Космоцентрический характер античной философии. Досократическая философия. Философия высокой классики (Платон, Аристотель). Поздняя антич

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 08:57, контрольная работа

Описание работы

Космоцентризм — это первый этап развития античной философии, который часто называют досократовским, он сохраняет вначале черты мифологии. Вместе с тем и пифагорейцы, и представители милетской и элейской школ выступают как философы, поскольку стремятся познать Космос, внешний мир, построить моноэлементную модель бытия.

Содержание

1. Космоцентрический характер античной философии;
2. Досократическая философия;
3. Философия высокой классики (Платон, Аристотель);
4. Поздняя античная философия (Стоицизм, Эпикуризм, Неоплатонизм, Скептицизм, Кинизм).

Работа содержит 1 файл

Философия.docx

— 42.29 Кб (Скачать)

Философия. Ответы к заданиям 

Выполнила: студентка группы ПФ - 21

Петрова Александра 
 

План 

  1. Космоцентрический характер античной философии;
  2. Досократическая философия;
  3. Философия высокой классики (Платон, Аристотель);
  4. Поздняя античная философия (Стоицизм, Эпикуризм, Неоплатонизм, Скептицизм, Кинизм).
 
 

Космоцентрический характер античной философии 

Космоцентризм — это первый этап развития античной философии, который часто называют досократовским, он сохраняет вначале  черты мифологии. Вместе с тем  и пифагорейцы, и представители  милетской и элейской школ выступают как философы, поскольку стремятся познать Космос, внешний мир, построить моноэлементную модель бытия. И Пифагор, и Фалес, и Гераклит, и Анаксагор делают значительный шаг от мифологии к философии, поскольку они пытаются объяснить мир из единого начала (воды, воздуха, числа, огня и т.д.). Вместе с тем у них есть общее с мифологической традицией, поскольку все они с разными оговорками не только признают сущее за проявление беспредельно-стихийного первоначала, но и считают его живым, развивающимся существом. Кроме того, они чаще всего не доказывают свои утверждения, а изрекают, как это делает, например, Гераклит. Вместе с тем это принципиально важный этап становления философии как сферы рационального постижения исходных оснований Космоса, стремления проникнуть через видимое в невидимое, начало различения явления и сущности, бытия и небытия. Тем самым происходит становление философской категориальной системы. Следует отметить значение первых космоцентрических философских концепций, поскольку самое сложное — начало чего-то фундаментального. Начало европейской философии, у истоков которой стояли греки, — революция в интеллектуально-мировоззренческой культуре, оказавшая влияние на все последующее развитие истории. Именно они первыми нащупали фундаментальную проблему, поставили вопрос о первоначале, стали различать чувственную и мыслительную реальности. Философия Древней Греции, появившись как стремление понять таинственный Космос, поставила вопросы о предельных основаниях природного мира, его структуре, сущности, став тем самым школой философствования для будущей мысли.

Космоцентризм интересен не только своими интеллектуальными  результатами, но и спецификой постановки вопросов, которые носили принципиально  мировоззренческий, философский характер и тем самым на века предопределили дальнейшее развитие греческой, а затем  европейской и мировой философской культуры. Греки открыли природу как объект философии, впервые оставив вопрос о ее первоначале. Здесь важным оказался не столько характер самих принятых первоначал — воды, воздуха, огня, сколько форма постановки вопросов. После открытия природы легче было поставить вопрос о человеке, затем о Боге. Поэтому антропологический поворот в философии Сократа был подготовлен космоцентризмом, равно как и антропоцентризм Сократа подготовил появление систематических философских концепций Платона и Аристотеля. 
 

Досократическая философия 

Досократики – новоевропейский термин для обозначения ранних греческих философов 6–5 вв. до н.э., а также их ближайших преемников в 4 в. до н.э., не затронутых влиянием аттической «сократической» традиции. Термин укрепился в международной историко-философской практике гл. о. благодаря классическому труду немецкого филолога-классика Г.Дильса (1848–1922) «Фрагменты досократиков» Собрание Дильса объединяет свыше 400 имен (большая часть их остается только именами), в т. ч. софистов, которых, однако, не принято называть «досократиками» (поэтому некоторые авторы предпочитают говорить о «дософистической», а не о «досократической» философии), а также фрагменты предфилософских теокосмогоний (см. Орфизм, Ферекид). Дильс исходил из античного, широкого значения термина «философия», поэтому «Фрагменты досократиков» включают много материала, который относится к истории математики, медицины и т.д. (вплоть до кулинарного искусства). Философия досократиков развивалась на Востоке – в ионийских городах Малой Азии и на Западе – в греческих колониях Южной Италии и Сицилии; отсюда восходящее к древности разделение на «ионийскую» (Милетская школа и ее последователи) и «италийскую» (пифагореизм и Элейская школа) ветви. В целом для восточной, ионийской, традиции характерны эмпиризм, сенсуализм, интерес к конкретному многообразию чувственного мира, преимущественная ориентация на материально-вещественный аспект мира, оттесненность антропологической и этической проблематики (исключение – Гераклит с его пафосом религиозно-нравственного реформатора); для западной, италийской, традиции – примат рационально-логического начала над чувственным, преимущественный интерес к формальному, числовому и вообще структурному аспекту вещей, первая постановка гносеологических и онтологических проблем в чистом виде, нередко религиозно-эсхатологические интересы. В центре внимания всей философии досократиков – космос, понимаемый – с помощью доминирующего у досократиков метода аналогии – либо биоморфно (см. Гилозоизм), либо техноморфно (см. Демиург), либо социоморфно (Дике), либо – у пифагорейцев – на основе числовых моделей; существенную роль у досократиков продолжают играть унаследованные из донаучной картины мира бинарные оппозиции. Уникальное место среди досократиков в этом смысле занимают Парменид и его школа, впервые отказавшиеся от фольклорно-мифологического наследства – двоичных классификаций и метафорической аналогии – и давшие программный для всей западноевропейской «метафизики» образец чисто логического конструирования бытия. Человек и вообще сфера социального, как правило, не выделяются из общекосмической жизни (противопоставление «природы и закона» – номос и фюсис – впервые было разработано софистами): космос, общество и индивид подчинены действию одних и тех же законов и рассматриваются нередко как изоморфные структуры, зеркально отражающиеся друг в друге (см. Макрокосмос и микрокосмос). Характерным для доплатоновской философии является отсутствие четкого различения «материального» и «идеального».

Внутренний ход  развития философии досократиков может быть представлен в следующей формуле: построению космологических систем у раннеионийских мыслителей был положен конец Парменидом и его школой, потребовавшими логико-теоретического обоснования возможности чувственного мира, и прежде всего – движения и множественности; старый гилозоистический космос разложился, выделив в особую категорию «движущую причину» (по определению Аристотеля); в ответ на постулаты Элейской школы возникли более механистические плюралистические системы 5 в. – Эмпедокла, Анаксагора и атомистов (иногда называемые «новоионийскими»), в которых на деанимизированную «материю» были перенесены все признаки элейского неизменного и самотождественного бытия (однако закон сохранения вещества был, по-видимому, еще раньше сформулирован Анаксимандром). Среди досократиков почти не было «профессионалов» (первое исключение – Анаксагор): большинство из них были вовлечены в жизнь полиса и выступали как государственные деятели, основатели колоний, законодатели, флотоводцы и т.д. – прямая противоположность эллинистическому идеалу философа с его принципом «живи незаметно». 
 

Философия высокой классики 

Высокая классика античной философии связана с  величайшими мыслителями Древней  Греции Платоном (427–347 гг.до н.э.) и Аристотелем (384-322 гг.до н.э.) . Платон выражал свои мысли в творениях, равно принадлежащих античной литературе и философии. Аристотель тяготел к энциклопедизму. Ядром учения Платона стала теория идей. Объективная, безотносительная, независимая от времени и пространства, бестелесная, вечная, недоступная чувственным восприятиям идея постигается только разумом. Она представляет собой формообразующее начало, а материя олицетворяет возможности. Обе они - причины предметного мира, упорядоченного демиургом. Идеи составляют особое царство идеальных сущностей, где наивысшей идеей является – Благо. Платон развил теорию познания. Он считал, что истинное познание – это познание мира идей, которое осуществляется разумной частью души. При этом различались чувственное и интеллектуальное знание. Платоновская «теория воспоминаний» объясняет основную задачу познания — вспомнить то, за чем наблюдала душа в мире идей, прежде чем спустилась на землю и воплотилась в человеческое тело. Предметы чувственного мира служат для возбуждения воспоминаний души. Платон предлагал развивать искусство полемики («диалектику») как способ выяснения истины. Платоном рассмотрены многие другие философские проблемы, среди которых заслуживают внимания учение «об идеальном государстве», теория космоса, этическое учение. Богатое философское наследие Платона критически переосмыслил его ученик, ученый-энциклопедист Аристотель основал свою философскую школу «перипатетиков» (по названию лекционных залов в крытых галереях - peripatos ). Его учение оказало в дальнейшем определяющее влияние на становление и развитие не только философии, но и европейской культуры в целом. Во-первых, Аристотель значительно шире, чем кто-либо из его предшественников, осуществил интеллектуальный охват всех форм современного ему знания и культуры в целом. Его интересовали вопросы естествознания, философии, логики, истории, политики, этики, культуры, эстетики, литературы, теологии и т.д. Во-вторых, он сформулировал понятие философии. В качестве «первой философии» он рассматривает «метафизику» и «второй философии» - физику. «Метафизика» – наиболее возвышенная из наук, потому что не преследует эмпирические или практические цели. Она отвечает на вопросы как исследовать причины первых или высших начал, познать «бытие, поскольку оно бытие», получить знание о субстанции, Боге и субстанции сверхчувственной. В учении о материи и форме Аристотель рассматривает два начала каждой вещи (вещь = материя + форма). Впервые он вводит понятие материи. Каждая вещь становится сама собой благодаря форме (эйдосу). Изучение бытия возможно лишь с помощью логики (органон – орудие для изучения бытия). Логика, по мнению Аристотеля, имеет методологическое значение для познания. Продолжая традицию своего учителя Платона, Аристотель большое внимание уделяет душе человека, разрабатывает свою этику. Характерной особенностью философии Аристотеля является колебание между материализмом и объективным идеализмом, диалектикой и недиалектическим методом. 
 

Поздняя античная философия

Античная философия  — философия античности, подразделяется на древнегреческую и древнеримскую (конец VII в. до н. э. — VI в. н. э.), от раннеклассической философии до 529 г., когда указом императора Юстиниана была закрыта последняя философская школа в Афинах. Традиционно первым античным философом считается Фалес, а последним — Боэций. Античная философия сформировалась под влиянием и воздействием предфилософской греческой традиции, которую условно можно рассматривать как ранний этап самой античной философии, а также воззрений мудрецов Египта, Месопотамии, древневосточных стран. В эллинистическо-римской философии выделяются следующие основные течения:

  1. скептицизм,
  2. эпикуреизм,
  3. стоицизм,
  4. неоплатонизм;
  5. кинизм.

Скептицизм. Основатели -- Пиррон (360 до н. э. — 270 до н. э.) и Секст-Эмпирик (начало II века).Другой виднейший представитель, благодаря которому мы и знаем об этом направлении, это Секст Эмпирик, его труды дошли до нас целиком –

«Против математиков» (в то время математиками называли всех ученых,

то против ученых), «Три книги Пирроновых положений». Основной постулат: философ воздерживается от суждений (о познаваемости мира) в силу того, что каждому суждению можно поставить равносильное ему но прямо противоположное. Основание этому они нашли у Гераклита и Кратила, которые учили, что все абсолютно изменчиво, и у софистов, которые говорили о субъективности органов чувств, а также у Платона, который принижал чувственный уровень познания. Скептики также считали, что человек должен стремиться к счастью, которое они понимали в невозмутимом состоянии души. Человек, который стремиться к счастью, должен ответить на три вопроса:

Что такое вещи и из чего они состоят? Каково должно быть наше отношение к этим вещам? Какую выгоду мы должны приобрести от такого нашего отношения к этим вещам? Ни о какой вещи, ни о каком способе познания нельзя дать абсолютно однозначного ответа в силу того, что вещи абсолютно изменчивы и в силу того, что нельзя отличить истинность от неистинности. Поскольку невозможны однозначные утверждения о вещах, то наше отношение к ним должно быть следующим – мы должны воздерживаться от отношения к ним. Выгодой от такого отношения к вещам является спокойствие души. Как же человек приходит к скепсису, к такому виду ответов на эти три вопроса? К этому ведут тропы (tropoi, троп – способ ведущий в воздержанию от суждений). Выделяют десять таких тропов:

  1. Основанный на разнообразии живых существ.
  2. Основанный на различии между людьми.
  3. Основанный на различном устройстве органов чувств.
  4. Основанный на различных условиях.
  5. Основанный на различных положениях, промежутках и местностях.
  6. Основанный на различных примесях.
  7. Основанный на различных отношениях величин и устройствах подлежащих предметов.
  8. Основанный на относительности.
  9. Основанный на частой или редкой встречаемости.
  10. Основанный на различных способах суждения, различных обычаях, различных законах, различных верованиях, различных догматических предположениях.

Эпикуреизм. Основателем является Эпикур (341-270 гг до н. э.). до нас не дошли его произведения, только ряд писем.  Его последователем в древнем Риме был Лукреций Кар, философская поэма которого «О природе вещей» целиком сохранилась до наших дней. Основную задачу своей философии Эпикур, точно так же, как и скептики, видел в построении этики (учении о правилах поведения, ведущих к счастью). При этом, с точки зрения Эпикура, этику можно построить только тогда, когда определено место человека в мире. То есть сначала надо было создать физику и учение о познании. Учение о познании Эпикура носит сенсуалистический характер, носило название каноники. Абсолютно достоверными Эпикур считал чувственные восприятия. Делает на чувственных восприятиях настоль- ко большой акцент, что в результате его представления о Луне, Солнце и звездах значительно отличаются от представлений Демокрита (который считал, что они большие). Эпикур считает, что они таких же примерно размеров как мы их воспринимаем, может чуть больше или чуть меньше. В связи с тем, что источник познаний у него чувственное восприятие, то основной метод теоретического познания – это аналогия. Такой метод неизбежно приводит к множественности теоретических объяснений, то есть к плюрализму. С точки зрения Эпикура это не является недостатком. Во-первых, это удовлетворяет теоретической любознательности, во-вторых, это способствует выработке безмятежности души. Это множество теоретических объяснений должно удовлетворять следующим критериям. Все, что в них объясняется, должно носить характер естественного объяснения, то есть не должно привлекаться ничего сверхестественного. А также они не должны противоречить данным чувственного восприятия. По мнению Эпикура, теоретический плюрализм, с одной стороны, удовлетворяет теоретическую любознательность, а с другой – способствует безмятежному состоянию души. Физика эпикурейцев основана на атомизме (физическом материализме) Демокрита. Эпикур выдвигает следующие положения:

Информация о работе Космоцентрический характер античной философии. Досократическая философия. Философия высокой классики (Платон, Аристотель). Поздняя антич