Лекции по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 13:23, курс лекций

Описание работы

Часть 1. История философии
Глава 1.2 Средневековая философия
Глава 1.3 Философия эпохи возрождения
Глава 1.4 Европейская философия XVII в.
Глава 2.3 Философия символического мира человека. Человек в мире культуры
Глава 2.4 Философия общества и истории

Работа содержит 1 файл

КОНТР ФИЛОСОФ.doc

— 136.50 Кб (Скачать)

 Все формы познания субъекта как-то соотносятся с внешним миром. Для выражения этого соотношения в философии используется категория истины. В современной философии особенно отчетливо выделяются три концепции истины: концепция соответствия (корреспонденции), когеренции и прагматичности.

  Ценностью  является для человека все, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный смысл.. Ценностное отношение человека к миру и себе приводит к ценностным ориентациям личности. Философское учение о ценностях называется аксиологией

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.3 Философия символического мира человека. Человек в мире культуры

Философия символического мира человека является естественным продолжением философской антропологии человека. Язык рассматривается как выражение внутреннего духовного мира человека, как средство общения и сохранения информации, как система знаков, как устная и письменная речевая деятельность. Язык есть выражение, символизация внутренней, духовной жизни человека. Многообразие языков — обязательная черта жизни людей. Метаязык  — это язык, на основе которого производится исследование другого языка, последний при этом называется объектным  языком. Язык философии — это метаязык максимальной общности, его вынуждены использовать все образованные люди.

Философия культуры: термины "культура", "цивилизация" часто используются как синонимы Цивилизация — это все человечество во всем его богатстве, в том числе и символических проявлений. Культура — это достижение цивилизации, самое совершенное в ней, триумф человеческого Культура — это инобытие человеческого духа. Чем выше уровень культуры, тем меньше удельный вес членов общества, понимающих ее.

Мир человека включает красоту, интуитивно это ясно каждому. Греческое "эстетикос" означает "относящееся к чувству". Выражением красоты могут быть звук, свет, вещество, движение, ритм, тело человека, слово, мысль, чувство. Предназначение произведения искусства состоит в функционировании в качестве символа красоты, прекрасного.

  Язык, культура и многочисленные ее составляющие — это разновидности практики. Практика обладает структурой; структурными элементами практики являются: 1) цель; 2) целесообразная деятельность; 3) средства практики; 4) объект практического действия; 5) результат действия. Практикой является не только общественное производство, но и всякая человеческая деятельность.

Существует специальный раздел философии, этика, в рамках которого проблема добра и зла рассматривается в деталях. Одна из новых этических идей связана с проблемой соотношения свободы и ответственности личности.  Согласно классической концепции, субъект действия несет ответственность за его последствия. Неклассическая концепция  ответственности гласит, что принципе невозможно предусмотреть последствия своих действий.

  В стремлении человека к совершенству надежной ему опорой является образование. Воспитание есть культурное и нравственное образование. Идеалы образования те же, что и идеалы философии, — истина, красота и добро. Задача образования состоит не в том, чтобы получить эрудированного человека, он еще должен быть культурным, нравственным и деятельным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.4 Философия общества и истории

Философия общества стремится к выяснению природы общества, его особенностей.

  Философский подход "от природы к обществу " лежит в основе натуралистических концепций общества. В этих концепциях подчеркивается особая, детерминирующая специфику общества роль географических и демографических факторов, биологии человека, социопсихология конструирует общество по образу и подобию индивида, а сам индивид рассматривается изолированно от общественных условий, Наиболее влиятельной школой социопсихологии оказался инстинктивизм , прежде всего фрейдизм. Инстинктивизм видит истоки социального в инстинктах человека. Принципиальные положения социопсихологии получили свое дальнейшее развитие в концепции социального действия  (М. Вебер, Т. Парсонс). Социальное действие  всегда личностно и осмысленно, оно связывает действующее лицо с другими субъектами. Индивид формируется в результате социальных взаимодействий — так происходит его социализация. Психическое становится социальным.

Социальное — это все то, что  характеризует совместное существование людей и отлично от их природной, физико-биологической основы. Социальное является свойством любой личности. На своем микроуровне общество выступает как совокупность индивидов, взаимодействующих между собой. Но общество не исчерпывается своим микроуровнем. Общество состоит и из макроструктурных единиц профессионального, демографического, экономического, политического, мировоззренческого содержания. Все макроструктуры, начиная от малых групп людей и коллективов и вплоть до наций, народов, классов и других общностей людей максимальной широты, определенным образом соотносятся друг с другом.

  Человек изучает общество, упорядочивает свои знания, а это и есть путь науки. Нет таких тайн общества или души человека, которые не могла бы изучить наука.

 Философия истории: греческое слово история  означает рассказ о прошлом, о том, что действительно было. Уже в античности возникла традиция рассматривать историю как тип универсального знания о прошлом. Главные интересы философии истории связаны с познанием направленности и необратимости исторического движения. Историческое развитие всех народов подчиняется, по Вико, единому закону. Все народы проходят одинаковые стадии развития. По завершении цикла развитие возобновляется и проходит те же стадии и в той же последовательности, но на более высоком уровне. Развитие идет по спирали, т. е. оно прогрессивно и бесконечно.

 О.Шпенглер, А.Тойнби, П.Сорокин  развивают идею локальных обществ. Для Шпенглера существует восемь культурных организмов. Судьба России — это путь с Запада на Восток и с Востока на Запад. В России, легко обнаружить как западные, так и восточные корни, которые, впрочем, слишком часто разобщены. Россия должна способствовать диалогу Запад — Восток и на этой основе вырабатывать арсенал своих собственных ценностей, органично сочетающихся с идеалами гуманизма, бережного отношения к природе, свободного, справедливого и безопасного мира, практичности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.5 Философия природы

Под природой обычно понимают несоциальное. Природа в силу своей непреходящей значимости всегда являлась предметом философского анализа. Относительно низкий уровень развития науки и вместе с тем овладение человеком мощными силовыми агентами природы (тепловой, механической, а затем и электрической энергией) не могли не привести к хищническому отношению к природе, преодоление которого растянулось на века, вплоть до наших дней.

 Природа такова, что она обладает возможностью порождения человека. Из физики известно, что фундаментальные структуры бытия характеризуются так называемыми константами: постоянная Планка, скорость света, гравитационная постоянная и другие. Выяснено, что если бы эти константы были хотя бы в незначительной степени другими, то устойчивые структуры типа человеческого тела не могли бы существовать.

Человек рождается "из природы". На это указывает хотя бы процесс деторождения. Природная основа человека есть тот фундамент, на котором только и возможно появление неприродного, т. е. специфически человеческого бытия, психики, сознания и т. п. В природном материале человек символизирует свои неприродные свойства. Вследствие этого природа становится фундаментом общественной, социальной жизни. Чтобы обеспечить свое существование, человек должен как можно больше знать о природе.

Порядка 18 миллиардов лет назад произошел Большой взрыв, в результате которого в процессе охлаждения Вселенной возникли элементарные частицы, тела, звезды, планеты и, наконец, человек. Холодная Вселенная привела к формированию уровней организации природы, которые образуют иерархию: элементарные частицы, атомы, молекулы, макротела. Иерархия структур в мире природы фиксируется выделением уровней организации универсума. В античности Космос часто считали живым целым, наделяли его атрибутами жизни. Каждый уровень организации природы состоит из определенных объектов, которые обладают той или иной протяженностью, совокупность которых называется пространством. Пространство есть выражение сосуществования материальных объектов. В последние годы была выдвинута привлекательная идея: биологическим и социальным явлениям присуще особое, не физическое, а соответственно биологическое и социальное пространство. Время — это длительность процессов и соотношения между ними, фиксируемые терминами типа: продолжительнее, раньше, позже. События, которые в одной системе отсчета одновременны, в другой могут быть неодновременными. Биологическое время есть адекватная природе биологических процессов количественная характеристика. Биологический возраст указывает степень удаления организма от момента рождения. В общественных науках о социальном возрасте говорят редко, но он есть.

Экологическая философия  изучает методами философии взаимодействие общества и природы, пути утверждения гармонического единения между человеком и миром природы. Воздействие человека на природу часто имеет планетарный характер, то целый ряд актуальных экологических проблем может быть разрешен лишь в условиях международного сотрудничества и наличия реального чувства международной экологической ответственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.6 Философия науки

Наука — это деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний.  Человеку необходимы исчерпывающие знания, выработка которых и является ближайшей целью всякой научной деятельности. В науке различают эмпирический и теоретический уровни исследования. Эмпирическое  исследование направлено непосредственно на изучаемый объект и реализуется посредством наблюдения и эксперимента. Теоретическое  исследование концентрируется вокруг обобщающих идей, гипотез, законов, принципов. Важнейшей особенностью научного исследования является взаимонагруженность эмпирических и теоретических данных Эксперимент  (опыт) — сердцевина эмпирического исследования. Среди методов эмпирического познания часто называют наблюдение. В эксперименте его условиями управляют, а в наблюдении процессы предоставлены естественному ходу событий. Теоретический уровень познания реализуется посредством понятий, законов, принципов.

 Метод теории  — это способ достижения цели теоретическим путем. Главнейшими среди теоретических методов являются: аксиоматический, гипотетико-дедуктивный, конструктивистский.

При аксиоматическом методе  научная теория строится в виде системы аксиом и правил вывода. При гипотетико-дедуктивном методе  построения теории исходят из гипотез обобщающей силы.

Существуют три концепции истины: корреспонденции, когеренции и прагматическая. Корреспондентская концепция  истины настаивает на соответствии теории экспериментальным данным. Согласно когерентной концепции истины, все научные утверждения образуют единое гармоническое целое.   Согласно прагматической концепции истины, практика — критерий истины.

 Сила науки, ее эффективность определяются достижением высот знания. Рано или поздно необходимо разрешить проблему правильного использования достижений науки. В таком случае мгновенно возникает вопрос об этике ученого, его нравственности. Наука не отменяет первостепенную значимость таких ценностей человеческой жизни, как свобода, справедливость, счастье.

Картина мира — это способ видения  мира как целого, включая и человека в нем. С этой точки зрения мир философии, мир науки и мир религии выступают соответственно как философская, научная и религиозная картины мира. В своем единстве они образуют целостную картину мира.   Человечество, вынужденное действовать по законам диалога и сотрудничества, скрупулезно складывает мозаику единой картины мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.7 Философия техники

Греческое "технэ" переводится  на русский язык как искусство, мастерство, умение. Понятие техники встречается  уже у Платона и Аристотеля в связи с анализом искусственных орудий труда. Техника в отличие от природы не является естественным образованием, она создается. Философия техники стремится объединить узкое и широкое понимание техники. Техника есть совокупность артефактов, создаваемых и используемых методами инженерной деятельности. В более широком понимании техника выступает как особый, технический подход к любой сфере человеческой деятельности.

 Техника — это человек, но не в его непосредственном, а в символическом бытии. В нашем понимании техника есть символическое бытие человека, но это бытие именно человека. Техника "вооружает" человека, она делает его более сильным, быстрым, высоким. Техника часто понимается как прикладная наука, прежде всего как прикладное естествознание. Когда философы техники анализируют различного рода оценки техники, то они неизбежно обнаруживают идеалы, которые часто используются неосознанно. Философия техники выявляет эти идеалы. Технические проекты должны быть разумными, полезными, безвредными для человека, соответствовать истинно человеческому. Возникает потребность в особой этике, ориентированной на техническую деятельность человека, назовем ее для краткости техноэтикой. Техноэтика — это заслон от технологических катастроф.

Общество стало информационным. Первой основой информационной технологии является рационализация. Второй необходимой базой информатизации общества выступает развитый изоморфизм. Изоморфизм — это соответствие между объектами и процессами различной природы. Развитие информационных технологий ставит перед человечеством массу новых проблем, прежде всего по философскому осмыслению информационного образа жизни и содержания информационного подхода. Необходима целенаправленная философская работа, которая не позволила бы подвергнуть забвению гуманитарную составляющую информационного подхода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.8 Стратегия будущего

Вселенная не в астрономическом, а  в философском смысле представляет собой "все существующее", мир  во всем его системном многообразии. Человек при такой интерпретации Вселенной является ее подлинным элементом, он реализует собой, например, в отличие от неживых объектов, все многообразие законов Вселенной. Человек — это и физический, и химический, и биологический, и социальный феномен. Для человека характерна сложная история эволюции и развития, уходящая в неведомое нам будущее, новый темпомир. Постижение природы этого будущего является сложнейшей задачей, к пониманию которой приближает рассмотрение развития и эволюции человека и человечества как органических частей Вселенной.

Информация о работе Лекции по "Философии"