Контрольная работа по "Философия"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 13:51, контрольная работа

Описание работы

Самодетерминация - это врожденная склонность к вовлечению в интересующее поведение, что, однако, не означает генетической предопределенности психологических особенностей человека. Скорее, ее можно рассматривать как некоторую стартовую точку процесса развития, направление которого зависит от особенностей взаимодействия ребенка с окружающим миром.

Работа содержит 1 файл

философия.docx

— 93.42 Кб (Скачать)

Точно так же и в процессе мысленного отражения действительности нельзя смешивать вопрос об отношении  образа к предмету (прообразу) и вопрос об отношении образа к телу и мозгу (носителю). В домарксистской истории  философии эти два вопроса  или две стороны мышления постоянно  смешивали.

Диалектический материализм  подчеркивает, что противоположность  материи и сознания имеет абсолютное значение, и тут же поясняет, что 
“противоположность материи и сознания имеет абсолютное значение только в пределах очень ограниченной области”. Диалектический материализм учит, что противопоставление бытия и мышления имеет свои границы. Вне указанных границ мы должны отрицать абсолютную противоположность материи и сознания. 
Мы должны учитывать возможность превращения идеального в материальное и наоборот.

Диалектика понимания  категории “материя” состоит  не в том, чтобы абсолютно все  существующее называть материей, и  не в том, чтоб абсолютно всегда настаивать на противоположности материального и идеального. Эта диалектика состоит в том, чтобы видеть абсолютную противоположность категорий “материя” и “сознание” в пределах гносеологии. Таков результат применения категории “материя” к исследованию человека и его общественных отношений.

Диалектико-материалистическое представление о материи и  ее свойствах получило развитие и  на основе выдающихся достижений науки XIX и начала XX вв. Важнейшими из этих открытий явились: открытие закона сохранения и превращения энергии Р. Майером, периодического закона химических элементов 
Д. И. Менделеевым, теории электричества и магнетизма (Фарадей и Максвелл); открытие электрона, его структуры и свойств; радия и радиоактивного излучения. Эти выдающиеся открытия объединяет принцип признания материальности всех явлений и процессов объективного мира. Благодаря им в науке сложилось качественно новое, диалектико-материалистическое представление о материи и ее свойствах. Однако естествоиспытатели и философы-метафизики не только не смогли подняться в понимании материи и ее свойств, законов ее изменения и развития на уровень новейших открытий науки, а, наоборот, в связи с открытием радиоактивности, рентгенлучей, электрона и его электромагнитных свойств, электромагнитной природы света, начали говорить об “исчезновении” материи, о “замене“ материи электричеством, энергией вообще. Опровергая такие утверждения, В. И. Ленин говорит: “Материя исчезает” — это значит исчезает тот предел, до которого мы знали материю до сих пор, наше знание идет глубже; исчезают такие свойства материи, которые казались раньше абсолютными, неизменными, первоначальными и которые теперь обнаруживаются, как относительные, присущие только некоторым состояниям материи.” Основной особенностью ленинского понятия материи как объективной реальности является то, что оно указывает на неисчерпаемость ее структуры и свойств; на безграничность человеческого познания материи вширь и вглубь... Ленин дает следующее определение материи. Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.

Таков итог третьего этапа  в развитии категории “материя”...7

Таким образом, диалектика становления  научного представления о материи  нашла свое выражение в его  историчности; в обусловленности  его возникновения и изменения  уровнем развития науки и техники, общим уровнем знания людей о  явлениях объективного мира на каждом данном этапе развития общественной практики; в противоречивости его  развития.

Противоречивость становления  научного представления и понятия  о материи как наиболее общем, всеобщем понятии не только философии, но и всех конкретных наук, обусловлена противоречивостью становления самого человеческого познания мира — восхождения от менее глубокого знания к более глубокому знанию действительности, от познания сущности первого порядка к познанию сущности второго порядка и т. д. Оно показывает, что ни на ступени наивно-материалистического мировоззрения, ни на ступени механического взгляда на мир, ни путем непосредственного наблюдения, ни на основе эмпирического исследования отдельных видов материи и составляющих их частей или элементов не возникло подлинно научного представления о материи и ее свойствах. Естествоиспытатели не могли сделать это в силу исторической ограниченности предмета своего исследования, а философы — потому что, не имея достаточных естественнонаучных данных, не могли установить связь и отношение между качественно и количественно различными видами материи. 
Только с установлением универсальной взаимосвязи и взаимозависимости качественно и количественно различных видов материи и присущих им свойств, только с объяснением материальной природы всех процессов и явлений объективного мира могло сложиться и сложилось подлинно научное представление и понятие о материи...

 

Задание третье. Дать сравнительное определение видов бытия.

 

Виды бытия

Краткая характеристика

материальное бытие

существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира;

идеальное бытие

существование идеального как  самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного  бытия и объективизированного (внеиндивидуального) духовного бытия;

человеческое бытие

существование человека как  единства материального и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире;

социальное бытие

бытие, которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества.


материалистический подход, согласно которому материя есть основа бытия, а все иные бытийные формы  – дух, человек, общество – порождение материи; по утверждению материалистов, материя первична и представляет собой наличное бытие;

объективно-идеалистический  подход – материя объективно существует как порождение (объективизация) независимо от всего сущего первичного идеального) духа;

субъективно-идеалистический  подход – материи как самостоятельной  реальности не существует вообще, она  лишь продукт (феномен – кажущееся  явление, «галлюцинация») субъективного (существующего только в виде сознания человека) духа;

позитивистский – понятие  «материя» ложно, поскольку его  нельзя доказать и полностью изучить  при помощи опытного научного исследования.

В современной российской науке, философии (как и в советской) утвердился материалистический подход к проблеме бытия и материи, согласно которому материя есть объективная  реальность и основа бытия, первопричина, а все иные формы бытия –  дух, человек, общество – проявления материи и производны от нее.

 

1 В.В. Орлов "Материя, развитие, человек", Пермь, 1974, стр. 43

2 В.В. Орлов "Материя, развитие, человек", Пермь, 1974, стр. 78

3 С.Т. Мелюхин "Материя в ее единстве, бесконечности и развитии", М., 1966, стр. 32

4 В.В. Орлов "Основы философии...часть I", Пермь, 1974, стр. 25

5 В.В. Орлов "Основы философии...часть I", Пермь, 1974, стр. 67

6 Ф. Энгельс "Фейербах и конец классической немецкой философии", М., 1965, стр. 59

7 В.И. Ленин "Материализм и эмпириокритицизм", М.: Издательство политической литературы, 1984, стр. 72


Информация о работе Контрольная работа по "Философия"