Контрольная работа по «Философия»

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 08:51, контрольная работа

Описание работы

Ученые, исследующие проблемы отечественной философской мысли, по различным основаниям систематизируют историю русской философии, но многие из них сходятся на следующей периодизации ее развития:
1) возникновение предфилософии в России (древнерусская и средневековая философия);
2) попытки создания философских систем (сер. 18 - сер. 19 вв.);
3) создание оригинальных русских философских учений (сер. 19-20 вв.).

Содержание

1. История отечественной философии
1.1 Возникновение и развитие отечественной философии
1.2 Религиозная традиция в философских взглядах 15-16 вв.
1.3 Философская мысль на Руси в 17 в.
1.4 Философские идеи "ученой дружины", Ломоносова и Радищева
1.5 Философские идеи во II половине 18 в.
1.6 Содержание отечественной философии в 19-20 вв.
1.7 Западники и славянофилы
1.8 Ортодоксальная отечественная религиозная философия
1.9 Содержание учений русского космизма
2.1 Учение о бытие (онтология)
2.1 Понятие бытия. Основные формы бытия
2.2 Философское содержание проблемы бытия
2.3 Бытие и материя
2.4 Понятие движения
2.5 Пространство и время как философские категории
2.6 Религиозная версия мироздания
2.7 Диалектика, ее категории, законы и принципы
2.8 Исходные принципы диалектики
2.9 Система категорий диалектики
2.10 Основные законы диалектики
2.11 Неосновные законы диалектики

Работа содержит 1 файл

Философия.doc

— 179.50 Кб (Скачать)

Если иметь в виду физическое пространство, то оно обозначает уни­версальную структуру (порядок) взаиморасположения и протяжения материальных объектов в их существовании, движении и развитии. По­нятие пространства в этом случае определяется еще и так: пространст­во - это совокупность отношений, выражающих координацию сосуще­ствующих объектов, - их расположение друг относительно друга и от­носительную величину.

Пространство, как и время, есть атрибут, т.е. существенное свойство, материи. Они есть коренные формы существования материи. Отмечая, что они есть формы, философы тем самым предполагали, что как фор­мы они определяемы и обусловливаемы содержанием, т.е. материей.

Теория относитель­ности показала зависимость пространства (протяженности тел) и време­ни (темпа длительности протекания процессов) от скорости движущихся тел. Кроме того, в геометрии Лобачевского и Римана была показана возможность искривления пространства в зависимости от массы тел. Иначе говоря, пространство и время - не независимые, а изменяемые свойства материальных систем.

2.6 Религиозная версия мироздания

Религиозная версия мироздания (картина мира) представляет собой целостную сис­тему представлений об общих свойствах и закономерностях при­роды, возникающих в результате обобщения и синтеза религиоз­ного опыта людей.

Религиозная картина мира исходит из различения бытия само­го по себе и существования, т.е. мира, обладающего бытием в силу его сотворенности. Различие это имеет первостепенное значе­ние для понимания этого подхода. Дело в том, что религиозная концепция бытия дуалистична, поскольку она противопоставляет абсолютное, сверхъестественное бытие, тождественное с Богом, всему многообразию естественных вещей, наделенных бытием. По сути дела, эта картина предусматривает две, коренным образом отличные одна от другой онтологии: онтологию несотворенного бытия и онтологию бытия сотворенного.

Исходя из особенностей религиозной карти­ны мира, рассмотрим ее применительно к трем мировым религи­ям: буддизму, христианству и исламу.

Буддизм

Огромное воздействие на формирование буддийской картины мира оказала идея бесконечного кругового потока бытия. Этот процесс, считали буддийские мыслители, бесконечно мучителен для человека, перебрасываемого из смерти в смерть, из одного страдания в другое, из испытания в испытание.

Христианство

Христианская теология своим учением о трансцендентном Боге создает своеобразную религиозную картину мира, в которой на­ходит свое воплощение теоцентризм. Внеприродный и личный характер Бога предполагает его рассмотрение в таких категориях, как воля и могущество. Из этого вытекает важнейшее положение христианского креационизма о сотворении мира не в силу необхо­димости, а по свободной воле Бога. До сотворения мира ничего не могло быть, кроме Бога. Следо­вательно, он сотворил мир «из ничего». Но «ничто» не есть нечто позитивное; оно есть чистое небытие. Все, что «есть» в сотворен­ных вещах, происходит от Бога. Все, чего «нет», не хватает — «ничто».

Создав мир, Бог заранее знает и предопределяет не только об­щие принципы устройства, но и судьбу каждой отдельной вещи. Порядок сотворенного космоса отражает порядок создавшей его премудрости: порядок вещей отражает порядок идей. Благо­даря порядку мир оказывается упорядоченной иерархией существ, распределенных по своим местам и имеющих различную относи­тельную ценность. Чем ближе к Богу, тем большую ценность представляет творение.

Таким образом, мир божественного порядка являет собой в хрис­тианстве Богом устроенную восходящую лестницу существ.

Ислам

Прежде чем говорить о своеобразии ислама, необходимо ска­зать, что роднит его с христианством. Ислам возникает в значительной степени из переработки арабским сознанием христиан­ской идеи монотеизма. Он исповедует единого трансцендентного Бога. Бог сотворил мир и человека, дал людям откровение, распоря­жается миром и направляет его к концу, который будет страшным судом над живыми и воскреснувшими.

Различия между исламом и христианством — это различия слов и деяний основателей этих ре­лигий. Основатель христианства не добился никакого видимого ус­пеха и погиб «рабской смертью».

Образ Мухаммада и его деяния разительно отличаются от об­раза Иисуса и его деяний. Мухаммад — пророк, через которого говорит Аллах. Но одновременно это «нормальный человек», живший обычной жизнью. Сам успех Мухаммада — достаточное доказательство того, что его слова исходят от Аллаха и сам Аллах направляет его и не требует веры в его воскресение из мертвых и его божественности. Речь Мухаммада совершенно иная, чем Христа. Он лишь передатчик «откровения» не воплотившийся Бог, а «ин­струмент Бога», пророк.

Разные личности основателей, их разные жизни, разное ос­мысление их миссии — это основные структурообразующие эле­менты различий, порожденных ими религий.

Характер ислама предопределяет проникновение религиозной модели мира в саму ткань социально-политической жизни мусуль­ман. Такая система оказывается гораздо устойчивее христианской. Именно поэтому, очевидно, она не создала предпосылок для про­рыва к новой, уже нерелигиозной цивилизации.

2.7 Диалектика, ее категории, законы и принципы

Объектом фи­лософского осмысления действительности является от­ношение «человек-мир», которое рассматривается под углом зрения выявления природы и сущности мира, природы и сущности человека, его места в этом мире, отно­шения к нему, возможностей познания его и преобразо­вания. Решение этой проблемы в наиболее общей форме выразилось в раскрытии предельных оснований бытия мира и человека, в выяснении, что лежит в основе мира и человека: материальное или духовное начало.

Но для осознания человеком своего отношения к ми­ру и к себе важным является также выяснение вопроса о том, как этот мир бытия человека устроен, безотноси­тельно к тому, что лежит в его основании:

- он представ­ляет собой единое целое или совокупность множества не связанных друг с другом предметов, явлений, процессов;

- находится он в состоянии покоя или в постоянном дви­жении, изменении, развитии;

- существуют ли всеобщие связи и отношения;

- есть ли общие за­коны, отражающие связь и развитие мира.

Иными словами, перед человеком встал вопрос об общей структуре и состоянии, в котором система «чело­век-мир» находится.

Существуют 3 основных значения термина диалектика:

1. Диалектика - это совокупность объективных закономерностей и процессов, действующих в мире, в ходе его движения и развития.

Это объективная диалектика.

2. Диалектика - это результат отражения  в  сознании  человека объективных закономерностей движения и развития.

Это субъективная диалектика.

Субъективная диалектика (результат нашего познания) существует в 2-х видах:

- как теория развития;

- как совокупность обыденно-практических знаний о связи и развитии.

3. Диалектика - это один из всеобщих методов познания  наряду, например, с метафизическим методом познания,  с религиозно-догматическим методом познания и т.д.

2.8 Исходные принципы диалектики

Предметом материалистической диалектики выступают наиболее общие законы развития природы, общества и мышления. И сама диалектика как наука  определяется системой знаний о всеобщих принципах связей и развития,  а также о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

Структурно диалектика включает в себя 3 основных элемента:

     1. Исходные принципы.

     2. Категории диалектики.

     3. Законы диалектики.

Диалектика как наука выступает одновременно:

- как теория, объясняющая развитие объективного мира (диалектика бытия);

- как теория познания, т.е. объясняет связь субъекта и объекта в процессе познания, процесс «перехода» внешнего мира в факт сознания;

- как логика (теория мышления), изучающая наиболее общие законы мышления.

Принципы в философии классифицируются  в  зависимости от ее разделов и специфики. Наиболее типичная классификация принципов философии выступает:

     1. Принципы истории философии.

     2. Онтологические принципы.

     3. Принципы познания (гносеология).

     4. Социальные принципы.

     5. Логические принципы (принципы мышления).

Особое место в философии  занимают  принципы  диалектики.  Они всеобщие (они относятся и к материальному бытию,  и к идеальному бытию (сознанию), и к субъективному бытию (человеку), и к социальному бытию (обществу и личности) и т.д.). Это принципы, отражающие взаимосвязь и развитие предметов Бытия – макро- и микрокосмоса.

В диалектике выделяют 2 основных принципа:

- принцип всеобщей связи;

- принцип развития.

Можно выделить 3 типа изменений, отражающих развитие:

1. Переход  объекта  из  качественного состояния одной степени сложности в иное качественное состояние той же степени сложности.

2. Переход  объекта  из  качественного состояния одной степени сложности в качественное состояние меньшей степени сложности.

3. Переход  объекта из качественного состояния меньшей степени сложности в качественное состояние большей степени сложности.

Развитие в  природе, как правило, не связано с его оценкой как положительного или негативного. Эта оценка  возникает  в  связи  с функционированием общества и человека.  В обществе восходящая ветвь развития обозначается как прогресс; нисходящая - как регресс. Прогрессивный или регрессивный характер развития возникает в результате преобладания позитивных или негативных противоположностей,  составляющих в единстве источник всякого развития.

2.9 Система категорий диалектики

Категории материалистической диалектики отражают  существенные признаки или  в  целом сущность процессов и явлений,  познаваемых в процессе их развития.  В диалектике выделяются категории (понятия), отражающие развитие  как  закономерное  или случайное в объективном мире и мышлении человека.  Данное развитие в диалектике, как правило, отражается парными категориями.

     Основные категории:

     - сущность и явление;

     - единичное, особенное, общее;

     - причина и следствие;

     - часть и целое;

     - необходимость и случайность;

     - возможность и действительность;

     - содержание и форма и др.

Данные категории раскрывают действие законов  диалектики.  Они также носят характер законов, но сложилось так, что они классифицируются как неосновные законы. Основных законов три:

- отрицания отрицания;

- единство и борьба противоположностей;

- переход количества в качество.

Категории диалектики объединены в систему. Система  категорий может быть выражена по разному. В зависимости от отражения развития материального мира,  процесса познания и мышления выделяются группы категорий диалектики:

1. Отражающие связь материи и сознания в процессе развития.

2. Отражающие процесс развития познания.

3. Отражающие сущность предметов и явлений.

2.10 Основные законы диалектики

Основные законы диалектики раскрывают все стороны  процесса развития, его сущность. К основным законам диалектики относятся:

1. Закон единства и борьбы противоположностей.

2. Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные и обратно.

3. Закон отрицания отрицания.

Наиболее раннюю формулировку получил 1-й закон (Аристотель).

2-й закон получил развитие в Новое время.

3-й закон собственно сформулировал Гегель.

Все эти  законы существуют в такой формулировке примерно с середины 19-го века.

Закон единства и борьбы противоположностей

Его категории:

а) диалектическое тождество;

б) противоположность;

в) противоречие;

г) борьба противоположностей.

а) Диалектическое тождество - это категория,  отражающая примерное равенство предметов и его частей и предполагает наличие  общих черт  и  связей  между предметами и частями внутри их,  а также различий между предметами и частями внутри их.

Общие связи  и  отличия в диалектическом тождестве находятся в таком состоянии,  когда отличия незаметны или малозаметны и не оказывают сколько-нибудь существенного влияния на общие связи.

б) Противоположность - это категория,  отражающая высший уровень развития  отличительных  сторон  и связей между предметами или внутри их,  которые могут характеризовать качество предмета или новое качество нового предмета.

в) Противоречие - состояние противоположностей,  которое  характеризуется их активным взаимодействием по сохранению старого качества или возникновению нового.

            Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений

Этот закон связан с 1-м законом,  но характеризует развитие  с точки зрения его механизма.

Основные категории закона:

а) Количество

б) Качество

в) Мера   

г) Скачок

Информация о работе Контрольная работа по «Философия»