Лекции по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 13:23, курс лекций

Описание работы

Часть 1. История философии
Глава 1.2 Средневековая философия
Глава 1.3 Философия эпохи возрождения
Глава 1.4 Европейская философия XVII в.
Глава 2.3 Философия символического мира человека. Человек в мире культуры
Глава 2.4 Философия общества и истории

Работа содержит 1 файл

КОНТР ФИЛОСОФ.doc

— 136.50 Кб (Скачать)

 Фейербах ставит в центр мира чувствующего человека. Фейербах видит тайну христианства в объектировании человеком своих собственных сил, Фейербах акцентирует свое внимание на человеке, его чувствах дружбы и любви прежде всего.

Маркс, подобно Гегелю, понимает философию как науку на стадии выработки научных воззрений восходят от чувственно-конкретного к абстрактному, на стадии собственно научного изложения восхождение осуществляется от абстрактного к конкретному. Маркс строит свою политэкономическую теорию товарного производства, начиная с категории товара. рассматривает практику как критерий истины. В общественном труде человек покидает свой внутренний мир, тем самым спонтанность сознания отсекается. Тот, кто трудится, овеществляет свою деятельность. Если результаты труда присваиваются кем-то не в соответствии с его индивидуальным трудовым вкладом, то можно утверждать, что произошло отчуждение труда, часть его результатов досталась не непосредственному производителю. Налицо эксплуатация капиталистом рабочего. Известно, что сложное дело справедливого распределения по труду не получило должного разрешения и при социализме. Таким образом, марксова концепция отчуждения труда не приводит к выводу о необходимости социалистической революции. Ленин сводил едва ли не все достижения мировой философии к философии Маркса и Энгельса

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.7 От философии  жизни к герменевтике

 

В противовес рационализму стали развивать  неклассическую философию, в которой  в качестве первичной реальности стали представлять жизнь (философия жизни), существование человека (экзистенциализм). Артур Шопенгауэр все, что существует, понимает как волю, волю к жизни. Разум вторичен по отношению к воле, она безосновна, истоки всего остального находятся именно в ней. Анри Бергсон  в основе всего видел творческий порыв, развертывание жизненного процесса, поток непрерывных качественных изменений, творение, длительность, бренность. Интуиция — общая основа философии и науки. Философия идет от интуиции к понятиям, тем самым она выявляет их подлинное значение. Фридриха Ницше  основе всего находится не воля к жизни, как у Шопенгауэра, а воля к власти. Для Ницше философия есть форма критики устоявшегося, традиционного, которое игнорирует становящееся, целостное, органичное по своему характеру стремление к власти, которое не поддается научному изучению, а лишь истолковывается человеком.

  Перед человеком — бездна последствий, он вынужден сделать свой выбор. Осуществляя его, человек творит свободу Экзистенциализм — это онтология, учение о бытии, о существовании. В центре внимания экзистенциалистов — не природа, не Бог, а человек

Эдмунд Гуссерль понимает под феноменом возникающие в сознании смыслы предметов. По Гуссерлю, сознание всегда направлено на объект, оно интенциально  Феноменологическая редукция Гуссерля — это переход от феноменов к структурам "чистого сознания", например к научным идеализациям.

 Герменевтика —  способ философствования, главным  центром которого является истолкование, понимание текстов. Герменевты озабочены жестким противопоставлением субъекта объекту, науки искусству. Решающий шаг по развитию герменевтики сделал Мартин Хайдеггер. Для него само бытие есть понимающее, реализующееся в своей открытости миру в языке. Философия должна заниматься языком, поскольку ее интересует человек, а человек — это язык. Важнейшей особенностью понимания герменевты считают так называемый герменевтический круг: для понимания целого необходимо понять его отдельные части, но для понимания отдельных частей уже необходимо иметь представление о смысле целого. Для герменевтов "человек — это понимающее бытие".

 

 

 

Глава 1.8 От позитивизма  к аналитизму

В XX в позитивизм  претендует на достижение положительного, позитивного знания. Огюст Конт  стремился дать объяснение своей эпохе, характерные черты которой он связывал с переходом от военно-теологического общества к индустриальному. Основное его содержание Конт видит в следующем: 1) закон трех стадий; 2) закон постоянного подчинения воображения наблюдению; 3) правильная классификация наук. Каждая ветвь познания проходит последовательно три стадии: теологическое или вымышленное, метафизическое или абстрактное, научное знание.

Ко второму этапу развития позитивистской мысли относят Рихарда Авенариуса  и Эрнста Маха. Мах и Авенариус ставят перед собой задачу очищения не только философии, но и вообще науки от ненаучных измышлений. Махизм подвел вплотную к третьей форме позитивизма — неопозитивизму. Предметом анализа оказываются высказывания. Тем самым в философии позитивизма совершился лингвистический поворот.  Неопозитивисты вполне правомерно резко критиковали такие философские положения, которые не выдерживали научной критики. Постпозитивизмом называют множество концепций, которые пришли на смену неопозитивизму. Постпозитивисты уделяют основное внимание рациональным методам познания. На смену старой теории приходит новая. Поэтому задача философии научного познания, состоит не в поиске теории, а в разрешении проблемы роста знания. Постпозитивисты справедливо обратили внимание на необходимость тщательного изучения истории развития научного познания. Изучение наук, не сопровождающееся изучением их истории, ведет к одностороннему знанию, создает условия для догматизма. Согласно Фейерабенду, плюрализм должен господствовать не только в политике, но и в науке. Любая теория приемлема, если только она принимается сообществом ученых.

 Лингвистический поворот, характерный для философии XX в., во многом был осуществлен благодаря аналитической философии языка, разработанной Витгенштейном. Язык — это форма жизни язык есть деятельность, форма жизненной игры. Философская деятельность выступает как анализ жизни в форме языка. Философия должна прояснять способы употребления слов, возвращая им ясность, изымая из языка различного рода бессмыслицы. 

  Постепенно происходит отказ от ориентации только на логику, и философы обращаются к истории науки. Постпозитивизм уже не видит жесткой границы между философией и наукой. От преимущественного анализа искусственных языков переходят к анализу естественного языка. От атомарных представлений переходят к целостным воззрениям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.9 Русская философия

Принятие христианства русским  народом в 988 г. явилось поворотным пунктом в его развитии. Процесс христианизации потребовал от тогдашних мыслителей теоцентрических представлений. Русская философия стала развиваться под влиянием византийской философии, в которой преобладали неоплатонические теоцентрические тенденции. В 40-х — 50-х годах XIX в. идейные споры велись в основном о будущих путях развития России. Западникам, ориентировавшимся на европейские варианты, противостояли славянофилы, выступавшие за самобытность России, которую они видели в крестьянской общине, в православии и в соборности русского народа. Славянофилы Иван Киреевский  ставил принцип непротиворечивой цельности, устранения болезненных противоречий между умом и верой, истиной духовной и естественно-жизненной. Алексей Хомяков считал истинной христианской религией православие. Данилевский развивал концепцию культурно-исторических типов среди которых выделяется своим будущим славянский историкокультурный тип. Славянофилы всячески стремились к подчеркиванию самобытности русской философии. Западники, напротив, были убеждены, что россиянам философии надо учиться у Запада. XIX в.: стремление придать философским идеям прикладной характер, использовать их для быстрейшего преобразования российской действительности. Философии Герцена характерны многие типичные для отечественной философии черты: синтетичность, народность, всеохватность. Владимир Сергеевич Соловьев — автор оригинальнейшей философской системы. Бог олицетворяет собой положительное всеединство. Философию Соловьева так и называют: философия положительного всеединства. Формула" Соловьева: "Абсолютное осуществляет благо через истину в красоте". Три абсолютные ценности — благо, истина и красота — всегда образуют единство, смыслом которого является любовь.

Судьба русской философии в XX в. оказалась во многом драматичной и даже трагичной. Центральной темой философии Н.А. Бердяева является человек, человек свободный, творческий, а таким он является лишь в свете божественного, точнее: божественного "ничто". Алексей Федорович Лосев  соединил в своей системе три философские составляющие: феноменологию, диалектику и символизм.

Важнейшими характерными чертами русской философии являются принципы целостности, положительного всеединства, этического персонализма, соборности, реальной интуиции, истины-праведности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть 2. Систематический  курс философии

Глава 2.1 Метафилософия

 Неопозитивистская тенденция, существенно смягченная пониманием неустранимости из арсенала знаний философских истин, привела к аналитической философии. Основной вопрос философии теперь сводится к вопросу не просто о науке, а о рациональности, будь то в науке или в жизни.

 Мир философии — это три сферы бытия: мир человеческого, мир символического и мир природы. Самое общее в философии — это, по определению, метафилософия, нередко ее называют метафизикой. Основные категории метафилософии: бытие — это философская категория, выражающая самую общую определенность мира философии. под бытием понимают просто весь мир философии.

  Общее и единичное, взятые не в изолированности друг от друга, а в их взаимосвязи, называются соответственно сущностью и явлением. Сущность понимается при этом как единство многообразия.

Закон - прежде всего связь общего с общим. Наиболее значимые законы называются принципами.

 Способ организации целого называется формой, а способ организации системы называется структурой.

  Символ — это одна из разновидностей знаков. Символами являются, например, философские категории и понятия науки.

Взаимовлияние частей целого называют противоречием. Стороны противоречия называются противоположностями.

Исходное явление, непосредственно  обусловливающее и в этом смысле порождающее другие явления, называется причиной, при этом возникшее явление будет следствием. Следствие, порожденное некоторой причиной, само становится причиной других явлений, тем самым образуются причинно-следственные связи. Там, где реализуется одна-единственная возможность, налицо необходимая  связь; если реализуется несколько возможностей, перед нами случайная  связь.

Качество — это неизменяющаяся, а количество — изменяющаяся определенность существующий вещи Качественно-количественная определенность вещи называется мерой.

Изменение, не сопровождающееся качественным преобразованием, называется эволюцией. Соответственно при наличии качественного преобразования налицо развитие. Развитие может осуществляться по направлению от менее совершенного к более совершенному — это прогресс  или же от более совершенного к менее совершенному — это регресс.

 Преемственность  состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных сторон его организации при изменении целого как системы. Новизна выступает как появление ранее не существовавших свойств, событий, процессов.

  Категории метафилософии создают предпосылки  для диалога людей между собой. Диалог среди прочего невозможен без постижения общности, а она дана в метафилософских категориях в ее самом основательном виде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.2 Философская  антропология и гносеология

Под философией человека, или философской  антропологией, понимают учение о природе  человека. В христианстве человек  рассматривается как образ Бога. Ренессанс рассматривает человека как автономное существо, как живую целостность. Для Канта человек тоже двойствен. Он принадлежит как миру природы, где властвует естественная необходимость, так и миру свободы Гердер и Гегель  развивают идею историчности человека. Для Гегеля человек есть носитель общезначимого духа, субъект духовной деятельности, создающий мир культуры. Фейербах  в Германии, Чернышевский  и Антонович  в России возвращают человека в центр философских изысканий. Человек рассматривается как чувственно-телесное существо со всеми вытекающими отсюда последствиями. Маркс считает определяющим в понимании человека трудовую деятельность. Философия жизни  (Ницше, Дильтей) видит специфику человека в феномене жизни, Экзистенциализм  в первую очередь обеспокоен подлинностью индивидуального человеческого существования. Феноменологизм Гуссерля  стремится преодолеть замкнутость личности. Кассирер  понимал как манифестацию человека в языке, труде, религии.

  Согласно эмпирической теории познания  (Бэкон, Локк, Гоббс), все человеческое знание проистекает из опыта. Внешний опыт обусловливает ощущения, а внутренний опыт — в результате осуществления человеком посредством соединения, сопоставления, абстрагирования простых идей, рефлексии — образует более сложные идеальные конструкты. Кант, считает, что от органов чувств к человеку поступает информация, субъект упорядочивает эту информацию, накладывает на нее априорные схемы сознания.

Чувственное познание осуществляется в трех формах: ощущениях, восприятиях, представлениях.

  Рациональное познание осуществляется в форме понятия, суждения и умозаключения.

 Психика как деятельность по выработке нового -есть духовное творчество. Английский ученый Г.Уоллес выделил четыре стадии процессов духовного творчества: подготовка, созревание, озарение и проверка. Центральный момент творчества — озарение, интуитивное схватывание нового.

  Науку по изучению творческой деятельности и методов обучения называют эвристикой Философия имеет эвристический характер, поэтому овладение ее высотами является одним из действенных средств постижения тайн интуиции и творчества.

Информация о работе Лекции по "Философии"