Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 16:21, реферат
Мы ставим следующую цель: рассказать о культуре Европы XVI-XVII вв. через призму утопического романа.
Именно здесь, на Западе, в это время зарождается утопическая мысль как
альтернатива существующей социальной реальности. Такое критическое отношение
к действительному порядку вещей развилось в европейской культуре благодаря
признанию трансцендентного бытия, высшего и независимого начала. В связи с
этим задачами нашей работы явились:
- рассмотрение исторических условий возникновения возрожденческой
культуры, а также идейной основы Ренессанса.
- выявление основных тенденций в культурной жизни Европы в XVI-
XVII вв.
- изучение утопического учения Макиавелли и других авторов.
1. Введение.
2. Причины возникновения культуры Возрождения.
3. Культура Ренессанса в XVI-XVII вв.
3.1. Развитие естествознания и кризис гуманистического мировоззрения.
3.2. Учение Макиавелли.
3.3. Социальные утопии.
4. Заключение.
Плутарха и отсылках во многих утопических трудах. Существовавшее ранее могло
рассматриваться в качестве примера для существующего сейчас. Законы и задачи
прошлого становились образцом законов и задач настоящего. Такова цель
противопоставления Афин и Атлантиды в “Тимее” и в “Критии”. [1, с. 98].
Однако наиболее полное описание путешествия в несуществующую страну периода
античности мы имеем в “Государстве Солнца” Ямбула (II в.), дошедшем до нас в
кратком пересказе Диодора Сицилийского: на семи островах Солнца,
расположенных непосредственно на линии равноденствия, где климат мягок, а
природа щедра и обильна, живет народ, по простоте существования доходящий до
стоицизма, которому неведомы пороки нашего времени. На островах Солнца живут
по “законам природы”. Но даже когда эта природа сходна с нашей, она остается
для нас недостижимой. И всякий, случайно попавший в ту страну путешественник
не в состоянии уподобиться ее обитателям, а потому он достоин лишь презрения
и изгнания. Не в следовании законам природы кроется путь к совершенству;
совершенство есть свойство, изначально данное природой. Французский
исследователь Труссон утверждает: “С конца эллинистического периода жанр
утопии обретает узаконенное и самостоятельное существование: Он не возник из
ничего в XVI столетии, а лишь воспроизвел то, что греческий гений дал миру 2
тысячелетия назад, как в области формы, так и в плане содержания”. [1, c.
101]
Что касается эпохи Ренессанса, то для нее первым утопистом был Томас Мор
(1478-1535). Он был весьма либерально настроенным английским государственным
деятелем, сторонником наук и искусств. Пропагандировал веротерпимость и яро
критиковал тогдашние
феодальные и зарождавшиеся
он оставался верным католиком, выступал против протестантизма и после отхода
Генриха VIII от католической церкви был беспощадно казнен за свои католические
убеждения. В целом его деятельность относится либо к гражданской истории, либо
к истории литературы. Нас может интересовать здесь только одно его
произведение, которое вышло 1516 г. под названием “Золотая книга, толь же
полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове
Утопии”. В книге Мора ощутимо воздействие довольно широкого круга представлений
и суждений о государстве, а также о формах государственного устройства,
существовавших или описанных ранее: очевидно обращение к Платону, равно как и
связь со средневековой литературой путешествий и с открытием американского
континента. Повествование в “Утопии” ведется от имени вымышленного автором
путешественника Рафаила Гилодея. Мор сформулировал в “Утопии” фундаментальный
тезис, согласно которому
процветание государственных
условиях, когда высший носитель власти будет глубоко образованным философом и
морально безупречным человеком. Таким полулегендарным правителем был Утоп,
некогда завоевавший воображаемый остров и заложивший политические, социальные и
моральные устои основанной им Утопии.
В утопическом государстве
отсутствуют частная
играют никакой роли в экономической жизни. Отсутствие частной собственности и
денег могло развиться лишь в результате всеобщего участия утопийцев в
трудовой деятельности. Понимание необходимости ее организации как
непременного условия, без которого невозможно равенство, делает Мора первым
представителем утопического коммунизма, ибо отсутствие частной собственности
и всеобщее участие в труде делают утопийское общество социально однородным.
Речь идет главным образом о физическом труде. Труд в Утопии выступает в двух
обычных в ту эпоху разновидностях – ремесленной и сельскохозяйственной.
Участие как в первом, так и во втором обязательно для всех без исключения
утопийцев. Даже начальники, избираемые ими, (сифогранты), которые могут не
принимать в нем участия, в действительности трудятся, показывая пример всем
остальным. Труд стал здесь не только жизненной, но и моральной
необходимостью. Этот свободный труд, строго ограниченный только шестью часами
– поистине утопический рабочий день для трудящихся любых стран в ту эпоху –
весьма производителен. Ремесленный труд специализирован, и утопийцы готовятся
к избранной ими профессии с детства. Сельскохозяйственный же труд является
жизненно более необходимым, и в нем обязаны принимать участие все без
исключения утопийцы, каким бы ремеслом они не занимались.
Существенная сторона утопийской жизни – наличие здесь рабов, в которых обычно
превращают тяжких преступников. Эта социальная категория неизвестной
численности обречена на самые тяжелые и неприятные работы. Жизнь же самих
утопийцев построена
на принципах республиканской
голосования, выборности всего начальства. Науки и искусства вовсе не
отрицаются, но даже превозносятся у Мора, особенно музыка. В Утопии делом
чтения и изучения книг занимается небольшая категория наиболее одаренных
утопийцев. Именно из этой ученой категории, свободной от физического труда,
избираются различные должностные лица, глава государства, а также священники.
Но все они жестко не противостоят основной массе утопийцев. Каждый может
достичь духовной свободы и просвещения. [3, с. 86].
Общество разделено на семьи, но семьи эти понимаются скорее производственно,
в силу чего принадлежность к той или иной семье определяется не только
естественным происхождением членов семьи, но в первую очередь также и
государственными декретами, в силу которых члены семьи могут быть переводимы
из одной семьи в другую ради производственных и других государственных целей.
В брачные дела государство у Мора тоже вмешивается самым существенным
образом, и многое в них определяется государственным декретом. Религия
допускается любая, включая язычество. Приветствуется веротерпимость.
Священники должны избираться народом. Деятельность атеистов весьма
ограничена, поскольку отсутствие религиозной веры мешает нравственному
состоянию общества. Кроме того, высшей религией все-таки признается
христианство или монотеизм. Определение счастья как цели человеческого
существования является
центральной философской
Другой представитель возрожденческого утопизма – упоминавшийся у нас выше среди
итальянских натурфилософов Томмазо Кампанелла (1568 – 1639). Это
крупный писатель и общественный деятель своего времени, пострадавший за
подготовку антииспанского заговора в Неаполе и проведший 27 лет в тюрьме, монах
и убежденный коммунист раннего утопического типа. Черты раннего утопического
коммунизма выступают у Кампанеллы гораздо ярче, чем у Мора. В 1602 году
Кампанелла создает “Город Солнца”. После провала заговора, о котором говорилось
выше, Кампанелла не отказался от своей мечты. Разочаровавшись в народных
массах, не поддержавших заговорщиков, он продолжал добиваться справедливого
общественного устройства, надеясь использовать для этого государство и церковь.
Свои надежды на коренные изменения в общественном устройстве Кампанелла
неизменно связывал с ожиданием космического переворота. “Возврат к невинному
естественному состоянию” человечества Кампанелла рассматривал как неизбежный
результат “естественного круговорота вещей”, под которым понимал
“господствующую в
космосе объективную
Судьбой и Случаем, но осмысленная людьми, воплощается в Благоразумии
человеческого поведения, считающегося с обстоятельствами. Главную причину всех
бедствий и неустройств современного ему мира Кампанелла видел в социальном
неравенстве, существовании богатства и нищеты. [4].
Основные черты
государства Солнца.
В государстве Солнца существует разделение труда. Важнейшее проявление этого
– отделение труда умственного от физического. Здесь Кампанелла тоже
ориентировался на платоновское “Государство”, но видоизменил его идеи в
соответствии с задачами своей эпохи. Государством управляют специалисты,
которым повезло при рождении. Самый одаренный из них – Метафизик, стоит во
главе государства, он же является первосвященником. Кампанелла именует
Метафизика “Солнце” и обозначает его с помощью солнечного символа. Его
предельно глубокое знание всех принципов метафизики и теологии органически
включает в себя и знание наук физических, математических, астрологических,
исторических, а также он владеет искусством живописи и ремеслами. В условиях
умножавшейся специализации научного знания Метафизик олицетворяет его высшее
единство. Но управлять солнечным государством в одиночку он не в состоянии.
При нем имеются три соправителя, реализующие три основных принципа бытия –
Мощь, Мудрость и Любовь. Мощь руководит военным делом, Мудрость – науками, а
Любовь – питанием, деторождением и воспитанием. Эти правители назначают всех
остальных специалистов (Грамматика, Логика, Физика и др.). Всех
начальствующих в городе Солнца – лишь 40 человек. Иерархия целиком зависит от
их личных способностей и познаний. Дважды в месяц в государстве Солнца
собирается Большой совет – народное собрание, которое может сменять правящих
лиц за исключением высшей четверки – Метафизика и трех его помощников. Но они
обязаны уступить руководящие места, как только появляются лица, превосходящие
их своими талантами. “Законы их немногочисленны, кратки и ясны. Они вырезаны
все на медной доске у дверей храма, то есть под колоннадой; и на отдельных
колоннах можно
видеть определение вещей в
стиле; именно: что такое Бог, что такое ангел, мир, звезда, человек, рок,
доблесть”. [6] В Солнечном государстве нет моногамной семьи: “Если кто-нибудь
страстно влюбится в женщину, то влюбленные могут и разговаривать, и шутить,
и дарить друг другу венки из цветов или листьев, и подносить стихи.
Однако, если это может быть опасно для потомства, совокупление им ни в
коем случае не разрешается”.[6] Браки совершаются только в порядке
государственных декретов, которые издает помощник Метафизика по делам Любви.
Информация о работе Культура Западной Европы в XVI-XVII вв.: утопии