливающая  их структуру, функционирование или  развитие.

На основе этой общей  дефиниции определим категорию "закон  мышления".

Закон мышления - это  внутренняя, существенная, устойчивая, необходимая, повторяющаяся связь  междуэлементами мысли и самими мыслями. Источники этих связей - объективны. Законы мышления являются обобщенным отражением закономерностей внешнего мира,преобразованных в человеческой голове и ставших общими принципами познающего мышления. Отсюда, порядок и связь вещей определяет порядок и связь мыслей.Этот процесс идет по двум направлениям:

содержательному (отражение  связей реальных вещей);

формальному (отражение  связей форм мысли).

Первое направление  реализуется в диалектических законах  и изучается диалектической логикой, авторое - в формальнологических  законах и изучается формальной логикой.

В логических законах  выражены существенные, устойчивые и  необходимые черты внутренней структурымыслительного процесса, которая исторически сложилась  на основе объективных свойств и  отношений природного мира. Вот почему сами законы логики носят объективный характер. Поэтому люди не могут по своему усмотрению изменять или "диктовать" новые логические законы. Законы логики воспринимаются как аксиома - истина, не требующая доказательства. Обладая характером всеобщности в сфере мышления, эти законы являются обязательными с точки зрения их соблюдения во всех областях научного знания и на любом уровне познавательного процесса. Естественно, что одних логических законов недостаточно, чтобы обеспечить истинность наших суждений, умозаключений. Законы логики составляют

важный и обязательный момент в системе условий, определяющих истинность наших мыслей.Логическая правильность и стройность мышления необходимы, но недостаточны для объективной  истинности выводного знания. Отсюда вытекает следующее положение:законы логики нельзя абсолютизировать, они  не распространяются на внешний мир; их применение ограничено сферой мышления, а их действие правомерно лишь в пределах логической формы, а не содержания мысли.

Различают следующие  виды формально-логических законов.

Во-первых, законы, связанные с отдельными формами абстрактного мышления -или с понятием, или с суждением, илис умозаключением. На основе этих законов были выведены конкретные правила, которые рассматривались в предыдущих главах данного учебного пособия.

Во-вторых, законы, которые имеют всеобщий характер, действуют во всех формах абстрактного мышления. Их называютосновные формально-логические законы. Это - закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего и закон достаточного основания. Ихназывают основными потому, что они:

действуют во всяком мышлении;

лежат в основе различных  логических операций с понятиями  и суждениями;

используются в  процессе умозаключений и доказательств;

отражают важные свойства правильного мышления: определенность,логическую непротиворечивость, последовательность, обоснованность.

Первые три закона были выявлены и сформулированы древнегреческим  философом Аристотелем, закон достаточного основания - немецкимфилософом XVIII в. Г.В. Лейбницем.

Необходимо иметь  в виду, что выделение четырех  формально-логических законов осуществляется только в традиционной логике,которая  и является объектом нашего изучения. Логика же современная (в частности, математическая, символическая) показала, что логических законов бесконечномного  и нет оснований делить их на основные и второстепенные. Кроме того, построены  логические системы, в которых не являются

законами, например, законисключенного третьего (например, интуиционистская логика, некоторые  системы многозначной логики), закон  противоречия (паранепротиворечивая логика). Однако,абстрагируясь от этого и  оставаясь в рамках традиционной логики, обратимся к анализу выделенных формальнологических законов, которые  имеют важное значение вмыслительной  деятельности людей.

Закон тождества

Сущность закона: каждая объективно истинная и логически  правильная мысль или понятие  о пред мете должныбыть определенными  и сохранять свою однозначность  на протяжении всего рассуждения  и вывода. Записывается закон так:

а есть а или а = а (для суждений)

А есть А или А = А (для понятий)

Таким образом, закон  тождества требует, чтобы в процессе определенного рассуждения всякая мысль был атождествлённой самой себе, а разные мысли никогда не отождествлялись.

Закон противоречия

Сущность закона: два несовместимых друг другом суждения не могут быть одновременно истинными; покрайней мере одно из них обязательно  ложно. Записывается: а не есть не-a.

Данный закон имеет  большое значение в мыслительном процессе. К примеру, римский философ  Эпиктеттак обосновывал необходимость  закона противоречия: "Я хотел  бы быть рабом человека, не признающего  закона противоречия. Он велел бы мне  подать себе вина,я дал бы ему  уксуса или еще чего похуже. Он возмутился бы, стал бы кричать, что я даю  ему не то, что он просил. А я  сказал бы ему. Ты не признаешь ведь закон противоречия, стало быть, что вино, уксус, что какая угодно гадость - все одно и то же. Или так: хозяин велел побрить себя. Я охватываю ему бритвою ухо илинос. Опять начинаются крики, но я повторил бы ему свои рассуждения. И все делал бы в таком роде, пока не принудил бы хозяина признать истину, что необходимость непреоборима и закон противоречия всевластен". Смысл этого эмоционального комментария сводится к идее: из противоречия можно вывести все, что угодно.

Значение закона противоречия заключается в том, что он обеспечивает достижение истины.Логически непротиворечивая мысль может оказаться ложной по содержанию, но истинная мысль никогда не может быть логически противоречивой по своей структуре. Логическая непротиворечивость является хотя и недостаточным, но обязательным формальным критерием всякой научной теории. Таким образом, знание закона противоречия позволяет избежать субъективных противоречий, сделать мышление непротиворечивыми исключающим логическое заблуждение. Вместе с тем, настаивая на исключении логических противоречий, не следует пытаться втиснуть все многообразие противоречий в прокрустово ложе логики

Закон исключенного третьего

Сущность закона: два противоречащих исключенного суждения и тоже время и в одном и  том же отношении,не могут быть вместе истинными или ложными. Одно - необходимо истинно, а другое - ложно; третьего быть не может. Записывается: или а, или не-а.

Реально такие связи  образуются из следующих пар суждений:

- "Это S есть  Р" и "Это S не есть Р" (единичные суждения);

- "Все S есть  Р" и "Некоторые S не есть Р" (суждения А и Q),

- "Ни одно S не  есть Р" и "Некоторые S есть ^"(суждения Е и I).

Подобно закону противоречия закон исключенного третьего отражает последовательность и противоречивость мышления. Он не допускает противоречий в мыслях и устанавливает, что два противоречащих суждения не могут быть не только одновременно истинными(на это указывает и закон противоречия), но и одновременно ложными. Если ложно одно из них, то другое необходимо истинно.

Закон достаточного основания

Сущность закона: всякая мысль может быть признана истинной только тогда, когда она  имеет достаточное основание, всякая мысль должна быть обоснована. Записывается: А есть потому, что есть В. В приведенной логической схеме данного закона:

- А - это логическое следствие, т.е. мысль, которая вытекает из предыдущей мысли;

- В - логическое основание, т.е. мысль, из которой вытекает другая мысль.  

Человек во всей своей  практической деятельности и в процессе рассуждений руководствуется каким-либо основанием. В конечном счете они могут быть представлены в виде достоверных фактов, правил и законов науки. Кроме них существует в нашем обиходе конкретные принципы, правила и положения, которые ранее признаны истинными и проверены практикой. Быть последовательным означает выдвигать исходные суждения недостаточном основании и смело делать выводы, вытекающие из этих суждений.

Закон достаточного основания является отражением всеобщей взаимосвязи, существующей между предметами и явлениями в окружающем мире. Предметы и явления действительности связаны таким образом, что часто знание наличия одного из них может быть основанием для значения другого.

 

2. Средневековая философия:схоластика.Реализм,номинализм  

Средневековая философия - длительный отрезок в истории  европейской философии, который  непосредственно связан с христианской религией (VII - начало XV вв. н.э.). В европейской  истории философии указанный  период обычно называют эпохой схоластики, когда и происходит систематическая  разработка христианской философии  в условиях прерывани линии античной традиции и искоренения инакомыслия, поскольку процесс философствовани  находился под неусыпным контролем  со стороны института церкви. Наука  и философия были провозглашены "служанками" теологии. Перед философией ставилась троякая задача - с помощью  разума проникнуть в истины веры и  тем самым приблизить их содержание к мыслящему духу человека; придать  религиозной истине систематическую  форму для более эффективной  ее усваемости; и, наконец, при помощи философских аргументов ослабить, если не исключить, критику святых истин..

Средневековая философия  была неразрывно связана с христианством, поэтому общефилософские и христианские идеи тесно в ней переплетаются. Основная идея средневековой философии  – теоцентризм.  

Теоцентризм: В соответствии с принципом теоцентризма в средние века центром всего является Бог. Бог является источником всякого бытия, блага, высшую цель жизни видят в служении Богу. В средние века бог и религия – вот главные объекты философии, именно бог и религия изучается в то время ее служителями.

Монотеизм: В отличие от античного многобожия – политеизма, средневековая философия признает лишь одного Бога.

Идея  богочеловека: В средние века человека лишь только начал осознавать свою специфичность. Идея исключительности человека в полной мере проявит себя лишь в эпоху Возрождения (антропоцентризм), но зарождение ее приходится на средние века, и огромную роль здесь сыграет Евангелие. Иисус Христос бог, сын бога, но он в то же время и человек, гораздо более близкий у обыденному, чем его отец.

Креационизм: Идея сотворения мира Богом из ничего. Если творит бог, то, пусть в меньшей степени, должен творить человек. Однако существовала и противоположная точка зрения о том, что творчество – прерогатива исключительно Бога, а со стороны людей это считалось богохульством. Такого рода представления сдерживали развитие техники.

Идея креационизма возвышает Бога над природой. В  отличие от античных богов, которые  были родственны природе, христианский Бог стоит над природой, по ту сторону ее и потому является трансцендентным  Богом. Активное творческое начало как  бы изымается из природы, из космоса  и передается Богу; в средневековой  философии космос поэтому не есть больше самодовлеющее и вечное бытие, не есть живое и одушевленное целое, каким его считали многие из греческих  философов.

Из идеи креационизма следует так называемый монистический  принцип: есть только одно абсолютное начало - Бог, а все остальное - его  творение. Подлинным бытием обладает только Бог, ему приписывается те атрибуты, которыми античные философы наделяли бытие. Он вечен, неизменен, самотождественен, ни от чего другого не зависит и  является источником всего сущего. Аврелий Августин (354-430) утверждает, что Бог есть высшее бытие, высшая субстанция, высшая форма, высшее благо.

Провиденциализм: История понимается как «путь к Царству Божию» – судьба мира предопределена, и окончится апокалипсисом. Из различных вычислений назывались разные даты грядущего Страшного суда – его ждали и в 1491, и в 1666, и в другие годы, однако, как мы видим, эти вычисления оказались ошибочными.

Идея  заповедей: Заповеди – договор между богом и человеком, первый список преступлений, которые может совершить человек. Человеку, преступившему эти заповеди, будет судьей не правитель или государство, а сам бог. Лишь вера, а не страх перед наказанием, не дает человеку нарушить их.

Информация о работе Логика как философская дисциплина.