Лекция по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 23:51, лекция

Описание работы

Философия – легенда 6 века до Н.Э., ввел в оборот Пифагор. Появление связано с кризисом мифологического мышления.
Миф – любое знание, которое претендует на завершенность и окончательность. Пример – «мы – единая общность, советский народ». Еще один – греки противопоставляли себя варварам.

Работа содержит 1 файл

Filosofia.doc

— 132.50 Кб (Скачать)

Учение софистов развивается по 4 направлениям. Называется само учение релятивизмом. Его принцип – все относительно.

1)      Познавательный релятивизм – ни что не познаваемо, если и познаваемо, то невыразимо, а если и выразимо, то непередаваемо , поскольку слова по-разному понимаем. Или – как и что кому кажется, так оно и есть.

2)      Этический релятивизм – добро и зло, правильное и неправильное относительны. И субъективны. Никаких общечеловеческих ценностей не существует в реальной жизни. В представлениях о добре и зле свой индивидуальный интерес, который лишь скрывается за добром или злом.

3)      Правовой релятивизм – законы не выражают никакой всеобщей справедливости, они создаются сильными, чтобы подчинять слабых, слабыми – чтобы ограничивать сильных и государством, чтобы подчинять себе всех. Законы противоречат природному эгоизму человека, у нас нет никакой обязанности им следовать.

4)      Религиозный релятивизм – боги бесконечны, человек конечен, поэтому о богах мы ничего не можем знать, как и вообще обо всем, что выходит за пределы нашего конечного опыта.

Тезис: сделай счастливым себя, потом делай счастливыми других. Если ты не можешь помочь себе, как ты сможешь помочь другим?

Софисты создали известные софизмы:

Критянин : житель Крита говорит: Я – Лжец. Говорит он правду или лжет.

Куча: - одно – это куча? Два – это куча?..

Рогатый: то, что ты не терял, у тебя есть. Рога ты терял? Значит они у тебя есть.

 

Критиком софистов был Сократ.

Он соглашался с тем, что человек есть мера всех вещей, но только тогда, когда он – человек. Человечность же не дается нам в жизни сама по себе, непосредственно, помимо усилий нашей воли и разума. В этом наше отличие от всех других объектов. Человек рождается лишь как возможность быть человеком. Вспомнить себя как человека. Научиться пользоваться собой как человеком. Стать собой.

Эта возможность реализуется с помощью определенной практики, когда мы от познания мира обращаемся к «познанию себя» и узнаем, что мы ничего не знаем и начинаем «припоминать», отбрасывая все внешнее, нашу естественную природную человечность или «добродетель». Быть человеком – это высшее благо для человека. Когда он таков, он естественно делает только добро. Зло рождается только от неумения пользоваться собой. Зло – результат не злой воли, а просто незнания. Чем более разумен человек, тем он более добр.

Сократ – первый человек, который сказал: человек ничего не узнает о мире, если он не знает о себе.

Считается, что с Сократа начинается антропологический поворот в европейской философии.

Человек разумен, мир разумен, количество человек не делает их более разумными, чем любой отдельно взятый человек.

Сократ презирал демократию, высмеивал ее, за что и был казнен. Считал, что никому не стоит доверять в смысле решений. Нужно встречать то, что происходит в мире самому, не бежать от событий.

Платон – ученик Сократа. 5-4 век до Н.Э.

Платон – дуалист, для него существует так называемый мир идей, как некий первообраз всего существующего. Мир абсолютно выражается в форме математических и физических формул. Миров, возможно и много, но математика – одна. Каждый рождается с возможностью стать настоящим человеком, но приходит в мир и, постепенно, теряет эту возможность. Где-то в небе существует первообраз идеального каждого из нас, какими мы должны были стать. По Платону как раз наша душа с одной стороны и есть первообраз, а с другой – то, что она есть в реальности. И память души о том, чем она была и разница с тем, чем она стала и называется совестью.

Идеи реализуются в материи, при этом такое воплощение всегда неполно, искаженно. Человек с помощью своего разума способен увидеть идеи в материи, но относительно. Сами вещи и наши знания есть лишь тени идей.

По Платону наше знание идей есть в итоге всего лишь «припоминание» той истины, которую душа каждого из нас созерцала до прихода в наш мир. Исходя из своей теории идей, Платон предлагает свою модель идеального государства, задача которого – создание условий для духовного роста людей. Это государство справедливо, поскольку в нем каждый занимает место, соответствующее его талантам и заслугам. Только такое государство соответствует своей идее. Управляют им люди, которые знают, в чем заключается цель и смысл нашей жизни и, в соответствии с этим знанием, и организуют наше государство.

Грубо говоря, Платон является первым коммунистом, первым утопистом. Он был патриотом Афин до тех пор, пока не был убит Сократ.

Аристотель – ученик Платона.

«Платон мне друг, но истина дороже» - приписывается Аристотелю.

Для Аристотеля мир – целое, в котором материя и форма (идея) – по сути абстракция от целого. Форма здесь – реализация заложенных в самой материи начал. Материя – способность к новой форме. То есть форма – предельная раскрытость возможностей самой материи. На любом уровне материя оформлена и оказывается возможностью новой формы. Идея, форма не приходит в материю извне. В основе подхода Аристотеля идея самоорганизации.

По Аристотелю мир есть стремление к некоей абсолютной форме, как цели. Эта форма форм или бог, который будучи как цель неподвижным, движет все вещи (перводвиигатель). Это – так называемая целевая причинность, или причинность из будущего. Ее закон. В мире всё стремится  к своему  естественному месту. Такой продход предполагает неоднородность в пространстве и времени, например наличие у космоса центра. Предполагалось, что земля – центр мира. Но это плохо, т.к. самое тяжелое и грубое стремится к центру, а легкое, возвышенное – устремляется от него. К тому же центр – самое инертное место.

Аристотель создает свою модель государства...

Одна из главных задач государства – гармонизация двух видов справедливостей. Первая – уравнительная (все люди равны (социально) и имеют равное право на всё). Втора – распределительная (люди не равны (по параметрам) и имеют права соответствующие их талантам и заслугам). Каждая из этих справедливостей имеют свою правду, своё право на существование, и если их не согласовать, в обществе начинается мятеж. В общем, Аристотель считается первым философом, который начал еще заниматься изучением природы. Также он занимался воспитанием Александра Македонского. В последствии, тот привозил ему объекты для изучений. В их числе – 4 знатока индийских Вед.

Философия упадка Древней Греции

В период рассвета, философия Греции стремилась узнать, как устроены мир, человек, стремилась познать истину как таковую. В период упадка вопрос ставится иначе: «как нам жить, если истина такова?» В период упадка идет упор на выживание человека в мире, а не на поиск истины. Раньше за человеком была культура, цивилизация и т.д., сейчас за ним ничего нет и проблема индивидуального выживания становится актуальна, т.к. система не нацелена на ваше выживание.

Здесь возникает несколько школ:

1)      Школа Эпикура. В современном лексиконе эпикуреец стремится – человек, который умеет хорошо жить или стремится получить от жизни удовольствие. Умеет получать удовольствие даже от простых вещей. Для Эпикура существуют только атомы и пустота. Атомы и образуют все вещи. Атомы обладают способностью к спонтанному отклонению от прямолинейных траекторий движения. Именно эта способность разрушает фатализм мира, она является основой нашей свободы. Человек аналогичен атому и такая возможность отклоняться в не присутствует. Человек не может ничего изменить в законах этого мира, но он в любой момент может уклониться от их действия, то есть прожить в этом мире незаметно. Именно эта возможность позволяет нам сохранять надежду на достижение счастья. Если бы мир был фатален, всякое стремление к счастью было бы бессмысленным. Счастье по Эпикуру – не активно переживаемое удовольствие, а отсутствие душевных и телесных страданий. При этом душевные значительно болезненней телесных. Достигая счастья, мы уподобляемся богам, которые абсолютно счастливы, а потому не вмешиваются в дела людей. И это хорошо. Боги не могут нам помочь, но они не станут делать нам зла. Поэтому человек может и должен строить свою жизнь, не оглядываясь на богов. Эпикур впервые формулирует философию, которую принципиально не интересует истина как таковая. Эпикур строит картину мира, которая позволяла бы человеку сохранять жизненный оптимизм. Принцип Эпикура – лучше следовать мифам, которые дают на надежду, чем знать истину, которая надежды лишает. Схема Эпикура предполагала, что счастье достижимо для человека относительно легко, при соответствующей разумной организации жизни. Нормальному человеку нужно очень мало, и это малое легко достижимо при разумной организации жизни и самой своей психологии.

2)      Школа стоиков. (Стоа – греч. портить). Для стоиков никакое счастье в мире не достижимо, либо легко утрачиваемо. Мир – это разумное целое, но эта разумность не имеет никакого отношения к нашим надеждам и стремлениям. Разумно что мы рождаемся, разумно что умираем. И изменить в этой разумности мы ничего не можем. Законы этого мира вечны и необходимы, свобода и есть осознание этой необходимости и жизнь в соответствии с ней. Для человека в этой ситуации свободы доступно только одно – сохранение в ней самого себя, своего лица. Что бы ни происходило с человеком, это никак не должно его внутренне определять, даже перед лицом всего мира, человек должен уметь сохранять свою невозмутимость, атараксию. Главным гарантом нашей способности противостоять миру на равных, является наша смертность. Смерть, ее возможность, делает нас действительно свободными, поскольку никто не может заставить нас делать то, что мы не хотим, поскольку никто не может заставить нас жить. Поэтому, по-сути, физическое рабство есть всегда рабство духовное, это состояние человека, когда он ценит свою свободу выше своей жизни. Никто никогда не сделает рабом свободного. Ситуация человека трагична, поскольку это все-таки «свобода от». Но для человека доступно осознание этой трагичности бытия каждого и жизнь во благо таких же людей, как и он. То есть стоик – это человек предполагающий не только уход, но и служение другим.

3)      Скептики – (скептикос – греч. весы, колебание). Главный тезис – о любом объекте с одинаковыми основаниями могут быть высказаны самые противоположные суждения, поэтому необходимо отказаться от суждений, что сделает нас счастливыми, поскольку счастье и несчастье определяются нашими суждениями и оценками. Надо ничего не оценивать и ни во что не вмешиваться.

 

Средневековая философия

Можно сказать христианская философия. Рождается формально в 1 век Н.Э.

Ее черты:

1)      Теизм – существует бог-абсолют личность (Грубо говоря, дедушка). Является субъектом личностного отношения. (кроме того теизм является основой еще двух религий – ислам и иудаизм)

2)      Креационизм (лат. Творить)  - мир полностью создан богом из ничего.

3)      Историзм – мир и человек имеют начало и конец, цель (хотя она и бессмысленна). Бессмысленность цели заключается в том, что в апокалипсис бог убьет грешников, оставив горстку праведников. Все события этой истории уникальны.

4)      Признание творческих возможностей, человеческой свободы, «свободы для». Человек знает, что мир, созданный богом нельзя изменить, но он пытается его изменить и происходит чудо. Мир, который невозможно изменить, изменяется. Присутствие человека сказывается на мире. Пример такого чуда – воскресение Христа, которое отменяет закон всеобщей смертности. Формально именно это воскресение и делает человека действительно анталогически свободным. После него у человека исчезает фатальная склонность к злу.

Главные проблемы христианской философии:

1)      Проблема сущности, природы бога, возможности и путей его описания.

2)      Проблема сущности, природы связи человека и бога. Знает ли бог вообще о человеке и понимает ли он его?

3)      Проблема возможностей и пределов нашей свободы. Это, так называемая, проблема свободы воли.

4)      Проблема теодицеи или оправдания бога за наличие зла в мире, который создан им полностью и целиком.

Основные периоды христианской философии:

1)      1-2 века Н.Э. – формирование основных текстов христианского канона.

2)      Апологетика (2-4 века) – попытка совместить истины христианства с рациональной культурой античности и даже с ее мифологией. Такая позиция критиковалась христианскими радикалами, которые считали абсурд веры ее достоинством (верю потому, что абсурдно). «Бог пришел на землю. Это абсурдно, поэтому я верю. Люди распяли бога. Это абсурдно, поэтому я верю. Бог воскрес. Это абсурдно, поэтому я верю» Тертуллиан. В этот же период существует так называемая «патристика» - учение отцов, в которой решается задача формирования основных догматов христианства. Ключевой догмат – догмат о троице.

3)      Схоластика (6-16) – попытка рационально-рассудочного объяснения истин христианства. Считается, что главная проблема схоластики – проблема «универсалий», то есть всеобщего в вещах. Конкретно вопрос касался бога в природе, его лиц. По этому вопросу схоластика делится на 2 направления:

    1. Реализм – всеобщее есть реально, конечное – вторично. И всегда неистинно.
    2. Номиналисты – всеобщее – это абстракция конечного, то есть существует номинально, а не реально.

Именно в схоластике формировалась практика европейского образования. Именно в схоластике была практика диспутов по разным поводам. Именно в схоластике формируется идея «двух истин», предполагающая равенство двух видов знания – знания о мире и знания о боге.

4)       

 

 

 

 


Практические занятия

 

Что такое мир? (Онтология)

Что такое разум?

Что такое добро?

Что такое истина?

Что такое красота?

Религиозный человек? (Что такое быть религиозным?, отношение к научно-техническому процессу?) - альтернатива

Бонус – Что такое душа?

+ доклад: Мифологическое мировоззрение

Информация о работе Лекция по "Философии"