Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2010 в 17:09, реферат
Тема культуры - до относительно недавнего времени была новой для учебной литературы по философии. И это не случайно. В прошлом даже в исследовательских работах понятие культуры нередко трактовалось весьма упрощенно, что отражало положение и общий уровень философского анализа культуры в стране. Необходимость изменения такого подхода продиктовала сама жизнь. Перед философией встала задача осмыслить и должным образом оценить тот факт, что проблематика культуры самим объективным ходом общественного развития все больше стала выдвигаться на передний план при осуществлении социальных преобразований, приобретая небывалую остроту.
введение. 3
1. феномен культуры. 4
2. идея ценностей. 5
3. виды, формы, содержание, и функции культуры. 7
4. движущие силы культуры. 13
5. феномен цивилизации. 15
6. цивилизация как социокультурное образование. 17
7. философия а.тойнби. 18
8. культура и цивилизация. 20
выводы. 25
приложения. 27
литература. 28
Перечисленные функции
культуры обычно относят лишь к духовной.
Договорившись о том, что духовная культура
играет главную роль, будем считать, что
ее функции - это все же главные функции
культуры. Что касается функций материальной
культуры, то они в конечном итоге вытекают
из основной ее функции, из ее роли быть
фундаментом духовной культуры и ее функций.
И действительно, почти все перечисленные
функции не могут осуществляться без материальной
основы.
Человек и культура.
Положение человека в мире и его отношение к миру зависят от самых различных социальных факторов, в том числе и от культуры. При этом в любую историческую эпоху сосуществует множество различных культур. Их взаимодействие, взаимопроникновение существенно определяют жизненную позицию человека, его мировоззрение и мироощущение.
ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ.
Когда западные культурологи
(П.Сорокин, А.Тойнби) рассуждают о движущих
силах культуры, они выделяют в
качестве ее активного элемента, как
правило, "интеллектуальную элиту".
Выразители идеологии мелкой буржуазии
(Н.Михайловский и др.) говорили о "героической
личности". Если в буржуазной социологии
и поднимался вопрос о творчестве масс,
то речь шла либо о неуловимой "народной
душе" (В.Виндт), либо о "коллективных
представлениях"
(Э.Дюркгейм). С одной стороны, мы знаем,
что в классово-антагонистических формациях
способы производства духовных ценностей
таковы, что трудящиеся массы фактически
исключаются из этого производства. С
другой стороны, выдающихся деятелей культуры
мы знаем, как правило, по именам. Мы безошибочно
называем создателей "Илиады" и "Одиссеи",
"Войны и мира", "Саги о Форсайтах",
"Сикстинской мадонны", "Гибели
Помпеи", "Ночного дозора",
"Героической симфонии", трагедии
и оперы "Фауст" и т.д. Даже если имена
создателей нам неизвестны, как, например,
в случаях "Песни о Роланде" или
"Слова о полку Игореве", мы все равно
глубоко убеждены в том, что за этими творениями
искусства стоят высокоодаренные мастера
слова, имена которых до нас не дошли.
Казалось бы, все
ясно - культуру создают отдельные
личности. Однако не будем торопиться
с этим выводом. Ведь когда мы говорим
о культуре, мы имеем в виду не
только произведения искусства, а всю
совокупность материальных и духовных
ценностей и способов деятельности
по их созданию. Этот момент весьма существен
- он меняет всю постановку проблемы
движущих сил культуры.
Чтобы ее изучить, надо для начало ответить
на вопрос: кто действительный творец
материальных ценностей, являющихся остовом,
каркасом любой культуры?
Прежде всего та часть общества, которая
с помощью своих трудовых навыков приводит
в действие средства производства, т.е.
трудящиеся массы. Определим основные
аспекты участия трудящихся масс в развитии
культуры. Трудящиеся составляют главный
элемент производительных сил. Только
благодаря их трудовой деятельности человечество
может существовать и нормально функционировать.
Если они прекратят свою деятельность
по созданию материальных ценностей, начнется
социальная деградация. Итак, именно трудящиеся
массы любой исторической эпохи и при
любом политическом режиме играют решающую
роль в создании > материальных культурных
ценностей. Это их роль постоянна, непрерывна.
Как показывает исторический
опыт, когда народные массы активно
участвуют в социальных революциях,
происходят стремительные и глубокие
социальные преобразования, ускоряется
ход исторического процесса и
развитие мировой культуры. Эта сторона
решающей роли трудящихся масс носит,
однако, прерывистый, скачкообразный характер.
Периоды бурной социальной активности
масс сменяются периодами их социальной
пассивности. Причины такой смены
коренятся не в какой-то мифической
"народной душе", а в объективных
социально-экономических
"решающая роль" понимается только
как позитивное влияние на что-либо. В
действительности же массы оказывают
решающее воздействие на ход развития
истории и мировой культуры как своей
силой, так и своей слабостью. И социальная
сила, и социальная слабость трудящихся
масс всегда должны приниматься во внимание
при оценке того или иного конкретного
этапа в развитии мировой культуры.
Решающая роль трудящихся
масс проявляется и в развитии
духовной культуры. Здесь можно выделить
ряд важных моментов. Несмотря на то,
что большинство духовных ценностей
было создано профессиональными
творцами
(архитекторами, художниками, скульпторами,
писателями, поэтами, учеными, изобретателями
и т.д.), следует помнить, что трудящиеся
массы, создавая материальные ценности,
обеспечивали их существование и тем самым
давали им возможность для занятий духовным
творчеством. Своим трудом они в конечном
счете определяли состояние материального
производства и общественных отношений
конкретной исторической эпохи, что в
свою очередь оказывало воздействие на
формирование духовных ценностей. Важно
и то, что освободительная борьба народных
масс и их созидательная деятельность
были объектом, который отражался в ценностях
духовной культуры. Наконец, трудящиеся
массы непосредственно творят духовные
ценности, создавая язык и фольклор, которые
становятся неиссякаемым источником для
творческой деятельности профессиональных
творцов духовных ценностей.
Итак, народные массы
играют решающую роль в развитии мировой
культуры.
Ну а как же быть с личностью? Если решающая
роль принадлежит массам, то значит ли
это, что личности отводится место где-то
"на задворках истории"?
Нет, не значит.
Значительная часть
духовных ценностей создается
Важен следующий факт.
Прежде чем личность сможет начать
активные действия, она должна сформироваться
в обществе, вписать себя в коллективный
опыт человечества. Это влияние общества
на личность характеризуется множеством
обстоятельств. Отметим только некоторые
из них. Во-первых, каждый исторический
тип культуры создает свой основной
тип личности. Он различен в разных
социальных группах, но имеет и нечто
общее, обусловленное связями личности
с обществом в целом и его
культурой. Во-вторых, различные типы
культуры предоставляют разные возможности
для формирования и развития личности.
Если в первобытном обществе индивид
еще слит с коллективом, почти
не воспринимая себя как нечто
самостоятельное, то каждая последующая
общественно-экономическая
Подводя итоги рассмотренному выше, мы можем сказать, что две основные движущие силы развития культуры - это народные массы и личность. Они движет культуру каждая по-своему, выполняя различные функции и решаю разные задачи, но в этом движении ни та, ни другая не устранимы и дополняют друг друга. Если же попытаться образно сравнить их мощь, то наверно, лучшим образом будет айсберг. Его надводная часть - это творческие личности, а девять десятых его, находящиеся в воде, - это народные массы. Вспомним в этой связи слова М. И .Глинки: "Народ создает музыку, а мы, композиторы, только аранжируем ее".
ФЕНОМЕН ЦИВИЛИЗАЦИИ.
На ранних ступенях общественного развития человек был слит с той общностью (родом, общиной), частичкой которой являлся. Развитие этой общности было одновременно и развитием самого человека. В таких условиях социальные и культурные аспекты общества практически не разделялись: социальная жизнь была одновременно и жизнью данной культуры, а достижения общества были достижениями его культуры. Так же как сознание первобытного общества было, по выражению Маркса, "вплетено" в материальную деятельность людей, так и культурный аспект общества был слит с социальным, не отчленен от него.
Также особенностью
первобытной социальности был ее
"естественный" характер. Родо-племенные,
а также внутри и межобщинные
отношения
"естественно" возникали в процессе
совместной жизни и деятельности людей,
в суровой борьбе за поддержание своего
существования. Разложение и распад этих
отношений в процессе перехода к классовому
обществу был одновременно глубинным
переворотом в механизмах функционирования
и развития общества, означавшим становление
цивилизации.
Анализируя переход
от первобытности к цивилизации,
Ф. Энгельс выделяет ее основные характеристики:
общественное разделение труда и
в особенности отделение города
от деревни, умственного труда от
физического, возникновение товарно-денежных
отношений и товарного
-появление государства, права наследования
имущества, глубокий переворот в формах
семьи, создания письменности и развитие
различных форм духовного производства.
Энгельса интересуют в первую очередь
те стороны цивилизации, которые отделяют
ее от первобытного состояния общества.
Но его анализ содержит также перспективу
и более разностороннего подхода к цивилизации
как явлению глобальному, всемирно-историческому.
Понятие цивилизации
долгое время оставалось на периферии
интересов марксистов. Связанная
с ним проблематика не становилась
предметом исследования, так как
считалось, что для характеристики
этапов общественного развития вполне
достаточно категории общественно-
экономической формации. Понятие
же цивилизации настораживало
Термин "цивилизация"
происходит от латинского стИз (гражданский,
государственный, политический). В литературе
этот термин отождествляется с понятием
"культура" (человек культурный
и цивилизованный - характеристики
однопорядковые), и как нечто ей
противостоящее, например как бездушное,
вещное "тело" общества в противоположность
культуре как началу духовному ; является
уровнем, этапом в эволюции человеческого
общества, пришедшего на смену варварству;
трактуется как то, что дает удобство
(комфорт), предоставляемое в наше
распоряжение техникой и др. Получила
распространение интерпретация
этого понятия в негативном смысле
как общественного состояния, враждебного
гуманным, человеческим аспектам социальной
жизни. По
О.Шпенглеру, цивилизация - это этап упадка
культуры, ее старения.
Современные представления
о цивилизации рассматриваются
мыслителями как нечто Единое,
находящееся вне рамок
Категория "цивилизация" используется в широком спектре наук и поэтому употребляется на различных уровнях абстракции:
1) в общефилософском смысле - как социальная форма движения материи;
2) как общая социально-
3) как культурно-исторический
тип, характеризующий
4) как обозначение
цивилизованных обществ,
Итак, главная мысль в содержании категории "цивилизация" сводится к многообразию исторического процесса, который проходит путь от локальных, региональных стадий к общепланетарному уровню.
ЦИВИЛИЗАЦИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Конечно, все характеристики
цивилизации не случайны, отражают
некоторые реальные стороны и
особенности исторического
Вместе с тем
сама жизнь показала необходимость
использования понятия
Некоторые итоги проделанной в этом направлении
современными учеными работы можно было
бы кратко выразить следующим образом.
Цивилизация включает
в себя преобразованную человеком,
окультуренную, историческую природу
(в девственной природе