Курс лекций по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 15:28, курс лекций

Описание работы

Верное понимание того значения, которое философия играет в жизни как отдельного человека, так и общества в целом невозможно вне предварительного рассмотрения тех тенденций развития современной цивилизации, которые приобрели сегодня основополагающую роль. Среди них, условно можно выделить три основных – развитие техногенной и информационной цивилизации, общество потребления и проблема среднего человека.

Содержание

Введение. Современная цивилизация и философия.
Тема 1. Мировоззрение и его роль в жизни человека и общества
Тема 2. Философия, ее сущность и назначение.
Тема 3. Философское понимание мира.
Тема 4. Философия человека.
Тема 5. Философия сознания.
Тема 7. Философское понимание жизни общества.
Тема 8. Философия Древнего Востока.
Тема 9. Философия Древней Греции.
Тема 10. Теоцентризм средневековой философии
Тема 11. Антропоцентризм философии эпохи Возрождения.
Тема 12. Философия Нового времени (XVII-XVIII вв.)
Тема 13. Немецкая классическая философия
Тема 14. Неклассическая философия XIX-начала XX века.
Тема 15. Русская философия второй половины XIX – начала XXв.
Тема 16. Основные направления современной западной философии.

Работа содержит 1 файл

философия.лекции.doc

— 1.06 Мб (Скачать)

Язык является наиболее распространенным способом социального  функционирования сознания. Знаками второй сигнальной системы могут пользоваться и животные, но звуки и жесты, обозначающие различные явления и состояния и используемые животными для передачи информации своим сородичам, не образуют языка в собственном смысле этого слова. С учетом того, что человека окружают вещи и явления, как правило, им созданные или преобразованные, то их тоже можно рассматривать как определенные знаки или мысли, выступающие объективированной формой бытия идеального.

Возникает следующий  вопрос – что такое идеальное? Если оно есть порождение сознания, закрепленное в автономных от конкретного человека в материальных носителях (знаках, символах, архитектуре), то насколько это самостоятельная реальность. Какова степень соотношения в нем общественного и индивидуального? Ведь не существует человека вообще и любой феномен культуры всегда воспринимается через каждого конкретного человека. К настоящему моменту в отечественной науке сложились две основные точки зрения относительно статуса идеального – точки зрения Э.В. Ильенкова и Д.И. Дубровского.

Идеальное, по мнению Ильенкова, не тождественно субъективной реальности, всему тому, что имеется в индивидуальном сознании. Это не столько часть  индивидуального сознания, сколько  компонент общественного сознания, к которому приобщился индивид, это такие элементы общественной культуры, которые непосредственно связаны с деятельностью индивида. Идеальное — это образы, подлежащие опредмечиванию или духовной объективации. К идеальному, отмечает Э. В. Ильенков, относятся нравственно-моральные нормы, регулирующие бытовую жизнедеятельность людей, правовые установления, формы государственно-политической организации жизни, ритуально-узаконенные схемы деятельности во всех ее сферах, обязательные для всех правила жизни, жесткие цеховые регламенты и т.п., вплоть до логических нормативов рассуждения. Все эти структурные формы и схемы общественного сознания противостоят индивидуальному сознанию в качестве особой, внутри себя организованной действительности, в качестве внешних форм его детерминации. «Идеальность» предстает как форма сознания и воли, как закон, управляющий сознанием и волей человека, как объективно-принудительная схема сознательно-волевой деятельности. Общественное сознание выступает как исторически сложившаяся и исторически развивающаяся система независимых от индивидуального сознания форм и схем «объективного духа», «коллективного духа», «коллективного разума» человечества (непосредственно «народа» с его своеобразной духовной культурой). Вне человека и помимо человека никакого «идеального» нет. Но человек при этом понимается, что подчеркивает Э. В. Ильенков, не как отдельный индивид с его мозгом, а как реальная совокупность реальных людей, совместно осуществляющих свою специфически-человеческую жизнедеятельность, как «совокупность всех общественных отношений», складывающихся между людьми вокруг общего дела, вокруг процесса общественного производства их жизни. Идеальное и существует только «внутри» человека, понимаемого таким образом.

Другой подход к проблеме идеального представлен наиболее полно работами Д. И. Дубровского. Существо этого направления — в неразрывной связи идеального с индивидным уровнем субъекта, с психикой человека. Д. И. Дубровский считает неверным положение, будто идеальное есть принципиально внеличностное и надличностное отношение, реализуемое не в человеческой голове, а в самой социальной предметности. Несостоятельно представление, будто идеальное абсолютно независимо от мозга, от его состояний. Необоснованным является, с его точки зрения, и отождествление идеального с мыслительным, с рациональными схемами, нормативами, исключительно с теми духовными явлениями, которые обладают достоинством всеобщности и необходимости; неверно, будто идеальное несовместимо со случайным, единичным (он обращает при этом внимание на внезапные интуитивные поэтические или теоретические озарения, являющиеся «случайными», сугубо индивидуальными). По его мнению, из того, что идеальное есть общественный продукт и необходимый компонент социальной самоорганизации, еще не следует, что оно должно быть теоретически «локализовано» в пределах общественной системы в целом, а не в пределах общественного индивида, отдельных личностей. Идеальное не существует само по себе, оно необходимо связано с материальными мозговыми процессами. Идеальное — это психическое явление; оно представлено всегда только в сознательных состояниях отдельных личностей; записанная на бумаге или на магнитофонной ленте фраза может расцениваться как продукт психической деятельности, однако подобный продукт не содержит в себе идеального. Идеальное является исключительно субъективной реальностью и существует только в голове общественного индивида, не выходя за ее пределы, хотя это качество и связано с воздействиями внешнего мира, с активной деятельностью человека, обусловлено органической включенностью индивида в функционирование общественной системы.

 

3. Дискуссии о роли идеального требуют переключения внимания с проблем собственно сознания и человека на социально-философские проблемы. Если сознание есть во многом продут социальный, есть порождение общественных отношений, то что такое общественные отношения, общественное сознание? Какова их структура? Механизм работы? И здесь наблюдаются определенные отличия индивидуального сознания и общественного сознания.

Действительно, источником формирования как общественного, так и индивидуального сознания является бытие людей. Основой их проявления и функционирования выступает деятельность и язык. Однако это единство предполагает существенные различия. Во-первых, индивидуальное сознание имеет «границы» жизни, обусловленные жизнью конкретного человека. Общественное же сознание может «охватывать» жизнь множества поколений. Во-вторых, индивидуальное сознание находится под воздействием личных качеств индивида, уровня его развития, личного характера и т.д. А общественное сознание в каком-то смысле надличностно. Оно может включать в себя то общее, что характерно для  индивидуального сознания людей, определенную сумму знаний и оценок, передающихся из поколения в поколение и изменяющихся в процессе развития общественного бытия. Другими словами, общественное сознание свойственно обществу в целом или входящим в него различным социальным общностям, но оно не может быть суммой индивидуальных сознаний, между которыми имеются существенные различия. И в это же время общественное сознание проявляется только через сознание отдельных индивидов. Поэтому общественное и индивидуальное сознание взаимодействуют между собой, взаимно обогащают друг друга.

Под общественным сознанием следует понимать совокупность существующих в обществе идей, теорий, взглядов, чувств, настроений, привычек, традиций, отражающих общественное бытие людей, условия их жизни.

Субъекту, рассматриваемому на различных уровнях общности —  человечество, государство, этнос, семья, индивид – соответствует свой тип сознания. Субъект-индивид, логически завершая иерархию структурной организации  общества, всегда «укоренен» в тех или иных социальных общностях и несет в своем индивидуальном сознании отпечаток социально-групповых интересов и требований, представленных в индивидуальной форме. Характеризуя структуру общественного сознания по степени и способам осознания действительного мира, можно выделить уровни (обыденно-практический и научно-теоретический) и формы, различающиеся методами и средствами отражения действительности и воздействия на реальную жизнь людей.

К обыденному сознанию относится сознание масс людей, формирующееся в практике повседневной жизни, в непосредственном взаимодействии с окружающим миром в труде и быту. Оно включает в себя 1) накопленный веками опыт трудовой деятельности, эмпирические знания, навыки, представления об окружающем мире, стихийное мировоззрение, сложившееся из фактов; 2) житейские нормы нравственности, обычаи, стихийно сложившиеся представления о своем положении, своих потребностях; 3) народное художественное творчество. Обыденное сознание не обладает глубиной рационального осмысления, четкой осознанностью, научной обоснованностью и в этом аспекте уступает сознанию теоретического уровня. Тем не менее, обыденное сознание имеет такие преимущества перед теоретическим, как полнота, многосторонность, цельность мироощущения. Кроме того, обыденное сознание ближе, чем теоретическое, к непосредственной реальной жизни, поэтому полнее, детальнее отражает особенности ситуаций текущей социальной действительности. На уровне обыденного сознания развивается общественная (или социальная) психология, являющаяся одной из составных частей обыденного сознания. Она охватывает собою область социальных чувств, настроений, представлений, эмоций, традиций, обычаев, предрассудков, взглядов, формирующихся у различных социальных групп людей в условиях их повседневной жизнедеятельности: в труде, в общении между собой. Общественная психология представляет собой первую, непосредственную ступень отражения общественного бытия.

Теоретическое сознание представляет собой отражение существенных связей и закономерностей действительности. Оно стремится проникнуть в ее внутреннюю сторону, поэтому находит свое выражение в науке. Теоретический уровень общественного сознания трансформируется в идеологию. Идеология представляет совокупность теоретически обоснованных политических, философских, эстетических взглядов, правовых и нравственных норм и принципов, которые носят систематизированный характер. В конечном счете идеологические воззрения обусловлены экономическими отношениями и выражают интересы, цели, стремления, идеалы определенных классов и других социальных слоев и групп. В идеологии идеи и взгляды систематизируются, разрабатываются теоретически, приобретают характер идеологических систем и концепций.

Среди основных форм общественного сознания принято выделять политическое сознание (отражение в общественном сознании политической жизни общества), нравственное сознание (отражение в общественном сознании накопленного потенциала морально-нравственных ценностей и существующая на их основе система норм), правовое сознание (отражение в общественном сознании конкретных норм и способов их защиты посредством наказания, а также принципов регулировки отношений между людьми), религиозное сознание (отражение в общественном сознании существующих религиозных представлений, ценностей и норм), эстетическое сознание (отражение в общественном сознании совокупности представлений о красоте, совершенстве, а также методах их достижения в различных сферах искусства), историческое сознание (отражение в общественном сознании совокупности представлений о прошлом, а также их оценок).

 

Рекомендуемая литература:

1. Рубинштейн  С.Л. Бытие и сознание. Человек  и мир. СПб.: Питер, 2001.

2. Радугин А.А. Философия. М.: Центр, 2004.

3. Введение в  философию. Ч.1. Под ред. И.Т.  Фролова. М.: Политиздат, 1990.

4. Миронов В.В., Иванов А.В. Онтология и теория  познания. М.: Гардарики, 2001.

5. Философия:  учеб. для вузов / под общей  ред. В.В. Миронова. – М.: Норма, 2008. – 928 с.

6.Философия.  Учебное пособие под редакцией  Л.П. Станкевича. – Липецк, 2002.

7. Спиркин А.С.  Сознание и самосознание. М.: Наука, 1972.

8. Спиркин А.С.  Философия. М.: Гардарики, 1998.

9. Мамардашвили  М.К. Сознание как философская  категория // Вопросы философии. – 1990. - №10.

10. Гарин И.И.  Что такое философия? М.: Терра-книжный  клуб, 2001.

11. Уледов А.К.  Структура общественного сознания. М., 1974.

 

Вопросы для  самоконтроля:

1. Что такое самосознание и каково его отношение к сознанию в целом?

2. Перечислите основные исторические этапы решения проблемы самосознания в европейской философии?

3. Какова роль трудовой деятельности, общения и языка как факторов развития самосознания?

4. Какие точки  зрения на проблемы идеального  можно выделить в отечественной философии?

5. Что такое  общественное сознание и какова  его структура?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 6. Философия познания

 

Лекция 1. Сущность и структура процесса познания.

  1. Различные подходы к познаваемости мира. Отражение и творчество.
  2. Проблема субъекта и объекта познания.
  3. Чувственное и рациональное в познании. Проблема интуиции.
  4. Философское учение об истине. Вера и знание.

 

1. Все существующие к настоящему времени отрасли науки стремятся получить какое-либо определенное и максимально непротиворечивое знание о том или ином участке мира. Любой человек даже в обыденных условиях также познает окружающие процессы и явления. Однако, в этой связи возникает справедливый вопрос – что такое знание вообще? Насколько оно связано с верой и убеждением? Что такое истина – т.е. реальное отличие знания от незнания? Каковы критерии истины? Какими методами возможно получить истину? Каковы границы чувственных данных и возможности нашего мышления? Что такое наука и какова ее реальная роль в познании мира? Все эти вопросы исследует важная отрасль философского знания – гносеология (теория познания).

Теория познания – это раздел философии, в котором изучаются природа познания и его возможности, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности познания. Термин «гносеология» происходит от греч. слов «gnosis» - знание, и logos – понятие, учение, и означает «понятие о знании», «учение о знании». Хотя сам термин «теория познания» введен в философию сравнительно недавно - шотландским философом Дж. Феррером (1854), учение о познании традиционно разрабатывалось с античных времен, поскольку теория познания в явном или неявном виде отвечает на один из ключевых вопросов философии «познаваем ли мир?». Данный вопрос предельно важен, поскольку от его постановки и решения зависит полученные данные. А это уже касается любой конкретной науки – экономики, информатики, истории.

В истории философии  и науки сложилось две ключевых тенденции познания – «пессимистические» доктрины (агностицизм, пессимизм) и  «оптимистические доктрины» - полагающие, что мир в той или иной форме познаваем (именно их мы подробнее рассмотрим в дальнейшем). Последние принято разделять на реализм, имманентизм и трансцендентализм.

Реализм – философское учение, сторонники которого выводят знание из реального, т.е. существующего независимо от нас и на нас активно воздействующего внешнего мира. Знание в данной концепции есть с известными оговорками слепок, копия, образ внешнего мира, отражающегося в сознании. Истина – соответственно это максимальная степень соответствия образов сознания и внешнего мира (теория отражения). Под отражением обычно понимают воспроизведение свойств одного объекта в свойствах другого (взаимодействующего с ним) объекта. Сторонниками данной концепции в разное время являлись Ф. Бэкон, Дж. Локк, К. Маркс, Ж. Пиаже, Х. Патнэм, К. Поппер. Аргументом против данной теории являются выводы современной физики (теория относительности А. Эйнштейна, принцип соотношения неопределенностей В. Гейзенберга) – доказавшей изменчивость самого мира и влияние наблюдателя на объект исследования, что в свою очередь не позволяет говорить о достижении достоверности полученного знания.

Информация о работе Курс лекций по "Философии"