Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 08:51, контрольная работа
Ученые, исследующие проблемы отечественной философской мысли, по различным основаниям систематизируют историю русской философии, но многие из них сходятся на следующей периодизации ее развития:
1) возникновение предфилософии в России (древнерусская и средневековая философия);
2) попытки создания философских систем (сер. 18 - сер. 19 вв.);
3) создание оригинальных русских философских учений (сер. 19-20 вв.).
1. История отечественной философии
1.1 Возникновение и развитие отечественной философии
1.2 Религиозная традиция в философских взглядах 15-16 вв.
1.3 Философская мысль на Руси в 17 в.
1.4 Философские идеи "ученой дружины", Ломоносова и Радищева
1.5 Философские идеи во II половине 18 в.
1.6 Содержание отечественной философии в 19-20 вв.
1.7 Западники и славянофилы
1.8 Ортодоксальная отечественная религиозная философия
1.9 Содержание учений русского космизма
2.1 Учение о бытие (онтология)
2.1 Понятие бытия. Основные формы бытия
2.2 Философское содержание проблемы бытия
2.3 Бытие и материя
2.4 Понятие движения
2.5 Пространство и время как философские категории
2.6 Религиозная версия мироздания
2.7 Диалектика, ее категории, законы и принципы
2.8 Исходные принципы диалектики
2.9 Система категорий диалектики
2.10 Основные законы диалектики
2.11 Неосновные законы диалектики
Филиал Санкт-Петербургского государственного
инженерно-экономического университета в г. Череповце
Кафедра социогуманитарных дисциплин
Контрольная работа
По дисциплине «Философия»
Выполнил студент 1 курса
группы ЭУС-10
Крутов А.И.
Череповец, 2010
Содержание
1. История отечественной философии
1.1 Возникновение и развитие отечественной философии
1.2 Религиозная традиция в философских взглядах 15-16 вв.
1.3 Философская мысль на Руси в 17 в.
1.4 Философские идеи "ученой дружины", Ломоносова и Радищева
1.5 Философские идеи во II половине 18 в.
1.6 Содержание отечественной философии в 19-20 вв.
1.7 Западники и славянофилы
1.8 Ортодоксальная отечественная религиозная философия
1.9 Содержание учений русского космизма
2.1 Учение о бытие (онтология)
2.1 Понятие бытия. Основные формы бытия
2.2 Философское содержание проблемы бытия
2.3 Бытие и материя
2.4 Понятие движения
2.5 Пространство и время как философские категории
2.6 Религиозная версия мироздания
2.7 Диалектика, ее категории, законы и принципы
2.8 Исходные принципы диалектики
2.9 Система категорий диалектики
2.10 Основные законы диалектики
2.11 Неосновные законы диалектики
1. История отечественной философии
Ученые, исследующие проблемы отечественной философской мысли, по различным основаниям систематизируют историю русской философии, но многие из них сходятся на следующей периодизации ее развития:
1) возникновение предфилософии в России (древнерусская и средневековая философия);
2) попытки создания философских систем (сер. 18 - сер. 19 вв.);
3) создание оригинальных русских философских учений (сер. 19-20 вв.).
1.1 Возникновение и развитие отечественной философии
Два момента лежит у истоков русского философствования: 1) религия православия и 2) славянское язычество, мифотворчество, "деформирующее" христианство применительно к ментальности русичей.
1.1. Идейные истоки отечественной философии
Непосредственно идейными источниками отечественного философствования можно назвать 1) патристику, или святоотеческую литературу, 2) кирилло-мифодиевскую традицию и 3) светскую философскую литературу.
1) В патристике на первое место можно поставить произведения членов каппадокийского кружка: Василия Нисского (Великого), Григория Нисского и Григория Назианзина, а также последнего классика патристики Иоанна Дамаскина.
2) Кирилло-мифодиевская традиция. Специфика освоения русичами греческой патристики в первую очередь определялась созданием славянской письменности и этико-философскими учениями Кирилла (ок. 827-869) и Мефодия (ок. 815-885).
3) Философские воззрения проникали на Русь и посредством нецерковной (светской) литературы: хронографов и флорилегиев (морально-назидательных сочинений). Среди таких сочинений можно, в первую очередь, выделить "Толковую Палею", "Пчелу", "Диоптру" (13-14 вв.)
1.2 Религиозная традиция в философских взглядах 15-16 вв.
В 15-16 вв. происходит возвышение Московского княжества, объединение русских земель, появляются тенденции к складыванию централизованного русского государства, что находит выражение в политической, публицистической и художественной литературе, в поучениях и проповедях, в церковно-религиозных спорах.
Старец Псковского Елизарова монастыря Филофей (начало 16 в.) в послании к великому князю Василию III проводит идею Москвы - Третьего Рима. Он говорит, что "старый Рим" как родоначальник христианства утратил свое значение, "новый Рим" - Константинополь пал под ударами турок, а "третьему Риму" - Москве, истинному продолжателю христианского вероучения, стоять вечно, так как в этом заключается божественное провидение.
К 15-началу 16 вв. относится знаменитый спор между "осифлянами" ("иосифлянами"), предводительствуемыми Иосифом Волоцким и "нестяжателями" во главе с Нилом Сорским, Вассианом Патрикеевым и Максимом Греком.
Основой общества иосифляне объявляли сильную централизованную княжескую власть. В то же время указывая на необходимость поддержки государства со стороны церкви, а следовательно, и сильную богатую церковную власть.
Нестяжатели выступали за укрепление авторитета церкви путем повышения нравственности духовенства и устранения вотчинных прав монастырей, за невмешательство церкви в светскую жизнь. Видимо, отказ от поддержки церковью княжеской власти, призыв к скромности в мирской жизни явились важными причинами поражения нестяжателей в споре с осифлянами как в идеологии, так и в практике.
С обличением удельной раздробленности, с призывами к централизации русских земель под властью мудрого государя, руководствующегося законом, выступали известные мыслители 16-го века Федор Карпов, Иван Пересветов, Ермолай ( Еразм ).
Основной мыслью философии данного периода является объединение Руси. Исторически сложилось, что в данном споре выиграли те направления, которые поддерживали сильную княжескую власть.
1.3 Философская мысль на Руси в 17 в.
В 17 веке философская мысль на Руси развивалось в учениях Симеона Полоцкого, Андрея Белобоцкого, Юрия Крижанича.
Симеон Полоцкий делил философию на три части: 1) разумительная (логика), 2) естественная (физика), 3) нравственная (этика). Философские идеи Полоцкого проникнуты рационализмом, уверенностью в познавательных способностях разума. Мир, по его представлению, состоит из 1) мира первообразного (Бога), 2) "макрокосма" (природы), 3) "микрокосма" (человека). По социальным взглядам Полоцкий - сторонник просвещенного абсолютизма, власти московского царя, от которого исходит вера и мудрость.
Андрей Белобоцкий (17 в.) перевел и написал комментарии к книге известного схоласта 13 в., последователя Аристотеля, Раймунда Луллия "Великая и предивная наука". В предисловии он прославляет логику, которая, в отличие от богословия, дающего только знание о Боге, возвышается над всеми науками и богословием, так как дает то общее, что необходимо для понимания частных наук.
Юрий Крижанич уделял большое внимание философии, считая, что научные знания являются необходимым условием практики, хотя и объявлял их достоянием только высших кругов.
Крижанич стоял на позициях провиденциализма, но полагал, что божественный промысел определяет лишь коренные повороты в истории общества, допускал свободу деятельности людей. Всемирную историю изображал в виде непрерывного процесса, когда одни народы и страны приходят в упадок, другие достигают расцвета.
Крижанич осуждает "чужебесие" (стремление ко всему иноземному), клевету иностранцев на русский и другие славянские народы, говорит о самобытности России; условием политического и культурного возрождения ее считает сплочение всех славянских народов под властью московского царя. Выступает за просвещенный абсолютизм.
1.4 Философские идеи "ученой дружины", Ломоносова и Радищева
Историки философии России считают 18 век веком секуляризации, освобождения национальной культуры от церковного влияния. Реформы Петра I способствовали распространению образования на Руси, развитию науки, искусства, росту числа учебных заведений.
Передовая мысль в России в 18 в. стремилась обосновать необходимость просвещения и знаний, освободить науку от опеки церкви, привлечь внимание к изучению естествознания в практических целях, противопоставить философскую науку религиозной схоластике, доказать право философии и науки на рациональное познание.
Первыми идеологами, теоретически обосновавшими петровские реформы, определившими свои философские позиции были представители "ученой дружины" В.Н. Татищев (1686-1750), Феофан Прокопович (1681-1736) Дмитрий (1673-1723) и Антиох (1708-1744) Кантемиры.
1.5 Философские идеи во II половине 18 в.
Пик русского Просвещения приходится на царствие Екатерины II (1729-1796, императрица с 1762). Выступая в своем "Наказе" за демократические преобразования в России, она на деле выступала ярым сторонником самодержавия, усиливала крепостнические отношения, утверждала тиранство. Своей противоречивостью Екатерина II породила все позднейшие течения российской политической философии от радикализма и либерализма до консерватизма.
1.6 Содержание отечественной философии в 19-20 вв.
Прежде, чем рассматривать многоплановое и многопредметное богатейшее содержание отечественной философской мысли в 19-20 вв., необходимо сделать несколько предварительных замечаний.
Во-первых, мы можем явно видеть развитие двух направлений в русской философии этого периода: радикально-материалистическое и религиозно-идеалистическое (мистическое), хотя они и не являются строго классическими, за исключением диалектического и исторического материализма.
Во-вторых, если материалистическое направление получило утверждение в СССР, превратилось в официальную идеологию, обеспеченную политической и правовой поддержкой, то представители религиозной философии не только не получили официальной поддержки после революции, но были либо изгнаны из Советской России, либо репрессированы.
В-третьих, для философов-материалистов в СССР характерна при всем разнообразии их взглядов единая идейная линия - марксизм-ленинизм, связанный с политическим действием и духовной несвободой; философы-идеалисты, находящиеся за границей, духовно свободны, поэтому для них характерна девиация религиозной идеи, разброс в интересах, взглядах и основных философских учениях.
В-четвертых, в многомерной русской религиозно-идеалистической философии, где каждый автор создает свое оригинальное учение, уникальное по своему содержанию, очень сложно найти основания для классификации школ и учений, определить каждому мыслителю соответствующую философскую "нишу". Поэтому предложенная классификация религиозно-идеалистического направления в философии будет довольно условна, принадлежность персоналии к той или иной школе определена по наиболее оригинальной и разработанной идее в ее философском учении.
В-пятых, более детальное рассмотрение философии славянофилов и оригинальной религиозной философии будет в отдельном вопросе лекции, а философии марксизма в СССР – отдельной лекцией.
1.7 Западники и славянофилы
19 век зримо показал экономическую и политическую отсталость России от передовых европейских стран, неспособность царского самодержавия, основанного на крепостничестве, повести Россию по пути свободы и прогресса, дал мощнейший толчок для развития духовной культуры и философской мысли русского общества. Стал вопрос: куда идти России? Именно ответом на этот вопрос стало появление западничества и славянофильства как течений социально-философской мысли, течений яростно полемизирующих между собой, течений, представленных русскими патриотами, глубоко озабоченными судьбами России.
Западничество - движение русской общественной мысли 40-50 гг. 19 века, сторонники которого защищали и пропагандировали идею "европеизации" России, начатую еще реформами Петра I. Возникнув в 40-х годах 19 столетия, западничество уже в 50-60 гг. размежевывается, явно проявляются буржуазно-либеральная и революционно - демократическая линии.
Идеологами буржуазного либерализма можно назвать Николая Владимировича Станкевича (1813-1840), Тимофея Николаевича Грановского (1813-1855), Василия Петровича Боткина (1811-1869), Константина Дмитриевича Кавелина (1818-1885) и др.
Революционно-демократическое крыло западничества представлено Виссарионом Григорьевичем Белинским (1811-1848), Александром Ивановичем Герценом (1812-1870), Николаем Платоновичем Огаревым (1813-1877), Николаем Гавриловичем Чернышевским (1828-1889), Николаем Александровичем Добролюбовым (1836-1861) и др.
Общими чертами науки о природе, развиваемой этими учеными, были:
1) новаторство, проявившееся в том, что лучшие ее представители прокладывали новые пути в развитии естествознания, закладывали основы новых наук;
2) идея служения народу, патриотизм, стремление поставить достижения науки на службу прогресса отечества;
3) материалистическая традиция, заложенная М.В. Ломоносовым, решительное противодействие умозрительным, спекулятивным выводам, полученным без обращения к опыту.