Личность и учение Сократа

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 02:11, реферат

Описание работы

Слава, которой Сократ удостоился еще при жизни, легко пережила целые эпохи и, не померкнув, сквозь толщу двух с половиной тысячелетий дошла до наших дней. Сократом интересовались и увлекались во все времена. От века к веку аудитория его собеседников изменялась, но не убывала. И сегодня она, несомненно, многолюднее, чем когда бы то ни было.

Содержание

Введение...стр.2

Биография Сократа…..стр.3

Философия и понимание Сократа……стр.6

Философский метод Сократа…….стр.9

Вывод….стр.12

Список использованной литературы……...стр.14

Работа содержит 1 файл

Философия.docx

— 38.68 Кб (Скачать)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ 
 

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального образования

Санкт-Петербургский  государственный

инженерно-экономический  университет 

Кафедра Философии 

Реферат

На тему: «Личность и учение Сократа» 
 
 
 

   Выполнил(а): Макенова Зарина Ериковна

                                                                 (Фамилия И.О.)

Студент 2-го курса, срок обучения – 5 лет

специальности  Общий Менеджмент

Группа 71/1001

Номер зачетной книжки _____________ 
 

Проверил: Панфилова Марина Игоревна

                                                                 (Фамилия И.О.)

Должность: д.к. д.ф.н

                            должность, уч. степень, уч. звание

Оценка: _______ Дата: ______________

Подпись _____________

Дубай – 2011

 

Содержание 

  1. Введение...стр.2
 
  1. Биография Сократа…..стр.3
 
  1. Философия и понимание Сократа……стр.6
 
  1. Философский метод Сократа…….стр.9
 
  1. Вывод….стр.12
 
  1. Список  использованной литературы……...стр.14
 

 

Введение 

     В истории философии, пожалуй, нет  фигуры более известной, чем Сократ. Еще в древности в сознание людей он стал воплощением мудрости, идеалом мудреца, поставившего истину выше жизни. Представление о нем, как и о синониме мудрости, мужества мысли и героической мысли сохранилась и в последующие времена. Образ Сократа-мыслителя был положен в основу многих произведений литературы и искусства, начиная с диалогов Платона и кончая пьесой российского драматурга Э. Радзинского «Беседы с Сократом».

      Сократ -  великий античный мудрец «олицетворение философии», как назвал его К. Маркс, - стоит у истоков рационалистических и просветительных традиции европейской мысли.

      Слава, которой Сократ удостоился еще при  жизни, легко пережила целые эпохи  и, не померкнув, сквозь толщу двух с  половиной тысячелетий дошла  до наших дней.  Сократом интересовались и увлекались во все времена. От века к веку аудитория его собеседников изменялась, но не убывала. И сегодня она, несомненно, многолюднее, чем когда бы то ни было.

      С именем Сократа связано качественное изменение в истории европейской культуры, суть которого хорошо передал Гегель словами о том, что место оракулов заняло свидетельство духа индивидуумов. Сократ является родоначальником философской этики, которая в отличие от религиозной рассматривает мораль о качестве предмета, целиком находящегося в компетенции человека, в границах его познавательных и практических возможностей. Афиняне до Сократа  были нравственными, а не моральными; они жили, руководствуясь, обычаями и разумно приноравливались к обстоятельствам. Сократ показал, что существует добро как таковое. Он поставил знак равенства между совершенством человека, его добродетелью и знанием.

 

Биография Сократа 

     Сократ  родился в месяц Фаргелион  (май – июнь по современному  календарю), в год архонта Апсефиона,  на четвертом году 77-й Олимпиады  (469г. до н.э.) в семье каменотеса  Софрониска и повитухи Фенареты. Фаргелии были праздником рождения  Аполлона и Артемиды. По афинской  культовой традиции в Фаргелии  город занимался искупительным  очищением. Рождение в такой  день считалось событием символическим  и знаменательным, и новорожденный  в Афинах, естественно, попадал  под покровительство высокочтимого  светозарного Аполлона, бога муз,  искусств и гармонии.

    Несмотря  на свой ум, Сократ  был безобразен: не высокого роста,  приземистый, с отвисшим животом,  короткой шеей, большой лысой   головой, огромным выпуклым лбом.

    О первых сорока годах жизни  до нас  дошли противоречивые  сведения. По одним источникам  Сократ в начале жизни вел  довольно беспорядочный  образ  жизни. Затем он стал простым   каменотесом. Но как то он  приглянулся  философу Архелаю,  который избавил одаренного человека  от тяжелых занятий, после чего Сократ в течении ряда лет был учеником и любимцем Архелая.

     Другие  источники сообщают, будто  от работы каменотеса Сократа  избавил Критон, его сверстник  и товарищ. Оба они были из  одного дома. Влюбленный, в душевные качества Сократа и обладая достаточным богатством, Критон предоставил своему другу возможность совершенствоваться в философии.

     Это стремление всегда оставаться  самим собой наиболее очевидно  сказалось в выборе философом   жизненного пути. Сократ усвоил  от своего отца - скульптора Софрониска  искусство ваяния (ему впоследствии  даже приписывали некоторые скульптуры  Акрополя). Однако он не пошел по дороге отца. Сократ сам придумал себе профессию — вести этические беседы с гражданами, побуждая их к поискам нравственности и к самосовершенствованию. Он видит свое жизненное назначение в том, чтобы пробуждать афинян от нравственной спячки. «Вот, по-моему, бог и послал меня в этот город, - говорит он, обращаясь к согражданам, - чтобы я, целый день носясь повсюду, каждого из вас будил, уговаривал, упрекал непрестанно». Сократ честно выполнял падавшие на его долю как гражданина обязанности (он занимал выборные должности, участвовал в нескольких кампаниях Пелопоннесской войны, имел семью и т. д.). Однако своим настоящим делом он считал нравственные диалоги и только им отдавался безраздельно. Он был готов вести беседы с любым человеком — государственным деятелем, сапожником, философом, поэтом, моряком.

     Сократ  понимал, что своей  деятельностью, направленной против  господствовавших мнений и предрассудков,  он обрекает себя на преследования  со стороны государства, а,  может быть,  и  на  смерть. Пример изгнания из Афин по  обвинению  в  безбожии, Анаксагора и Протагора были  весьма наглядны. Но свои представления о справедливости и несправедливости Сократ ставил выше всех других соображений.

     Он  полагал, что познать космос  невозможно, ибо человек в таком  случае запутывается в безвыходных  противоречиях. Познать человек  может только то, что в его  власти, т. е. свою душу. Отсюда  принятие Сократом требования  «Познай самого себя». В философии   центральными для него стали  не онтологические проблемы, а  этические и гносеологические, причем  последние — как дополняющие   этику. Сократ впервые указал  на значение понятий, на важность  их определения, на роль индукции  в их формировании (все  это  — преимущественно в применении  к этике). Хотя он и получил  разностороннее образование, но  впоследствии книг не читал  и ничего не писал. Главным   средством общения считал живую   беседу и спор. В книгах, по  его  мнению, заключено мертвое  знание; книгам нельзя задавать  вопросы; живой  разговорный  диалог, считал он, превыше  того, что написано.

     В семейных делах ему не  везло, он был  женат два  раза и от последней  жены  имел троих детей. Он вел  праздный образ жизни, любил  посмеяться, выпить, подшутить. Жил  в бедности, все  его имущество  оценивалось в 5 мин, на такую  сумму в те времена  нельзя  было купить приличную лошадь  или раба. Поэтому он ходил  в  старом рваном хитоне  и почти всегда босиком. 

     Софист  Антифон, стремясь уязвить  Сократа  в присутствии его  слушателей, сказал ему: «Ты живешь  так, что подобным образом не  стал бы жить ни один раб   у своего господина; пищу и  питье  ты употребляешь бедные, а одежду носишь не только  бедную, но одну и ту же и   летом, и зимой; всегда ты  без обуви  и без хитона».

     Подобные  выпады Сократ парировал  тем, что  счастье не в  неге и роскоши. Что  страсть  к наживе и обогащению совращает  людей с пути добродетелей  и ведет к нравственной порче. Человек, полагал Сократ, должен, приучить себя довольствоваться малым и нуждаться как можно в меньшем при этом подражая высокому примеру богов, которые вообще ни в чем не нуждаются.

     Большую часть времени Сократ  проводил в  дискуссиях и  спорах, это часто  приводило  к тому, что его били, таскали  за волосы, но чаще всего   его осмеивали и поносили, но  он этому не противился. Учил  устно  и ничего не записывал. Вначале он занимался натурфилософией, а затем занялся вопросами человеческой психологии и человеческого поведения.

     В 399г. до н.э. по доносу  Мелета Сократ был обвинен  в нарушении гражданских норм  жизни, развращении молодежи, в  том, что он не признает богов, которых признает город и вводит других новых богов.

     По  процедуре судоговорения,  после  произнесения обвинительных  и защитительных  речей суд  большинством голосов  при  тайном голосовании решил   вопрос о виновности или не  виновности Сократа. За признание  его виновным было 280 голосов,  против 221 голос. На суде Сократ  оказался перед жестокой альтернативой:  либо отречься от своего, как  он понимал, божественного призвания  и лишь такой непомерной ценой  добиться снисхождения, либо, оставаясь самим собой, открыто отстаивать дело всей свей жизни. Твердо избрав второй путь, он сознательно отрекся сам от себя. Надежным доказательством правильности избранного им на суде пути служило Сократу то важное для него обстоятельство, что в ходе всего процесса божественное знамение, голос его демона, ни разу не остановил и не удержал его.

     В ожидании смерти Сократ провел  в тюрьме долгих 30 дней. Это связано с тем, что наступили дни делосского праздника Аполлона. Смертные казни  в Афинах в такие праздники  приостанавливались. В тюрьме он пребывал в обычном для него светлом  и бодром настроении. Его навещали родные и друзья. И до самого заката солнца продолжались беседы о жизни  и смерти, добродетелях и пороках, законах и полисе, богах и бессмертие души.

    Отсрочка  казни дала Сократу  возможность  еще раз продумать  смысл того божественного призвания,  которое  определило его жизненный  путь и  занятия. В последний  день Сократ совершил омовение  перед смертью, подобное омовение  имело ритуальный смысл  и  символизировало очищение души  от грехов земной жизни. После  омовения Сократ попрощался с  родными и  дал им наставления  и велел  возвращаться домой.  Раньше в Афинах, кто был приговорен  к смерти, сбрасывали со скалы. Но с прогрессом нравов и увеличением числа смертных приговоров изменилась и процедура их исполнения. Во времена Сократа, кого приговорили к смерти выпивал чашу растертой цикуты.

     Когда принесли цикуту, Сократ, мысленно совершив благодарность богам за удачное переселение души в иной мир, спокойно и легко выпил чашу до дна. Трагический финал Сократа придал всей его жизни, его словам и делам уникальную ценность и завершенность, неувядаемую привлекательность. Смерть Сократа всколыхнула Афинян и приковала к нему их внимание. Вспоминали пророчество сирийского мага, предсказавшего Сократу насильственную смерть. Обсуждали и его слова о возмездии, которое постигнет его обвинителей. Вскоре после казни Сократа, афиняне, раскаявшись в своих деяниях и считая введенными себя в умышленное заблуждение, приговорили Мелета к смерти, а остальных обвинителей – к изгнанию.

     По  истечению времени Лизипом была сооружена Сократу бронзовая статуя, которая выставлялась в афинском музее Помпейон. 

 

 

Философия в понимании Сократа 

     Идея  о том, что мудрость как таковая  прерогатива божества, а достояние человека — любовь к мудрости, влечение к ней, высказывалась до Сократа Пифагором, который, возможно, впервые употребил термин «философ», а также Гераклитом Эфесским, у которого (судя по дошедшим до нас отрывкам его сочинения) «философ» — это «исследователь природы вещей». Понимание философии как изучения «космоса» и наблюдаемых явлений природы было характерным и для других предшественников Сократа.

Информация о работе Личность и учение Сократа