Курс лекций по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 15:28, курс лекций

Описание работы

Верное понимание того значения, которое философия играет в жизни как отдельного человека, так и общества в целом невозможно вне предварительного рассмотрения тех тенденций развития современной цивилизации, которые приобрели сегодня основополагающую роль. Среди них, условно можно выделить три основных – развитие техногенной и информационной цивилизации, общество потребления и проблема среднего человека.

Содержание

Введение. Современная цивилизация и философия.
Тема 1. Мировоззрение и его роль в жизни человека и общества
Тема 2. Философия, ее сущность и назначение.
Тема 3. Философское понимание мира.
Тема 4. Философия человека.
Тема 5. Философия сознания.
Тема 7. Философское понимание жизни общества.
Тема 8. Философия Древнего Востока.
Тема 9. Философия Древней Греции.
Тема 10. Теоцентризм средневековой философии
Тема 11. Антропоцентризм философии эпохи Возрождения.
Тема 12. Философия Нового времени (XVII-XVIII вв.)
Тема 13. Немецкая классическая философия
Тема 14. Неклассическая философия XIX-начала XX века.
Тема 15. Русская философия второй половины XIX – начала XXв.
Тема 16. Основные направления современной западной философии.

Работа содержит 1 файл

философия.лекции.doc

— 1.06 Мб (Скачать)

Кризис классической науки приходится на конец XIX – начало ХХ вв. и связан с формированием квантовой механики, созданием теории относительности, конструктивной логики и математики. С этого времени и вплоть до середины ХХ века характеризуется как этап неклассической науки. Неклассическое естествознание способствовало значительному расширению поля исследуемых объектов, открывая путь к освоению больших сложных саморегулирующихся систем. Лидером среди них выступает квантово-релятивистская физика. Онтология неклассической науки связана с релятивистской картиной мира, признанием относительного характера пространства, времени, массы, синтезом пространства и времени в едином пространстве- времени, взаимосвязи пространства и тел, которые его наполняют, взаимопревращением вещества и энергии, взаимодополняемостью волн и частиц, отрицанием строгой причинной обусловленности фундаментальных взаимосвязей объектов (индетерминизм), массовостью (множество объектов любого рода – статическая система), системностью, структурностью, организованностью, эволюционностью систем и объектов. Гносеологическим основанием служит признание связи между знаниями об объектах и характером средств и операций с ним, объект познания рассматривается как вплетенный в человеческую деятельность, экспликация средств и операций с объектом выступает условием получения истинного знания об объекте. Признание гипотетичности, вероятностного характера научных законов и теорий, частичная эмпирическая и теоретическая верифицируемость научного знания, отрицание универсального научного метода и признание плюрализма научных методов и средств, интуиция как средство познания и творческий конструктивизм.

В рамках ценностных представлений неклассической науки происходят также существенные изменения. Все более начинают говорить о моральной ответственности ученых за результаты научного познания. Это означает, что теперь истина перестает рассматриваться как господствующая или нейтральная ценность относительно иных видов ценностей. Все ценности - научные, нравственные, политические - начинают рассматриваться в рамках единой ценностной системы, позволяющей соизмерять и соотносить между собою отдельные ценности и нормы. Наука начинает рассматриваться как часть культурной и естественной жизни, активно взаимодействующая с другими формами культуры. Идеал ученого постепенно изменяется от беспристрастного зрителя к активному участнику общественных процессов. Социология неклассической науки:  «зернистая» структура научного сообщества, многообразие форм научной кооперации, наука выступает как объект экономического, правового, социального и государственного регулирования, противоречивое многообразие норм научного этоса.

Неклассический этап развития науки проходит пик развития в 70-е годы ХХ в. Ему на смену приходит постнекласическая наука. Постнеклассическая наука – это современный этап развития науки, онтологическим основанием которой является четвертая глобальная революция, связанная, прежде всего, с революцией в средствах хранения и получения знаний (компьютеризация науки, появление сложных и дорогостоящих приборных комплексов, которые обслуживают исследовательские коллективы и функционируют аналогично средствам промышленного производства. Лидерами постнекласической науки выступают биология, экология, синергетика, глобалистика, науки о человеке. Преимущественный предмет исследования постнеклассической науки – сверхсложные системы, включающие человека в качестве существенного элемента своего функционирования и развития. В онтологических основаниях данного этапа развития науки доминирующее положение занимает «категориальная матрица», обеспечивающая понимание и познание развивающихся объектов. Возникает новое понимание категорий пространства и времени (учет исторического времени системы, иерархия пространственно-временных форм) категорий возможности и действительности (идея множества потенциально возможных линий развития в точках бифуркации). Категория детерминации (предшествующая история определяет избирательное реагирование системы на внешнее воздействие) и др. Методологически постнеклассическая наука базируется на принципах: системности, структурности, органицизма, глобального эволюционизма, нелинейности (многовариантности) эволюции, антропологизма и телеологизма. В гносеологическом плане постнеклассическая наука учитывает соотнесенность знания об объекте не только со средствами, но и с социальными целями и ценностями. А это означает, что отныне гносеологические основы связаны преимущественно с социальностью (коллективность) научно-познавательной деятельности, формой реализации которой выступают комплексные исследовательские программы, сращивание в единой системе деятельности теоретических и экспериментальных исследований, фундаментальных и прикладных знаний, интенсификации прямых и обратных связей между ними. Происходит аксиологизация гносеологического основания на некоторые стратегии взаимодействия потенциально содержащие катастрофические последствия. В этой связи трансформируется идеал ценностно нейтрального исследования. Объективно истинное объяснение и описание применительно к «человекоразмерным» объектам не только допускает, но и предполагает включение аксиологических факторов в состав объясняющих положений. Возникает необходимость установления более прочных связей фундаментальных научных ценностей (поиск истины, рост знаний) с вненаучными ценностями общесоциального характера. Научное познание начинает рассматриваться в контексте социальных условий его бытия и его социальных последствий как особая часть жизни общества. В процессе определения научно-исследовательских приоритетов наряду с собственно-познавательными целями все большую роль начинают играть цели экономического и социально-политического характера.

 

Рекомендуемая литература:

1. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М.: УРСС, 2001.

2. Радугин А.А.  Философия. М.: Центр, 2004.

3. Введение в  философию. Ч.1. Под ред. И.Т.  Фролова. М.: Политиздат, 1990.

4. Миронов В.В., Иванов А.В. Онтология и теория  познания. М.: Гардарики, 2001.

5. Философия:  учеб. для вузов / под общей  ред. В.В. Миронова. – М.: Норма, 2008. – 928 с.

6.Философия.  Учебное пособие под редакцией  Л.П. Станкевича. – Липецк, 2002.

7. Кочергин А.Н. Научное познание: формы, методы, подходы. М.: Наука, 1991.

8. Степин В.С. Научное познание и ценности техногенной цивилизации // Вопросы философии. – 1989. - №10.

9. Тарасов Ю.Н. Философия науки. Воронеж, Изд-во ВГПИ, 2005.

10. Микешина Л.А. Философия науки. М.: УРСС, 2004.

11. Радугин А.А., Радугина О.А. Философия науки.  Общие проблемы. М.: Библионика, 2006.

 

Вопросы для  самоконтроля:

1. Назовите три основных аспекта понимания науки?

2. В чем состоит основное отличие научного познания от обыденного и художественного познания?

3. Чем различаются  эмпирический и теоретический  уровни познания?

4. Чем отличается  эмпирический уровень познания от чувственного?

5. Перечислите  основные методы теоретического  познания? В чем состоит их  основное отличие от эмпирических  методов?

6. Что такое  научная революция? 

7. В чем заключалось  различие гносеологических оснований  классического и неклассического типов рациональности?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 7. Философское  понимание жизни общества

 

Лекция 1. Общество как предмет социальной философии

  1. Предмет и структура социальной философии. Место социальной философии в социально-гуманитарном знании.  
  2. Анализ различных подходов к пониманию факторов развития общества.
  3. Общество и природа. Биосфера и ноосфера.
  4. Структура общества и социальная мобильность.

 

1. Целостный и полноценный анализ природы и сущности человека, основных этапов его развития, зафиксированных в понятиях индивид, индивидуальность, личность не возможен вне понятия общества. Это связано с тем, что само появление человека во многом является продуктом коллективной жизнедеятельности и общения. Поэтому анализ различных компонентов человека невозможен вне понимания его социальной сущности, что и является предметом особой отрасли философского знания – социальной философии. Если предметом философии вообще является взаимодействие таких составляющих как человек и мир, то предметом социальной философии являются проблемы соотношения человека и социального мира (общества).

Решающий шаг в становлении  социальной философии был сделан в XIX веке усилиями четырех мыслителей – Гегеля, О. Конта, К. Маркса и Г. Спенсера. До этого, мыслителями выделялись лишь отдельные проблемы социальной философии. Напр. с периода античности и вплоть до Нового времени в философских исследованиях разрабатывались прежде всего два пункта: этика и учение о государстве, получившее обстоятельную разработку у Платона, Аристотеля, Т. Гоббса и Ж.Ж. Руссо. Понятие государства при этом, мало чем отличалось от общества. Впоследствии центр теоретического интереса все больше сдвигался от политико-государственных и духовных проблем к проблемам социально-экономическим. Это отчетливо проявилось в работах К.А. Сен-Симона, А. Смита, К. Маркса и др. Особенно заметное развитие социальная философия получила в в связи с разработкой в XIX-нач. XX века социологии в трудах М. Вебера, Т. Парсонса, П. Сорокина.

Термин «общество» представляет собой особую форму коллективного надындивидуального бытия людей, которую принято рассматривать в 3 основных значениях:

- общество как особый  самодеятельный коллектив людей  (напр. российское общество, общество ветеранов и т.д.)

- общество как процесс  коллективного бытия людей (т.е.  общественная жизнь людей в отличие от животного стада).

- общество как целостная система устойчивых связей между взаимодействующими людьми и социальными группами (т.е. общество как органическое соединение различных частей – политической, правовой, экономической сфер, науки, социальных групп).

Общество изучается множеством наук – философией, социологией, историей, этнологией, культурологией и др. Задача социальной философии сводится не только к целостному пониманию общества, но и его взаимодействия с конкретным человеком, а также закономерностей общественной жизни. Ключевой вопрос социальной философии – что такое общество? Понимание предмета социальной философии становится ясным в ходе анализа структуры социальной философии. Проф. Л.П. Станкевич выделяет следующие компоненты социальной философии:

- социальная онтология – исследует универсальные закономерности общественной жизни, проблему соотношения материальных и духовных факторов в общественном развитии, роль природы в общественной динамике.

- социальная гносеология – анализирует общие проблемы познания социальных явлений, зависящих от человека и не зависящих от него. Это ответ на вопрос о том, как возможно адекватное познание социальных явлений.

- социальная аксиология – (или социальная теория ценностей) – служит обоснованию существования относительной системы ценностей в разные периоды истории, исследует закономерности появления ценностей в обществе, их соотношения с абсолютными ценностями.

- социальная праксиология – исследует практические проблемы организации общественной жизни, проблемы соотношения целей, средств и результата.

Таким образом, становится понятно, что социальную философию  интересуют общие проблемы общественной жизни – факторы ее развития, общая структура общества, закономерности социально-исторического развития. Это означает, что социальная философия выступает как обобщающее теоретическое знание, основанное на данных таких эмпирических наук как социология, история, социальная психология, этнология. Так, если социология анализирует внутреннюю структуру общества, его особенности его социального состава, динамику отношений между социальными группами, общие закономерности в различных сферах общественной жизни – политике, экономике, праве, то социальная философия рассматривает общество с точки зрения наличия в нем универсальных общественных закономерностей в их взаимосвязи с окружающим природным и космическим миром. Если история и социология трактуют общество  как определенный поток изменений, то социальная философия стремиться рассматривать общество как синтез изменчивости и неизменных начал. Он исследует то, что могло бы объединить различные народы и культуры на всем протяжении человеческой истории и на основе этого дать ответ – каково реальное значение общества в жизни человека.

 

2.Научный анализ общества не представляется возможным, если отсутствует четкое понимание того, что объединяет различные социальные группы, отдельных индивидов, крупные социальные общности в единое целое и заставляет их действовать в рамках общего исторического движения. Другими словами – что является источником развития общества и, что объединяет людей в единый социальный «организм»?

В истории социальной философии традиционно выделяются 3 наиболее крупных точки зрения:

- натуралистический подход – человеческое общество рассматривается как естественное продолжение закономерностей природы, мира животных и в конечном итоге – Космоса. С этих позиций тип общественного устройства и ход истории определяется ритмами солнечной активности и космических излучений (А.Л. Чижевский и Л.Н. Гумилев), особенностями географической и природно-климатической среды (Ш.Л. Монтескье, Л.И. Мечников), спецификой человека как природного существа, его генетическими, расовыми и половыми особенностями (Э. Уилсон, Р. Докинс).

- идеалистический подход – сущность связей, объединяющих людей в единое целое усматривается в комплексе тех или иных идей, верований, мифов. Основой общественной жизни также может служить божественное начало (религиозное понимание общества), или идеи великих личностей (О. Конт), психология масс (Г. Лебон) или абсолютный Разум (Гегель).

Информация о работе Курс лекций по "Философии"