Контрольная работа по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 17:19, контрольная работа

Описание работы

Задание первое. Выпишите из философского словаря или энциклопедии и уясните следующие понятия темы.
Задание второе. «Философия Платона» (сочинение).
Задание третье. Выполнив второе задание, изобразите в схеме особенности платоновского учения о государстве.
Задание четвертое. Логические задачи, упражнения, комментарии.
Задание пятое. Тестовая проверка знаний

Содержание

Задание первое………………………………………………………………...3

Задание второе…………………………………………………………….…..9

Задание третье………………………………………………………………..18

Задание четвертое……………………………………………………………19

Задание пятое………………………………………………………………....20

Список использованной литературы………………………………………..23

Работа содержит 1 файл

философия №7.doc

— 129.50 Кб (Скачать)

       6.  Место и роль  философии Платона  в историко-философском

       процессе

     Платон  – один из великих мыслителей античности. Его творчество обогатило духовную культуру всего человечества.

     Учение, созданное Платоном многогранно  и обширно. Оно охватывает вопросы  и о природе, и о человеке, и  о душе человека, и о познании, и об общественно-политическом строе, и о языке, и об искусстве – поэзии, скульптуре, живописи, музыке, о красноречии, и о воспитании.

     Многогранность  его дарования удивительна. В  нём не только философ сочетался  с учёным. В свой черёд философ  и ученый неотделимы в нём от художника, поэта, драматурга.

     Из  сочинений Платона черпали идеи не только корифеи объективного идеализма - Плотин, Августин, Эриугена, но и мыслители, учёные Возрождения – Николай  Кузанский, Кампанелла, Галилей, Декарт. В сознании многих Платон был философом  с пантеистическим учением о живом космосе и иерархией действующих в космосе живых сил.

     Другая  сторона содержания философии Платона, ставшая источником длительного  философского влияния, заключалась  в его диалектике. Идеалистическая  диалектика Платона – предшественница  идеалистической диалектики Гегеля, её философский первообраз. Не будь диалектики Платона, не было бы той формы, в какой в начале XIX в. в Германии явилась диалектика Гегеля.

     Платон  был первооткрывателем в сфере  философского освещения обширного  комплекса политико-правовых вопросов, и разработка многих из них отмечена печатью его творческого гения.

     Платон  – один из тех правдоискателей  и героев мысли, которые становятся вечными спутниками человечества и  современниками всё новых и новых  эпох и поколений людей в их непрекращающихся поисках истины и справедливости, в неустанном стремлении к более разумной и совершенной жизни. 
 
 
 
 
 

Задание третье. Выполнив второе задание, изобразите в схеме особенности  платоновского учения о государстве 
 

Формы государства, которые  анализирует

Платон

Сущность  характеристика Оценка  их Платоном Ваша  оценка модели государства  Платона 
 
 
 
  
Тимократия форма правления, при которой государственная  власть находится у привилегированного меньшинства, обладающего высоким  имущественным цензом. Является одной из форм олигархии. По Платону, тимократия — власть честолюбцев, как  правило принадлежащих к классу военных, является отрицательной формой правления, наряду с олигархией, демократией  и тиранией. Тимократия по Платону  имеет тенденцию перехода в олигархию по мере накопления богатства правящим классом.  
 
  В работе “Государство” Платон дает характеристики различным типам государства: “тимократия”, “олигархия”, “демократия”, “тирания” и все они принадлежат к числу отрицательных, поскольку несут в себе два государства, враждебных друг к другу, – государство богатых и бедных. Всем им свойственны раздор, насильственное принуждение, алчность. 
 
  
Олигархия при которой  власть сосредоточена в руках  узкого круга лиц (олигархов) и соответствует  их личным интересам, а не всеобщему благу власть немногочисленных богатых. Но богачи ущемляют бедных, коих всегда большинство, и они, в свою очередь, захватывают власть.
Тирания форма государственной  власти, установленная насильственным путём и основанная на единоличном  правлении. бесконтрольная  власть одного. Появляется тиран из демократии. Для удержания власти ему нужна война, которая в  конечном счете приводит государство  к тимократи
Платоновская  модель государства строится на принципе, что каждый человек занимается тем, к чему он предназначен своим происхождением. Общество в «идеальном государстве» делится на две категории: высшую, в которую входили сословия философов и стражей, и низшую – сословие ремесленников. Причем владение частной собственностью доступно только второй категории. А высшая категория занимается управлением страной и ее защитой. Управление «идеальным государством». Как считал Платон, в образцово устроенном государстве  царями должны     быть люди, наиболее отличившиеся в философии  и в военном деле. В таком государстве не должно быть частной собственности, а «все у всех общее»:

жёны, дети, да и их воспитание тоже. Никто не должен ничего приобретать. Военные  за свою службу должны   получать вознаграждение в виде запаса продовольствия на год, их обязанность – заботиться о государстве. А царями надо всем этим должны быть наиболее отличившиеся в философии и военном деле…

  Платон  пытается показать, каким должно быть совершенное общество, общежитие  людей в полисе, их воспитание и  взаимоотно­шения друг с другом. Платон описывает модель идеального государства, государства-утопии, подвергая при этом критике существовавшие в его времена типы правления. Современную ему действительность философ рассматривает как негативную, отступающую от старых, верных традиций. Платон считает, что во времена Кроноса существовал «золотой век», рецепты возрождения которого он и пытается дать гражданам в своем трактате.

   Идеальная модель государства  у Платона по сути своей  утопична лишь потому, что в тех условиях, которые переживала Греция, реализация самой идеи была невозможна. Тем не менее гениальность древне- греческого мыслителя настолько очевидна, что даже нынешний ХХI век живет, руководствуясь отдельными положениями “идеального государства”, как-то: классовое деление, частная собственность, политическая

тирания.

  
 
 

         Задание четвертое. Логические задачи, упражнения, комментарии

         Платон первым в  истории философии выделил два  разных типа философствования, подчеркнув их противоположность и борьбу следующим образом: «Происходит нечто вроде борьбы гигантов из-за спора друг с другом о Бытии»... «Одни утверждают, будто существует то, что допускает прикосновение и осязание, и признают тела и Бытие одно и то же», ...другие же убеждены, что Истинное Бытие - это некие умопостигаемые и бестелесные идеи. Первое идет от Милетской школы, Гераклита, Эмпедокла и достигает вершин в атомизме Демокрита. Второе уходит своими истоками к пифагорейскому учению о числе, эгейскому Бытию-мышлению, разумному, упорядочивающему все началу - NOOS - у Анаксагора».

1. О каких  типах философствования идет  речь? Назовите их.

Идеализм и атомистический материализм

2. К какому  их них относит себя Платон? В чем суть его философской позиции?

     Объективный идеализм. Объективный идеализм характеризуется признанием как объективно сущего мирового разума (духа, идеи) и трактовкой материального мира как формы его проявления.

3.  Назовите  основные понятия, которые использует  в своих размышлениях Платон?

Дух, бытие, идея, ум, разум, бытие. 
 
 
 
 
 
 

Задание пятое. Тестовая проверка знаний 

1. Когда возникла  философия?

а) с возникновением человечества,

б) с возникновением христианства,

в)   в VII-V вв. до н.э.

2. Философская школа,  основанная Платоном, называется:

а) ликей,

б)  сад,

в) академия,

г) школа любомудров.

3. Какую концепцию Бытия выдвигает Гераклит?

а) о его неизменности,

б) о его текучести  и противоречивости,

в) о том, что  истинное бытие - это эйдосы, идеи,

г) о том, что  бытие - это атомы.  
 

4. Найдите соответствие  между: 

Историческая  эпоха                          Ведущая философская идея

а) Античность,                                           а) антропоцентризм,

б) Средневековье,                                      б) космоцентризм,

в) Возрождение,                                         в) рационализм,

г)  Новое время,                                          г) антропокосмизм,

д). Новейшее время.                                 д) теоцентризм.  

Античность – антропоцентризм, космоцентризм,

Средневековье – теоцентризм, (секуляризованный )антропоцентризм

Новое время  – рационализм                                        

Новейшее время – антропоцентризм с экологической точки зрения, Новейшее время –    антропокосмизм,                              

5. Средства научного  постижения мира:

а) созерцание,

б) умозрение,

в) понятия,

г) откровение.

6. По своему содержанию  мировоззрение Платона  было:

а) скептицизм,

б) материализм,

в) объективный идеализм,

г) субъективный идеализм.  

7. Впишите ключевое слово в суждение: «Наука есть процесс духовного освоения мира человеком». 

8. Объектом философской  антропологии является:

а) культура,

б) человек,

в) общество,

г) природа,

д) ценности.

9. Проведите соответствие  между:

а)  гедонизм,                                                                     а) сомнение,

б)  скептицизм,                                                               б) себялюбие,

в)  эгоизм,                                                                     в) наслаждение,

гедонизм –  наслаждение

эгоизм –  себялюбие,

скептицизм –  сомнение.                                                         

10. Какому древнегреческому  философу принадлежит  произведение «Политика»?

а) Платону,

б) Аристотелю,

в) Эпикуру,

г) Протагору. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

  1. Асмус В.Ф.Античная философия: Учебник. – М.: Норма,2000. – 541с.
  2. Асмус В.Ф. Платон. - М.: Мысль, 1975. – 344с.
  3. Болдырев Н.Ф. Сократ. Платон. Аристотель. Юм. Шопенгауэр: Биографические повествования. – Челябинск: Урал, 1995. – 266с.
  4. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия. Учебное пособие. – М.:

    Знание, 2001. – 304 с.

  1. Рассел Бертран. История западной философии: В 3 кн.    Новосибирск: Мысль, 1994. Кн. 1-2.
  2. Философия: Учебник / под ред. А.Ф.Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. –  М.: Академический Проект, 2003. – 348с.
  3. Философия в вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов/ Под ред. Проф. Е.Е. Несмеянова. –  М.: Гардарики, 1999. – 296с.
  4. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. Изд.4-е, перераб. и доп. –  М.: Лотос, 2002. – 326с.
  5. Кант И. Сочинения: В 6 т; Т. 5. – М: Наука, 1976. – 411с.
  6. Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии (общий курс): Учебное пособие. –  М.: Академический проект, 2007. – 345с.
  7. Моисеева Н.А., Сороковникова В.И.Философия. – С Пб.: Питер, 2004.- 352с.
  8. Монтексье Ш.. Избранные произведения. – М: Наука, 1985. – 942с.
  9. СпиркинА.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарики, 2005. – 816с.
  10. Титов В.Ф. Философия: Учеб. для вузов.- М.: Норма, 2003. – 411с.
  11. Фейербах Л. Избранное. – М.: Наука, 1986. – 523с. 
  12. Философия в вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов / Под
  13. ред. проф. Е.Е. Несмеянова.– М.: Гардарики, 2000. – 351 с.
  14. Философия: Учебник/ Под.ред. А.Ф.Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. – М.: Академический Проект, 2003. – 344с.
  15. Философия: Учебник/Под.ред Л.Г.Кононович, Г.И.Медведева. – Ростов н/Д.: « Феникс», 2001. – 576с.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"