Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 16:21, реферат
Мы ставим следующую цель: рассказать о культуре Европы XVI-XVII вв. через призму утопического романа.
Именно здесь, на Западе, в это время зарождается утопическая мысль как
альтернатива существующей социальной реальности. Такое критическое отношение
к действительному порядку вещей развилось в европейской культуре благодаря
признанию трансцендентного бытия, высшего и независимого начала. В связи с
этим задачами нашей работы явились:
- рассмотрение исторических условий возникновения возрожденческой
культуры, а также идейной основы Ренессанса.
- выявление основных тенденций в культурной жизни Европы в XVI-
XVII вв.
- изучение утопического учения Макиавелли и других авторов.
1. Введение.
2. Причины возникновения культуры Возрождения.
3. Культура Ренессанса в XVI-XVII вв.
3.1. Развитие естествознания и кризис гуманистического мировоззрения.
3.2. Учение Макиавелли.
3.3. Социальные утопии.
4. Заключение.
Мужья и жены являются таковыми только в моменты декретированного
сожительства. Они даже не должны знать друг друга. Дети после вскармливания
грудью немедленно отбираются у матери государством и воспитываются в особых
учреждениях не только без всякого общения со своими родителями, но даже и без
всякого знакомства с ними.[3, с. 160].
У Кампанеллы поражает смешение языческих, христианских, возрожденческих,
научных, мифологических и целиком суеверных воззрений.
Еще одним утопистом был Сирано де Бержерак (1619-1655), философ и поэт.
Ему принадлежат романы-утопии “Иной свет, или государства и империи Луны”, а
также “Космическая история государств и империй Солнца” (это произведение не
окончено). Считается, что в этих романах Бержерак опирался на книгу
английского епископа Френсиса Гудвина “Человек на Луне”. Герой первого романа
улетает на созданном им затейливом аппарате с реактивной тягой на Луну и
обнаруживает там обитаемый мир, “земной рай”. В нем есть и древо жизни, и
древо познания добра и зла. Однако острый язык героя не дает ему покоя, его
изгоняют. Он попадает в государство четвероногих существ, а затем
возвращается на Землю. Во время путешествия его сопровождает “демон Сократа”,
высказывающий материалистические взгляды.
Поводом к написанию второго романа, видимо послужила короткая встреча
Бержерака с Кампанеллой. Герой “Государств Солнца”, которому надоело
скитаться по Земле, вместе с птицами улетает на Солнце. Он оказывается
сначала в царстве живых деревьев, потом в царстве птиц и в царстве философов,
где встречает Кампанеллу и беседует с ним на философские темы.
4.Заключение.
На основании изученной литературы и источников можно сделать следующие
выводы. Главная цель автора утопии разъяснить читателю, каким должно быть
лучшее из государств. Он стремится продемонстрировать нам идеал. Он ожидает,
что его читатель всерьез и надолго поверит в возможность того, о чем
рассказано, при всей сомнительности географического положения утопии.
Экспериментаторство
в плане географического
элемент экзотики, облегчает сатирику задачу обличения, помогает свободно
восхвалять идеальные установления. “Нигде” в утопической литературе означает,
что описываемое может произойти “везде”. Речь в утопическом романе идет не об
описании жизни, а о создании жизненного подобия, дабы была доказана
заявленная доктрина. Остров, Луна или Солнце – место, на котором автор строит
свой карточный домик. Утопия действует на примере показа. Утопический текст –
четкая конструкция. Это закрытый лабиринт, путь по которому определен и
неизменен, ибо он снабжен указателями. Во многих утопиях одно из главных
составляющих счастья и гармонии общества является общий язык. Наличие общего
языка подразумевает отсутствие этнических проблем, единство культурного
процесса и, в целом,
значительно большую
его управляемость. У целого ряда авторов введение общего языка моментально
гарантирует социальную гармонию. Почти все утопии жестоки. В этих идеальных
сообществах царят принуждение и регламентация. Это, по видимому, может быть
объяснено тем, .что утопия есть вполне естественное отчаянное бегство от
хаоса, произвола, расточительности, неуверенности, распущенности – всего
того, что присуще всем человеческим обществам. Утописты редко могли
представить себе свободного разностороннего человека, поскольку в каком-то
элементарном смысле они чувствовали, что люди и так дьявольски безалаберно
свободны. Как могли они рассчитывать на разнообразие и непохожесть людей в
обществе, когда их глубочайшим желание было стремление к чуду
упорядоченности, способной дать хоть толику достоинства, цели и смысла, их
жизни посреди того пустого произвола, которым была отмечена и омрачена
действительность.
Утопией поднимающейся буржуазии была идея “свободы”. Она содержала элементы,
которые взрывали структуру данного социального бытия с целью создания нового
социального порядка, и после утверждения идеи были частично реализованы.
Свобода в смысле
уничтожения цеховых и
слова, политическая свобода и беспрепятственное самовыражение личности стали
в значительной степени реализуемой возможностью. Существенно здесь то, что в
это время открывались новые пути достижения рая. Один из них показали ранние
возрожденцы – земное царство мира и справедливости. Другой открыли Колумб и
Америго Веспуччи – зеленеющие земли экзотической надежды и доброй удачи; еще
один путь показали утописты. За ними последуют другие первопроходцы –
мечтатели и провидцы, исследователи и авантюристы, гуманисты и пророки,
ищущие новый образ жизни для человека в его теперешнем земном существовании.
Утопия была далекой реальностью, находящейся за морями. Утопия была
“Америкой”, которая, возможно, и есть Эдем. И такой ей суждено остаться
вплоть до Скотта Фицджеральда – “нетронутым зеленым лоном нового мира,
пронизанного музыкой последней и величайшей человеческой мечты о неимоверном
будущем счастья”.
Использованная литература:
1. Утопия и утопическое мышление, антология зарубежной литературы. Под
редакцией Чаликовой В.А. М. :Прогресс, 1991.
2. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1982.
Учебные пособия:
3. Соколов
В.В. Европейская философия
4. Горфункель
А.Х. Философия эпохи
Источники:
5. Антология
мировой философии в 4-х томах.
6. Кампанелла “Город Солнца”, М., 1954 г.
Информация о работе Культура Западной Европы в XVI-XVII вв.: утопии