Контрольная работа по "Философия права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 22:49, контрольная работа

Описание работы

Само понятие «справедливость» является категорией морально - правового сознания. На раннем этапе развития человеческого общества под справедливостью понимали право обязательного возмездия за деяние, наносившее вред племени, т.е. «право мести». Для более глубокого понимания справедливости, важно рассмотреть ее взаимосвязь с такими явлениями общественного бытия и сознания, как равенство, право, долг и др.

Содержание

Введение :Вариант 6 Философия права
1. Справедливость как основная правовая ценность…………...….3стр.
2. Правосознание как проблема философии права…………........…7стр.
3. Философско-правовые учения эпохи Просвещения……………13стр.

Работа содержит 1 файл

Филосомя готовая 6 вариант.docx

— 53.81 Кб (Скачать)

Введение :Вариант 6 Философия права

1. Справедливость как основная правовая ценность…………...….3стр.

2. Правосознание как проблема философии права…………........…7стр.

3. Философско-правовые учения эпохи Просвещения……………13стр. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Справедливость как основная правовая ценность.

         Проблема справедливости всегда интересовала философов.

Само  понятие «справедливость»  является категорией   морально - правового сознания. На раннем этапе развития человеческого общества  под справедливостью понимали право обязательного возмездия за деяние, наносившее вред племени, т.е. «право мести». Для более глубокого понимания справедливости, важно рассмотреть ее взаимосвязь с такими явлениями общественного бытия и сознания, как равенство, право, долг и др.

Многие философы в своих работах проводили тесную связь справедливости с равенством. Например, Гегель считал, что справедливость «требует считать других равными себе самому». Принципы справедливости Дж. Роулса имеют несколько другой оттенок связи с равенством. Допуская мысль о возможном социально-экономическом неравенстве людей в обществе, он считает, что для достижения справедливости важно корректировать ситуацию в пользу более обездоленных

           Таким образом, понятие равенства и неравенства, находясь в взаимосвязи с категорией справедливости, не дают однозначной ее характеристики и предполагает учет конкретно-исторических условий и множество иных: социально-экономических, политических, этических обстоятельств при анализе и оценке тех или иных явлений общественной жизни.

         Другой важной категорией, тесно связанной со справедливостью, является право. Их связь порой настолько тесна, что они могут в человеческом сознании практически отождествляться. Единство справедливости и права не раз отмечалось многими философами. Так, Гегель, подчеркивая непосредственную связь справедливости с правом, являющимся результатом государственно-законодательной деятельности, отмечал, что правители, которые дали своему народу собрание законов, а значит, определенное право, «совершил эти великий акт справедливости».

Но в  философской мысли возможна и  иная трактовка взаимосвязи права  и справедливости. Например, Ф. Ницше  считает правомерным утверждение, что «люди не равны - так говорит  справедливость. И чего я хочу они  не имели бы права хотеть», т.е. поскольку  люди не равны, они не могут иметь  равных прав, что созвучно идеям  Платона и Аристотеля. Видимо, подразумевая тот факт, что истории известно немало жестоких и беспощадных к  человеку законодательных актов, Ницше  писал: «Я не люблю вашей холодной справедливости; во взоре ваших судей  видится всегда палач и его  холодный нож».

          Порой связь справедливости с правом носит расширенную трактовку, включающую естественное, абстрактное, государственное, гражданское, моральное и др. право. Например, по А. Шопенгауэру, требование справедливости может быть осуществлено со стороны государства, т. к. его единственная цель состоит в том, чтобы ограждать отдельных лиц друг от друга, а целое - от внешних врагов. Государство, вводя правоведческий и законодательный институт, смысл которых, с одной стороны, - закрепление моральных норм в поступках людей с целью несовершения несправедливости, а другой - ограждение от таких поступков людей, которые никто не обязан терпеть, так как никто не должен подвергаться несправедливости, создает целый свод законов как положительное право, чтобы «никто не терпел несправедливости; цель же морального правоведения - чтобы никто не совершал несправедливости».

          Право, гарантирующее равенство всех перед законом и равенство закона для всех вступает как реальное выражение справедливости. Но право, являясь опорой для справедливости в обществе, в то же время само порой нуждается в поддержке его справедливостью, которая здесь может принимать формы долга, обязанности. То есть уповая только на свои права и забывая об обязанностях, человек неизбежно будет нарушать права других, тем самым, внося в общественные отношения несправедливость.

        Говоря о связи справедливости и права нужно иметь в виду, что правовые установки, законность становятся предпосылкой справедливости, если эти нормы выражают волю народа. При нарушении этого принципа, будь то в сфере законодательной, судебной или исполнительной власти, о справедливости становится трудно говорить. Причем важно учитывать и такой нюанс. Если право неотъемлемо от государства и охраняемо его аппаратом, то справедливость выступая в качестве этической категории в виде норм поведения, оценки принципов, которые трудно зафиксировать законодательно, может охраняться преимущественно общественным мнением. Отсюда следует вывод: верно сформированное общественное мнение - определенный гарант справедливости.

           Само право есть мера реализации свободы и в то же время, по Аристо­телю, есть норма политической справедливости. Иначе говоря, право есть нормативно закрепленная справедливость. Право поко­ится на идее справедливости. По словам Гегеля, право не есть добро без блага.

Непосредственно сам принцип справедливости гласит: не всем одно и то же, а каждому свое, иначе для неравных равное стало бы неравным. При естественной неодинаковости людей было бы, по словам Вл. Соловьева, очень печально, если бы все люди были духовно и физически на одно лицо.        Тогда и самая множественность людей не имела бы смысла - прямое равенство между ними в их частности или отдельности вовсе невозможно: они могут быть равны не сами по себе, а только через одинаковое свое соотношение с чем-нибудь другим, общим и высшим. Таково равенство всех перед законами, или гражданская равноправность. Хотя идея справедливости выражает чисто нравственное требование и, следовательно, принадлежит к этической области, тогда как право относится к сфере юридических отношений, однако между ними существует тесная связь: если организация разумных общественных отношений невозможна без правовых норм и законов, то она столь же немыслима без нравственной сферы.

        Сегодня в философской литературе выделяют следующие свойства справедливости.

  • Справедливость не бывает однозначной. Со сменой общественных отношений она меняет свое содержание.
  • Важнейшие черты справедливости — равенство, пропорциональность, бескорыстие, доброжелательность, объективность, самокритичность — раскрываются при оценке тех или иных явлений действительности.
  • Справедливость проявляется в формах общественных отношений, где содержатся требования соответствия между правами и обязанностями, деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием, и т.д.
  • Справедливость как реальность существует лишь в действиях социального субъекта. Без субъекта у общественных явлений нет свойства справедливости, оно проявляется лишь в отношениях «субъект - субъект» или «субъект - общественный институт». От того, в какие отношения вступают с человеком государство, классы, социальные группы, церковь и другие институты, возникает их оценка как «справедливых» или «несправедливых».
  • Содержание справедливости как реальности выступает в трех основных аспектах: меры воздаяния, меры требования и правомерности оценки.

      Справедливость как мера воздаяния в каждой исторической эпохе имела свое специфическое содержание (например, «закон талиона»). Сегодня, например, правовое воздаяние имеет своим содержанием справедливость с точки зрения правосудия (суждения по праву), равного правового подхода ко всем.

       Справедливость как мера требования выступает регулятором взаимоотношений людей. Справедливо поступает не тот, кто действует сообразно справедливости по отношению к себе, а тот, кто поступает так по отношению к другим.

Справедливость  как правомерная оценка означает соизмеримость идеала (должного) с сущим как мерой воздаяния и мерой требования.

Основные  признаки справедливости.

  • В онтологическом плане справедливость всегда существует как отношение между людьми, т.е. как общественное отношение.

    Другой  признак, органично связанный с  первым, заключается в том, что  справедливость является отношением равноправия субъектов в конкретных идентичных условиях.

    Социальная  справедливость характеризует реальное положение личности в обществе, обеспеченное правовыми гарантиями человеческого и гражданского достоинств, заслуженными материальными и духовными благами.

  • В гносеологическом плане справедливость представляет собой понятие, категорию, отражающую определенное состояние данного отношения, т.е отношения между равноправными субъектами. Специфика понятия заключается в том, что оно является по своей природе и функциональной роли аксиологическим, т.е. оценочным. Это понятие фиксирует, в каком отношении человек находится к производству, распределению и потреблению материальных благ, каково его положение в социальной группе, насколько его интересы учтены в законах.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Правосознание как  проблема философии  права 

      Формирование правосознания становится в XIX—XX веках процессом,

продвигающим  эволюцию общественного сознания к новому уровню коллективного разума. Если эволюция Homo sapiens (человека разумного) имеет своим предназначением развитие духовного начала в природе или самоорганизуется для этого, то нынешний всплеск правосознания в общественном сознании - один из этапов этого развития.

      От утопического, мифологического  сознания к логическому, а от  него к

логико-правовому - так можно определить основное направление в продвижении общественного сознания к дальнейшим рубежам и высотам. Правосознание придает общественному сознанию характер рациональности, сознания «здравого смысла».

      Такое утверждение может показаться странным, но по сути в нем нет ничего удивительного. Растет роль и ценность права как основной регулятивной системы, которая формирует цивилизованное общежитие человечества (в условиях атомных электростанций, ядерного оружия, химических и иных глобальных угроз, в условиях  всепланетарных экономических связей и т. п.). Соответственно, совершенствуется и юридическое мировоззрение, которое становится условием благополучного существования индивида, его коллективных образований, общества. Разумеется, правосознание имеет длительную историю, знает свои пики и падения, свою эволюцию, развертывание во времени. Так, правосознание было отличительной чертой общественного сознания древних римлян, когда торжествовало римское право. Судебные и иные правовые формы жизнедеятельности римского общества наводили и адекватное отражение в идеях и эмоциях римских граждан, формировании их поведения. Приметой быта и нравов древних римлян были непрерывные обращения к преторам, в сенат, в судебные учреждения по любому спорному вопросу: касалось ли это судеб государства или продажи раба.

      Юридическое мировоззрение, которое при этом становилось господствующим, охватывало не только бытовую сторону жизни римлян, но и сферу духовную. Языческие боги римлян - это герои многих произведений

искусства: они судятся, спорят, помогают или вредят людям. Они символы тех или иных правовых течений, процессов, оценок, идеалов.

      Буржуазные общества XIX-XX веков, базирующиеся на фундаментальных правовых документах - декларациях, конституциях, конвенциях, на включенных в них основных правах и свободах, на гражданских и иных кодексах, также пронизаны юридическим мировоззрением.

      Многие условия жизнедеятельности  в этих обществах просматриваются их членами исключительно сквозь призму прав, обязанностей, ответственности.

      Только апологеты «отмирания  права» в концепции коммунистической утопии обрушиваются на юридическое мировоззрение, пытаются заменить его классовым, революционным сознанием. По существу эти попытки представляют собой не что иное, как воздвижение барьера на пути эволюции коллективного разума, если вообще отсчет вести от тех первых проблесков сознания, которые возникли при появлении на планете человека.

Информация о работе Контрольная работа по "Философия права"