Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 08:57, контрольная работа
Космоцентризм — это первый этап развития античной философии, который часто называют досократовским, он сохраняет вначале черты мифологии. Вместе с тем и пифагорейцы, и представители милетской и элейской школ выступают как философы, поскольку стремятся познать Космос, внешний мир, построить моноэлементную модель бытия.
1. Космоцентрический характер античной философии;
2. Досократическая философия;
3. Философия высокой классики (Платон, Аристотель);
4. Поздняя античная философия (Стоицизм, Эпикуризм, Неоплатонизм, Скептицизм, Кинизм).
Вселенная, которая была в его время, была такой же и до него, и останется такой же после него. (У Эпикура не было космогонии, была только космология.)
Эпикур использует атомистическое учение Демокрита. Он считает, что всё в природе представляет собой либо телесные объекты, либо пустоту. При этом все тела состоят из атомов. Если, по Демокриту, атомы отличались формой и размерами, то Эпикур добавляет еще одну качественную характеристику: атомы отличаются по весу. Кроме того, если по Демокриту количество форм атомов было бесконечным, то Эпикур считал, что количество форм атомов конечно, потому что иначе может возникнуть такая форма атома, когда он будет бесконечно тяжел. Еще одно отличие физики Эпикура от физики Демокрита в характере движения атомов. У Демокрита движение атомов осуществляется строго детерминестически, то есть по прямым траекториям, то Эпикур, для того чтобы обосновать наличие свободы у человека в макромире, решил ввести минимум свободы в микромире. Эпикур признает наличие объективной случайности (в отличие от Демокрита). У Эпикура атомы могут спонтанно отклоняться от прямолинейного движения в силу необходимости. Эти спонтанные отклонения являются необходимым условием наличия свободы у человека в макромире. Причина отклонений не внешняя, а внутренняя - в самих атомах. Эпикур учил, что существует множество миров, которые распределены в беспредельной пустоте. В этом прослеживается сходство с учением Демокрита в его космологии.
Этика эпикурейцев построена по принципу гедонизма ( «гедон» переводится как «удовольствие»). В отличие от Аристиппа, (представителя школы киренаиков) который определял удовольствие с помощью положительного признака – наслаждение, Эпикур определяет удовольствие с помощью отрицательного признака – как отсутствие страданий.Среди удовольствий Эпикур выделял два основных – удовольствие покоя и удовольствие движения. Предпочтение он отдавал удовольствию покоя. Среди удовольствий, к которым так или иначе стремится человек, Эпикур выделял следующие:
По мнению Эпикура, человек, который стремится к счастью, должен выбирать удовольствия естественные и необходимые. Но и здесь надо следовать мере.
Существуют два основных вида страданий: телесные страдания и душевные страдания. При этом самые тяжкие страдания – это душевные страдания, потому что телесные страдания связаны только с настоящим, а душевные страдания связаны как с настоящим, так и с прошлым и будущим. Все удовольствия нужно сводить к минимуму, чтобы достичь состояния безмятежности души. Это состояние называлось состоянием атараксии (перевод. – состояние безмятежности, невозмутимости). Счастье Эпикур понимал именно как состояние атараксии. Но этому мешают не только чрезмерные страсти, желания и душевные страдания человека, но и страхи: страх перед Богами, то есть перед тем, что они могут вмешиваться в человеческую жизнь, страх перед загробной жизнью, страх перед смертью, страх перед природными явлениями. Первые 3 вида страха, по мнению Эпикура, мнимые. Богов не следует бояться, так как они обитают в промежутке между мирами, поэтому они не вмешиваются в то, что происходит в этих мирах. Загробной жизни тоже не надо бояться, так как ее нет. Душа телесна, состоит из атомов, и разлагается вместе с телом. Ничего бестелесного кроме пустоты мыслить нельзя. Смерти тоже не стоит бояться, так как по Эпикуру, пока мы есть, смерти нет, а когда приходит смерть - нас уже нет. Поэтому смерть не существует ни для живых, ни для мертвых, она не имеет к нам никакого отношения. Эпикур учил, что надо вести незаметный образ жизни. Подобно Демокриту, Эпикур очень ценил дружбу между людьми, так как она, с одной стороны, обеспечивает безопасность человека, а с другой стороны, обеспечивает состояние атараксии.
Стоицизм. Термин стоицизм происходит от греческого термина Stoa, что в переводе означает портик (галерея с колоннами в Афинах, где учил Зенон). Основателем стоицизма является Зенон из Китиона. Другие представители стоицизма: в Греции – Хрисипп, в античном Риме – философ и поэт Сенека и император Марк Аврелий. Точно так же, как и эпикурейцы, стоики считали, что цель философствования заключается в построении этики (учение о поведении, ведущем к счастью человека). Стоики так же, как и эпикурейцы, считали, что, что этика должна быть построена на основе физики. Этическое учение должно предваряться физическим учением – учением о природе и космосе.
Физика стоиков
основана, с одной стороны, на ряде
положений философии
Что касается ряда идей, заимствованных стоиками у Гераклита, то они связаны со следующим. С точки зрения стоиков, мир возник из первоогня и периодически возвращается в огонь, сгорает, а потом снова возникает из него, живет, как живое существо, снова сгорает, потом снова рождается. Это было позаимствовано из философии Гераклита. Цель человеческой жизни, с точки стоиков, - это достижение счастья. Зенон из Китиона, основатель стоицизма, понимал счастье как согласованную жизнь.Что же означает «согласованная жизнь» и с чем она должна быть согласна? Под «согласованной жизнью» Зенон понимал,
с одной стороны, согласованность человеческих мыслей друг с другом,
с другой стороны, согласованность наших хотений и желаний с нашими жизнями.
Кроме этого, по мнению Хрисиппа, согласованная жизнь – это жизнь, согласная с природой. При этом природа понималась стоиками двояко: с одной стороны как внешняя по отношению к человеку, с другой стороны – как внутренняя природа человека. Жизнь, согласная с природой – это, прежде всего, жизнь, согласная с внутренней природой человека. Свою истинную природу, с точки зрения стоиков, человек достигает только тогда, когда реализуются его задатки, которые заложены в природе человека при его рождении.
По мнению стоиков, в достижении счастья человеку мешают аффекты (страсти)- страстные движения души, исключающие разумное. Именно аффекты являются источниками пороков человека, несчастья и бедствий. Стоики выделили 4 аффекта:
Счастья может достигнуть только добродетельный человек. Стоики выделили 4 основные добродетели, которым противостоят 4 основных порока:
Достичь счастья можно, только преодолев аффекты и страсти; тем самым будет достигнуто состояние бесстрастия (апатия). Именно в состоянии апатии (состояние бесстрастия, невозмутимости, спокойствия души) стоики видели счастье.
Если эпикурейцы считали, что не следует вести активную общественную и политическую жизнь, то стоики наоборот, считали, что стоик-философ должен вести активный образ жизни, вести активную общественную и политическую жизнь.
Если первичное влечение, с точки зрения эпикурейцев, - это влечение к удовольствию, то с точки зрения стоиков, это стремление к самосохранению, которое затем преобразуется в заботу о своей семье, своем роде и, в конечном счете, доходит до заботы о благе государства. Поэтому, решая проблему о соотношении личного и общественного, стоики отдавали предпочтение общественному. Человек (прежде всего, философ-стоик) во имя блага государства мог пожертвовать своей жизнью.
Поскольку, с
точки зрения стоиков, в мире нет
никакой случайности, они не допускали
существование свободы у
Марк Аврелий
утверждал, что у человека есть тело, есть
душа, есть дух. Телу принадлежат ощущения,
душе – стремления, а духу — ос- новоположения
(основные положения). По представлениям
стоиков, душа это также тело (с одной стороны)
– пневматическое тело, для которого характерно
тоническое движение. Более того, они так
же разделяли учение о том, что душа после
смерти тела не прекращает свое существование,
но при этом душа не может существовать
беско- нечно, поскольку мировой пожар
уничтожает не только физические объекты,
но уничтожает и души людей.
Неоплатонизм. Основателем этого направления эллинистическо-римской философии является Плотин. Другие представители – Порфирий, Ямвлих, Прокл. Порфирий – логик этого направления, Ямвлих – интерпретатор, Прокл – интерпретатор и систематизатор.
Основой философии неоплатонизма является учение Плотина. Его основное произведение – «Эннеады». В этом произведении Плотин разработал учение об эманации. Первоначалом всего сущего в мире, с точки зрения Плотина, является единое. Единое – это чистое простое единство, которое не допускает какой-либо множественности, поэтому единое нельзя рассматривать ни как мысль, ни как дух. В этом смысле единое непознаваемо. Единое – это также абсолют в том смысле, что единое ни от чего не зависит, а все сущее в мире зависит от единого. Зависит в том смысле, что единое не просто не творит мир, а излучает всё из себя в силу естественной необходимости. Это излучение сущего из единого и было названо Плотином эманацией.
Плотин выделил определенные стадии эманации.
На первой ступени эманации единого появляется мировой ум. Мировой ум - это уже не простое чистое единство, а множественность: мировой ум одновременно и субъект, и объект. Объект - потому, что это мировой ум, а субъект – потому что мировой ум может мыслить это единое. Следующая стадия эманации – мировая душа. Мировая душа содержит в себе Платоновские идеи (эйдосы), без которых в принципе не возможно возникновение чувственно воспринимаемых вещей. Следующий этап эманации – это конкретные души разумных существ, прежде всего, человеческие души. Последняя ступень эманации – это материя, как отрицательное условие существования чувственно воспринимаемых вещей.
Неоплатоники считали, что цель человеческой жизни – достижение единения с праединством. Здесь присутствует обратное восхождение, от единичного к общему: сначала восхождение человеческой души к мировой душе, потом к мировому уму, а потом – к единому уму. Плотин говорил, что один из возможных способов познания праединства – это диалектика. При этом он понимал под диалектикой совсем не то, что понимал Сократ. Плотин рассматривал диалектику как способ обобщения, в задачу которого входил поиск единства во многом. Однако, по мнению Плотина, окончательно постичь абсолютное праединство этим способом невозможно. Достижение единства субъекта и объекта и познание праединства возможно только в редкие минуты умственного мыслительного экстаза, или в редкие мгновения мистической интуиции.
Кинизм. В начале IV в. до н. э. некоторыми учениками Сократа были основаны философские школы. Одной из таких школ стал кинизм. Основатель школы Антисфен Афинский, развивая принципы учителя, стал утверждать, что наилучшая жизнь заключается не просто в естественности, в избавлении от условностей и искусственностей, в свободе от обладания лишним и бесполезным, — Антисфен стал утверждать, что для достижения блага жить следует «подобно собаке», то есть сочетая в себе:
Таким образом, он стремился жить сам и называл себя аплокион (ἁπλοκύων, истинный пес). От этого слова происходит название школы, кинизм. (По другой версии, название школы происходит от названия места, где находился гимнасий, в котором Антисфен вел беседы с учениками — Киносарг, «Зоркий пес».) Эта программа Антисфена послужила основой программы всей школы, а на могиле Диогена Синопского был установлен памятник паросского мрамора со скульптурой собаки.
В проведении своей программы кинизм отталкивался от общепринятых взглядов и развивал новые, прямо противоположные существующим, пользуясь методом «негативной филиации идей». Отдельные элементы, характерные для кинической этики, «носились в воздухе» и встречались, помимо Сократа, напр. в философии софистов, у Еврипида. Но специфически эти идеи были оформлены как система именно школой кинизма: