Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 13:51, контрольная работа
Самодетерминация - это врожденная склонность к вовлечению в интересующее поведение, что, однако, не означает генетической предопределенности психологических особенностей человека. Скорее, ее можно рассматривать как некоторую стартовую точку процесса развития, направление которого зависит от особенностей взаимодействия ребенка с окружающим миром.
Точно так же и в процессе мысленного отражения действительности нельзя смешивать вопрос об отношении образа к предмету (прообразу) и вопрос об отношении образа к телу и мозгу (носителю). В домарксистской истории философии эти два вопроса или две стороны мышления постоянно смешивали.
Диалектический материализм
подчеркивает, что противоположность
материи и сознания имеет абсолютное
значение, и тут же поясняет, что
“противоположность материи и сознания
имеет абсолютное значение только в пределах
очень ограниченной области”. Диалектический
материализм учит, что противопоставление
бытия и мышления имеет свои границы. Вне
указанных границ мы должны отрицать абсолютную
противоположность материи и сознания.
Мы должны учитывать возможность превращения
идеального в материальное и наоборот.
Диалектика понимания категории “материя” состоит не в том, чтобы абсолютно все существующее называть материей, и не в том, чтоб абсолютно всегда настаивать на противоположности материального и идеального. Эта диалектика состоит в том, чтобы видеть абсолютную противоположность категорий “материя” и “сознание” в пределах гносеологии. Таков результат применения категории “материя” к исследованию человека и его общественных отношений.
Диалектико-материалистическое
представление о материи и
ее свойствах получило развитие и
на основе выдающихся достижений науки
XIX и начала XX вв. Важнейшими из этих
открытий явились: открытие закона сохранения
и превращения энергии Р. Майером,
периодического закона химических элементов
Д. И. Менделеевым, теории электричества
и магнетизма (Фарадей и Максвелл); открытие
электрона, его структуры и свойств; радия
и радиоактивного излучения. Эти выдающиеся
открытия объединяет принцип признания
материальности всех явлений и процессов
объективного мира. Благодаря им в науке
сложилось качественно новое, диалектико-материалистическое
представление о материи и ее свойствах.
Однако естествоиспытатели и философы-метафизики
не только не смогли подняться в понимании
материи и ее свойств, законов ее изменения
и развития на уровень новейших открытий
науки, а, наоборот, в связи с открытием
радиоактивности, рентгенлучей, электрона
и его электромагнитных свойств, электромагнитной
природы света, начали говорить об “исчезновении”
материи, о “замене“ материи электричеством,
энергией вообще. Опровергая такие утверждения,
В. И. Ленин говорит: “Материя исчезает”
— это значит исчезает тот предел, до которого
мы знали материю до сих пор, наше знание
идет глубже; исчезают такие свойства
материи, которые казались раньше абсолютными,
неизменными, первоначальными и которые
теперь обнаруживаются, как относительные,
присущие только некоторым состояниям
материи.” Основной особенностью ленинского
понятия материи как объективной реальности
является то, что оно указывает на неисчерпаемость
ее структуры и свойств; на безграничность
человеческого познания материи вширь
и вглубь... Ленин дает следующее определение
материи. Материя есть философская категория
для обозначения объективной реальности,
которая дана человеку в ощущениях его,
которая копируется, фотографируется,
отображается нашими ощущениями, существуя
независимо от них.
Таков итог третьего этапа в развитии категории “материя”...7
Таким образом, диалектика становления научного представления о материи нашла свое выражение в его историчности; в обусловленности его возникновения и изменения уровнем развития науки и техники, общим уровнем знания людей о явлениях объективного мира на каждом данном этапе развития общественной практики; в противоречивости его развития.
Противоречивость становления
научного представления и понятия
о материи как наиболее общем,
всеобщем понятии не только философии,
но и всех конкретных наук, обусловлена
противоречивостью становления самого
человеческого познания мира — восхождения
от менее глубокого знания к более глубокому
знанию действительности, от познания
сущности первого порядка к познанию сущности
второго порядка и т. д. Оно показывает,
что ни на ступени наивно-материалистического
мировоззрения, ни на ступени механического
взгляда на мир, ни путем непосредственного
наблюдения, ни на основе эмпирического
исследования отдельных видов материи
и составляющих их частей или элементов
не возникло подлинно научного представления
о материи и ее свойствах. Естествоиспытатели
не могли сделать это в силу исторической
ограниченности предмета своего исследования,
а философы — потому что, не имея достаточных
естественнонаучных данных, не могли установить
связь и отношение между качественно и
количественно различными видами материи.
Только с установлением универсальной
взаимосвязи и взаимозависимости качественно
и количественно различных видов материи
и присущих им свойств, только с объяснением
материальной природы всех процессов
и явлений объективного мира могло сложиться
и сложилось подлинно научное представление
и понятие о материи...
Задание третье. Дать сравнительное определение видов бытия.
Виды бытия |
Краткая характеристика |
материальное бытие |
существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира; |
идеальное бытие |
существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и объективизированного (внеиндивидуального) духовного бытия; |
человеческое бытие |
существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире; |
социальное бытие |
бытие, которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества. |
материалистический подход, согласно которому материя есть основа бытия, а все иные бытийные формы – дух, человек, общество – порождение материи; по утверждению материалистов, материя первична и представляет собой наличное бытие;
объективно-идеалистический подход – материя объективно существует как порождение (объективизация) независимо от всего сущего первичного идеального) духа;
субъективно-идеалистический подход – материи как самостоятельной реальности не существует вообще, она лишь продукт (феномен – кажущееся явление, «галлюцинация») субъективного (существующего только в виде сознания человека) духа;
позитивистский – понятие «материя» ложно, поскольку его нельзя доказать и полностью изучить при помощи опытного научного исследования.
В современной российской науке, философии (как и в советской) утвердился материалистический подход к проблеме бытия и материи, согласно которому материя есть объективная реальность и основа бытия, первопричина, а все иные формы бытия – дух, человек, общество – проявления материи и производны от нее.
1 В.В. Орлов "Материя, развитие, человек", Пермь, 1974, стр. 43
2 В.В. Орлов "Материя, развитие, человек", Пермь, 1974, стр. 78
3 С.Т. Мелюхин "Материя в ее единстве, бесконечности и развитии", М., 1966, стр. 32
4 В.В. Орлов "Основы философии...часть I", Пермь, 1974, стр. 25
5 В.В. Орлов "Основы философии...часть I", Пермь, 1974, стр. 67
6 Ф. Энгельс "Фейербах и конец классической немецкой философии", М., 1965, стр. 59
7 В.И. Ленин "Материализм и эмпириокритицизм", М.: Издательство политической литературы, 1984, стр. 72