Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 08:51, контрольная работа
Ученые, исследующие проблемы отечественной философской мысли, по различным основаниям систематизируют историю русской философии, но многие из них сходятся на следующей периодизации ее развития:
1) возникновение предфилософии в России (древнерусская и средневековая философия);
2) попытки создания философских систем (сер. 18 - сер. 19 вв.);
3) создание оригинальных русских философских учений (сер. 19-20 вв.).
1. История отечественной философии
1.1 Возникновение и развитие отечественной философии
1.2 Религиозная традиция в философских взглядах 15-16 вв.
1.3 Философская мысль на Руси в 17 в.
1.4 Философские идеи "ученой дружины", Ломоносова и Радищева
1.5 Философские идеи во II половине 18 в.
1.6 Содержание отечественной философии в 19-20 вв.
1.7 Западники и славянофилы
1.8 Ортодоксальная отечественная религиозная философия
1.9 Содержание учений русского космизма
2.1 Учение о бытие (онтология)
2.1 Понятие бытия. Основные формы бытия
2.2 Философское содержание проблемы бытия
2.3 Бытие и материя
2.4 Понятие движения
2.5 Пространство и время как философские категории
2.6 Религиозная версия мироздания
2.7 Диалектика, ее категории, законы и принципы
2.8 Исходные принципы диалектики
2.9 Система категорий диалектики
2.10 Основные законы диалектики
2.11 Неосновные законы диалектики
Если иметь в виду физическое пространство, то оно обозначает универсальную структуру (порядок) взаиморасположения и протяжения материальных объектов в их существовании, движении и развитии. Понятие пространства в этом случае определяется еще и так: пространство - это совокупность отношений, выражающих координацию сосуществующих объектов, - их расположение друг относительно друга и относительную величину.
Пространство, как и время, есть атрибут, т.е. существенное свойство, материи. Они есть коренные формы существования материи. Отмечая, что они есть формы, философы тем самым предполагали, что как формы они определяемы и обусловливаемы содержанием, т.е. материей.
Теория относительности показала зависимость пространства (протяженности тел) и времени (темпа длительности протекания процессов) от скорости движущихся тел. Кроме того, в геометрии Лобачевского и Римана была показана возможность искривления пространства в зависимости от массы тел. Иначе говоря, пространство и время - не независимые, а изменяемые свойства материальных систем.
2.6 Религиозная версия мироздания
Религиозная версия мироздания (картина мира) представляет собой целостную систему представлений об общих свойствах и закономерностях природы, возникающих в результате обобщения и синтеза религиозного опыта людей.
Религиозная картина мира исходит из различения бытия самого по себе и существования, т.е. мира, обладающего бытием в силу его сотворенности. Различие это имеет первостепенное значение для понимания этого подхода. Дело в том, что религиозная концепция бытия дуалистична, поскольку она противопоставляет абсолютное, сверхъестественное бытие, тождественное с Богом, всему многообразию естественных вещей, наделенных бытием. По сути дела, эта картина предусматривает две, коренным образом отличные одна от другой онтологии: онтологию несотворенного бытия и онтологию бытия сотворенного.
Исходя из особенностей религиозной картины мира, рассмотрим ее применительно к трем мировым религиям: буддизму, христианству и исламу.
Буддизм
Огромное воздействие на формирование буддийской картины мира оказала идея бесконечного кругового потока бытия. Этот процесс, считали буддийские мыслители, бесконечно мучителен для человека, перебрасываемого из смерти в смерть, из одного страдания в другое, из испытания в испытание.
Христианство
Христианская теология своим учением о трансцендентном Боге создает своеобразную религиозную картину мира, в которой находит свое воплощение теоцентризм. Внеприродный и личный характер Бога предполагает его рассмотрение в таких категориях, как воля и могущество. Из этого вытекает важнейшее положение христианского креационизма о сотворении мира не в силу необходимости, а по свободной воле Бога. До сотворения мира ничего не могло быть, кроме Бога. Следовательно, он сотворил мир «из ничего». Но «ничто» не есть нечто позитивное; оно есть чистое небытие. Все, что «есть» в сотворенных вещах, происходит от Бога. Все, чего «нет», не хватает — «ничто».
Создав мир, Бог заранее знает и предопределяет не только общие принципы устройства, но и судьбу каждой отдельной вещи. Порядок сотворенного космоса отражает порядок создавшей его премудрости: порядок вещей отражает порядок идей. Благодаря порядку мир оказывается упорядоченной иерархией существ, распределенных по своим местам и имеющих различную относительную ценность. Чем ближе к Богу, тем большую ценность представляет творение.
Таким образом, мир божественного порядка являет собой в христианстве Богом устроенную восходящую лестницу существ.
Ислам
Прежде чем говорить о своеобразии ислама, необходимо сказать, что роднит его с христианством. Ислам возникает в значительной степени из переработки арабским сознанием христианской идеи монотеизма. Он исповедует единого трансцендентного Бога. Бог сотворил мир и человека, дал людям откровение, распоряжается миром и направляет его к концу, который будет страшным судом над живыми и воскреснувшими.
Различия между исламом и христианством — это различия слов и деяний основателей этих религий. Основатель христианства не добился никакого видимого успеха и погиб «рабской смертью».
Образ Мухаммада и его деяния разительно отличаются от образа Иисуса и его деяний. Мухаммад — пророк, через которого говорит Аллах. Но одновременно это «нормальный человек», живший обычной жизнью. Сам успех Мухаммада — достаточное доказательство того, что его слова исходят от Аллаха и сам Аллах направляет его и не требует веры в его воскресение из мертвых и его божественности. Речь Мухаммада совершенно иная, чем Христа. Он лишь передатчик «откровения» не воплотившийся Бог, а «инструмент Бога», пророк.
Разные личности основателей, их разные жизни, разное осмысление их миссии — это основные структурообразующие элементы различий, порожденных ими религий.
Характер ислама предопределяет проникновение религиозной модели мира в саму ткань социально-политической жизни мусульман. Такая система оказывается гораздо устойчивее христианской. Именно поэтому, очевидно, она не создала предпосылок для прорыва к новой, уже нерелигиозной цивилизации.
2.7 Диалектика, ее категории, законы и принципы
Объектом философского осмысления действительности является отношение «человек-мир», которое рассматривается под углом зрения выявления природы и сущности мира, природы и сущности человека, его места в этом мире, отношения к нему, возможностей познания его и преобразования. Решение этой проблемы в наиболее общей форме выразилось в раскрытии предельных оснований бытия мира и человека, в выяснении, что лежит в основе мира и человека: материальное или духовное начало.
Но для осознания человеком своего отношения к миру и к себе важным является также выяснение вопроса о том, как этот мир бытия человека устроен, безотносительно к тому, что лежит в его основании:
- он представляет собой единое целое или совокупность множества не связанных друг с другом предметов, явлений, процессов;
- находится он в состоянии покоя или в постоянном движении, изменении, развитии;
- существуют ли всеобщие связи и отношения;
- есть ли общие законы, отражающие связь и развитие мира.
Иными словами, перед человеком встал вопрос об общей структуре и состоянии, в котором система «человек-мир» находится.
Существуют 3 основных значения термина диалектика:
1. Диалектика - это совокупность объективных закономерностей и процессов, действующих в мире, в ходе его движения и развития.
Это объективная диалектика.
2. Диалектика - это результат отражения в сознании человека объективных закономерностей движения и развития.
Это субъективная диалектика.
Субъективная диалектика (результат нашего познания) существует в 2-х видах:
- как теория развития;
- как совокупность обыденно-практических знаний о связи и развитии.
3. Диалектика - это один из всеобщих методов познания наряду, например, с метафизическим методом познания, с религиозно-догматическим методом познания и т.д.
2.8 Исходные принципы диалектики
Предметом материалистической диалектики выступают наиболее общие законы развития природы, общества и мышления. И сама диалектика как наука определяется системой знаний о всеобщих принципах связей и развития, а также о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.
Структурно диалектика включает в себя 3 основных элемента:
1. Исходные принципы.
2. Категории диалектики.
3. Законы диалектики.
Диалектика как наука выступает одновременно:
- как теория, объясняющая развитие объективного мира (диалектика бытия);
- как теория познания, т.е. объясняет связь субъекта и объекта в процессе познания, процесс «перехода» внешнего мира в факт сознания;
- как логика (теория мышления), изучающая наиболее общие законы мышления.
Принципы в философии классифицируются в зависимости от ее разделов и специфики. Наиболее типичная классификация принципов философии выступает:
1. Принципы истории философии.
2. Онтологические принципы.
3. Принципы познания (гносеология).
4. Социальные принципы.
5. Логические принципы (принципы мышления).
Особое место в философии занимают принципы диалектики. Они всеобщие (они относятся и к материальному бытию, и к идеальному бытию (сознанию), и к субъективному бытию (человеку), и к социальному бытию (обществу и личности) и т.д.). Это принципы, отражающие взаимосвязь и развитие предметов Бытия – макро- и микрокосмоса.
В диалектике выделяют 2 основных принципа:
- принцип всеобщей связи;
- принцип развития.
Можно выделить 3 типа изменений, отражающих развитие:
1. Переход объекта из качественного состояния одной степени сложности в иное качественное состояние той же степени сложности.
2. Переход объекта из качественного состояния одной степени сложности в качественное состояние меньшей степени сложности.
3. Переход объекта из качественного состояния меньшей степени сложности в качественное состояние большей степени сложности.
Развитие в природе, как правило, не связано с его оценкой как положительного или негативного. Эта оценка возникает в связи с функционированием общества и человека. В обществе восходящая ветвь развития обозначается как прогресс; нисходящая - как регресс. Прогрессивный или регрессивный характер развития возникает в результате преобладания позитивных или негативных противоположностей, составляющих в единстве источник всякого развития.
2.9 Система категорий диалектики
Категории материалистической диалектики отражают существенные признаки или в целом сущность процессов и явлений, познаваемых в процессе их развития. В диалектике выделяются категории (понятия), отражающие развитие как закономерное или случайное в объективном мире и мышлении человека. Данное развитие в диалектике, как правило, отражается парными категориями.
Основные категории:
- сущность и явление;
- единичное, особенное, общее;
- причина и следствие;
- часть и целое;
- необходимость и случайность;
- возможность и действительность;
- содержание и форма и др.
Данные категории раскрывают действие законов диалектики. Они также носят характер законов, но сложилось так, что они классифицируются как неосновные законы. Основных законов три:
- отрицания отрицания;
- единство и борьба противоположностей;
- переход количества в качество.
Категории диалектики объединены в систему. Система категорий может быть выражена по разному. В зависимости от отражения развития материального мира, процесса познания и мышления выделяются группы категорий диалектики:
1. Отражающие связь материи и сознания в процессе развития.
2. Отражающие процесс развития познания.
3. Отражающие сущность предметов и явлений.
2.10 Основные законы диалектики
Основные законы диалектики раскрывают все стороны процесса развития, его сущность. К основным законам диалектики относятся:
1. Закон единства и борьбы противоположностей.
2. Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные и обратно.
3. Закон отрицания отрицания.
Наиболее раннюю формулировку получил 1-й закон (Аристотель).
2-й закон получил развитие в Новое время.
3-й закон собственно сформулировал Гегель.
Все эти законы существуют в такой формулировке примерно с середины 19-го века.
Закон единства и борьбы противоположностей
Его категории:
а) диалектическое тождество;
б) противоположность;
в) противоречие;
г) борьба противоположностей.
а) Диалектическое тождество - это категория, отражающая примерное равенство предметов и его частей и предполагает наличие общих черт и связей между предметами и частями внутри их, а также различий между предметами и частями внутри их.
Общие связи и отличия в диалектическом тождестве находятся в таком состоянии, когда отличия незаметны или малозаметны и не оказывают сколько-нибудь существенного влияния на общие связи.
б) Противоположность - это категория, отражающая высший уровень развития отличительных сторон и связей между предметами или внутри их, которые могут характеризовать качество предмета или новое качество нового предмета.
в) Противоречие - состояние противоположностей, которое характеризуется их активным взаимодействием по сохранению старого качества или возникновению нового.
Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений
Этот закон связан с 1-м законом, но характеризует развитие с точки зрения его механизма.
Основные категории закона:
а) Количество
б) Качество
в) Мера
г) Скачок