Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 14:05, курсовая работа
Логика – это наука о мышлении. Но в отличие от других наук, изучающих мышление человека, например в психологии, логика, изучает мышление как средство познания; ее предметом являются законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек познаёт окружающий его мир.
Логика, изучающая познающее мышление и применяемая как средство познания, возникла и развивалась как философская наука и в настоящее время представляет собой сложную систему знаний, включающую две относительные науки: логику формальную и логику диалектическую.
1 Логика как философская дисциплина.Формы мышления.Логические законы мышления…………….................................................15
2 Средневековая философия:схоластика.Реализм,номинализм…..20
3 Мысли и работы Фомы Аквинского………………………………………………..23
Вывод………………………………………………………24
Список источников информации…………………………………………………….25
Логика как философская
дисциплина.
Логика – это наука о мышлении. Но в отличие от других наук, изучающих мышление человека, например в психологии, логика, изучает мышление как средство познания; ее предметом являются законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек познаёт окружающий его мир.
Логика, изучающая познающее мышление и применяемая как средство познания, возникла и развивалась как философская наука и в настоящее время представляет собой сложную систему знаний, включающую две относительные науки: логику формальную и логику диалектическую.
Мышление человека подчиняется логическим законам и протекает в логических формах независимо от науки логики. Люди мыслят логично, не зная её правил, подобно тому, как они правильно говорят, не зная правил грамматики.
Что касается логики, то её задача заключается в том, что бы научить человека сознательно применять законы и формы мышления и на основе этого логичнее мыслить и, следовательно, правильнее познавать мир.
Знание логики повышает
культуру мышления, вырабатывает навык
мыслить более “грамотно”, развивает
критическое отношение к своим
и чужим мыслям.
"НАУКА ЛОГИКИ" - центральная работа Гегеля, выдвинувшая логику в качестве основополагающей философской дисциплины и утвердившая логицизм в качестве основной и окончательной системной парадигмы, одержавшей верх над всеми ранее предлагавшимися им вариантами системосозидания. "Н.Л." - первая часть и фундамент всей системы гегелевской философии; с ее детальной разработки начинается процесс развертывания философии Гегеля как таковой. "Н.Л." была написана Гегелем в Нюрнберге в его бытность директором местной гимназии; опубликована в двух томах (1812 и 1816). В истории философии за вариантом логики, изложенным в данной работе, закрепилось название "Большой логики", ибо существует еще и так называемая "Малая логика", под которой принято понимать версию, изложенную Гегелем в "Энциклопедии философских наук". Самым же популярным вариантом изложения "Н.Л." считается раздел, посвященный логике в "Философской пропедевтике", задуманной автором как пособие для старших классов гимназии и написанной в 1808 - 1811, однако изданной лишь в 1840.Сняв различие между субъективным и объективным и обнаружив, что субъект является единственным объектом, а объект - субъектом, феноменология Гегеля как бы уравняла между собой обе стороны мышления - субъективную (чистое мышление как деятельность в понятиях) и объективную (чистое мышление как сущность духа). В этом смысле логика у Гегеля становится наукой о чистом мышлении в элементе чистого мышления, являясь одновременно наукой о сущности духа и наукой о сущности вещей. Соединяя характер логики с характером онтологии (и метафизики вообще), логика превращается тем самым из чисто формальной дисциплины в часть (или основу) метафизики. В Предисловии к первому изданию "Н.Л." мыслитель пытается оценить современное состояние логики и соотнести его с теми изменениями, которые произошли за последние двадцать пять лет в характере философского мышления, настаивая при этом на необходимости радикальной реформы этой науки. При этом проблема реформирования логики тесно сопрягается Гегелем с историческими судьбами развития или, скорее, с девальвацией метафизики, которой был нанесен сокрушительный удар деятельностью Канта. В результате, считает Гегель, немецкий народ вообще остался без метафизики, что само по себе являет "по меньшей мере странное зрелище". Стремясь возвратить образованному народу утраченную им метафизику, Гегель по сути дела отождествляет ее с новой, требующей полного преобразования логикой. Обосновывая необходимость и своевременность этих преобразований, Гегель в Предисловии ко второму изданию "Н.Л." желает себе досуга для того, чтобы "переработать посвященный новой логике труд 77 раз", в сравнении с Платоном, "переделывавшим свое сочинение о государстве 7 раз". Во Введении к "Н.Л." автор дает резкую критическую оценку состояния современной ему логики, считая главным недостатком такого положения отсутствие метода, который бы смог превратить ее в подлинную науку. Прежняя логика (в том числе и кантовская) отрывала, по Гегелю, содержание познания от его формы и оперировала уже готовыми, неподвижными формами мышления. Чтобы оживотворить ее "мертвые кости", по мысли Гегеля, необходим метод, "единственно только и способный сделать ее чистой наукой". При этом, создание новой логики ассоциируется у философа с формированием содержательной науки, задача которой состоит в анализе научного метода и мышления, постигающего мир в понятиях. Гегель отстаивает идею содержательности логических форм, т.е. их соотнесенности с предметным содержанием, а также идею совпадения метода и предметного содержания. Он считает, что метод феноменологии, в которой речь шла о формах и ступенях сознания, вполне может быть применен в логике при рассмотрении необходимых определений мысли - чистых логических форм (понятий и категорий) в процессе их развития. В отличие от позиций Аристотеля и Канта категории являются у Гегеля не просто в форме перечисления или же таблицы, не как связующие формы деятельности рассудка и т.п., а как объективные образы мировой жизни, в которой посредством саморазвития раскрывается абсолютная идея. Заслугой Гегеля и стало исследование и изложение логики как целостной системы логических категорий, построенной как процесс, благодаря чему и обеспечивается связь и полнота их перечисления. Предметом логики становится у него, "царство чистой мысли", а сама она - наукой о "чистой идее в стихии чистого мышления". Развитие логической идеи осуществляется в форме категорий, которые и являются теми составными элементами, из которых развивается и развертывается вся гегелевская логика. Уже отмечалось, что новая логика является не формальной, а содержательной, предметной наукой, в роли предмета которой выступает чистая мысль или понятие. Однако гегелевское понятие - это не субъективная мысль, а объективная идея, сущность вещественно-предметного мира, поэтому его логика не может не совпадать с наукой о сущности вещей, т.е. метафизикой. В силу онтологической первичности чистой идеи логика, как наука об этой чистой идее, по Гегелю, онтологизируется, а все остальные философские науки, возведенные на логицистском фундаменте, приобретают в системе Гегеля избыточно прикладной характер. В этом контексте принято говорить о т.наз. гегелевском панлогизме как установке на выявление во всем сущем основополагающих определений мысли. Из-за этого панлогизма логика оказалась по сути всеобъемлющей философской концепцией, охватывающей все стороны действительности. В духе панлогизма вполне закономерен вывод о том, что, будучи наукой об абсолютной идее, составляющей единственно подлинную действительность, логика должна тем самым как бы растворить в себе все остальные науки. Для решения вопроса о причинах создания Гегелем философии природы и философии духа необходимо рассмотреть сущность и природу самого гегелевского абсолюта, осуществляющего себя в процессе саморазвития. Логика становится, таким образом, наукой только об одном из трех моментов абсолюта - в форме чистой мысли, которая (чистая мысль), в свою очередь, должна быть показана в ее осуществлении или, как говорит Гегель, в "предицировании самой себя самой собою". Логические категории и становятся ее предаткатами, т.к. развитие абсолюта в элементе чистой мысли представляется в форме развертывания категорий. Будучи лишь одним из проявлений абсолюта, только одной из форм его существования, логика, по Гегелю, есть "истина, какова она без покровов в себе и для себя самой... до сотворения природы и какого бы то ни было конечного духа". Однако истина (абсолют) не существует до природы и конечного духа, до них или раньше их, поэтому такое ее изображение Гегель считал односторонним и не подлинно действительным, отсюда и его знаменитое сравнение категорий - предикатов этого абсолюта с "тенями", а самой логики - с "царством теней" действительности. Однако само это царство он рассматривал в качестве основы всей действительности и, следовательно, изучающей эту действительность науки: "... различия между отдельными философскими науками суть лишь определения самой идеи, и лишь она одна проявляется в этих различных элементах. В природе мы ничего не познаем другого, кроме идеи, но идея существует здесь в форме отчуждения, внешнего обнаружения, точно так же, как в духе эта же самая идея есть сущая для себя и становящаяся в себе и для себя". Все философские науки стремятся, таким образом, открыть логические формы в произведениях природы и духа, поэтому логика должна предшествовать в системе философии всем другим отдельным философским наукам, которые по сути реализуют это "царство теней"; сама же она дает как бы план реализации абсолюта в виде системы категорий, по которому и осуществляется развитие подлинной действительности.
Мышление можно
рассмотреть как особое свойство
высокоорганизованной материи - мозга
- отражать материальный мир в идеальных
образах. Являясь продуктом
В реальном процессе мышления содержание и форма мыслей существуют в неразрывном единстве. Нет “чистого”, лишенного формы содержания, нет “чистых”, бессодержательных логических форм. Однако в целях специального анализа мы вправе отвлечься от конкретного содержания мысли, сделав предметом изучения её форму.
Исследование логических форм безотносительно к их конкретному содержанию и составляет важнейшую задачу науки логики.
Мышление - это сложный, многосторонний процесс, высшая форма познания мира, свойственная только человеку. Основными формами мышления являются понятия, суждения и умозаключения.
Понятие - форма мышления, в которой отражаются существенные признаки одноэлементного класса или класса однородных предметов. Понятия в языке выражаются словами (например, "дерево", "самолет") или группой слов, т.е. словосочетаниями, например, "студент гуманитарного института", "создатель художественных картин", "река Дон", "космический корабль" и др.
Суждение представляет собой форму мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, их свойствах или отношениях. Суждение выражается в форме повествовательного предложения. Суждения бывают простыми и сложными. Пример простого суждения: "Колорадский жук опустошает картофельное поле". Пример сложного суждения: "Наступила осень, и лебеди улетают". Оно состоит из двух простых суждений.
Умозаключение - это такая форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, по определенным правилам получается заключение. Виды умозаключений и изучает логика. Приведем пример.
Все металлы - вещества
Железо - металл
Железо - вещество
Первые два суждения, которые находятся над чертой, называются посылками, а третье суждение называется заключением.
Необходимо отметить, что в процессе познания человек стремится к достижению истинного знания. Развиваясь на основе общественно-трудовой деятельности, внутренняя структура мыслительного процесса формировалась в соответствии с закономерностями природы и свойствами человеческого мозга. Логическая форма обусловлена наиболее общими, чаще всего встречающимися свойствами, непосредственными связями и отношениями реального мира. Поэтому она вполне закономерно выражает устойчивые черты любого правильного мышления.
Логическая форма представляет собой исторически установившийся способ связи между составными элементами человеческой мысли. При этом в каждом мыслительном акте можно выделить как предмет мысли, так и то, отношениях с другими предметами. Мысль о предмете вступает в логические связи с другими мыслями в доказательном рассуждении, умозаключении и т.д. Связь элементов правильной мысли носит устойчивый характер, который обусловлен исторически сложившейся внутренней структурой мыслительного процесса. Свои формальные операции и законы логика не излагает произвольно, а лишь отражает и формулирует в них объективно закономерные отношения между структурными элементами мысли. Такие отношения в конечном счете определяются наиболее общими свойствами объективного мира. .
Мыслительная деятельность
человека проявляется в понимании
объектов мышления и в решении
на этой основе разнообразных мыслительных
задач.
Понимание - процесс проникновения мысли в сущность чего-либо. Объектом понимания может быть любой предмет, явление, факт, ситуация, действие, речь людей, произведение литературы и искусства, научная теория и т.д.
Понимание может быть включено в процесс восприятия объекта и выражаться в узнавании, осознании его, оно может осуществляться и вне восприятия.
Понимание является обязательным условием решения мыслительных задач.
Задача представляет собой ситуацию, которая определяет действие человека, удовлетворяющего потребность путём изменения этой ситуации.
Сущность задачи состоит в достижении цели. Сложные задачи человек решает в несколько этапов. Осознав цель, вопрос, возникшую потребность, он затем анализирует условия задачи, составляет план действий и действует.
Одни задачи человек решает непосредственно, путём выполнения привычных практических и умственных действий, другие задачи решает опосредованно, путём приобретения знаний, необходимых для анализа условий задачи. Задачи последнего типа называются мыслительными.
Решение мыслительных задач проходит несколько этапов.
Первый этап - осознание
вопроса задачи и стремление найти
на него ответ. Без вопроса нет
задачи, нет вообще деятельности мышления.
Второй этап решения
мыслительных задач - это анализ условий
задачи. Не зная условий, нельзя решить
ни одной задачи, ни практической, ни
умственной.
Третий этап решения мыслительной задачи - само решение. Процесс решения осуществляется посредством различных умственных действий с что мыслится о предмете: его свойствах, состоянии, действиях, а также отношениях с другими предметами. Мысль о предмете вступает в логические связи с другими мыслями в доказательном рассуждении, умозаключении и т.д. Связь элементов правильной мысли носит устойчивый характер, который обусловлен исторически сложившейся внутренней структурой мыслительного процесса. Свои формальные операции и законы логика не излагает произвольно, а лишь отражает и формулирует в них объективно закономерные отношения между структурными элементами мысли. Такие отношения в конечном счете определяются наиболее общими свойствами объективного мира. .
использованием логических
операций. Умственные действия образуют
определённую систему, последовательно
сменяя друг друга.
Последним этапом решения мыслительных задач является проверка правильности решения. Проверка правильности решения дисциплинирует мыслительную деятельность, позволяет осмыслить каждый шаг её, найти незамеченные ошибки и исправить их.
Умение решать мыслительные задачи характеризует ум человека, особенно, если человек может решать их самостоятельно и наиболее экономными способами.
В зависимости от того, какое место в мыслительном процессе занимают слово, образ и действие, как они соотносятся между собой, выделяют три вида мышления: конкретно-действенное, или практическое, конкретно-образное и абстрактное. Эти виды мышления выделяются ещё и на основании особенностей задач - практических и теоретических.
Конкретно-действенное
мышление направлено на решение конкретных
задач в условиях производственной,
конструктивной, организаторской и
иной практической деятельности людей.
Практическое мышление это прежде
всего техническое, конструктивное
мышление. Оно состоит в понимании
техники и в умении человека самостоятельно
решать технические задачи. Процесс
технической деятельности есть процесс
взаимодействий умственных и практических
компонентов работы. Сложные операции
абстрактного мышления переплетаются
с практическими действиями человека,
неразрывно связаны с ними. Характерными
особенностями конкретно-
Конкретно-образное,
или художественное, мышление характеризуется
тем, что отвлечённые мысли, обобщения
человек воплощает в конкретные
образы.
Абстрактное, или
словесно-логическое, мышление направлено
в основном на нахождение общих закономерностей
в природе и человеческом обществе.
Абстрактное, теоретическое мышление
отражает общие связи и отношения.
Оно оперирует главным образом
понятиями, широкими категориями, а
образы, представления в нём играют
вспомогательную роль.
Все три вида мышления
тесно связаны друг с другом. У
многих людей в одинаковой мере развиты
конкретно-действенное, конкретно-образное
и теоретическое мышление, но в
зависимости от характера задач,
которые человек решает, на первый
план выступает то один, то другой, то
третий вид мышления.
Если мышление рассматривать
в процессе развития его у детей,
то можно обнаружить, что раньше
всего возникает мышление конкретно-действенное,
потом конкретно-образное и, наконец,
абстрактно-логическое. Но особенности
каждого из указанных видов мышления
у детей несколько иные, связь
их проще.
Виды мышления являются
вместе с тем типологическими
особенностями умственной и практической
деятельности людей. В основе каждого
вида лежит особое отношение сигнальных
систем. Если у человека преобладает
конкретно-действенное или
Понятие ума шире понятия мышления. Ум характеризуют не только особенности мышления, но и особенности других познавательных процессов (наблюдательность, творческое воображение, логическая память, внимательность). Понимая сложные связи между предметами и явлениями окружающего мира, умный человек должен хорошо понимать и других людей, быть чутким, отзывчивым, добрым. Качества мышления - основные качества ума. К ним относят гибкость, самостоятельность, глубину, широту, последовательность и некоторые другие мышления.
Мышление – это
сложный процесс, оно имееет различные
аспекты, их изучением занимаются различные
науки.Как и всякая деятельность,
мышление имеет свои специфические
приемы и методы: анализ, синтез, сравнение,
обобщение, абстрагирование, научное
объяснение и другие, с помощью
которых формируются