Контрольная работа по «Философия»

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 08:51, контрольная работа

Описание работы

Ученые, исследующие проблемы отечественной философской мысли, по различным основаниям систематизируют историю русской философии, но многие из них сходятся на следующей периодизации ее развития:
1) возникновение предфилософии в России (древнерусская и средневековая философия);
2) попытки создания философских систем (сер. 18 - сер. 19 вв.);
3) создание оригинальных русских философских учений (сер. 19-20 вв.).

Содержание

1. История отечественной философии
1.1 Возникновение и развитие отечественной философии
1.2 Религиозная традиция в философских взглядах 15-16 вв.
1.3 Философская мысль на Руси в 17 в.
1.4 Философские идеи "ученой дружины", Ломоносова и Радищева
1.5 Философские идеи во II половине 18 в.
1.6 Содержание отечественной философии в 19-20 вв.
1.7 Западники и славянофилы
1.8 Ортодоксальная отечественная религиозная философия
1.9 Содержание учений русского космизма
2.1 Учение о бытие (онтология)
2.1 Понятие бытия. Основные формы бытия
2.2 Философское содержание проблемы бытия
2.3 Бытие и материя
2.4 Понятие движения
2.5 Пространство и время как философские категории
2.6 Религиозная версия мироздания
2.7 Диалектика, ее категории, законы и принципы
2.8 Исходные принципы диалектики
2.9 Система категорий диалектики
2.10 Основные законы диалектики
2.11 Неосновные законы диалектики

Работа содержит 1 файл

Философия.doc

— 179.50 Кб (Скачать)

Натуралистический материализм русских ученых-естествоиспытателей оказал значительное влияние на умы российской интеллигенции, ослабил мистические тенденции в общественной мысли конца 19- нач. 20 вв.

Славянофильство

Если с определенными оговорками признать, что западничество породило материалистическое  направление  в  отечественной  философии,  то идейными истоками  религиозного направления в философской мысли России явилось учение славянофильства.

Центральное понятие философии славянофилов - принцип  соборности, означающий в онтологии единство бога и мира,  природы, в гносеологии цельность познания реальности соборным опытом,  в социальной философии - единство людей в церковной общине. 

В истории отечественной философии нельзя не отметить  евразийские концепции как  поиски средней линии в противостоянии славянофилов и западников. К представителям евразийства можно отнести Н.С. Трубецкого (1890-1938), а также географа и экономиста П.Н. Савицкого (1895-1968), искусствоведа П.П. Сувчинского (1892-1985) и  историка-медиевиста Л.П. Карсавина (1882-1952).

Основная идея этой «средней линии» - самобытный путь развития России.

1.8 Ортодоксальная отечественная религиозная философия

              В развитии православной философии светскими представителями можно выделить следующие пункты ее движения: 1) поиски "русского воззрения" славянофилами И.В. Киреевским, А.С. Хомяковым, К.С. Аксаковым, Ю.Ф. Самариным и "западником" П.Я. Чаадаевым;  2) философия всеединства  В.С. Соловьева   и  его  последователей  С.Н.  и  Е.Н. Трубецких,  С.Л. Франка, Л.П. Карсавина, С.Н. Булгакова, Л.А.Флоренского; 3) философия "нового религиозного сознания" Н.А.Бердяева, Н.О. Лосского, Л.И. Шестова и др.

              Философия всеединства В.С. Соловьева. Основной идеей его религиозной философии была идея Софии — Душа Мира. Речь идёт о мистическом космическом существе, объединяющем Бога с земным миром. София представляет собой вечную женственность в Боге и, одновременно, замысел Бога о мире. Этот образ встречается в Библии, но Соловьёву он был открыт в мистическом видении. Реализация Софии возможна трояким способом: в теософии формируется представление о ней, в теургии она обретается, а в теократии она воплощается. В 1880- годы Владимир Соловьев написал и опубликовал ряд работ, в которых пропагандировал идею воссоединения Западной и Восточной Церквей под главенством Римского Папы, за что подвергся критике славянофилов и консерваторов.

Философия нового религиозного сознания. У Бердяева ключевая роль принадлежала свободе и творчеству («Философия свободы» и «Смысл творчества»): единственный механизм творчества — свобода. внутренней основой бердяевской философии являются свобода и творчество. Свобода определяет царство духа. Дуализм в его метафизике — это Бог и свобода. Свобода угодна Богу, но в то же время она — не от Бога. Существует «первичная», «несотворённая» свобода, над которой Бог не властен. Эта же свобода, нарушая «божественную иерархию бытия», порождает зло. Тема свободы, по Бердяеву, важнейшая в христианстве — «религии свободы». Иррациональная, «темная» свобода преображается Божественной любовью, жертвой Христа «изнутри», «без насилия над ней», «не отвергая мира свободы». Богочеловеческие отношения неразрывно связаны с проблемой свободы: человеческая свобода имеет абсолютное значение, судьбы свободы в истории — это не только человеческая, но и божественная трагедия. Судьба «свободного человека» во времени и истории трагична.

1.9 Содержание учений русского космизма

Несколько в  стороне от линии религиозной отечественной философии находятся концепции космизма, евразийства, социологизма и позитивизма, которые по-своему развивают самобытную российскую философскую мысль.

Наибольшее развитие в конце 19 - начале 20 вв. получила философия космизма. Ее представители: Николай Федорович Федоров (1828-1903), Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935),  Владимир Иванович  Вернадский (1863-1945), исследуя  проблемы  человека и космоса, открыли их тесную связь как взаимопроникновение космизированного человека и одухотворенного космоса.

Н.Ф.Федоров в трактате "Философия общего дела" идеи космизма включил в теорию супраморализма - религиозно-мистического учения о воскрешении предков. Как еретик,  осуществление этой идеи он возлагает на сыновей-потомков, а не на Христа.

К.И. Циолковский разработал "космическую философию", которую  он противопоставил как религиозному дуализму духа и тела, так и пессимизму материализма, не отвечающих, по его мнению, на вопросы о вселенских целях жизни. Он строит свою монистическую доктрину, исходя из предпосылки относительной жизненной чувствительности и одушевленности всех форм и ступеней материи. В центре его построения - "атом", бессмертное элементарное существо, которое претерпевает различные  судьбы,  путешествуя из одного конгломерата или организма в другой. Отсюда же вытекает "космическая этика" Циолковского:  обмен атомами в космосе понуждает все разумные существа к нравственной круговой поруке и к заботе о мировом целом,  где атомы рассеиваются и курсируют после  исчезновения их обладателя.

В.И. Вернадский был крупным советским естествоиспытателем, основоположником генетической минералогии,  геохимии,  биогеохимии, учения о живом веществе, теории биосферы, радиогеологии, биогеологии. Его философское учение по своим основаниям носило диалектико-материалистический характер, его заслугой было исследование многообразия  пространственно-временных состояний материи, структуры и свойств времени, логики опытных и наблюдательных наук, соотношения эмпирического и теоретического в научном познании, строения науки, закономерностей развития и ее социальных функций, этики научного творчества.

Вернадский был  одним из создателей антропокосмизма - системы, в которой гармонически сливаются естественно-историческая, космическая, и социально-гуманитарная, тенденции развития науки. Его величайшей философской заслугой было создание научной концепции  ноосферы.

Понятие ноосферы как облегающей земной шар идеальной,  "мыслящей" оболочки ввели в начале 20 века П. Тейяр де Шарден и Э. Леруа.  Вернадский ввел в термин материалистическое содержание: ноосфера - новая, высшая стадия биосферы, связанная с возникновением и развитием в ней человечества, которое, познавая законы природы и совершенствуя технику,  начинает  оказывать определяющее влияние на ход процессов в охваченной его воздействием сфере Земли и в околоземном пространстве, глубоко изменяя ее своей деятельностью.

Вернадский признает, что возникновение жизни на Земле - не случайное явление; жизнь является уникальным, но необходимым орудием удержания и преобразования космической энергии. По-новому поставив проблему происхождения жизни, Вернадский высказывал мнение, что ее истоки нужно искать за пределами геологической  истории Земли. Продолжая догадки Вернадского, современные представители космологической философии предполагают, что жизнь и разум как потенции были запрограммированы еще до возникновения нашей Вселенной, заложены в ее космогенетическом коде.

 

 

2.1 Учение о бытие (онтология)

2.1 Понятие бытия. Основные формы бытия

Онтология - учение  о бытии (о сущем), фундаментальных принципах, сущности и видах бытия.

Обычно под онтологией подразумевается эксплицитная, то есть явная, спецификация концептуализации, где в качестве концептуализации выступает описание множества объектов и связей между ними. Формально онтология состоит из понятий терминов, организованных в таксономию, их описаний и правил вывода.

Основной вопрос онтологии: что существует?

Основные понятия онтологии: бытие, структура, свойства, формы бытия (материальное, идеальное, экзистенциальное), пространство, время, движение.

Онтология, таким образом, представляет собой попытку наиболее общего описания универсума существующего, который не ограничивался бы данными отдельных наук и, возможно, не сводился бы к ним.

        Основным предметом онтологии является бытие, которое определяется как полнота и единство всех видов реальности: объективной, физической, субъективной, социальной и виртуальной.

        Реальность традиционно ассоциируется с материей и подразделяется на косную, живую и социальную материю.

        Бытие, как то, что можно мыслить, противопоставляется немыслимому ничто (а также еще-не-бытию возможности в философии аристотелизма). В XX веке в феноменологии и экзистенциализме бытие отождествляется с человеком, как единственным из обладающих способностью мыслить и вопрошать о бытии. Однако в классической метафизике под бытием понимается Бог. Человек, как бытие, обладает свободой и волей.

Понятие бытия – самая широкая по объему категория философии, включающая в себя все то, что существует. Име­ются следующие формы бытия:

- актуальное предметное бытие,

- потенци­альное бытие,

- ценностное бытие.

Все они базируются на предметном (вещественно-субстратном) бытии.

Помимо этого, имеется бытие, про­изводное от вещественно-субстратного бытия. Это - идеальное бытие, мир психики.

2.2 Философское содержание проблемы  бытия

  I. Мир был, есть и будет:

1. Мир имеется «здесь» и «теперь», наличествует.

2. Мир существует везде.

3. Мир сохраняется как относительно стабильное целое.

Вывод: бытие уникально (единственно)

II. Мир есть единство бесконечного и конечного

1. Мир безграничен и вечен в целом.                       

2. Мир ограничен и конечен в конкретных элементах.

3. Число элементов бесконечно в пространстве и  времени.                                                     

Вывод: бытие универсально (вездесуще)                         

III. Мир есть единство объективного и субъективного, материального и идеального, природного и социального

1. Существует мир независимо от человека.                       

2. Существует человек как часть природы и как микрокосм.                                                             

3. Существует  «вторая  природа».                      

4. Существует общество людей с их отношениями, учреждениями, идеями, ценностями.   

Вывод: бытие актуально (действительно)

IV. Мир развивается в пространстве и времени

1. Каждый элемент, пока он есть, существует.

2. Элемент мира функционирует из небытия - через бытие  - в небытие.

3. Развитие мира есть усложнение его структуры и структуры элементов.                           

Вывод: бытие эволюционно (актуально и потенциально)

V. Мир един в своем многообразии

1. Мир целостен в бесконечности его элементов.

2. Каждый элемент уникален как существующий в определенном пространстве – времени

3. Существующие элементы объединяются связью всеобщего характера со всем тем, что существует в мире.

Вывод: бытие – основа единства мира

2.3 Бытие и материя

Понятие "бытие" является (при любой его трактовке) центральным, исходным в философском осмыслении мира. В узком своем значении термин "бытие" часто совпадает с понятием "мате­рия".

Само слово "материя" происхо­дит от латинского слова "materia" - вещество. Но к настоящему време­ни под материей разумеют не только физические виды реальности - вещество, поле, антивещество (если будет доказано существование ан­типолей, то и антиполя). Сюда включается и потенциальное бытие, спо­собное превратиться в актуальную действительность. В широком смыс­ле материя - это все, существующее вне и независимо от сознания и фиксируемое им. Таково определение материи в гносеологическом плане. Здесь понятие "материя" исключает понятие "сознание" и трактуется как про­тивоположность сознанию.

2.4 Понятие движения

Взаимосвязь различных материальных систем и структурных уров­ней материи отражается, прежде всего, в том, что они интегрируются в "формы" движения материи.

Движение, по определению Ф. Энгельса, это изменение вообще. Движе­ние в философии не есть только механическое перемещение, не есть перемена места. Оно есть также распад систем, элементов или, наобо­рот, формирование новых систем. Помимо механического движения, имеются такие формы движе­ния как физическая химическая, биологическая и социальная. По современным представлениям, механическая форма входит во все ос­тальные, и ее нет смысла выделять особо. В сфере естествознания по­ставлен и такой вопрос: а может ли химия претендовать на самостоя­тельный статус (ведь физика окружила ее со всех сторон и вроде бы растворила в себе эту форму движения?). Кроме того, предложено счи­тать особыми формами движения геологические и планетарные движе­ния. Для обсуждения выдвинут и вопрос о существовании особой ком­пьютерной формы движения материи.

Типы движения:

1) механиче­ское - без изменения качества и

2) с изменением качества у остальных форм движения материи

Развитие определяется как в основном необратимое качественное и направленное изменение системы. Направленность бывает трех родов: прогрессивным, регрессивным и "горизонтальным" (или одноплоскостным, одноуровневым).

2.5 Пространство и время как философские категории

В истории философии обращено внимание на некоторые парадоксы понятия "время". Один из них состоит в том, что сопоставляется про­шлое, которого уже нет, и будущее, которого еще нет, и делается вы­вод, что настоящее - это момент, который неуловим; некоторые даже полагают, что времени вообще-то нет, это якобы наша иллюзия.

С точки зрения современной науки и философии понятие времени есть, прежде всего, отражение реального времени. Время - это совокуп­ность отношений, выражающих координацию сменяющих друг друга состояний (или явлений) - их последовательность и длительность. Вре­мя как философская категория обозначает универсальную структуру (порядок) необратимой смены событий, последовательности и длительности процессов и объектов в их существовании, движении и развитии.

Наиболее общими свойствами времени являются его одномерность и однонаправленность. В отличие от времени физическое пространство макромира обрати­мо.

В каждой форме движения материи пространство специфицировано. Социальное пространство, например, это область, в которой скрещива­ются и переплетаются социальные интересы, симпатии и антипатии ин­дивидов, групп, классов. Говорят о "социальном расстоянии", "социаль­ном чувстве" (в пространственном смысле).

Информация о работе Контрольная работа по «Философия»