Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 13:51, контрольная работа
Самодетерминация - это врожденная склонность к вовлечению в интересующее поведение, что, однако, не означает генетической предопределенности психологических особенностей человека. Скорее, ее можно рассматривать как некоторую стартовую точку процесса развития, направление которого зависит от особенностей взаимодействия ребенка с окружающим миром.
Задание первое. Выписать из словаря и уяснить смысл следующих определений:
Самодетерминация - это врожденная склонность к вовлечению в интересующее поведение, что, однако, не означает генетической предопределенности психологических особенностей человека. Скорее, ее можно рассматривать как некоторую стартовую точку процесса развития, направление которого зависит от особенностей взаимодействия ребенка с окружающим миром.
Самодетерминация включена в процесс развития так, что изменение способа регуляции поведения идет в направлении от полной определяемости внешними силами к внутренней автономной саморегуляции. Различные стадии этого процесса и степень автономности могут быть представлены в виде континуума: от внешней регуляции (extrinsic regulation) через интроекцию (по форме это внутренняя регуляция, но регуляторный процесс не включен в личность человека и является источником напряжения и конфликта) и идентификацию (предполагает отождествление человека с ценностями и регуляторными процессами и принятие их как своих собственных) к интеграции (регуляторные процессы ассимилированы в личность человека целиком).
Понятие самодетерминации тесно связано с понятием воли, которое в С. т. понимается как способность человека выбирать на основе информации, полученной из среды и на основе процессов, происходящих внутри личности. Кроме того, с самодетерминацией связываются такие функции, как эмоции и внутренняя мотивация.
Внутренняя
мотивация (intrinsicmotivation) проявляе
В соответствии с особенностями развития мотивации у человека может сложиться 3 разных типа локуса каузальности. Понятие локуса каузальности (locus causality) отражает, на что ориентируется человек, когда ведёт себя определенным образом. Человек может основываться на собственном автономном выборе — это внутренний локус каузальности, на внешних требованиях или ожидаемой награде — это внешний локус, на невозможности достижения желаемого результата к.-л. путем — это безличный локус.
В зависимости от преобладающего типа локуса каузальности выделяются 3 типа одноименных мотивационных субсистем. Мотивационная субсистема определяется как тип преобладающей в личности мотивации.
Мегамир - объекты уровня солнечных систем, звезд, галактик
Макромир - Мир очень больших величин
Микромир - объем пространства, в котором практически не наблюдаются процессы энтропии, именно там возникли информационные системы (зародилась жизнь).
Материя - объективная реальность, данная человеку в его ощущениях, которые копируются, отображаются нашими ощущениями и существуют независимо от них.
Нас окружает множество предметов,
процессов, свойств и отношений.
Некоторые свойства и состояния
вещей во всех превращениях сохраняются.
Мыслители назвали их первомате
На этой основе возникли первые идеи о возникновении Солнечной системы и Земли, гипотезы о строении вещества.
Еще в V веке до н.э. возникла идея об атомном строении вещества.
В XVII - XVIII вв. она считается господствующей: материя - совокупность атомов, совершаюших механическое движение в пустоте. Исходя из этого, Ньютон ввел в физику понятие массы, сформулировал закон всемирного тяготения.
В конце XIX века выяснилось, что атом делим и состоит из элементарных частиц - ядер и электронов.
Возникла необходимость в понимании связи материи, движения, пространства и времени.
Некоторые физики и философы считали, что материально лишь то, что вещественно.
Раньше масса считалась мерой количества материи. Изменение массы в связи с изменением скорости движения материи было истолковано так, будто материя исчезает и материализм терпит крах.
С точки зрения диалектики, материя есть объективная реальность. Она проявляется в бесчисленных свойствах: движение, пространство, время, отражение.
Все предметы существуют вне зависимости от сознания, отображаясь в наших ощущениях.
Вещи - конкретные формы проявления материи.
Движение
Движение - это способ существования материи. Существуют его разные формы: механическое, физическое, химическое, биологическое, социальное.
Пространство и время
Пространство и время - всеобщие формы существования материи.
Пространство - форма координации сосуществующих объектов, состояний материи.
Время - форма координации сменяющихся объектов и их состояний. Всеобщая связь и взаимодействие Любой предмет - звено в бесконечной цепи.
"Становление - движение к бытию, причастность к бытию, поступательный шаг к тому, чтобы быть". В этом определении становления, в котором анонимные последователи Платона весьма точно передали платоновское понимание становления, схвачена суть становления как единства бытия и небытия.
Действительно, "становление" еще не бытие того, что становится, а только движение к бытию, к возникновению. Но, как совершенно справедливо писал Аристотель, ничто не может возникнуть из не-сущего. Иными словами, то, что в становлении движется к бытию, не может быть не-сущим.
Процесс становления новых объектов кажется простым и понятным, когда речь идет о создании человеком новой вещи из каких-то реально существующих материалов. Здесь доступен непосредственному чувственному восприятию весь процесс преобразования исходных материалов и их интеграции в новую вещь. Однако при этом возникает вопрос о природе и характере существования идеи новой вещи и ее чувственного образа, руководствуясь которыми человек создает новую, ранее не существовавшую вещь Процесс становления выступает здесь как объединение в новой вещи материального субстрата, из которого она создается, с существующей в сознании человека ее идеальной формой. Ре-зультатом философских обобщений подобного рода представлений и являются, по сути дела, философские учения Платона и Аристотеля, согласно которым любая вещь состоит из материального субстрата и идеи (Платон) или идеальной формы (Аристотель).
Вопрос о природе сознания и его роли в создании человеком новых вещей вполне разрешается материалистически. Однако проблема становления, сама по себе, безотносительно к человеческому сознанию, оказывается весьма сложной в связи с тем, что в иерархически организованном материальном мире элементарные акты становления объектов и процессов каждого иерархического уровня формируются на других, иерархически более низких и более фундаментальных уровнях, в силу чего при попытках динамического описания во времени процессов становления наиболее важные элементарные их акты оказываются скрытыми в "бесконечно малых" интервалах длительности. Поэтому познание процессов становления объектов материального мира естественнонаучными методами связано с трудностями проникновения в их структуру, выявления составных элементов и материальных механизмов, раскрытия основных этапов этих процессов. Чаще всего мы знаем "исходные материалы" и конечные результаты процесса становления, но не знаем, что происходит с этими "исходными материалами" и как они интегрируются в объекты и элементарные акты процессов макромира непосредственно в момент качественного скачка, т.е. собственно в момент становления. Становление предстает как не имеющий мате-риальных механизмов результат течения времени.
Аристотель рассматривал становление, исходя из трех начал - потенции, энергии и энтелехии. Энергия как центральное звено триады дистанцирована от двух других начал - возможности и действительности. Доминация одного из начал характеризует ту или иную философскую позицию. Для классического эссенциализма (Спиноза, Лейбниц, Гегель), в котором доминирует энтелехия как сущность, находящаяся в состоянии осуществленности, существенна охваченность реальности сетью закономерности. Сближение энергии с энтелехией характерно для неоплатоников и позднего Хайдегера. Эссенциальные и эссенциально-энергийные дискурсы представляют энергию как связанную, заключенную в оковы форм, как осуществление сущности-энтелехии. Свободная энергия стихии, если отдалить ее от энтелехии и сблизить с потенцией, становится динамическим принципом выступления из возможного в действительное. Картина мира обретает динамику, допускающую множественность сценариев. Онтологическая неоднозначность энергии сближает ее со временем. Заметим, что в физике время и энергия сопряжены. Примат эссенциальных принципов приводит к образу времени - хроноса, выражающему идею закона на множестве событий. Примат "свободной" энергии исключает время как протяженность и пребывание и сближает его со становлением, приводит к образу времени - кайроса.
Известна идущая от Платона традиция тесно связывать, а подчас и отождествлять становление со временем. Наиболее ярко эта традиция проявилась в христианской религиозной философии, ведущей свою родословную от Платона, Плотина и неоплатоников. Русский религиозный философ С. Франк пишет, что "... во всякой точке бытия внимательному, проникающему в подлинное существо взору открывается неизмеримая и неопределимая бездна трансфинитного", и далее поясняет, что он имеет в виду "время, или становление" /Франк, 1990, с. 244/. При таком подходе к проблеме становления время оказывается каким-то загадочным потоком, течение которого приводит в движение весь материальный мир, вызывает к жизни новое, заставляет все существующее претерпевать количественно-качественные изменения и в конечном итоге увлекает все существующее в какую-то бездну, именуемую "прошедшим временем".
В русле отождествления времени
и становления лежат и
В рамках заданной Мак-Таггартом дискуссии о том, какие временные отношения (отношения "раньше (позже), чем" или "прошлое-настоящее-будущее") более полно и непосредственно отражают свойства времени и должны быть положены в основу определения времени, важное место занял вопрос о становлении, поскольку при определении времени через отношения "раньше (позже), чем" становление оказывается несуществую-щим в силу статичности времени, а при определении времени через отношение "прошлое-настоящее-будущее" само время оказывается чем-то противоречивым, а следовательно, чем-то нереальным.
Таким образом, становление - это результат самодвижения материи, представляю-щий собой процесс возникновения принципиально новых, непосредственно не выводимых из "исходных материалов" объектов, процессов и явлений. В общих чертах диалектика становления раскрыта в философском учении Гегеля. Многие аспекты становления как диалектического процесса превращения возможности в действительность развиты в рамках диалектического материализма. В разработку категории становления внесли вклад и многие другие философские школы. Так, например, процессы становления человеческого бытия рассматриваются в философии жизни и экзистенциализме.
Процессы становления
Литосфе́ра (от греч. λίθος — камень и σφαίρα — шар, сфера) — твёрдая оболочка Земли. Состоит из земной коры и верхней частимантии, до астеносферы, где скорости сейсмических волн понижаются, свидетельствуя об изменении пластичности пород. В строении литосферы выделяют подвижные области (складчатые пояса) и относительно стабильные платформы.
Блоки литосферы — литосферные плиты — двигаются по относительно пластичной астеносфере. Изучению и описанию этих движений посвящен раздел геологии о тектонике плит.
Литосфера под океанами и континентами
значительно различается. Литосфера
под континентами состоит из осадочного, гранитного ибазаль
Для обозначения внешней оболочки
литосферы применялся ныне устаревший
термин сиаль, происходящий от названия основных
элементов горных пород Si (лат. Silicium — крем
Ноосфе́ра (греч. νόος — «разум» и σφαῖρα — «шар») — сфера взаимодействия общества и прир
Ноосфера — предположительно новая, высшая стадия эволюции биосферы, становление которой связано с развитием общества, оказывающего глубокое воздействие на природные процессы. Согласно В. И. Вернадскому, «в биосфере существует великая геологическая, быть может, космическая сила, планетное действие которой обычно не принимается во внимание в представлениях о космосе… Эта сила есть разум человека, устремленная и организованная воля его как существа общественного»[1].
Гидросфе́ра (от др.-греч. Yδωρ
Она образует ее прерывистую водную оболочку. Средняя глубина океана составляет 3800 м, максимальная (Марианская впадина Тихого океана) — 11,034 метров. Около 97 % массы гидросферы составляют соленые океанические воды, 2,2 % — воды ледников, остальная часть приходится на подземные, озерные и речные пресные воды. Область биосферы в гидросфере представлена во всей ее толще, однако наибольшая плотность живого вещества приходится на поверхностные прогреваемые и освещаемые лучами солнца слои, а также прибрежные зоны.