Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 08:57, контрольная работа
Космоцентризм — это первый этап развития античной философии, который часто называют досократовским, он сохраняет вначале черты мифологии. Вместе с тем и пифагорейцы, и представители милетской и элейской школ выступают как философы, поскольку стремятся познать Космос, внешний мир, построить моноэлементную модель бытия.
1. Космоцентрический характер античной философии;
2. Досократическая философия;
3. Философия высокой классики (Платон, Аристотель);
4. Поздняя античная философия (Стоицизм, Эпикуризм, Неоплатонизм, Скептицизм, Кинизм).
Философия.
Ответы к заданиям
Выполнила: студентка группы ПФ - 21
Петрова
Александра
План
Космоцентрический
характер античной философии
Космоцентризм
— это первый этап развития античной
философии, который часто называют
досократовским, он сохраняет вначале
черты мифологии. Вместе с тем
и пифагорейцы, и представители
милетской и элейской школ выступают как
философы, поскольку стремятся познать
Космос, внешний мир, построить моноэлементную
модель бытия. И Пифагор, и Фалес, и Гераклит,
и Анаксагор делают значительный шаг от
мифологии к философии, поскольку они
пытаются объяснить мир из единого начала
(воды, воздуха, числа, огня и т.д.). Вместе
с тем у них есть общее с мифологической
традицией, поскольку все они с разными
оговорками не только признают сущее за
проявление беспредельно-стихийного первоначала,
но и считают его живым, развивающимся
существом. Кроме того, они чаще всего
не доказывают свои утверждения, а изрекают,
как это делает, например, Гераклит. Вместе
с тем это принципиально важный этап становления
философии как сферы рационального постижения
исходных оснований Космоса, стремления
проникнуть через видимое в невидимое,
начало различения явления и сущности,
бытия и небытия. Тем самым происходит
становление философской категориальной
системы. Следует отметить значение первых
космоцентрических философских концепций,
поскольку самое сложное — начало чего-то
фундаментального. Начало европейской
философии, у истоков которой стояли греки,
— революция в интеллектуально-
Космоцентризм
интересен не только своими интеллектуальными
результатами, но и спецификой постановки
вопросов, которые носили принципиально
мировоззренческий, философский характер
и тем самым на века предопределили
дальнейшее развитие греческой, а затем
европейской и мировой философской
культуры. Греки открыли природу как объект
философии, впервые оставив вопрос о ее
первоначале. Здесь важным оказался не
столько характер самих принятых первоначал
— воды, воздуха, огня, сколько форма постановки
вопросов. После открытия природы легче
было поставить вопрос о человеке, затем
о Боге. Поэтому антропологический поворот
в философии Сократа был подготовлен космоцентризмом,
равно как и антропоцентризм Сократа подготовил
появление систематических философских
концепций Платона и Аристотеля.
Досократическая
философия
Досократики – новоевропейский термин для обозначения ранних греческих философов 6–5 вв. до н.э., а также их ближайших преемников в 4 в. до н.э., не затронутых влиянием аттической «сократической» традиции. Термин укрепился в международной историко-философской практике гл. о. благодаря классическому труду немецкого филолога-классика Г.Дильса (1848–1922) «Фрагменты досократиков» Собрание Дильса объединяет свыше 400 имен (большая часть их остается только именами), в т. ч. софистов, которых, однако, не принято называть «досократиками» (поэтому некоторые авторы предпочитают говорить о «дософистической», а не о «досократической» философии), а также фрагменты предфилософских теокосмогоний (см. Орфизм, Ферекид). Дильс исходил из античного, широкого значения термина «философия», поэтому «Фрагменты досократиков» включают много материала, который относится к истории математики, медицины и т.д. (вплоть до кулинарного искусства). Философия досократиков развивалась на Востоке – в ионийских городах Малой Азии и на Западе – в греческих колониях Южной Италии и Сицилии; отсюда восходящее к древности разделение на «ионийскую» (Милетская школа и ее последователи) и «италийскую» (пифагореизм и Элейская школа) ветви. В целом для восточной, ионийской, традиции характерны эмпиризм, сенсуализм, интерес к конкретному многообразию чувственного мира, преимущественная ориентация на материально-вещественный аспект мира, оттесненность антропологической и этической проблематики (исключение – Гераклит с его пафосом религиозно-нравственного реформатора); для западной, италийской, традиции – примат рационально-логического начала над чувственным, преимущественный интерес к формальному, числовому и вообще структурному аспекту вещей, первая постановка гносеологических и онтологических проблем в чистом виде, нередко религиозно-эсхатологические интересы. В центре внимания всей философии досократиков – космос, понимаемый – с помощью доминирующего у досократиков метода аналогии – либо биоморфно (см. Гилозоизм), либо техноморфно (см. Демиург), либо социоморфно (Дике), либо – у пифагорейцев – на основе числовых моделей; существенную роль у досократиков продолжают играть унаследованные из донаучной картины мира бинарные оппозиции. Уникальное место среди досократиков в этом смысле занимают Парменид и его школа, впервые отказавшиеся от фольклорно-мифологического наследства – двоичных классификаций и метафорической аналогии – и давшие программный для всей западноевропейской «метафизики» образец чисто логического конструирования бытия. Человек и вообще сфера социального, как правило, не выделяются из общекосмической жизни (противопоставление «природы и закона» – номос и фюсис – впервые было разработано софистами): космос, общество и индивид подчинены действию одних и тех же законов и рассматриваются нередко как изоморфные структуры, зеркально отражающиеся друг в друге (см. Макрокосмос и микрокосмос). Характерным для доплатоновской философии является отсутствие четкого различения «материального» и «идеального».
Внутренний ход
развития философии досократиков может
быть представлен в следующей формуле:
построению космологических систем у
раннеионийских мыслителей был положен
конец Парменидом и его школой, потребовавшими
логико-теоретического обоснования возможности
чувственного мира, и прежде всего – движения
и множественности; старый гилозоистический
космос разложился, выделив в особую категорию
«движущую причину» (по определению Аристотеля);
в ответ на постулаты Элейской школы возникли
более механистические плюралистические
системы 5 в. – Эмпедокла, Анаксагора и
атомистов (иногда называемые «новоионийскими»),
в которых на деанимизированную «материю»
были перенесены все признаки элейского
неизменного и самотождественного бытия
(однако закон сохранения вещества был,
по-видимому, еще раньше сформулирован
Анаксимандром). Среди досократиков почти
не было «профессионалов» (первое исключение
– Анаксагор): большинство из них были
вовлечены в жизнь полиса и выступали
как государственные деятели, основатели
колоний, законодатели, флотоводцы и т.д.
– прямая противоположность эллинистическому
идеалу философа с его принципом «живи
незаметно».
Философия
высокой классики
Высокая классика
античной философии связана с
величайшими мыслителями
Поздняя античная философия
Античная философия
— философия античности, подразделяется
на древнегреческую и
Скептицизм. Основатели -- Пиррон (360 до н. э. — 270 до н. э.) и Секст-Эмпирик (начало II века).Другой виднейший представитель, благодаря которому мы и знаем об этом направлении, это Секст Эмпирик, его труды дошли до нас целиком –
«Против математиков» (в то время математиками называли всех ученых,
то против ученых), «Три книги Пирроновых положений». Основной постулат: философ воздерживается от суждений (о познаваемости мира) в силу того, что каждому суждению можно поставить равносильное ему но прямо противоположное. Основание этому они нашли у Гераклита и Кратила, которые учили, что все абсолютно изменчиво, и у софистов, которые говорили о субъективности органов чувств, а также у Платона, который принижал чувственный уровень познания. Скептики также считали, что человек должен стремиться к счастью, которое они понимали в невозмутимом состоянии души. Человек, который стремиться к счастью, должен ответить на три вопроса:
Что такое вещи и из чего они состоят? Каково должно быть наше отношение к этим вещам? Какую выгоду мы должны приобрести от такого нашего отношения к этим вещам? Ни о какой вещи, ни о каком способе познания нельзя дать абсолютно однозначного ответа в силу того, что вещи абсолютно изменчивы и в силу того, что нельзя отличить истинность от неистинности. Поскольку невозможны однозначные утверждения о вещах, то наше отношение к ним должно быть следующим – мы должны воздерживаться от отношения к ним. Выгодой от такого отношения к вещам является спокойствие души. Как же человек приходит к скепсису, к такому виду ответов на эти три вопроса? К этому ведут тропы (tropoi, троп – способ ведущий в воздержанию от суждений). Выделяют десять таких тропов:
Эпикуреизм. Основателем является Эпикур (341-270 гг до н. э.). до нас не дошли его произведения, только ряд писем. Его последователем в древнем Риме был Лукреций Кар, философская поэма которого «О природе вещей» целиком сохранилась до наших дней. Основную задачу своей философии Эпикур, точно так же, как и скептики, видел в построении этики (учении о правилах поведения, ведущих к счастью). При этом, с точки зрения Эпикура, этику можно построить только тогда, когда определено место человека в мире. То есть сначала надо было создать физику и учение о познании. Учение о познании Эпикура носит сенсуалистический характер, носило название каноники. Абсолютно достоверными Эпикур считал чувственные восприятия. Делает на чувственных восприятиях настоль- ко большой акцент, что в результате его представления о Луне, Солнце и звездах значительно отличаются от представлений Демокрита (который считал, что они большие). Эпикур считает, что они таких же примерно размеров как мы их воспринимаем, может чуть больше или чуть меньше. В связи с тем, что источник познаний у него чувственное восприятие, то основной метод теоретического познания – это аналогия. Такой метод неизбежно приводит к множественности теоретических объяснений, то есть к плюрализму. С точки зрения Эпикура это не является недостатком. Во-первых, это удовлетворяет теоретической любознательности, во-вторых, это способствует выработке безмятежности души. Это множество теоретических объяснений должно удовлетворять следующим критериям. Все, что в них объясняется, должно носить характер естественного объяснения, то есть не должно привлекаться ничего сверхестественного. А также они не должны противоречить данным чувственного восприятия. По мнению Эпикура, теоретический плюрализм, с одной стороны, удовлетворяет теоретическую любознательность, а с другой – способствует безмятежному состоянию души. Физика эпикурейцев основана на атомизме (физическом материализме) Демокрита. Эпикур выдвигает следующие положения: