Личность и учение Сократа

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 02:11, реферат

Описание работы

Слава, которой Сократ удостоился еще при жизни, легко пережила целые эпохи и, не померкнув, сквозь толщу двух с половиной тысячелетий дошла до наших дней. Сократом интересовались и увлекались во все времена. От века к веку аудитория его собеседников изменялась, но не убывала. И сегодня она, несомненно, многолюднее, чем когда бы то ни было.

Содержание

Введение...стр.2

Биография Сократа…..стр.3

Философия и понимание Сократа……стр.6

Философский метод Сократа…….стр.9

Вывод….стр.12

Список использованной литературы……...стр.14

Работа содержит 1 файл

Философия.docx

— 38.68 Кб (Скачать)

     Процесс установления Сократом  истины заканчивался, по его словам, дефиницией. Целью  дефиниции  была понятийная фиксация общего, полученного при помощи индукции.  Дефиницию, по Сократу, следует   подвергнуть  новой иронии, а   если общее  еще  содержало   противоречия,  сформировать  таким   же  путем  (через маевтику  и индукцию)  новую дефиницию. Дефиниция в понимании Сократа служит понятийным упорядочением достигнутого знания, установлением его видов и родов и их взаимных отношений.

     Итак, мы рассмотрели философский метод Сократа, целью которого было достижение истины  обнаружением  противоречий в утверждениях  противника.

 

 

Вывод 

    Выдвинув  духовные ценности на  первый план, Сократ считал их  создание главной целью  человеческой  жизни. А поскольку, по мысли  Сократа, духовные блага не  передаются в готовом виде  от одного лица к другому,  но раскрываются и приобретаются  в поиске, в исследовании самого  себя и других, в «заботе о  душе», постольку отказ от такого  поиска равносилен отказу от  жизни. По Сократу, диалог и  диалектический (вопросно-ответный) метод  определения понятий являются  необходимыми условиями совместного  поиска истины.

     Диалога - диалектический метод Сократа предполагает свободу человека и основывается на демократической идее о том, что человек есть существо ответственное, способное познать истину и принимать решения на свой собственный страх и риск.

     Посредством «испытания» иронией, Сократ разоблачал неосновательные претензии на  всезнание и непогрешимость, ниспровергая все мнимое, псевдосерьезное и всякого рода ложные авторитеты. Ирония Сократа является поиском истинного и положительного, призывом к подлинно серьезному и значительному, к их постоянному испытанию.

     Сократ провозгласил:  добродетель   есть знание. Но не всякое вообще  знание, а лишь добра и зла,  знание, которое ведет к правильным, добродетельным поступкам. На  этом основании он пришел к   выводу о том, что никто не  зол по своей воле, а лишь  по неведению. Этические парадоксы   Сократа положили, начало непрекращающейся и по сей день полемике об отношениях знания и добродетели.

     Идея  Сократа о самопознании, популярная в период античности, нередко становилась ведущей  идеей на поворотных пунктах  истории и существенно изменяла  образ мысли людей.

     Сократу, говорившему о невозможности   окончательных знаний о чем-либо («Я знаю, что ничего не знаю»), в равной степени было известно  как то, что человек способен  приобретать знания и умножать  их, так и то, что знания и   «искусство» сами по себе —  великая сила. Однако он был  уверен в том, что эта сила  может быть использована и  во благо, и во вред человеку. Согласно его учению, если человек  не сделал главным вопросом  своего бытия вопрос о самопознании, альтернативу добра и зла при  сознательном предпочтении добра,  всякие иные знания — при  всей их полезности — не  сделают человека счастливым. Более  того, они могут сделать его  несчастным.

     Неудивительно поэтому, что учение  Сократа о  самопознании находится  в тесной связи с теми дискуссиями,  которые  ведут в последнее  время не только в философских  и научных  кругах, но и среди  широких кругов интеллигенции, как в нашей стране, так и во всем мире вокруг проблем «человек - наука - техника», «наука – этика - гуманизм».

     Темы  этих дискуссий перекликаются с пониманием Сократа задачи философии  и ценности знания вообще. Названные  дискуссии и обсуждения нередко  сопровождаются прямыми и косвенными ссылками на учение и личность Сократа. И это не случайно: опросы, над  решением которых бился древний  философ, не утратили актуальности, вот  почему Сократ был и остается одним  из вечных «спутников» человечества.

     Таким образом, философия Сократа  не только произвела большое  впечатление  на его современников  и учеников, но и оказала заметное  влияние  на всю последующую  историю философской  и политической  мысли.

 

Список  использованной литературы 

1. Алексеев  А. С. Всемирные хроники. От  первых фараонов до Конфуция  и  Сократа. – М.: Вузовская   книга, 2005. – 548 с. 

2. Горбачев  В.Г. Основы философии. – М.: Гуманитарный издательский центр   ВЛАДОС, 2002. – 352 с. 

3. Гросс   Рональд. Путь Сократа. – М.: Попурри, 2004. – 267 с. 

4. Кожевникова   Е.Д., Козлова В.Б., Медушевская Н.Ф.  Философия: Учеб. пособие – М.: РИО СГА, 2006. – 214 с.  

5. Митрошенкова  О.А. Философия: Учеб. пособие –  М.: Гардарики,   2002. – 655 с. 

6. Пол   Стретерн. Сократ за 90 минут. –  М.: Астрель, 2003. – 176 с.

Информация о работе Личность и учение Сократа